Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №1 (1) Август, 2016

УДК 37.378

Дата публикации 19.08.2016

Условия формирования культуры мышления при обучении иностранному языку

Назарова Анастасия Владимировна
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Аннотация: В связи с модернизацией высшего иноязычного образования возникает вопрос о эффективной организации учебного процесса. Проанализировав ряд исследований, стала очевидна корреляция культуры мышления, культуры речи и успешного овладения иностранным языком. Культура мышления проявляется в умении полно и точно раскрывать, и развивать мысль своего высказывания, при актуализации и отборе лексических средств и грамматических структур. Ее задействуют на всех трех фазах порождения иноязычного высказывания. На основе этого были определены следующие условия формирования культуры мышления: условия для создания коммуникативно-познавательного мотива, применение технологий, требующих использование операций логического типа, рефлексия собственной деятельности.
Ключевые слова: культура мышления, обучение иностранным языкам, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, теория развития критического мышления, рефлексия

The conditions of formation of culture of thinking by learning a foreign language

Nazarova Anastasiia Vladimirovna
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

Abstract: In connection with the modernization of higher education foreign language raises the question of the effective organization of educational process. Having analyzed a number of studies, it became apparent correlation between a culture of thinking, speech, culture and successful mastering a foreign language. The culture of thinking manifests itself in the ability to fully and accurately disclose, and to develop the idea of his speech, when updating and the selection of lexical resources and grammatical structures. Her involve all three phases of the generation of foreign-language expressions. Conditions for the establishment of communicative and cognitive motive, the use of technologies that require the use of a Boolean operation, reflection of own activity: Based on these conditions of formation of culture of thinking have been identified.
Keywords: culture of thinking, foreign language monologue speech, problem-based learning, cooperative learning, theory development critical thinking, reflection

В настоящее время высшее иноязычное образование претерпевает ряд изменений: переход на ФГОС нового поколения, разработанного в логике компетентстного подхода, модернизацию учебных программ, увеличение объема учебного материала, обязательное применение разнообразных технических средств обучения на занятиях. В связи с этим, интенсификация умственной деятельности и умственной активности студентов становится очевидной.  При этом, как известно, умственное развитие является фактором, определяющим успех обучаемого в иноязычном образовательном процессе.

В данном контексте приобретает актуальность вопрос о правильной организации учебного процесса, регламентирующего условия формирования культуры мышления.

Данная проблема не является новой. На протяжении ряда лет ею занимались такие ученые, как Н.А. Менчинская, которая исследовала взаимосвязь обученности и умственного развития обучаемых, Г. Гарднер, его последователь В. Макензи, чьи разработки по теории множественности интеллекта произвели революцию в современной науке. Основополагающими считаются психологические и психолого-педагогические труды Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, М.К. Мамардашвили, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, а также труды из области методики обучения иностранным языкам В.А. Артемова, Б.В. Беляева, И.А. Зимней, в рамках которых культура мышления выступает коррелятом культуры языка и речи при обучении иностранным языкам.

«Культура мышления – степень овладения человеком приемами, нормами и правилами умственной деятельности, выражающаяся в умении точно формулировать задачи, выбирать оптимальные методы (пути) их решения, получать обоснованные выводы, правильно пользоваться этими выводами на практике» [3, с. 152]. Такое определение предлагают редакторы словаря по педагогике Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров. С точки зрения обучения иностранным языкам данная дефиниция включает в себя ряд важных позиций, соблюдение которых позволяет студентам успешно справляться с поставленными перед ними коммуникативными задачами в процессе обучения иностранным зыкам.  Продемонстрируем это.

Как считает И.А. Зимняя, умственная деятельность несет ответственность за формирование общего замысла высказывания, «в котором намечается основной тезис текста, являющийся предварительным смысловым планом, исполняющимся, уточняющимся говорящим в течение всего процесса реализации замысла» [1, с. 74]. Очевидно, что высокий уровень культуры мышления, проявляющийся в умении использовать такие операции как: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, структурирование и др. позволяет говорящему в полной мере раскрывать и развивать мысль своего высказывания в соответствии с ситуацией общения, не нарушая ее внутренней логики.

Наряду с этим культура мышления проявляется также и в плане лексического и грамматического оформления высказывания, т.е. в выборе средств достижения планируемого результата. Актуализируя пространственно-понятийную схему и схему временной развертки, говорящий осуществляет выбор лексических и грамматических единиц, которые с одной стороны не должны противоречить нормам и правилам изучаемого языка, а с другой должны полностью соответствовать поставленной перед ним коммуникативной задаче и способствуют ее решению.

Целесообразным будет теперь рассмотреть вопрос, касающийся условий формирования культуры мышления при обучении иностранным языкам.

Изучение и анализ научный литературы позволили выявить следующую закономерность: условия формирования культуры мышления коррелируют с трехфазной структурой порождения иноязычного высказывания.

Как известно, первый уровень структуры образует побудительно-мотивационная фаза, которая предполагает наличие коммуникативно-познавательной потребности и коммуникативно-познавательного мотива. Последнее определяет в нашем случае динамику и характер той или иной речевой деятельности, являясь при этом также областью, где как раз и происходит зарождение мысли. Другими словами, данная фаза, выполняя функцию исходной точки движения мысли, задает вектор движения мыслительного процесса.

Вторая фаза представляет собой ориентировочно-исследовательскую или аналитико-синтетическую фазу. Она напрямую отвечает за «исследование условий деятельности, выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств, привлечение орудий деятельности и т.п.» [цит. по 1, с. 47]. На данном уровне происходит внутренняя языковая организация мысли. Т.е., прибегая к мыслительным операциям (синтез, анализ, обобщение, аналогия, сравнение и др.) обучаемый самостоятельно занимается планированием и программированием своего будущего речевого продукта. И чем выше его культура мышления, тем более правильным, точным и логичным будет его конечный результат с точки зрения смыслового, языкового и речевого содержания.

Заключительной фазой принято считать исполнительную или реализующую фазу, в результате которой можно говорить о достижении поставленной в самом начале цели. По мнению И.А. Зимней, последний уровень характеризуют «скорость, автоматизм выполнения любого речевого вида деятельности», что в свою очередь определяется степенью сформированности мыслительных процессов и реакций.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что к условиям формирования культуры мышления в процессе обучения иностранным языкам относятся: 1) создание условий для появления у студента собственного коммуникативно-познавательного мотива и потребности. Возникает при реализации личностно-деятельностного подхода, когда преподаватель исходит из интересов обучаемого, уровня сформированности его компетенций; цели занятия и заданий формулируются с позиции каждого отдельного студента, всей группы.  2) создание условий для активного использования операций логического типа. Применение технологий проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, применение теории развития критического мышления; разнообразная формулировка инструкций-заданий: проблемная задача и индуктивный тип умозаключения, умозаключение по аналогии, дедуктивный тип умозаключения [2, с. 97]. 3)  обучение рефлексии собственной деятельности.


Список литературы

1. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: пособие для учителей средней школы. М.: Просвещение, 1987.
2. Серова Т.С., Ковалева Т.А. Обучение решению коммуникативно-познавательных задач в процессе иноязычного информативного чтения. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2006.
3. Словарь по педагогике / под. ред. Г.М. Коджаспировой – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

Расскажите о нас своим друзьям: