Теория языка | Филологический аспект №7 (15) Июль, 2016

Дата публикации 18.07.2016

МЕНТАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ СТРУКТУРА В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА ДИАЛЕКТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ А.Т. ПУШЕЧКИНОЙ

Джанибекова Джамиля Султановна
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: В данной статье рассматривается языковая картина мира диалектной языковой личности, описывается и анализируется, присущая некрасовке А.Т. Пушечкиной, ментально-ценностная структура.
Ключевые слова: языковая картина мира, языковая личность, ментально-ценностная структура

MENTAL-VALUE STRUCTURE IN THE LANGUAGE WORLD PICTURE OF A.T. PUSHECHKINA`S DIALECT LANGUAGE PERSONALITY

Dzhanibekova Dzhamila Sultanovna
North Caucasus Federal University, Stavropol

Abstract: This article discusses the language picture of the world dialectal language person, describes and analyzes of nekrasovka A.T. Pushechkina`s mental-value structure.
Keywords: language picture of the world, language personality, mental-value structure

Языковая картина мира – исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности. По мнению Масловой, «она отражает способ речемыслительной деятельности, характерной для той или иной эпохи, с ее духовными, культурными и национальными ценностями» [Маслова, 2007: 54]. В свою очередь каждая языковая личность формируется на основе присвоения отдельным индивидом языкового богатства, созданного его предшественниками, – это язык, языковые потребности и мотивы, ценностные ориентации в использовании языка и др.

Для описания ментально-целостной структуры в языковой картине мира диалектной языковой личности А.Т. Пушечкиной обратимся к исследованию следующих лексико-тематических групп:

  1. лексико-тематическая группа «религия»;
  2. лексико-тематическая группа «семья»;
  3. лексико-тематическая группа «одежда»;
  4. лексико-тематическая группа «хозяйственная деятельность».

В жизни казаков-некрасовцев религия занимает особое место. Благодаря своей вере они смогли сохранить особенности русской культуры в иноязычной, иноэтничной, иноконфессиональной среде. Приведем некоторые примеры из речи А.Т. Пушечкиной: Приходить батя и говорить: «Дарья (звали мать так), а тут бога нету».  Мамака говорить: «Как бога нету? Мы приехали в Россию за русских замуж отдавать, а здесь бога нетуНадо крестицца, надо молицца. А где?». Отец ей: «Церквы здесь нету. И все напрасно, сгорели мы здесь».

Нам, правда, домик отделили, мы ходили туды, как храм сделали, ходили молились туды. Потом в сельсавет ходили просили, и нам тада построили ету церкву. А так вянчалися скрытно, домой привадили батюшку. Если родился, молитву поп должен давать, без молитвы мы в церкву не пойдем. И стали мы от так, всё тайно, тайна крестились, вянчались. А они нас заставляли снимать кресты в школе, а я ня сняла, сказала «Ня буду», и не сняла».

Не менее важное место для некрасовки занимает семья. В лексико-тематическую группу «семья» входят следующие лексемы: семья, батя, мама, сястра, брат, сноха, девочка (в значении дочка). Традиционная некрасовская семья – это патриархальная семья, большая и дружная: «Вот, где у нас амбар, пашаница и семечки, кукуруза, и там мы на полу спали. Вот так: матья старшая рядом, батя, брат, вабще все без обид. Все на полу. Кровати не было. Две снохи и еще детей двое. Там тоже брат, сноха и девочка потом родилась». В.М. Грязнова пишет, что «в жизни некрасовцев мужское начало было главенствующим и определяющим как общественную, так и семейную жизнь» [Грязнова 2014: 68]. Также отметим, что у некрасовцев были хорошие доверительные отношения не только в семье, но и в общине: «…дверь мы никада не закрывали. Жили так, жили в селе. Ходили друг к другу, поетаму дверь не закрывали, даже замков не было» – некрасовцы в общежитии своем были привязаны друг к другу как братья.

Лексико-тематическая группа «одежда»: «Када суда привязли, здесь возле столовой высадили, а мы все в своих одеждах. А от нас все убегають, мы в цветных одеждах, скажуть, цыганей попривезли, што ли?», «И в клуб ходили, в клуб ходили в наших рубахах». Из данных примеров мы видим, что некрасовцы одежду носили традиционную. Следует обратить внимание на то, что обуви у некрасовок было мало: в Турции было тепло, и они ходили босиком («Мы жа привыкли там ходить в рубахах и бисиками, там не была морозов»), а в России обувь была дорогая («А обуви не было у дявчат, дорогая была. А потом нам начали шлёпки покупать. Шлёпки были фсе бисерам сделаны, в празднишные дни хадили в шлёпках, а такие дни бисиками. В клуб ходили бисиками, в рубахе и бисиками. Стыдна была захадить, а в кина хочецца итить, а обуви нету»).

Лексико-тематическая группа «хозяйственная деятельность». Казаки-некрасовцы отличаются особым трудолюбием. Они занимались традиционным для них рыболовством, а также земледелием, животноводством и т.д. В.М. Грязнова пишет: «занимались казаки привычной для них хозяйственной деятельностью, преимущественно рыбной ловлей. <…> На втором месте в хозяйственной деятельности некрасовцев было земледелие» [Грязнова 2010: 68]. Приведем примеры из речи А.Т. Пушечкиной: «Один рыбу налавил – заработал, а втарой пришел, еще задатки не отбыл. Я помню, рыбалить-рыбалить, а задатки не отбыл», А наши на море были, они на крючках шапы ловили, так рыба называлась, ета рыба, как змея»; «Буйвалы были, бугай их называли. Они паслись, а если пахать – пахали на них. <…> Пахали, сеяли, всё на них. За сялом у каждава был свай гарман. Сушили бобы. Зярно отдельна сушили, пашаницу отдельна, кукурузу отдельна, подсолнухи. А там делали кулюбы, шалаши, кулюбы называли. И вот там и ночевали, и охраняли свои бобы»; «Давили винаград и варили щиру, щирь варили. Да делали нардэк. И с тыквушки варили рищель – вареня такое»; «Айву мы с ветки собирали, резали ее. У нас нитачка была, и мы иё на нитачку вязем. Мама заставить нас, целую с листикам отрежим, а у нас потолки были, ну,  как здесь балки. Гвозди прибёшь к балки, на них вешають гранат с ветачками и айву с ветками. Вешаим, извешаем всю, а потом ядим»; «Потом ищё бобы, баклы, привязли. Утут сажали и ели». Из выше сказанного можно говорить о том, что и казаки-некрасовцы делали все своими руками, работали честно и усердно.

«Некрасовцы сохраняют свой русский язык, старые русские обычаи и костюмы, хаты строят и все домашнее хозяйство ведут по русскому образцу. Словом, майносские казаки живут по-русски и любят все старое русское» [Короленко 1900: 71].

Итак, живя в соприкосновении другими культурами, казаки-некрасовцы остались русскими и сохранили основы своей старообрядческой традиции.


Список литературы

1. Грязнова В.М. Национально-культурная специфика лексики казаков-некрасовцев / Филология и культура. – Казань, 2014.
2. Грязнова В.М. Говор казаков-некрасовцев: общая лингвокультурологическая характеристика / Вестник Ставропольского государственного университета. – Ставрополь, 2010.
3. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. – М.: Академия, 2007.
4. Короленко П.П. Некрасовские казаки //Известия общества любителей изучения Кубанской области. Вып.П. Екатеринодар, 1900.
5. Сердюкова О.К. Словарь говора казаков-некрасовцев. Ростов-на-Дону, 2005.

Расскажите о нас своим друзьям: