Теория литературы. Текстология | Филологический аспект №1 (45) Январь, 2019

УДК 821.161.1

Дата публикации 29.01.2019

Образ лишнего человека в художественной литературе XXI века

Пронина Наталья Андреевна
Кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», natalie4941@rambler.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отклоняющегося развития. Автор анализирует причины возникновения данного явления. Статья посвящена детальному анализу проблеме лишнего человека в зарубежной и отечественной литературе начала двадцать первого века.
Ключевые слова: норма, лишний человек, отклонение от нормы, развитие, художественная литература.

Image of the excess person in fiction of the 21st century

Pronina Natalya Andreevna
Associate professor, PhD in Pedagogy Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University»

Abstract: The article is devoted to the actual problem of deviant development. The author analyzes the causes of this phenomenon. The article is devoted to a detailed analysis of the problem of excess person in foreign and domestic literature of the early twenty-first century.
Keywords: norm, superfluous person, deviation from the norm, development, fiction.

Проблема  лишнего человека появилась в русской классической литературе XIX века не случайно. Такие писатели, как А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов пытались понять причины неприятия человека обществом. Такую же тенденцию мы можем наблюдать в современной литературе, только сменились герои. Теперь это дети с особыми образовательными потребностями.

Норма — это средняя величина какого-то явления. Термин «отклонение психического развития» Н.Я. Семаго и М. М. Семаго трактуют, как «определяемое для конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого изменения (опережение или запаздывание)» [8, с.15].

Вопросами формирования толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями занимались такие ученые, как Э.М. Гусейнова [3], А.С. Дороничева [4], Е.М. Качалай [5].

Проблема исследования очень актуальна, так как наша страна переходит на инклюзивное образование. Она нашла свое отражение в трудах Е.О. Галицких[2], Е.В. Мамаевой [6], Н.А. Прониной [7].

Причинами возникновения отклонения могут быть различные факторы: пренатальные (период беременности может осложняться различными заболеваниями матери), натальные (процесс родов может быть тяжелым, и ребенок может получить травму, мама Мелоди из повести Шэрон Дрейпер «Привет, давай поговорим» права, когда восклицает: «Это я виновата, что Мелоди такая! ... Я мать, я должна была нормально впустить ее в этот мир, а я все испортила! — Она всхлипнула. — Любая женщина способна родить здорового ребенка! А я не смогла!» [1, с.50]), постнатальный (первые три года жизни очень важны для развития человека, вирусные заболевания могут привести к тяжелым последствиям).

Даже любящие родители не в силах защитить своего ребенка от бездушия мира. Например, мама Мелоди отрицает неправильный диагноз дочери и спорит с врачом, мама Лены из повести И.Ю.  Поздняковой «Когда весь мир как будто за горой» [2] отказывается отправить ребенка в школу для детей с задержкой умственного развития.

Чаще всего родители предают свое дитя, предпочитая спокойную и размеренную жизнь. Ведь ухаживать за инвалидом, кормить его с ложечки, поить водой — тяжела ноша, вынести которую не под силу, но предательство близких людей больно ранит душу человека и лишает шанса на дальнейшее формирование его личности.  Ведь именно в семье возможна социализация. Психологи отмечают тот факт, что ребенок с особыми образовательными потребностями развивается быстрее, если его окружает семья.

Подрывается базовое доверие к миру, сформировать которое способны лишь любящие родители. Так, Тома Черемнова из автобиографической повести «Трава, пробившая асфальт» [3] оказывается в детском доме для детей с физическими и умственными отклонениями. Самый близкий человек на свете — мать предаёт ее, отдав на воспитание чужим людям. Отвергает она дочь и второй раз, когда «отказом взять меня погостить эта женщина оберегает свою семью, где для меня не места, а мой дом  — это ПНИ —  пожизненно. И нечего рыпаться — паршивой овце не место в семейном стаде» [3, с.14].  

Такой ребенок мешает не только родителям, но и братьям и сестрам. Дейзи из повести Ж. Уилсон «Вечеринка с ночевкой» [4]  считает сестру обузой, препятствием, мешающим воплотить в жизнь ее мечту —  пригласить подруг на вечеринку с ночевкой.

Общество отделило от себя таких людей, надежно спрятав их в дома и школы для инвалидов, классы коррекции.

Ужасающая картина самого дна общества рисуется в нашем воображении при знакомстве с такими заведениями. Голод, холод, антисанитария, чесотка. Как можно выжить в таких условиях, похожих на концлагерь фашистского режима?

Среди учителей тоже встречается много непрофессионалов, которые даже не стараются научить чему-нибудь. Например, миссис Билланс [1].

Некомпетентность врачей тоже поражает. Неправильно поставленные диагнозы таким детям не редкость. Врачебная ошибка, цена которой чья-то покалеченная жизнь и судьба! Тома Черемнова несколько лет потратила на исправление диагноза. «Этот диагноз сложился из небрежности приезжих комиссий, наплевательства местного персонала и низости моей матери» [3, с.18]. Умница Мелоди тоже пострадала из-за таких горе-эскулапов. А ведь правильный диагноз жизненно необходим для такого ребенка, чем раньше и точнее он будет установлен, тем скорее можно будет начать реабилитационные меры и по возможности вернуть человека в общество.

Сиделки, главная задача которых ухаживать за такими людьми, также отличаются чёрствостью. Страшный эпизод пожара в ПНИ, где живет Тома Черемнова показывает, что можно бросить больного беспомощного человека умирать!

Люди прячутся от таких детей за стеной собственной черствости и бездушия. «Эту глухую белую стену я запомнила на всю жизнь. Сначала стена была лишь детской обидой, а потом превратилась в символ, стена — неумолимый враг, которого я должна победить. Столько потом по жизни мне придется разбить таких глухих стен» [3, с.25].

Бездушие взрослых больно ранит душу человека. Такие дети встречаются с ним на каждом шагу. Лена  во время прогулки с мамой встречает женщину, которая предлагает ей учиться в школе для детей с задержкой умственного развития.

Чувство одиночества сопровождает героев в течение всей жизни. У Лены контакты с внешним миром ограничились родителями и учителями. Ника из повести Т.Ш. Крюковой «Костя плюс Ника» [5]  также чувствует болезненную изоляцию от общества. Как известно, человек не может жить без общества, которое влияет на него в процессе развития, формируя мировоззрение, опыт деятельности.

Противостоять обществу довольно сложно, но герои бросают вызов окружающим.  Ника бунтует, противопоставляя себя окружающим: «чем больше Нике хотелось спрятаться от чужих глаз, тем настойчивее она изо дня в день сидела на виду у проходящих, бросая вызов обществу, которое его отвергало». Лена уходит в вымышленный мир, чувствуя себя там комфортно. «Так, к годам десяти, и сформировалось то, что она называла «Колонией» — герои книг Жюля Верна, Ивана Ефремова, Александра Беляева, Кира Булычева и Яна Лорри» [2, с.19]. Уходит в вымышленный мир книг Тамара Черемнова, ведь литература раздвигает тесные границы комнаты, снимает кандалы с обездвиженного тела и может перенести куда угодно. Для Уилла из повести Джоржо Мойеса «До встречи с тобой» «…единственным способом справиться с жжением было покинуть собственное тело» [6, с.24].

Именно такое отношение общества формирует противоречивые черты характера этих детей.  Каждый раз, встречаясь с бездушием и черствостью, человек привыкает и становится таким же.

Что такое счастье? Достаточно трудный вопрос, на который трудно ответить. Для людей с ограниченными возможностями счастье заключается в простых вещах: ходить, бегать, играть со сверстниками, то есть то, что для нас является естественным. «Я научилась садиться», — делится Тома Черемнова [3, 27]. «Считайте себя счастливыми, пока вы ни от кого не зависите! Не хотите считать, что здоровое самоуправляемое тело — счастье? Тогда хоть согласитесь, что это основа для счастья» [3, с.38]. «Как бы мне хотелось вот так писать что-нибудь в блокноте. И вообще, с каким удовольствием я выполняла бы все до единой домашней работы», — говорит Мэлоди [1, с.25].  Лу Кларк, сиделка квадрилептика Уилла [6], составляет список из обычных для нас повседневных действий, недоступных для колясочников, среди них ездить в метро, плавать без посторонней помощи, ходить в кино, ходить на пляж, летать на самолете.

А ведь доступная среда важна для таких людей. Мировоззрение Лу меняет встреча с Уиллом. «Некоторые вещи не замечаешь, пока не сопровождаешь человек в инвалидной кресле. Например, насколько ужасны почти все мостовые, пестрящие плохо заделанными дырами или просто неровные…Другой неприятный момент — насколько эгоистичны почти все водители. Они паркуются напротив съездов с тротуаров или так близко, что инвалидное кресло просто не сможет пролезть» [6, с.41].

Проблема любви и возможности быть счастливым также поднимается в литературе. Костя влюбляется в Нику, чувство взаимно.  Происходит чудо, психосоматическое заболевание главной героини проходит, она может ходить. Более трагична история Уилла и Лу, которая не смогла убедить его жить. Тема любви более многогранна, в повести описывается не только любовь между мужчиной и женщиной, но и любовь к жизни. Для Уилла нет смысла существования, каждый его день пронизан сплошной болью, он решается на эвтаназию, и даже светлое чувство не меняет его решения.

Надежда на счастье и взаимную любовь описывает роман Д.М. Липскерова «Пространство Готлиба» [7]. Анна и Евгений вступают в переписку, делясь мыслями и чувствами, отогревая друг друга теплом своих сердец.

Таким образом, современная литература освещает большой круг вопросов, связанных с людьми с ограниченными возможностями здоровья, над которыми необходимо задуматься любому мыслящему человеку. Чтение такой литературы позволит сформировать толерантного члена общества. И тогда наша страна сможет перейти на иной, отличный от современного, тип культуры, который А.Г. Асмолов назвал «культурой достоинства» [1], которая каждую  жизнь считает священной.


Список литературы

1. Асмолов А.Г. От культуры полезности к культуре достоинства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://asmolovpsy.ru/ru/interview/281 (дата обращения 22.01.2019)
2. Галицких Е. О. Художественная литература о проблемах инклюзии как источник педагогической рефлексии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 6–10. URL: http://e-koncept.ru/2016/56112.htm (дата обращения 22.01.2019)
3. Гусейнова Э.М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке // Молодой ученый. 2014. №21. С. 626–629.
4. Дороничева А.С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме [Электронный ресурс]. – Режим доступа:. http://www.scienceforum.ru/2013/77/4492, свободный. – (дата обращения 22.01.2019)
5. Качалай Е. М., Фоминых Е. С. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как актуальная проблема инклюзивного образования //Воспитание и обучение: теория, методика и практика. 2016. С. 95-97.
6. Мамаева Е.В. Художественная литература как инструмент социально-педагогической поддержки детей и молодежи с ОВЗ//Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. Симферополь. 2017.С.178-180.
7. Пронина Н. А. Литература о детях с особыми образовательными потребностями как источник формирования толерантности // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №1. С. 391-395. URL: http://www.bulletennauki.com/pronina (дата обращения 22.01.2019).
8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. 208 с.
Список источников
1.Дрейпер Ш. Давай поговорим. М.: Розовый жираф,2013. 288 с.
2.Позднякова И.Ю. Когда весь мир как будто за горой. Москва: АНО «Центр социокультурной анимации «Одухотворение», 2003. 72 с.
3. Черемнова Т. Трава, пробившая асфальт. М.: АСТ, 2011. 352 с.
4. Уилсон Ж. Вечеринка с ночевкой. М.:Росмэн-Пресс, 2006. 20 с.
5. Крюкова Т.Ш. Костя+Ника. М.: ПрофиКС, 2009. 320 с.
6. Мойес Д. До встречи с тобой. М.:Азбука-Аттикус, 2016.480 с.
7.Липскеров Д.М. Пространство Готлиба. М.:Эксмо-Пресс, 2001. 69с.

Расскажите о нас своим друзьям: