Теория литературы. Текстология | Филологический аспект №1 (45) Январь, 2019
УДК 821.161.1
Дата публикации 29.01.2019
Образ лишнего человека в художественной литературе XXI века
Пронина Наталья Андреевна
Кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», natalie4941@rambler.ru
Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отклоняющегося развития. Автор анализирует причины возникновения данного явления. Статья посвящена детальному анализу проблеме лишнего человека в зарубежной и отечественной литературе начала двадцать первого века.
Ключевые слова: норма, лишний человек, отклонение от нормы, развитие, художественная литература.
Associate professor, PhD in Pedagogy Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University»
Abstract: The article is devoted to the actual problem of deviant development. The author analyzes the causes of this phenomenon. The article is devoted to a detailed analysis of the problem of excess person in foreign and domestic literature of the early twenty-first century.
Keywords: norm, superfluous person, deviation from the norm, development, fiction.
Проблема лишнего человека появилась в русской классической литературе XIX века не случайно. Такие писатели, как А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов пытались понять причины неприятия человека обществом. Такую же тенденцию мы можем наблюдать в современной литературе, только сменились герои. Теперь это дети с особыми образовательными потребностями.
Норма — это средняя величина какого-то явления. Термин «отклонение психического развития» Н.Я. Семаго и М. М. Семаго трактуют, как «определяемое для конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого изменения (опережение или запаздывание)» [8, с.15].
Вопросами формирования толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями занимались такие ученые, как Э.М. Гусейнова [3], А.С. Дороничева [4], Е.М. Качалай [5].
Проблема исследования очень актуальна, так как наша страна переходит на инклюзивное образование. Она нашла свое отражение в трудах Е.О. Галицких[2], Е.В. Мамаевой [6], Н.А. Прониной [7].
Причинами возникновения отклонения могут быть различные факторы: пренатальные (период беременности может осложняться различными заболеваниями матери), натальные (процесс родов может быть тяжелым, и ребенок может получить травму, мама Мелоди из повести Шэрон Дрейпер «Привет, давай поговорим» права, когда восклицает: «Это я виновата, что Мелоди такая! ... Я мать, я должна была нормально впустить ее в этот мир, а я все испортила! — Она всхлипнула. — Любая женщина способна родить здорового ребенка! А я не смогла!» [1, с.50]), постнатальный (первые три года жизни очень важны для развития человека, вирусные заболевания могут привести к тяжелым последствиям).
Даже любящие родители не в силах защитить своего ребенка от бездушия мира. Например, мама Мелоди отрицает неправильный диагноз дочери и спорит с врачом, мама Лены из повести И.Ю. Поздняковой «Когда весь мир как будто за горой» [2] отказывается отправить ребенка в школу для детей с задержкой умственного развития.
Чаще всего родители предают свое дитя, предпочитая спокойную и размеренную жизнь. Ведь ухаживать за инвалидом, кормить его с ложечки, поить водой — тяжела ноша, вынести которую не под силу, но предательство близких людей больно ранит душу человека и лишает шанса на дальнейшее формирование его личности. Ведь именно в семье возможна социализация. Психологи отмечают тот факт, что ребенок с особыми образовательными потребностями развивается быстрее, если его окружает семья.
Подрывается базовое доверие к миру, сформировать которое способны лишь любящие родители. Так, Тома Черемнова из автобиографической повести «Трава, пробившая асфальт» [3] оказывается в детском доме для детей с физическими и умственными отклонениями. Самый близкий человек на свете — мать предаёт ее, отдав на воспитание чужим людям. Отвергает она дочь и второй раз, когда «отказом взять меня погостить эта женщина оберегает свою семью, где для меня не места, а мой дом — это ПНИ — пожизненно. И нечего рыпаться — паршивой овце не место в семейном стаде» [3, с.14].
Такой ребенок мешает не только родителям, но и братьям и сестрам. Дейзи из повести Ж. Уилсон «Вечеринка с ночевкой» [4] считает сестру обузой, препятствием, мешающим воплотить в жизнь ее мечту — пригласить подруг на вечеринку с ночевкой.
Общество отделило от себя таких людей, надежно спрятав их в дома и школы для инвалидов, классы коррекции.
Ужасающая картина самого дна общества рисуется в нашем воображении при знакомстве с такими заведениями. Голод, холод, антисанитария, чесотка. Как можно выжить в таких условиях, похожих на концлагерь фашистского режима?
Среди учителей тоже встречается много непрофессионалов, которые даже не стараются научить чему-нибудь. Например, миссис Билланс [1].
Некомпетентность врачей тоже поражает. Неправильно поставленные диагнозы таким детям не редкость. Врачебная ошибка, цена которой чья-то покалеченная жизнь и судьба! Тома Черемнова несколько лет потратила на исправление диагноза. «Этот диагноз сложился из небрежности приезжих комиссий, наплевательства местного персонала и низости моей матери» [3, с.18]. Умница Мелоди тоже пострадала из-за таких горе-эскулапов. А ведь правильный диагноз жизненно необходим для такого ребенка, чем раньше и точнее он будет установлен, тем скорее можно будет начать реабилитационные меры и по возможности вернуть человека в общество.
Сиделки, главная задача которых ухаживать за такими людьми, также отличаются чёрствостью. Страшный эпизод пожара в ПНИ, где живет Тома Черемнова показывает, что можно бросить больного беспомощного человека умирать!
Люди прячутся от таких детей за стеной собственной черствости и бездушия. «Эту глухую белую стену я запомнила на всю жизнь. Сначала стена была лишь детской обидой, а потом превратилась в символ, стена — неумолимый враг, которого я должна победить. Столько потом по жизни мне придется разбить таких глухих стен» [3, с.25].
Бездушие взрослых больно ранит душу человека. Такие дети встречаются с ним на каждом шагу. Лена во время прогулки с мамой встречает женщину, которая предлагает ей учиться в школе для детей с задержкой умственного развития.
Чувство одиночества сопровождает героев в течение всей жизни. У Лены контакты с внешним миром ограничились родителями и учителями. Ника из повести Т.Ш. Крюковой «Костя плюс Ника» [5] также чувствует болезненную изоляцию от общества. Как известно, человек не может жить без общества, которое влияет на него в процессе развития, формируя мировоззрение, опыт деятельности.
Противостоять обществу довольно сложно, но герои бросают вызов окружающим. Ника бунтует, противопоставляя себя окружающим: «чем больше Нике хотелось спрятаться от чужих глаз, тем настойчивее она изо дня в день сидела на виду у проходящих, бросая вызов обществу, которое его отвергало». Лена уходит в вымышленный мир, чувствуя себя там комфортно. «Так, к годам десяти, и сформировалось то, что она называла «Колонией» — герои книг Жюля Верна, Ивана Ефремова, Александра Беляева, Кира Булычева и Яна Лорри» [2, с.19]. Уходит в вымышленный мир книг Тамара Черемнова, ведь литература раздвигает тесные границы комнаты, снимает кандалы с обездвиженного тела и может перенести куда угодно. Для Уилла из повести Джоржо Мойеса «До встречи с тобой» «…единственным способом справиться с жжением было покинуть собственное тело» [6, с.24].
Именно такое отношение общества формирует противоречивые черты характера этих детей. Каждый раз, встречаясь с бездушием и черствостью, человек привыкает и становится таким же.
Что такое счастье? Достаточно трудный вопрос, на который трудно ответить. Для людей с ограниченными возможностями счастье заключается в простых вещах: ходить, бегать, играть со сверстниками, то есть то, что для нас является естественным. «Я научилась садиться», — делится Тома Черемнова [3, 27]. «Считайте себя счастливыми, пока вы ни от кого не зависите! Не хотите считать, что здоровое самоуправляемое тело — счастье? Тогда хоть согласитесь, что это основа для счастья» [3, с.38]. «Как бы мне хотелось вот так писать что-нибудь в блокноте. И вообще, с каким удовольствием я выполняла бы все до единой домашней работы», — говорит Мэлоди [1, с.25]. Лу Кларк, сиделка квадрилептика Уилла [6], составляет список из обычных для нас повседневных действий, недоступных для колясочников, среди них ездить в метро, плавать без посторонней помощи, ходить в кино, ходить на пляж, летать на самолете.
А ведь доступная среда важна для таких людей. Мировоззрение Лу меняет встреча с Уиллом. «Некоторые вещи не замечаешь, пока не сопровождаешь человек в инвалидной кресле. Например, насколько ужасны почти все мостовые, пестрящие плохо заделанными дырами или просто неровные…Другой неприятный момент — насколько эгоистичны почти все водители. Они паркуются напротив съездов с тротуаров или так близко, что инвалидное кресло просто не сможет пролезть» [6, с.41].
Проблема любви и возможности быть счастливым также поднимается в литературе. Костя влюбляется в Нику, чувство взаимно. Происходит чудо, психосоматическое заболевание главной героини проходит, она может ходить. Более трагична история Уилла и Лу, которая не смогла убедить его жить. Тема любви более многогранна, в повести описывается не только любовь между мужчиной и женщиной, но и любовь к жизни. Для Уилла нет смысла существования, каждый его день пронизан сплошной болью, он решается на эвтаназию, и даже светлое чувство не меняет его решения.
Надежда на счастье и взаимную любовь описывает роман Д.М. Липскерова «Пространство Готлиба» [7]. Анна и Евгений вступают в переписку, делясь мыслями и чувствами, отогревая друг друга теплом своих сердец.
Таким образом, современная литература освещает большой круг вопросов, связанных с людьми с ограниченными возможностями здоровья, над которыми необходимо задуматься любому мыслящему человеку. Чтение такой литературы позволит сформировать толерантного члена общества. И тогда наша страна сможет перейти на иной, отличный от современного, тип культуры, который А.Г. Асмолов назвал «культурой достоинства» [1], которая каждую жизнь считает священной.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. От культуры полезности к культуре достоинства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://asmolovpsy.ru/ru/interview/281 (дата обращения 22.01.2019)
2. Галицких Е. О. Художественная литература о проблемах инклюзии как источник педагогической рефлексии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 6–10. URL: http://e-koncept.ru/2016/56112.htm (дата обращения 22.01.2019)
3. Гусейнова Э.М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке // Молодой ученый. 2014. №21. С. 626–629.
4. Дороничева А.С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме [Электронный ресурс]. – Режим доступа:. http://www.scienceforum.ru/2013/77/4492, свободный. – (дата обращения 22.01.2019)
5. Качалай Е. М., Фоминых Е. С. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как актуальная проблема инклюзивного образования //Воспитание и обучение: теория, методика и практика. 2016. С. 95-97.
6. Мамаева Е.В. Художественная литература как инструмент социально-педагогической поддержки детей и молодежи с ОВЗ//Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. Симферополь. 2017.С.178-180.
7. Пронина Н. А. Литература о детях с особыми образовательными потребностями как источник формирования толерантности // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №1. С. 391-395. URL: http://www.bulletennauki.com/pronina (дата обращения 22.01.2019).
8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. 208 с.
Список источников
1.Дрейпер Ш. Давай поговорим. М.: Розовый жираф,2013. 288 с.
2.Позднякова И.Ю. Когда весь мир как будто за горой. Москва: АНО «Центр социокультурной анимации «Одухотворение», 2003. 72 с.
3. Черемнова Т. Трава, пробившая асфальт. М.: АСТ, 2011. 352 с.
4. Уилсон Ж. Вечеринка с ночевкой. М.:Росмэн-Пресс, 2006. 20 с.
5. Крюкова Т.Ш. Костя+Ника. М.: ПрофиКС, 2009. 320 с.
6. Мойес Д. До встречи с тобой. М.:Азбука-Аттикус, 2016.480 с.
7.Липскеров Д.М. Пространство Готлиба. М.:Эксмо-Пресс, 2001. 69с.