Методика преподавания языка и литературы | Филологический аспект №6 (50) Июнь 2019

УДК 372.881.111.22:378.6

Дата публикации 13.06.2019

Использование метода языкового портфолио для самооценки достижений студентов при изучении немецкого языка

Колесова Наталия Борисовна
к.б.н., доцент кафедры иностранных языков, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, РФ, г.Москва, k.nataliya@km.ru

Аннотация: В статье рассматриваются возможности применения языкового портфолио для студентов РГАУ-МСХА при изучении немецкого языка. Предлагаемые критерии оценки различных видов речевой деятельности позволяют провести самооценку и коррекцию при освоении учебного предмета. Использование данной технологии способствует развитию автономии обучающегося в ходе учебного процесса и повышению его учебной компетенции.
Ключевые слова: языковой портфолио, оценивание, самообразовательная компетенция, критерии оценки, немецкий язык

Application of language portfolio method for self-evaluation of students´ achievements by learning of German

Kolesova Nataliya Borisovna
Cand.Sci. (Biology), assistant professor of foreign languages department, Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Russia, Moscow

Abstract: Possibilities of language portfolio application for the students of Timiryazew-Academy by learning German are presented in this article. Proposed evaluation criteria permit to take a self-assessment and correction by learning matter. Such technology favors the development of the students´ autonomy by learning process and increases his learning competence.
Keywords: language portfolio, self-evaluation, self-education competence, evaluation criterion, German

Как известно, показателем результативности любой образовательной деятельности является процесс оценивания. Во многих исследованиях приводится следующая характеристика: оценивание – это контроль качества образования, а также это способ определения уровня подготовленности обучающегося. В настоящее время наиболее эффективным в обучении иностранным языкам считается личностно-ориентированный подход, при котором поощряется развитие самостоятельного мышления и творческих способностей студента. Этой же цели служит и формирование у студентов определенной шкалы ценностей, с помощью которой они смогут адекватно оценить свои знания и возможности. Роль профессионально-личностной самооценки студентов будущего специалиста и условия ее формирования в вузовском образовательном процессе  находится сейчас в центре исследований психологов и педагогов [2, с.119].

В качестве технологии организации самостоятельной работы студентов в процессе освоения иностранного языка и для адекватного оценивания своих знаний и достижений предлагается система учебного языкового портфолио (ЯП).

Особенности применения ЯП в формировании самообразовательной компетенции студентов в процессе обучения иностранным языкам изучаются в работах многих исследователей. Р.Р. Сагитова и Р.З. Валеева рассматривают  языковой портфолио как средство формирования у студентов самообразовательной компетенции и как условие для построения обучающимися своего собственного образовательного маршрута [4, с. 152]. 

ЯП предполагает подбор материала, свидетельствующего о том, каких успехов смог достичь студент на разных этапах освоения иностранного языка.   ЯП обычно имеет в своем составе три раздела: языковой паспорт, языковая биография и досье.

Языковой паспорт отражает информацию об уровне владения иностранным языком на момент представления ЯП. Для студентов РГАУ-МСХА, изучающих немецкий язык, оформление языкового паспорта начинается с заполнения анкеты на немецком языке, где указываются личные данные (ФИО, возраст, место проживания, период обучения немецкому языку, контактные данные). Также рассказывается об опыте пребывания за рубежом, если он есть (Ich war im Ausland). Затем дается самооценка знаний на текущий момент по видам деятельности (чтение, письмо, аудирование, устная речь), а также указываются причины, которые являются побудительными моментами для изучения немецкого языка для конкретного студента.

Языковая биография демонстрирует способность обучающегося к планированию изучения языка. В этом разделе анализируются собственные успехи, а также указываются те моменты, которые требуют дальнейших усилий для устранения недостатков. Например, в качестве достижений студент может указать свое эссе, представленное в конкурсе, или  доклад на студенческой конференции в секции «Иностранные языки» (Teilnahme an der Studentenkonferenz). Сюда же можно добавить написанные контрольные работы, тесты, сочинения, рефераты, презентации. Каждую работу рекомендуется сопровождать комментариями на немецком языке: что удалось или не удалось, а, следовательно, сделать соответствующий вывод.  В этом же разделе определяются и те коммуникативные умения, которыми еще предстоит овладеть. Имея, к примеру, недостаточные навыки аудирования или неумение вести дискуссии, студент разрабатывает пути решения этой проблемы (Wege für die Lösung des Problems). Здесь он может указать прослушивание радиопередач и просмотр телевизионных программ на немецком языке (Radiosendungen abhören oder fernsehen), ежедневное заучивание определенного количества немецких слов (5-7 deutsche Wörter täglich lernen) или намерение практиковать язык, общаясь по интернету (Im Internet kommunizieren).

При составлении данного раздела следует провести работу со шкалой самооценки. Существуют рекомендации по разработке критериев оценки преподавателем с последующим обсуждением учебных успехов и проблем конкретного обучающегося [5]. Используется также система уровней владения языком, предложенные Советом Европы: элементарное владение (А1, А2), самостоятельное владение (В1, В2), свободное владение (С1, С2) [3, с.24]. 

В нашем случае вводятся критерии оценки по различным видам речевой деятельности. Например, оценка диалогической речи включает в себя анализ речевого качества и умения справиться с речевой задачей. Предлагаются следующие критерии: «отлично» ставит себе студент, если он сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию. «Хорошо» можно поставить, если речевая задача решена, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. При этом практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию. «Удовлетворительно» рекомендуется оценить работу над диалогом, если речевая задача решена не полностью, и некоторые реплики партнера вызывают затруднения. Есть паузы, мешающие речевому общению. «Неудовлетворительно» оценивает себя студент, если он не справился с решением речевой задачи, затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась.

Для совершенствования уровня владения каждым видом речевой деятельности совместно с преподавателем разрабатывается план дальнейшей работы. Обсуждая с преподавателем имеющиеся трудности, студент устанавливает для себя промежуточные цели и разрабатывает стратегию решения проблемы. Такое педагогическое сопровождение включает поддержку и психологическую помощь студенту и, в конце концов, способствует профессиональному и личностному росту в целом.

Самый интересный и информативный материал, иллюстрирующий наилучшие достижения в процессе изучения языка помещается в досье. Это могут быть переводы научных и научно-популярных статей, выполненные на занятии, презентации, сертификаты, свидетельствующие об участие в научных конференциях и конкурсах,  а так же дипломы и сертификаты, которые подтверждают уровень владения языком по международной шкале. Если же студент побывал на обучении или на производственной практике в Германии, в этом разделе он размещает отчет о пребывании в стране изучаемого языка, сопровождая его фотографиями и комментариями.

Авторы, которые работают над вопросами развития учебной компетенции и уделяют внимание технологии языкового портфолио, выделяют несколько функций такого способа самооценки:

  • диагностическая (помогает отслеживать качественные изменения уровня коммуникативных умений при освоении материала),
  • мотивационная (способствует поддержанию интереса к предмету),
  • содержательная (позволяет продемонстрировать разнообразие работ, выполняемых студентом),
  • развивающая (характеризует непрерывность процесса обучения)
  • функция целеполагания (фиксирует учебную цель) [1, с. 10].

В целом же, основная роль языкового портфолио заключается в том, что он позволяет отследить качественные изменения личностного роста студента в процессе изучения языка и способствует поддержанию учебных целей.

Таким образом, работа над языковым портфолио на занятиях по иностранному языку не только решает познавательные, развивающие и воспитательные задачи, но и способствует развитию самостоятельности, творческой активности и адекватной самооценки студента.


Список литературы

1. Гончарова Т. В. Языковой портфель как альтернативная форма контроля и оценки учебных достижений учащихся на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 33. – С. 9–13. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771119.htm.
2. Ксенева И.Д., Щербакова М.В. Самооценка студента как фактор успешности будущей профессиональной деятельности. / И.Ксенева, М.Щербакова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2010. – №4 – С.119-123.
3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка: [Рус. версия]. – МГЛУ. – 2005 – С.242.
4. Сагитова Р.Р., Валеева Р.З. Языковой портфолио как средство формирования самообразовательной компетенции студентов гуманитарного вуза в процессе обучения иностранным языкам. / Р.Сагитова, Р.Валеева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства. – 2017. – № 4. – С.151-154.
5.Устюжанина А.В., Клименко Н.Н. Языковое портфолио как средство оценивания образовательных достижений обучающихся //Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб.ст. по мат. междунар. студ. науч.-практ. конф. №3URL:sibac.info/sites/default/files/conf/file/stud_3_2.pdf

Расскажите о нас своим друзьям: