Русская литература | Филологический аспект №12 (20) Декабрь, 2016

УДК 811.161.1

Дата публикации 15.12.2016

О некоторых средствах выразительности в произведениях Н.В. Гоголя

Овечкина Елена Алексеевна
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация: В данной статье рассматривается специфика риторических фигур и тропов в произведениях Н. В. Гоголя.
Ключевые слова: Повтор, синтаксический параллелизм, перифраза

Some of the means of expression in N.V. Gogol`s works

Ovechkina Elena Alekseevna
Volgograd State University, Volgograd

Abstract: In article considered the specifics of the rhetorical figures and the tropes in the works of N. V. Gogol.
Keywords: Повтор, синтаксический параллелизм, перифраза

Н. В. Гоголь в своих поздних произведениях часто обращается к духовной тематике. Так, в «Правиле жития в мире» он размышляет о любви к Богу, говорит о воспитании человека в соответствии с законом Христа, подчеркивая, что «все, что не от Бога, то не есть истинно» [1, с. 519], объясняя смысл жизни по христианскому вероучению. Гоголь призывает всякое дело и начинание сопровождать внутренней душевной молитвой, говорит о необходимости бороться с унынием как одним из смертных грехов: «Уныние есть истое искушение духа тьмы, которым нападает он на нас, зная, как трудно с ним бороться человеку. Уныние противно Богу. Оно есть следствие недостатка любви нашей к Нему. Уныние рождает отчаяние, которое есть душевное убийство, страшнейшее всех злодеяний, совершаемых человеком, ибо отрезывает все пути к спасению, и потому пуще всех грехов оно ненавидимо Богом. От того и в молитвах просится ежедневно, дабы дал нам Бог сердце трезвящееся, бодр ум, мысль светлу и отгнал бы от нас дух уныния» [1, с. 521].

Самым известным произведением, посвященным духовной тематике, является книга Н.В Гоголя «Размышления о Божественной Литургии». Она занимает особое место в творчестве писателя и становится для него итоговой. Сам автор обращает внимание на то, что целью этого духовно-просветительского труда является желание «показать, в какой полноте и внутренней глубокой связи совершается наша Литургия, юношам и людям, еще начинающим, еще мало ознакомленным с ее значением» [2, с. 329].

В «Размышлениях о Божественной Литургии» сочетаются богословская и художественная традиции. Известно, что духовные произведения характеризуются высокой частотностью использования выразительно-изобразительных средств таких, как риторические фигуры и тропы. Риторические фигуры представляют собой синтагматически образуемые средства выразительности, «посредством которых выделяются или сопоставляются значения отдельных слов» [3, с. 291]. Троп представляет собой стилистический прием, «заключающийся в употреблении слова (словосочетания, предложения) не в прямом, а в переносном значении» [5, с. 559].

По нашим наблюдениям, наиболее частотной риторической фигурой, встречающейся в рассматриваемых нами произведениях Н.В. Гоголя, является повтор. С точки зрения характера повторяющихся языковых единиц обнаруживаются лексические и лексико-синтаксические повторы. Это дистантный и контактный повторы однокоренных слов. При контактных повторах лексические единицы следуют одна за другой, например: «…вопли эти слышней слышались в устах избранных и пророков» [2, с. 329]. Контактный повтор усиливает семантику слова и позволяет подчеркнуть смысловую значимость фрагмента.

Особенностью дистантных повторов является то, что повторяющиеся элементы отделены друг от друга одним или несколькими словами, например: «исполняя их подобно послушнику, исполняющему беспрекословно и рабски всякое повеление своего подвигоположника и господина» [1, с. 523] или «…Отовсюду тоскующая тварь звала своего Творца.Воплями взывало все к Виновнику своего бытия, и вопли эти слышней слышались в устах избранных и пророков. Предчувствовали и знали, что Создатель, скрывающийся в созданьях, предстанет Сам лицем к человекам, – предстанет  не иначе, как в образе того созданья  Своего, созданного по Его образу и подобию» [2, с. 329]. Анализ показывает, что при помощи дистантных повторов автор акцентирует внимание на семантически важных фрагментах, т.к. повторяющимися являются слова, обозначающие важные церковные понятия: образ, созданье, тварь,  Творец и т.д.

Необходимо отметить также использование такого приема, как синтаксический параллелизм, который представляет собой повторение однотипных синтаксических моделей. Например: «…воздвигая народ к молению, певцов к пению, священника к священнодействию, себя к ангельской быстроте и готовности во служении» [2, с. 331] или «…Так он сим изъятьем хлеба от хлеба знаменует изъятье плоти Христа от плоти Девы – рождение Бесплотного во плоти. И, помышляя, что рождается Принесший в жертву Себя за весь мир, соединяет неминуемо мысль о самой жертве и принесении и глядит на хлеб, как на агнца, приносимого в жертву, на ножкоторым должен изъять, как на жертвенный, который имеет вид копья в напоминание копья, которым было прободено на кресте Тело Спасителя» [2, с. 333].

В данных фрагментах подобный конструктивный принцип создает определенный ритм, который позволяет читателю сосредоточиться на семантически значимых частях текста.

Усиление изобразительности и выразительности, а также предотвращение неоправданной тавтологии обусловливает использование в «Размышлениях о Божественной Литургии» перифраза: тропа, заключающегося в замене какого-либо слова или выражения описательным оборотом, в котором называются наиболее существенные признаки (признак) обозначаемого [4, с. 226]. Так, перифразы используются при именовании Господа: Творец, Виновник своего бытия, Создатель, Сам, Спаситель, Господь Бог, Иисус Христос, Спаситель мира, Бесплотный во плоти, Принесший в жертву Себя за весь мир, Агнец Божий  и т.д.

Необходимо отметить, что наиболее активное использование изобразительно-выразительных средств в «Размышлениях о Божественной Литургии» встречается в тех фрагментах, которые представляют собой цитирование или интерпретацию Священного Писания, а также при описании действий священника. Так, например, лексические повторы и синтаксический параллелизм используются при описании священнослужителя, готовящегося к Божественной Литургии и читающего молитвы: «…Священник облачается таким же самым образом. Вначале благословляет и надевает стихарь, сопровождая сие теми же словами, какими сопровождал и диакон; но, вслед за стихарем, надевает уже не простой одноплечный орарь, но двухплечный, который, покрыв оба плеча и обняв шею, соединяетсяобоими концами на груди его вместе и сходит в соединенном виде до самого низу его одежды, знаменуя сим соединение в его должности двух должностей – иерейской и диаконской. И называется он уже не орарем, но  питрахилью, и самим воздеваньем своим знаменует излияние благодати свыше на священников, почему и сопровождается это величественными словами Писания: Благословен Бог, изливающий благодать Свою на священники Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его» [2, с. 321].  В приведенных выше фрагментах можно отметить повторение определенных глагольных форм: «настоящее богословского обобщения» [6, с. 77]. По мнению исследователей, эти формы применяются в религиозных текстах, в частности в проповеди и духовном послании, «при обозначении речевого действия, происходившего в прошлом и не совпадающего с моментом речи». Использование подобных глагольных форм позволяет подчеркнуть вневременной, постоянный, ритуальный характер действий священнослужителя.

Таким образом, в результате проведенного анализа установлено, что специфика риторических фигур и тропов в «Правиле жития в мире» и «Размышлениях о Божественной Литургии» Н.В. Гоголя обусловливается сочетанием художественной и богословской традиций в произведениях. Воплощение художественных традиций проявляется в использовании изобразительно – выразительных средств – тропов и фигур таких, как лексические и лексико-синтаксические повторы, а также перифраза. Вместе с тем инвентарь выразительных средств и их функции соотносимы с традициями создания духовных текстов, т.к. повторы появляются в семантически значимых фрагментах, а также при цитировании Священного Писания и для создания особого ритма духовной речи.


Список литературы

1. Гоголь Н. В. Духовная проза [Текст] / Н.В. Гоголь. – М.: Астрель, 2012. – С. 519–526.
2. Гоголь Н.В. Собрание сочинений [Текст]: В 9 т. Т.6. Духовная проза; Критика; Публицистика / Н.В. Гоголь. – М.: Русская книга, 1994. – 560 с.
3. Волков, А.А. Основы риторики [Текст]: Учебное пособие для вузов /А. А. Волков. – М.: Академический проект, 2003. ─ 304 с.
4. Энциклопедический словарь-справочник [Текст]. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / Под ред. А.П. Сковородникова. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 480 с.
5. Стилистический энциклопедический словарь русского языка [Текст] /под ред. М.Н. Кожиной; члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 696 с.
6. Прохватилова, О.А., Стрельникова, Е.С. Стилистика русского языка [Текст]: учебное пособие для студ. филол. фак. /О.А. Прохватилова, Е.С. Стрельникова. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – 659 с.

Расскажите о нас своим друзьям: