Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №1 (30) Январь 2019

УДК 371.315.5

Дата публикации 31.01.2019

Современные образовательные технологии, повышающие интерес к изучению родного языка

Майрамукаева Фатима Ахполатовна
канд. пед. наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, РФ., г. Владикавказ, majr-fatima@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования технологии творческих мастерских в преподавании родного (осетинского) языка как модели учебного процесса, активизирующей деятельность школьников на уроке; подчеркивается значимость технологии творческих мастерских в развитии познавательных и творческих интересов учащихся; демонстрируются приемы использовании технологии творческих мастерских на уроке осетинского языка. Особое внимание уделено принципам организации технологии творческой мастерской. Обобщается практический опыт использования технологии творческой мастерской учителем осетинского языка и литературы. Автор приходит к выводу, что приемы, используемые учителями родного (осетинского) языка на творческих мастерских, не противоречат традиционным урокам, а лишь разнообразят их, делают обучение гуманным.
Ключевые слова: технология творческих мастерских, принципы организации, приемы использования

Modern educational technologies improving interest in studying the native language

Bairamukov Fatima Opracowa
cand. PED. Sciences, associate Professor departments of primary and preschool education, North Ossetian state University named after K. L. Khetagurov, Russian Federation., Vladikavkaz

Abstract: The article considers the possibility of using the technology of creative workshops in teaching the native (Ossetian) language as a model of the educational process that activates the activities of students in the classroom; emphasizes the importance of the technology of creative workshops in the development of cognitive and creative interests of students; demonstrates the techniques of using the technology of creative workshops in the lesson of the Ossetian language. Special attention is paid to the principles of the creative workshop technology organization. The practical experience of using the technology of creative workshop by the teacher of Ossetian language and literature is summarized. The author comes to the conclusion that the techniques used by teachers of the native (Ossetian) language in creative workshops do not contradict traditional lessons, but only diversify them, make learning humane.
Keywords: technology of creative workshops, principles of organization, methods of use

В последнее время в методике особую значимость приобретают образовательные технологии, имеющие личностно-ориентированную направленность и тем самым формирующие внутренний мир ребенка. Основной задачей становится подготовка школьников к взрослой жизни, в которой им придется искать ответы на жизненно важные вопросы, отстаивать свою позицию. Социальный заказ общества определил цель обучения как развитие человека, создание условий для его самоопределения. Необходимо выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности учащегося, а не формировать абстрактную «модель выпускника». Это объясняет стремление учителей родного (осетинского) языка и литературы к использованию в обучении методов и приемов, стимулирующих не только умственное, но и общее развитие школьника.

Учителя осетинского языка и литературы находят новые подходы в образовании, применяют технологии, активизирующие учебный процесс. И хотя в педагогике никого уже не удивить новыми подходами в образовании: гуманистическим, развивающим, компетентностным, деятельностным, личностно-ориентированным, все же в преподавании родного (осетинского) языка они воспринимаются по-другому.

Актуальными в обучении родному (осетинскому) языку и литературе стали такие инновационные модели учебного процесса, в которых на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, нацеленная на решение не только учебной, но и практически значимой задачи.

Среди учителей осетинского языка популярна технология педагогических мастерских, привлекающая своей необычностью, возможностью привлечь к участию в уроке каждого ученика, создать атмосферу творчества, партнерских отношений.

Принципы организации технологии творческой мастерской известны. Прежде всего, это – равенство всех участников, включая педагога, ненасильственное вовлечение в процесс деятельности, отсутствие соперничества, чередование индивидуальной и групповой работы, важность процесса творчества, разнообразие используемого материал, ответственность каждого за свой выбор, и что немало важно, возможность оценить на уроке каждого ученика [3, с.20].

Некоторые из педагогов активно используют технологию творческих мастерских в группах учащихся, не владеющих осетинским языком. Творческие мастерские завершают цикл уроков развития речи и организуют этап «применения знаний на практике» – создают условия, когда школьники пробуют свои силы в создании текстов в социально значимой ситуации [1, с.9].

Несомненным достоинством технологии является то, что она создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Как известно, технология творческих мастерских не так уж нова: она зародилась во Франции в середине 1920-х годов, в Россию она пришла в начале девяностых прошлого столетия и с тех пор не теряет своей популярности.

Основные её постулаты:

1) вызов традиционной педагогике; ученик должен находиться в активной позиции, раскрывать внутренний потенциал, сам строить своё знание;

2) личность с новым менталитетом; ученик должен развиваться как самостоятельная, творческая, ответственная, конструктивно вооружённая личность;

3) «все способны», каждый ребенок способен практически ко всем видам деятельности (это постулат можно вынести как девиз этой технологии);

4) интенсивные методы обучения и развития, самостоятельное строительство знания с помощью метода критического мышления;

5) новый тип педагога; учитель не авторитарный наставник, а талантливый скульптор.

Технология творческих мастерских привлекает педагогов и школьников некоторой загадочностью заданий, отсутствием соперничества, желанием искать в мнении своих одноклассников только положительное, при этом важен не столько результат, сколько сам процесс творчества.

И если традиционно образовательный процесс сосредоточен на усвоении знаний, то технология мастерской предлагает такую структуру учебного занятия, которая позволяет каждому ученику знание не усваивать, а выстраивать [5, с. 615].

Главная задача педагога – помочь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностного развития. Благодаря этой технологии у школьника появляется возможность самостоятельного выбора инструмента познавательной деятельности, выбора своего пути к знаниям на уроке, а совместная работа в группе побуждает его к развитию и проявлению своих личностных возможностей.

Итак, мастерская – одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.

Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. У мастерской есть свой алгоритм, задания подобраны так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе. Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества: исследовательская работа, стихи, эссе и т. п.

Один  из принципов и правил ведения мастерской – это  право каждого на ошибку, самостоятельное преодоление ошибки , т.е. путь к истине.

И едва ли не самое главное для многих школьников – это безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской. Что это даёт ребёнку? Прежде всего, условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, когда на деле реализуются принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией собственных действии на уроке.

Решительное ограничение практической деятельности мастера (руководителя) на всех этапах мастерской не значит полное отсутствие контроля  с его стороны. Задача его состоит скорее в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с участниками,  например, в мастерской творческого письма. Так, на одном из уроков осетинского языка учитель школы №7 г. Владикавказа Цаллагова С.Ю. со своими учениками описывала один день из жизни Шекспира (мастерская письма «Сонеты Шекспира, переведенные на осетинский язык»).

Остановимся подробнее на этой мастерской и опишем её алгоритм. Мастерская началась с индикатора. В роли индикатора были представлены четыре предмета: перчатка, глобус, шёлковый носовой платок и яблоки. (Ученикам была дана возможность рассмотреть их).

Следующий этап – деконструкция: Мастер (учитель) раздала всем карточки с разными словами. Дети их прочитали.

Этап реконструкции: ученики выбирали из слов на карточках те, которые можно связать с предметами, т.е. слова-ассоциации. Мозговой штурм: дети пытались связать предметы, казалось бы, совершенно отстранённые друг от друга. Перчатка – отец Шекспира был перчаточником. Глобус – театр XVI века «Глобус», в котором играл драматург. Шёлковый платок – камень преткновения в трагедии «Отелло». Яблоки (а могли быть яйца, помидоры и т.д) – плоды, которыми зрители закидывали неугодных им актёров. Необязательно, что дети предложили именно такую логическую цепочку, - важен сам момент поиска истины.

Первичная социализация (работа в группах): учащиеся выписывали из сонетов Шекспира на осетинском языке слова, смысл которых им казался важным для понимания творчества драматурга. Это задание помогло им определить тему мастерской, основными понятиями которой были: любовь, мир, раздумья и желания, воспоминания и противоречия, сомнения, радость, и т.д.

Вторичная социализация: участники мастерской обменивались друг с другом словами, дополняли их, делали для себя определённые выводы. Информационный посыл: школьники прочитали все выбранные ими слова. Творчество: Мастер прочитал 122-й  сонет Шекспира, предлагает добавить к имеющимся словам новые из прочитанного сонета, которые бы передавали атмосферу, дух, чувства, мысли, аромат эпохи Шекспира. Дети написали небольшой прозаический (а кто-то и поэтический) текст – один день из жизни драматурга – листок из дневника Шекспира. (Специально для этого учитель подготовил искусственно состаренные, «пожелтевшие» листки).

Новая социализация: учащиеся обменивались своими работами, читали и редактировали их.

Отрывки из работ школьников: «Любовь – это звезда, которую очень трудно достать, но она освещает нам путь…»;  «Стою перед зеркалом… Мои мысли уносят меня вдаль… Моя жизнь проносится перед глазами… Мной лишь правит моя Муза…»; «Если даже обо мне после смерти никто не вспомнит, в твоей душе, мой читатель, останутся мои раздумья и сомнения…».

Кульминация творчества («афиширование»): школьники вывешивали на доске свои работы, чувствуя себя творческими людьми. Рефлексия: обсуждение результатов занятия. Школьники описывали свои чувства, эмоции, которые у них возникали в процессе работы, что им понравилось, что им удалось, а что не очень.

По сути, «афиширование» – вывешивание работ учеников и Мастера (учителя) в классе и ознакомление с ними (все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух) – и есть та оценка деятельности учащегося, которая так не похожа на традиционную. Результаты работы групп в прозаической и стихотворной формах были предложены для рассмотрения всем участникам мастерской. При этом обсуждались работы всех участников мастерской, рассматривались различные точки зрения на проблему.

Необычная система обучения предоставила каждому ученику, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании. Даже слабоуспевающие школьники не испытывали больших затруднений в работе с источником, т.к. постоянно чувствовали в группе поддержку, помощь, понимание. А это немаловажное условие для продуктивной работы каждого участника мастерской.

Оценивание деятельности школьников в творческой мастерской – это обеспечение «официального» признания полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта. Это альтернативный метод оценивания. А ведь отметка, система оценивания результатов деятельности учащихся – краеугольный камень в педагогике. Оценка зачастую разрушает психику ребенка, делает ученика изгоем в классе, нарушает хрупкое душевное равновесие. Технология творческих мастерских – одно из решений этой проблемы. Не случайно, в системе оценивания по ФГОС предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения. Это способствует формированию умений самоконтроля и самооценки учащихся, то, чего так не хватает нашим детям. На мастерской даже самый слабый ученик может себя почувствовать востребованным и значимым, а его мысли, не ограничиваемые строгими канонами программы и замечаниями учителя-предметника, стать крылатыми.

Подобные формы работы расширяют кругозор учащихся, способствуют повышению их самооценки, школьник чувствует, что у него получается, что он тоже успешен. А раз получается в одном предмете, значит, получится и в другом, надо только захотеть!

Как показывает практика, приемы, используемые учителями родного (осетинского) языка на творческих мастерских, не противоречат традиционным урокам, а лишь разнообразят их, делают обучение гуманным.


Список литературы

1. Алексеева О. В. Творческие мастерские как путь формирования коммуникативной компетенции учащихся// РЯШ. – 2010. - №3.- С.9-14.
2. Майрамукаева Ф.А. Простое предложение как основная учебно-коммуникативная единица обучения родному (осетинскому) языку в начальной школе //Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. №11-1 (53). С. 136-139.
3. Музиянова Л. А. Творческие мастерские // РЯШ. – 2003. - №6. - С.19-22.
4. Мухина И. А. Что такое педагогическая мастерская / И.А.Мухина, Т.Я.Ерёмина. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. – СПб.: СПбГУПМ, 2016.
5. Филиппова О. А. Технологии педагогических мастерских в рамках личностно-ориентированного образования // Молодой ученый. – 2013. – №4. – С. 615-617.

Расскажите о нас своим друзьям: