Теория языка | Филологический аспект Методика преподавания языка и литературы №3 (3) Сентябрь 2019

УДК 81’42

Дата публикации 11.09.2019

Концепт «дружба» в языковой картине мира школьника: лингвокогнитивный аспект

Сальникова Вера Владимировна
д-р филол. наук, профессор кафедры филологии, ФГБОУ ВО Бирский филиал Башкирского государственного университета, РФ, Башкортостан, г. Бирск, salnikova.v.v@gmail.com
Ахматьянова Земфира Саитовна
канд. филол. наук, доцент кафедры филологии, ФГБОУ ВО Бирский филиал Башкирского государственного университета, РФ, Башкортостан, г. Бирск, zim_ahmat@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается концепт «ДРУЖБА» в языковой картине мира школьников в сопоставительном аспекте, поскольку именно в детстве и отрочестве закладывается фундамент мировоззренческих взглядов на окружающую действительность. Цель – проанализировать ассоциативное поле слова «ДРУЖБА» в картине мира детей, живущих в начале XXI века, в лингвокогнитивном аспекте. Предлагаются вниманию интерпретация термина «концепт», анализ материала по результатам свободного ассоциативного эксперимента посредством статистической обработки данных, наблюдения и описания. Экспериментальное изучение языковой картины мира позволяет лучше понять изменения в представлениях школьников об окружающем мире, мотивирующие их поведение.
Ключевые слова: концепт «ДРУЖБА», языковая картина мира, свободный ассоциативный эксперимент, ассоциативное поле, школьник.

The concept of "friendship" in the linguistic picture of the world of a student: a linguo-cognitive aspect

Salnikova Vera Vladimirovna
Doctor of Philology Professor ofthe Department of Philology, FSBEI HE Birsk branchof the, Bashkir State University, Russia, Bashkortostan, Birsk,
Akhmatyanova Zemfira Saitovna
Candidate of Philology Associate Professor of the Department of Philology, FSBEI HE Birsk branchof the Bashkir State University, Russia, Bashkortostan, Birsk.

Abstract: The article discusses the concept of “FRIENDSHIP” in the linguistic picture of the world of schoolchildren in a comparative aspect, since it is in childhood and adolescence that the foundation of worldview views on the surrounding reality is laid. The goal is to analyze the associative field of the word “FRIENDSHIP” in the worldview of children living at the beginning of the 21st century in a linguistic-cognitive aspect. An interpretation of the term “concept,” an analysis of the material based on the results of a free associative experiment through statistical data processing, observation, and description is offered. An experimental study of the linguistic picture of the world allows us to better understand the changes in students' perceptions of the world around them that motivate their behavior.
Keywords: “FRIENDSHIP” concept, linguistic picture of the world, free associative experiment, associative field, schoolchild.

В настоящее время изучение концепта в рамках когнитивной лингвистики и лингвокультурологии становится все более актуальным. Об этом свидетельствуют работы  А.В. Бочаровой [1], А. Вежбицкой [2], А.А. Залевской  [3], Е.С. Кубряковой [4], А.Ю. Ожедряновой [5] и других ученых. Однако как в отечественной, так и в зарубежной лингвистике этот термин трактуется неоднозначно. Например, по мнению А. Вежбицкой, концепт формируется на базе слова и воплощается в языке [2]. А.А. Залевская отмечает, что концепт спонтанно функционирует в деятельности человека, связанной с коммуникацией и познанием; он зависим от закономерностей психической жизни личности, поэтому отличается от тех понятий и значений, которые появляются в результате научного описания в рамках лингвистики [3]. Е.С. Кубрякова под  концептом понимает термин, служащий объяснению единиц ментальных и психологических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека [4]. Вслед за Ю.С. Степановым под концептом в настоящей работе понимается «сгусток культуры в сознании человека» [6].

Таким образом,  концепт связан с языком, с сознанием и культурой человека, это единица познания мира, целостное образование, способное пополняться, изменяться и отражать человеческий опыт.

Цель настоящей статьи – изучить специфику концепта «ДРУЖБА» в языковой картине мира школьника. В связи с этим представляется важным рассмотреть лексическое значение слова «дружба» по данным лингвистических словарей. Т.Ф. Ефремова интерпретирует данное слово так: «дру́жба  −  1.1. Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.п.; 2. Взаимная расположенность, привязанность, характерная для таких отношений; 2.2. перен. разг. Доброжелательное отношение друг к другу человека и животного» [7, с. 316]. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова представлена следующая дефиниция: «дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» [8, с. 155].

Гипотеза исследования: мы полагаем, что концепт «ДРУЖБА» занимает важное место в языковой картине мира обучающихся, при этом отношение человека к дружбе меняется в течение жизни, соответственно, в языковой картине мира различных возрастных групп анализируемый нами концепт будет представлен по-разному, а совокупность полученных ассоциаций даст возможность составить ассоциативное поле слова «дружба» и определить доминанты, отраженные  в языковой картине мира школьников.

В работе применяются методы статистической обработки данных, метод сопоставительного анализа, метод свободного ассоциативного эксперимента (далее – САЭ), потенциал которого до конца еще не исчерпан.  Он  получил  широкое  применение  в  когнитивной  лингвистике,  лингвокультурологии, социо-  и  психолингвистике,  о  чем  свидетельствует  появление  большого  количества  исследований, посвящённых, как выявлению специфики использования метода САЭ в разных областях лингвистики [9; 10], изучению языковой  картины мира (далее – ЯКМ) [11;12], так и описанию ассоциативного поля (далее – АП) [13], концептов [14] и др. Ассоциативный метод, по мнению А.А. Уфимцевой, позволяет «фиксировать массовое сознание, т.е. восприятие и  оценку  мира  в  определенный  исторический  момент  неким  близким  большинством  членов общества, складывающимся из единичных сознаний» [15]. Полагаем, что САЭ,  в  котором  «участвует  большое количество респондентов, помогает также выявить и типичные для этих групп людей ассоциации»  [13, с. 11]. 

Организация и проведение эксперимента: в статье представлено исследование ЯКМ школьника на основе данных САЭ, целью которого является выявление посредством анализа реакций (далее – R) к слову-стимулу (далее – S) ДРУЖБА специфики отношения обучающихся 6-7 и 10-11  классов  к  данному явлению. Материалом  для  анализа  стали результаты САЭ, который был проведен в декабре 2018 г. с разными информантами (далее – ии.), проживающими в г. Бирске, в  с. Карабашево,  в с. Верхнеяркеево Илишевского района Республики Башкортостан. Всего в эксперименте задействовано  200 ии.: обучающиеся 6–7 классов  – 100 человек; 10–11 классов  – 100 человек. Таким образом, в эксперименте приняли участие две возрастные группы обучающихся.

Процедура САЭ: каждому ии. предлагался лист бумаги, на котором было напечатано слово-S ДРУЖБА. Данный САЭ предполагает ответ-R на предложенное слово-S любым словом, пришедшим в голову. Инструкция давалась устно: «Запишите как можно больше слов, связанных со S-ДРУЖБА». По  итогам  АЭ  появляется  возможность  проследить  динамику  в  пополнении  и  развитии лексического компонента речевой способности среднестатистического  школьника.  Время  САЭ учитывалось и ограничивалось. Для записи ответов обучающимся отводилось до 5 минут.

Результаты эксперимента: после проведения САЭ была осуществлена количественная и качественная обработка данных. На слово-S  «ДРУЖБА» от ии. всего получено 197 R: от ии. 6 и 7 классов – 96 R,  что составило 13 тематических групп (далее – ТГ), а от ии. 10 и 11 классов получено 101 R, что составило 8 ТГ (табл.1).

Таблица 1. Результаты свободного ассоциативного эксперимента

 

Тематические группы

Частота встречаемости R (%)

Обучающиеся 6-7 кл.

Обучающиеся 10-11 кл.

1

Характеристика дружбы

21

17

2

Совместный досуг (виды деятельности)

20

16

3

Виртуальная дружба (социальные сети)

17

20

4

Положительные эмоции, состояния, чувства

15

9

5

Наименование друзей

10

13

6

Негативная оценка дружбы

8

6

7

Личностные качества друга

6

13

8

Пословицы и поговорки о дружбе

3

1

9

Мультфильмы и песни  о дружбе

4

10

Наименования продуктов питания

3

11

Место локации дружбы

2

12

Атрибуты дружбы

3

13

Глобальное восприятие дружбы

2

Рассмотрим некоторые ТГ более подробно.

Самой частотной по количеству R стала ТГ «Характеристика дружбы» (21% / 17% – здесь и далее сначала указывается число R, полученных от ии. 6-7 классов, а затем – от ии. 10-11 классов). В неё вошли такие слова-R, как поддержка (21), взаимопонимание (20), доверие (20), одинаковые вкусы (15), уважение (15), забота (12), хорошие взаимоотношения (9), единое целое (7), защита (5), товарищество (5), безбашенность (4), обещание (4), добрые дела (2), сочувствие (2), беситься (1), братство (1), успех (1) // поддержка (17), помощь (16), доверие (15), понимание (15), забота (15), взаимоотношения (10), опора (9), советы (9), братство (5), взаимовыручка (5), рука (4), взаимность (3), знакомство (2), близость (1), сила (1), содружество (1), цели (1). Эта группа самая разнообразная и объемная по числу R. Здесь имеет место нейтральная и разговорная лексика.

ТГ «Совместный досуг (виды деятельности)» (20% / 16%)  представлена следующими словами: игры (20), прогулки (16), разговоры (15), общение (13), кататься на велосипеде (9), посиделки (9), шутки (9), приколы (8), спорт (7), кружки (6), совместные фотки (5), прекрасные дни вместе (4), купание на речке (2), тусовка (1) // прогулки (16), разговоры (15), общение (15), лето (9), танцы (9), каникулы (7) кинотеатр (7),  лагерь(7), встреча (4), путешествие (4), шутки (4), игры (4), чаепитие (3). В данной группе  преобладает субстантивная лексика.

ТГ «Виртуальная дружба (социальные сети)» составила 17% /20% от общего количества R. В нее входят такие слова, как Инстаграм (17), Вконтакте (17), Интернет (11) // Инстаграм (20), сообщения (12), Вконтакте (11), видеозвонок (9).

ТГ  «Наименование друзей» составляет 10% / 13% от общего количества всех R. В неё входят такие реакции, как лучший друг (10), друзья (10), подруги (10), одноклассники (10), мальчики (8), брат (7), сестра (6), животные (5), два человека (4) // психолог (13), одноклассники (12), друг (10), подруга (10), два человека (6), компания (6), товарищ (5), коллектив (4), люди (1), соседи (1). В данной группе мы видим, что для ии. старших классов друг – это психолог, тот человек, который всегда даст совет, поддержит, не оставит в трудную минуту.

В ТГ «Личностные качества друга» (6% / 13%) вошли следующие слова-R: верность (6), преданность (5), доброта (5), честность (5), человечность (5), милосердие (1) // верность (13), искренность (12), честность (12), доброта (12), преданность (12), бескорыстность (10), отзывчивость (6), надежность (5), открытость (4), самопожертвование (4), сердечность (4), сострадание (4),  терпение (2). Анализ R ии. показывает, что в основе понимания концепта «ДРУЖБА» в русском сознании лежит чувство, основанное на верности, честности, доверии, искренности, бескорыстности.

ТГ «Пословицы и поговорки о дружбе» составила 3% /1%  от общего числа R. Она является одной из самых малочисленных и включает следующие паремии: Друг познается в беде (3), Старый друг лучше новых двух (1) // Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты (1).

ТГ «Мультфильмы и песни о дружбе» представлена только в ЯКМ ии. 6-7 классов. Она составляет по 4 % от общего числа всех R, ее образуют  такие R, как мультфильм «Леопольд» (4), песня «Дружба» (4).

ТГ «Наименования продуктов питания» также имеет место только в ЯКМ обучающихся 6-7 классов и составляет 3% от общего числа всех R. В нее вошли следующие слова:  конфеты «Дружба» (3), сыр «Дружба» (3).

Таким образом, в результате анализа ассоциативного поля слова «ДРУЖБА» мы пришли к следующим выводам:

1. На основе полученных от ии. 6-7 классов R на слово-S «ДРУЖБА» было сформировано ассоциативное поле, в котором ядерной и предсказуемой R является слово поддержка (21); ближнюю периферию составляют слова-R взаимопонимание (20), Инстаграм (17), любовь (15), лучший друг (10), друзья (10) и др.; дальняя периферия представлена словами-R спорт (7), кружки (6), совместные фотки (5), отзывчивость (6), надежность (5) и др.; крайняя периферия включает в себя различные ассоциации, встретившиеся от 1 до 3 раз –  это успех, братство, мир, цветы и др. Однако  ассоциативное поле  у ии. старших классов представлено несколько иначе: ядерной R является Инстаграм, встречающееся 20 раз; ближнюю периферию составляют слова-R поддержка (17), помощь (16), прогулки (16), психолог (13) и др. Дальнюю периферию образуют слова подруга (10), компания (6), счастье (6) и др.; в крайнюю периферию вошли единичные ассоциации: страдание, знакомство, праздник, соседи, чаепитие и др.

2. В ЯКМ ии. 6-7 и 10-11 классов преобладает нейтральная (межстилевая) и разговорная лексика, однако имеют место и жаргонные слова (например, приколы и др.). Между языковыми единицами в составе ТГ наблюдаются деривационные (например, друг – подруга, отношения –  взаимоотношения  и др.), синонимические (братство, друг, товарищ; радость, веселье  и др.), антонимические отношения (доверие  −  недоверие, встреча  −  разлука, преданность  −  предательство, искренность  −  лицемерие и др.).  В большей степени среди R представлены субстантивные наименования, адъективная и глагольная лексика встречается редко.

3. Результаты САЭ позволяют говорить о том, что дети умеют дружить (поддержка, забота, преданность, уважение), ценят такие качества человека, как верность, честность, человечность, доброта, отзывчивость, надежность; дружба занимает важное место в их ЯКМ, однако АП слова «ДРУЖБА» в ЯКМ ии. 6-7 классов и 10-11 классов имеет разные доминанты, что находит отражение в соответствующих ТГ.

4. Самой частотной реакцией на слово-стимул «дружба» в ЯКМ ии. 6-7  классов стало слово «поддержка». Возможно, это  не случайно, поскольку главной составляющей настоящей дружбы является моральная поддержка друга. В системе личностных ценностей русского человека дружба, как и любовь, занимает центральное место. В национальном сознании русских закрепилось представление о том, что настоящий друг всегда проявляет заботу, оказывает помощь и поддержку, сочувствует и сопереживает, разделяет радости и горести. Этот аспект находит отражение и в русских паремиях. Общение с другом дает человеку чувство уверенности, приносит удовлетворение, меняет в целом его мировосприятие и мироощущение. Однако в ЯКМ ии. старших классов ТГ «Виртуальная дружба (социальные сети)» является доминирующей: самой частотной R стало слово Инстаграм, что, на наш взгляд, является закономерным, «поскольку обучающиеся являются активными пользователями социальных сетей, интерактивных  технологий; это так называемое «интерактивное поколение современных детей» [11, с. 44].

Итак, совокупность полученных ассоциаций дает возможность составить подробное представление о том, что находится в сознании каждого ии. и что они связывают со словом «дружба». Нам было важно проследить за тем, какое значение имеет дружба в жизни детей разного возраста, так как  именно  она  играет решающую роль  в социализации, развитии личности школьника. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в русском сознании концепт «ДРУЖБА» представлен как этический концепт, моделирующий ситуацию дружбы во всех ее элементах и отношениях, с ярко выраженной прескриптивной составляющей. В основе представления о дружбе на исследуемом уровне сознания лежит реальная, но приближенная к  идеалу дружба без чувственного начала, в которой решающую роль играют взаимопомощь и равенство друзей, которые могут быть людьми любого пола и возраста. В русской дружбе особенно ценится желание помочь и чувство такта, которое позволяет оказать помощь ненавязчиво, щадя чувства и принципы друга. Психологическая глубина и близость рождают ощущение единого пути к общей цели, который приятно преодолевать вместе с другом. Дружбе присущи такие понятия, как преданность, доверие, взаимопомощь, забота, понимание и оберегание друга от бед и проблем. Поддержка в русской дружбе является ключевым фактором.

Практическая значимость настоящего исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы в когнитивной лингвистике, лингвокультурологии, социологии, социо- и психолингвистике, а также в отечественной и зарубежной педагогической практике.


Список литературы

1. Бочарова А.В. Современное лингвистическое толкование термина «концепт» // В сборнике: Россия и Франция: взаимодействие языков и культур. Материалы Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Л.М. Шатилова, О.А. Касаткина, Ковалевская И.И. – Орехово-Зуево, 2019. – С. 66-69.
2. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. − М.: Русские словари, 1996. − 416 с.
3. Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. − Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2001. − С. 36-44.
4. Кубрякова Е.С. Концепт // Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. Краткий словарь когнитивных терминов. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. − С. 90-93.
5. Ожедрянова А.Ю. Концепт «Россия» как часть языковой картины «русского мира» // Новые горизонты русистики. – 2018. – № 5. – С.129-134.
6. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. − М.: Языки русской культуры, 1997. – 824 с.
7. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка в 3-х томах. – М.: Астрель. – АСТ, 2006. – 1168 с.
8. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополнение. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944 с.
9. Исаев Ю.Н. Ассоциативный эксперимент как источник изучения языковой картины мира и как метод когнитивного исследования // Вестник МГУ. – Сер. 22. – 2015. – № 2. – С. 77–83.
10. Григорьева И.В., Туманова А.Б. Из опыта концептуального анализа: свободный ассоциативный эксперимент // Неофилология. – 2019. – Т. 5. – № 17. – С. 6-13.
11. Ахматьянова З.С., Сальникова В.В. Ассоциативное поле слова «школа» в языковой картине мира школьника [Электронный ресурс] // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. – Нижний Новгород: Научно-издательский центр «Открытое знание». – 2018. – № 9 (41). – С. 36 – 46. URL: http://scipress.ru/philology/articles/assotsiativnoe-pole-slova-shkola-v-yazykovoj-kartine-mira-shkolnika.html (Дата обращения: 12.08.2019).
12. Сальникова В.В. Экспериментальное изучение языковой картины мира ребёнка (на материале ассоциаций к слову «отец») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 7(73). – Ч. 3. – С.174-177.
13. Ахматьянова З.С., Сальникова В.В. Ассоциативное поле слова «природа» в экологической картине мира младшего школьника [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. – 2018. – №3. – С. 11. URL: http://st-hum.ru/content/ahmatyanova-zs-salnikova-vv-associativnoe-pole-slova-priroda-v-ekologicheskoy-kartine-mira (Дата обращения: 01.08.2019).
14. Маслова К.А. Свободный ассоциативный эксперимент как инструмент исследования концепта «патриотизм» // Linguistica Juvenis. – 2017. – № 19. – С. 158-167.
15. Уфимцева А.А. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. − М.: Наука, 1988. − С. 108-140.

Расскажите о нас своим друзьям: