Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №10 (27) Октябрь, 2018

УДК 37.013.7:159.9

Дата публикации 31.10.2018

Тренинг, как интерактивная форма обучения при подготовке специалистов по социальной работе

Соколова Марина Михайловна
канд. психол. наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Казанский национальный исследовательский университет, РФ, г. Казань, 220659.59@mail.ru

Аннотация: Деятельность специалиста по социальной работе связана с формированием определенных умений и навыков, которые невозможно сформировать, используя лишь традиционные, пассивные методы обучения. В педагогической практике выделяют три основные формы обучения: пассивную, активную и интерактивную, каждая из которых обладает определенными преимуществами. Тренинг является наиболее оптимальным методом среди прочих интерактивных методов в подготовке специалистов по социальной работе, поскольку он дает возможность сформировать требуемые для выполнения функций личностные и профессиональные качества.
Ключевые слова: социальная работа, формы обучения, методы обучения, интерактивные методы обучения, тренинг, профессиональные умения и навыки

Training as interactive form of educating at preparation of specialists on social work

Sokolova Marina Michailovna
cand. the course of studies. associate Professor of social work, pedagogy and psychology, Kazan national research University, Russian Federation, Kazan

Abstract: Activity of specialist on social work is related to forming of certain abilities and skills that it is impossible to form, using the traditional, passive methods of educating only. In pedagogical practice distinguish three basic forms of educating : passive, active and interactive, each of that possesses certain advantages. Training is the most optimal method among other interactive methods in preparation of specialists on social work, as he gives an opportunity to form required for implementation of functions personality and professional qualities.
Keywords: social work, forms of educating, methods of educating, interactive methods of educating, training, professional abilities and skills

Под социальной работой понимается профессиональная и общественная деятельность, цель которой заключается в оказании помощи людям и социальным группам в решении социальных проблем.

Можно сказать, что практика социальной работы одновременно и наука, и искусство, и для ее выполнения специалисту по социальной работе необходимо обладать целым комплексом различных коммуникационных навыков.

Как отмечает Куприянов Р.В., «…социальная работа - это очень динамично развивающаяся профессия. Ее цели, задачи и содержание во многом определяются текущей социально-экономической ситуацией в обществе, доминирующими социальными проблемами, социальной политикой государства и, наконец, культурой данного общества. …. Такие требования к социальной работе могут быть реализованы только благодаря большому профессионализму социальных работников, что, в свою очередь, накладывает высочайшие требования к системе их подготовки» [3, c.110 ].

В ходе проведения учебно-практических занятий преподаватели ставят своей целью не только формирование нравственно-целостных ориентации будущего специалиста, его гуманистического отношения к человеку, но и формирование профессиональных навыков.

При проведении занятий выделяют три формы взаимодействия преподавателя со студентами: пассивные, или как их еще называют «классические», активные и интерактивные. Основными классическими методами проведения занятий являются: лекция, рассказ, объяснение, демонстрация фильмов и др. Во всех случаях учащийся является пассивным приёмником информации. При подготовке специалистов нового поколения нельзя ориентироваться только на традиционные методы обучения, поскольку они недостаточно стимулируют процесс мышления, а лишь способствуют воспроизведению полученной информации. [1, с 241]

Под активными понимаются методы, в которых активную позицию по отношению к другим участникам учебного процесса (преподавателю, одногруппникам), занимает обучаемый.

Под интерактивными понимаются методы, при реализации которых приобретение знаний учащимися возможно только в процессе позитивного взаимодействия, которое является главной особенностью групповых методов обучения. Причем, результат в этом случае достигается усилиями всей группы, но за него каждый член группы несет индивидуальную ответственность и отчетность. По сути интерактивные методы являются лишь разновидностью активных методов обучения.

Целью использования в процессе обучения интерактивных методов является создании комфортных условий обучения, способствующих раскрытию творческого потенциала каждого участника группы, успешному освоению практических навыков работы, повышению мотивации к освоению знаний.

К основным формам интерактивного обучения относятся: деловые и ролевые игры, дискуссии, творческие задания, тестирование, тренинги и проч.

Использование групповых методов проведения занятий дает возможность учащимся проявлять свои социально-значимые чувства и эмоции, видеть реакцию на них своих одногруппников, корректировать свое социальное поведение. Это способствует формированию личностных и профессиональных поведенческих навыков. Таким образом, использование групповых методов в образовательном процессе позволит значительно повысить уровень профессиональных знаний расширить диапазон коммуникативных умений. [2, с. 39]

Тренинг  – это один из основных методов активного обучения, поскольку именно при его проведении могут бы решены основные задачи интерактивного обучения, а именно: возможность применения на практике теоретических знаний, полученных при прослушивании лекций, развитие творческого потенциала и умение работать в группе, что способствует повышению интереса к изучаемым дисциплинам. Как особая форма обучения тренинг существует с начала двадцатого века. Уже в 1912 году американский педагог, лектор, писатель Дейл Карнеги в организованном им тренинговом центре, проводил тренинги по развитию уверенности в себе, а, также по формированию навыков коммуникаций. [4].

Под тренингом понимается совокупность групповых методов обучения целью которых является формирования навыков коммуникаций, группового взаимодействия, самопознания. Применяется тренинг как для формирования общих, так и профессиональных коммуникативных навыков у представителей профессий, связанных с общением, таких как, врачи, преподаватели, руководители и т.д. [7]

Тренинговый формат занятий способствует развитию и формированию социально-психологических качеств личности студента, позволяет сделать ситуацию предсказуемой и доступной для обучающихся, такой, чтобы они сами могли делать выбор, занимать самостоятельные позиции. [6]

Как отмечает Ореховская Н.А., тренинг не может полностью заменить классические формы обучения, но может служить хорошим дополнением к профессиональному обучению, т.е. формированию определенных умений и навыков характерных для определенной деятельности. [5]

Основными преимуществами тренинга перед другими формами интерактивного обучения является то, что он включает в себя все остальные формы: деловые и ролевые игры, дискуссии, творческие задания, соревнования, анализ ситуаций и др.

К наиболее часто применяемым методическим приемам проведения тренинга относятся:

  • групповые дискуссии,
  • ролевые игры,
  • психодрама и ее модификации,
  • психогимнастика.

При подготовке студентов по направлению «Социальная работа», как показывает опыт, тренинг является одной из самых эффективных форм проведения практических занятий, поскольку позволяет отработать навыки консультирования клиентов, совершенствовать методики коммуникативного общения, освоить приемы управленческо-организационной деятельности.

Занятия в формате тренинга способствуют созданию благоприятной психологической обстановки, дают возможность каждому быть услышанным, посмотреть на себя со стороны, экспериментировать с поведением. Тренинг может быть использован на всех этапах обучения. [8]

Наблюдая за работой студентов на семинарах становится очевидным, что далеко не все студенты умеют четко формулировать свои мысли, располагать к себе людей, проявлять терпимость к чужому мнению и беспристрастную оценку окружающих, не обладают умением слушать, а ведь именно эти умения и навыки необходимы в работе с клиентом. Тренинговый формат проведения занятий создает условия для отработки этих навыков, причем студенты могут провести ряд тренингов самостоятельно. При оценке проведения тренинга силами студентов результат может оцениваться по следующим критериям: умение организовать работу группы, умение поставить цель и подобрать упражнения для ее достижения, умение осуществлять обратную связь. Самостоятельное проведение тренинга дает возможность учащимся почувствовать свою значимость, воспитывает чувство ответственности и повышает мотивацию.

В заключении хотелось бы отметить, что преимущество применения тренинга, как активного метода обучения заключается в том, что он способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся, формированию у них профессионального мышления, углублению рефлексии, способствует повышению эмоциональности его участников, обеспечивает прямую и обратную связь при взаимодействии преподавателя и студентов, а также студентов между собой и, в конечном итоге, повышает уровень мотивации к обучению вообще, и к изучаемым дисциплинам в частности.


Список литературы

1. Гурьянова Т.Н. Инженерное образование в Германии: интерактивные методы обучения (на примере технического университета Брауншвейга)//Вестник Казанского технологического университета. – 2011. – №11. – С. 240-245.
2. Кайсарова Ж.Е. Теория социальной работы: учебное пособие/Ж.Е. Кайсарова; М-во образ. и науки России, Казан.нац исслед.ун-т.-Казань: Изд-во КНИТУ, 2016. – 132 с
3. Куприянов Р.В. К вопросу о подготовке социальных работников разного уровня// Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - № 3. - С. 110-115.
4. Овчинникова И. С., Кобзева Н. А. Тренинг как технология активного обучения // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1239-1241. — URL https://moluch.ru/archive/90/18587/ (дата обращения: 26.09.2018
5. Ореховская Н.А. Тренинг как форма обучения в высшей школе ttps://cyberleninka.ru/article/v/trening-kak-forma-obucheniya-v-vysshey-shkole
6. Пилюгина Е. И., Павлюк С. В., Айрапетян А. Л., Чобанян Э. Ю. Социально-психологический тренинг как форма интерактивного обучения в вузе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 192-194. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7861/ (дата обращения: 26.09.2018)
7. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психологии-дидактический справочник преподавателя высшей школы. –М.: Пед.общ-во России, 1999,-354с.
8. Шутьков С.А. Вопросы совершенствования активного и интерактивного обучения в высшей школе//Ученый совет, 2015.-№ 1-2. –С.65-71

Расскажите о нас своим друзьям: