Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №4 (4) Ноябрь, 2016
УДК 371
Дата публикации 06.11.2016
Значение связной речи в жизни начинающего школьника
Житкова Юлия Сергеевна
Набережночелнинский государственный педагогический университет, г.Набережные Челны
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы развития связной речи у детей младшего школьного возраста, определено влияние связной речи на успешность в обучении.
Ключевые слова: младший школьник, недоразвитие, двуязычие, проблема в обучении
Naberezhnye Chelny state pedagogical University, Naberezhnye Chelny
Abstract: The article considers problems of development of primary school children`s coherent speech, influence of coherent speech on success in learning.
Keywords: junior pupil, maturation, bilingualism, problem in education
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении. Современные школьные программы предъявляют высокие требования к речевому развитию школьников. Поэтому, успешность обучения детей в начальной школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.
Большие трудности в овладении навыками связной речи испытывают дети с недоразвитием разных компонентов языковой системы – фонетико-фонематической, лексической, грамматической и воспитывающиеся на двух языках. Обычно, «нормальное» двуязычие развивается в том случае, если человек может понятно высказать любую мысль, хотя бы на одном языке. А вот если речь не сформирована ни на одном языковом носители, то попытки внятно выразиться ведут к провалу. Это ведет не только к психологическим стрессам, но и к глубоким потерям в качестве общения.
Наличие у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, памяти, внимания и т. д.) создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.
Такие учащиеся, конечно, могут построить связные высказывания в пределах близкой им тематики, однако испытывают серьезные затруднения при формулировании выводов, обобщений. Например, при пересказах, написании изложений и сочинений они не могут полно и точно излагать свои мысли, стремятся к повторению отдельных частей предложений, застревают на отдельных словах, концентрируют внимание на несущественных признаках, нарушают связь между словами. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, а это является следствием бедности их словарного запаса, непонимания значения используемых слов, неумения уловить их стилистическую окраску.
Нельзя забывать о том, что нарушения в связной речи создают препятствия к овладению грамотой. В письме таких детей имеется целый ряд ошибок. К проявлениям аграмматизма можно отнести такие синтаксические ошибки, как, например, неумение самостоятельно выделить законченную мысль в предложении, находить границу предложения, а также неудачный порядок слов в предложениях, искажающий или заменяющий смысл. В письменных работах детей могут быть распространены ошибки на пропуски, замену или слияние предлогов, неправильное употребление падежных окончаний, неоправданные повторы слов, ошибки на правила правописания звонких и глухих согласных и на правописание безударных гласных. Из-за ограниченности словарного запаса затруднен подбор однокоренных слов, потому что дети с трудом находят форму слова, которая является проверочной.
Такая несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения школьной программой.
Именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи. Для оказания необходимой логопедической помощи ребёнку с двуязычием, логопед, прежде всего, должен выяснить уровень понимания русского языка. При проведении первичного обследования необходимо учитывать, двуязычен ли ребёнок с рождения или в каком возрасте введен второй язык. А также большое значение имеют сведения о том, имеют ли дети возможность слушать и смотреть радио- и телепередачи, фильмы, читать книги на русском языке и живёт ли семья среди русского населения или в национальном сообществе.
Логопедическое обследование лексико-грамматического строя и связной речи на родном языке ребенка позволило бы получить данные о речевом нарушении вне зависимости от уровня владения русским языком. Но в большинстве случаев логопед не владеет такими возможностями.
Если ребенок произносит не все звуки родного языка, не может выполнить простейшие задания, (определить порядок звуков в слове, составить связный, последовательный рассказ, пересказать знакомую сказку) родители не должны ждать, что его этому научат в школе, они обязательно должны обратиться к специалистам — психологу или логопеду. Родители должны помочь своему ребенку последовательно пройти весь сложный, интересный и вполне доступный для него путь и сделать процесс его обучения увлекательным, а школу – «вторым» домом, чтобы в него хотелось идти с радостью.
Список литературы
1. Чиркина, Г.Ф. Методы обследования речи детей: пособ. по диагностике речевых нарушений / под ред. проф. Г.Ф.Чиркиной. 3-е изд. доп.- Москва: АРКТИ, 2003,—240 с.