Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №5 (34) Май 2019

УДК 796.011.3

Дата публикации 14.05.2019

Сравнительный анализ состояния здоровья студентов первого курса в творческом высшем учебном заведении

Сомкин Алексей Альбертович
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физического воспитания, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, РФ, г. Санкт-Петербург, somkin.van@yandex.ru
Састамойнен Тамара Васильевна
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физического воспитания, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, РФ, г. Санкт-Петербург, sastamoynen_t@mail.ru

Аннотация: В статье проводится ретроспективный сравнительный анализ состояния здоровья студентов первого курса в творческом высшем учебном заведении – Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Определено личностно-ориентированное содержание предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» для студентов специальной медицинской группы и их положительная мотивация к занятиям. Особое внимание в публикации уделено наиболее эффективной форме реабилитационной активности для этой группы студентов – психофизическая релаксация.
Ключевые слова: студенты первого курса, «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», личностно-ориентированный подход, стресс, психофизическая релаксация, Сахаджа-йога

Comparative analyses of the state of health of junior institute students in the creative higher education institution

Somkin Alexey Albertovich
Doctor of Pedagogical Sciences (Ed. D.), professor, Professor of Physical Education Department, St. Petersburg State Institute of Film and Television, Russia, St. Petersburg
Sastamoynen Tamara Vasilievna
Doctor of Pedagogical Sciences (Ed. D.), associate professor, Professor of Physical Education Department, St. Petersburg State Institute of Film and Television, Russia, St. Petersburg

Abstract: This article provides the retrospective comparative analysis of the state of health of junior institute students in the creative higher education institution – St. Petersburg State Institute of Film and Television. Personality-oriented content of “Elective disciplines on physical education and sport” courses for students of special medical group and their positive motivation for classes has been defined. The special attention in the publication is paid to the most effective rehabilitation form of activity for these groups of students – psychophysical relaxation.
Keywords: junior institute students, “Elective disciplines on physical education and sport”, personality-oriented approach, stress, psychophysical relaxation, Sahaja Yoga

В настоящее время в Российской Федерации всё отчётливее проявляются серьёзные противоречия между:

– с одной стороны, потребностями современного государства и общества в квалифицированных специалистах, которые имеют также и высокий уровень физической подготовленности, необходимый им для будущей эффективной профессиональной деятельности и социальной активности;

– с другой стороны, постоянно и угрожающе снижающимся уровнем состояния здоровья подавляющей части студенческой молодёжи.

Многочисленные исследования показывают, что на первый курс многих российских вузов поступают зачастую около 50% студентов, которые уже имеют различные, и подчас очень серьёзные, отклонениями в состоянии своего здоровья. В связи с этим, по результатам углублённого медицинского обследования (или диспансеризации), они вполне естественно определяются в подготовительную или специальную медицинскую группу и всё чаще даже  полностью освобождаются от практических занятий физической культурой. Поэтому несомненную актуальность приобретает использование в учебном процессе на кафедрах физического воспитания в непрофильных (то есть не физкультурных) вузах личностно-ориентированных образовательных и оздоровительных технологий, которые будут обеспечивать индивидуальный подход в обучении и, в то же время, организовывать эффективные условия для саморазвития и самореализации каждого студента, опираясь на его мотивационно смысловую сферу [1, 5].

Организация образовательного процесса по «Элективным дисциплинам по физической культуре и спорту» на кафедрах физического воспитания в непрофильных вузах должна быть направлена на личностно-ориентированный подход. Он предусматривает, что у студента развивается так называемая «физическая культура личности», с учётом его индивидуальных особенностей, для выбора оптимального варианта построения учебных и самостоятельных занятий, мотивов, физических способностей, сформированных целей и личностно-значимых потребностей, опирающаяся на формирование универсальных (или «надпрофессиональных») компетенций [2, 4].

Обучение в творческом высшем учебном заведении, каким является Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПбГИКиТ), имеет также и свою специфику, которая заключается в большом объёме самостоятельной работы студентов, начиная уже с первого курса. Это довольно часто приводит к постоянным стрессам, нервным перенапряжениям, эмоциональным срывам, а, следовательно, дефициту времени на полноценный отдых и занятия физической культурой или доступным спортом. Только регулярная активная двигательная деятельность и применение различных здоровьесберегающих технологий может уравновесить психические перегрузки и восстанавливать психо-эмоциональное равновесие студентов, в частности, относящихся к специальной медицинской группе (СМГ), в режиме их учебного дня. Поэтому актуальным является формирование у таких студентов универсальных компетенций так называемой практико-ориентированной направленности. Для студентов СМГ занятия по физической культуре и спорту в вузе должны рассматриваться, прежде всего, как оздоровительное, рекреационное или реабилитационное средство, направленное на повышение их физической активности, которое также позволит и оптимизировать процесс социализации в новой образовательной среде. Кроме того, при организации занятий с таким контингентом необходимо решать задачи противодействия их двигательной пассивности и формирования стойкой мотивации к физической активности на основе учёта интересов, индивидуальных особенностей и нозологии конкретных студентов [6]. Положение усугубляется ещё и тем, что многие из них страдают кинезофобией – то есть «боязнью движений». Следовательно, актуальным является активное внедрение в практические занятия по физической культуре в творческом вузе различных вариантов психофизической тренировки, которая оказывает положительное влияние на физическое и психическое здоровье студентов; позволяет предотвращать различные негативные ситуации; даёт возможность повышать стрессоустойчивость; способствует избавлению от различных вредных привычек и  приобщению к здоровому образу жизни.

Как было сказано выше, по результатам диспансеризации определяются либо в подготовительные, либо в специальные медицинские группы до 50% от общего числа студентов, а некоторые и полностью освобождаются от занятий по физической культуре – до 10–15% студентов. В СПбГИКиТ отчётливо прослеживается подобная негативная тенденция. Для более подробного исследования данной проблемы в СПбГИКиТ нами ретроспективно были проанализированы результаты углублённого медицинского обследования (УМО), которое студенты первого курса всех факультетов института ежегодно и обязательно проходят в сентябре месяце. За последние восемь лет – с 2011 по 2018 годы – среди первокурсников была выявлена следующая достаточно тревожная ситуация (табл. 1 и рис. 1).

Таблица 1. Результаты углублённого медицинского обследования (УМО) студентов первого курса СПбГИКиТ (процентное соотношение) в 2011–2018 годах

Год прохождения
УМО

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Студенты, прошедшие
УМО (%)

100

100

100

100

100

100

100

100

Отнесены к основной
группе

53,4%

60,7%

50,2%

55,0%

63,7%

51,6%

58,0%

44,0%

Отнесены к
подготовительной
группе

38,7%

33,3%

41,6%

36,4%

30,2%

35,8%

29,9%

44,5%

Отнесены к
специальной
группе

5,7%

4,0%

5,0%

4,4%

5,0%

10,0%

10,5%

10,3%

Освобождены от
занятий физкультурой

2,2%

2,0%

3,2%

4,2%

1,1%

2,6%

1,6%

1,2%

Рисунок 1. Результаты углублённого медицинского обследования (УМО) студентов первого курса СПбГИКиТ (процентное соотношение) в 2011–2018 годах

Результаты ретроспективного статистического исследования показали, что процент студентов, поступающих на первый курс в СПбГИКиТ и имеющих различные отклонения в состоянии своего здоровья, достаточно велик. Процентное соотношение студентов, которые были определены по результатам УМО в подготовительную или специальную медицинские группы, либо полностью освобождены от занятий по физической культуре, составляет – от 36% (в 2015 году) до максимальных 56% процентов (в 2018 году) от общего числа студентов-первокурсников. Состав студентов, поступавших на первый курс института и отнесённых к основной медицинской группе, за последние восемь лет остаётся в пределах от 50% до 64%. Однако в последнюю приёмную кампанию произошёл резкий спад количества таких студентов до 44% (рис. 2). Другая тревожная тенденция – это высокий процент студентов, относящихся по состоянию своего здоровья к СМГ. В последние три года (2016–2018 годы) он стабильно составляет примерно 10% от общего числа студентов, поступающих на первый курс СПбГИКиТ (рис. 3). Более подробно рассмотрим процентное соотношение студентов, поступивших в институт на первый курс в 2018 году. В отличие от прошлых лет, по результатам УМО они были разделены на следующие группы: основная, подготовительная, специальная «А» (СМГ «А»), специальная «Б» (СМГ «Б») – или освобождённые от практических занятий физической культурой). Результаты представлены в виде гистограммы (рис. 4).

Рисунок 2. Результаты углублённого медицинского обследования студентов первого курса СПбГИКиТ (процентное соотношение), относящихся к основной медицинской группе, в 2011–2018 годах

Рисунок 3. Результаты углублённого медицинского обследования студентов первого курса СПбГИКиТ (процентное соотношение), относящихся к специальной медицинской группе, в 2011–2018 годах

Рисунок 4. Гистограмма процентного соотношения студентов, поступивших на первый курс СПбГИКиТ, по результатам углублённого медицинского обследования в 2018 году

Для контингента студентов, относящихся к СМГ «А» практические занятия по «Элективным дисциплинам по физической культуре и спорту» должны быть личностно-ориентированы в соответствии с имеющейся у них нозологией и полностью безопасны для их здоровья. Они должны проводиться с максимально возможным учётом индивидуальных морфофункциональных и психологических особенностей студентов, уровня их функциональной и физической подготовленности, гендерного статуса (юноши и девушки), а также учитывать мотивационные потребности, интересы и предпочтения. Из-за очень низкого уровня общей функциональной и физической подготовленности таких студентов занятия с ними должны быть лишены жёсткой регламентации, оптимизированы по своей длительности и величине физической и психологической нагрузки [3, 7]. Практические занятия по физической культуре для такого контингента студентов должны носить, в основном, рекреационный, реабилитационный или оздоровительно-коррекционный характер в области базового физкультурного образования и быть направлены:

– во-первых, на противодействие «физкультурной пассивности» и формирование у молодых людей положительного эмоционального отношения к занятиям физической культурой и доступными для них видами спорта, а также на устойчивое желание прикладывать при этом осознанные волевые усилия;

– во-вторых, на оказание благотворного воздействия на укрепление физического и психического здоровья студентов, а при необходимости и на их реабилитацию и минимизацию возможных рисков от практических занятий;

– в-третьих, на физическое и духовное совершенствование личности, самообразование и самовоспитание, повышение двигательной активности, которые позволят оптимизировать процесс социализации индивидуума в новой образовательной и социально-культурной среде творческого высшего учебного заведения СПбГИКиТ.

В связи с этим на кафедре физического воспитания СПбГИКиТ в занятиях с данным контингентом осуществляется постепенный переход от традиционных форм проведения практических учебных занятий к личностно-ориентированной программе, доступной студентам, относящимся по состоянию своего здоровья к СМГ «А», или даже освобождённым от занятий: во-первых, оздоровительные, рекреационные и реабилитационные формы двигательной активности (йога, дартс, настольный теннис, а в перспективе на 2019–2020 учебный год, и скандинавская ходьба); во-вторых, интеллектуальные виды спорта – такие как шахматы и шашки [9].

К оздоровительно-реабилитационным формам двигательной активности студентов относятся две авторские программы изучения йоги, разработанные  преподавателями кафедры физического воспитания СПбГИКиТ: «система целостного движения» и «психофизическая релаксация». Более подробно рассмотрим последнюю из этих программ. Организация таких занятий здоровьесберегающей направленности для студентов СМГ на основе психофизической релаксации, включает в себя несколько оздоровительных блоков: пранаяма (индийские дыхательные упражнения); оздоровительная гимнастика на основе релаксационных упражнений; постизометрическая релаксация мышц и самомассаж; аутотренинг и медитация.

«Психофизическая релаксация» – это своеобразная адаптация системы Сахажда-йога [10] в практику занятий с использованием физических упражнений (асан), дыхательных упражнений (пранаям) и медитации под соответствующую музыку. Занятия «психофизической релаксацией»  направлены на обучение технике аутотренинга и концентрации внимания, снятие психо-эмоционального напряжения и профилактику стресса, повышение уровня адаптации человека в социальной среде и его духовное развитие [8].

Как показывают результаты деятельности секции психофизической релаксации за прошедшие три года в СПбГИКиТ, занятия в ней:

– оказывают большое положительное влияние на физическое и психическое здоровье студентов;

– позволяют предотвращать или снимать различные негативные стрессовые ситуации в учебной деятельности и повседневной жизни;

– дают возможность повышать стрессоустойчивость и целенаправленно усиливать внутренние мобилизационные ресурсы молодых людей;

– способствуют избавлению от различных вредных привычек (например, табакокурения) и  приобщению к здоровому образу жизни.

Заключение.

1. Результаты ретроспективного статистического исследования выявили, что количество студентов, поступающих на первый курс СПбГИКиТ, которые имеют различные отклонения в состоянии своего здоровья, достаточно велико. Так в 2018 году процент студентов, отнесённых к основной медицинской группе, составил всего 44%. Высоким остаётся процент студентов, отнесённых по результатам углублённого медицинского обследования к специальной медицинской группе (СМГ). В последние три года (2016–2018 годы) он составляет практически 10% от общего числа студентов первого курса. В связи с этим на кафедре физического воспитания СПбГИКиТ осуществляется постепенный переход от традиционных форм проведения учебных занятий по предмету «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» для студентов СМГ к личностно-ориентированной физкультурно-оздоровительной или интеллектуальной спортивной программе и индивидуальному выбору вида физкультурно-спортивной деятельности и секционных занятий самими студентами, начиная с первого курса:

– оздоровительные, рекреационные и реабилитационные формы двигательной активности: йога («система целостного движения» и «психофизическая релаксация»), дартс, настольный теннис и, в перспективе, скандинавская ходьба;

– интеллектуальные виды спорта – шахматы и шашки.

2. Теоретические исследования и практическая деятельность показали высокую эффективность применения в учебном процессе занятий по психофизической релаксации со студентами СМГ в условиях творческого вуза. В режиме учебного дня достаточны даже и 25 минутные занятия. Студенты, систематически посещающие такие секционные занятия, отмечают повышение  своей работоспособности; гармонизацию внутреннего энергетического поля организма; профилактику стресса и повышение стрессоустойчивости; заметное улучшение общего физического и психического состояния своего здоровья; избавление от вредных привычек и  приобщение к здоровому образу жизни.


Список литературы

1. Авдонина Н.С. Инновационные образовательные подходы как эффективный фактор развития профессиональной идентичности студентов // Педагогика и психология образования. – 2018. – № 1. – С. 49–56.
2. Воронин С.М. Личностно-ориентированная физическая подготовка студентов непрофильных вузов: монография. – Ярославль: Ярославский государственный университет, 2009. – 282 с.
3. Жмыхова А.Ю., Ерохина О.А., Буров А.Э. Содержание профессиональной физической культуры студентов специальной медицинской групп // Вестник спортивной науки. – 2012. – № 4. – С. 47–50.
4. Козлов А.В., Бударников А.А. Опыт разработки универсальной компетенции по физической культуре в образовательных программах высшей школы // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 11 (141). – С. 88–93.
5. Кондаков В.Л., Горелов А.А. Новый взгляд на механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. – 2014. – № 13 (184). – Выпуск 22. – С. 273–282.
6. Лифанов А.Д. Структура мотивации студенток, имеющих отклонения в состоянии здоровья, к занятиям физической культурой и её динамика в процессе обучения в вузе // Вестник спортивной науки. – 2018. – № 1. – С. 49–55.
7. Перепелюкова Е.В. Мониторинг функционального состояния и физической подготовленности студенток специальной медицинской группы // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 3. – С. 41–43.
8. Састамойнен Т.В., Степанов В.С. Психофизическая релаксация в режиме учебного дня студентов творческого вуза // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: сборник научных трудов. – Ялта: РИО ГПА, 2018. – Выпуск 60. – Часть 3. – С. 286–289.
9. Сомкин А.А. «Элективные курсы по физической культуре» для студентов подготовительной и специальной медицинских групп в творческом высшем учебном заведении // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2017. – № 8 (13). – С. 61–71.
10. Шри Матаджи Нирмала Деви. Сахаджа-йога. – М.: ИВФ Антал, 1992. – 64 с.

Расскажите о нас своим друзьям: