Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №10 (27) Октябрь, 2018

УДК 159.9.01

Дата публикации 31.10.2018

Роль сказкотерапии в формировании учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития

Рассудова Людмила Анатольевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры Общей и педагогической психологии, Омский государственный педагогический университет

Аннотация: В статье анализируется проблема формирования учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития. Основное внимание уделено сказкотерапии как методу психологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а именно, анализируются возможности сказкотерапии для диагностики и формирования учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития. В статье приводятся результаты эмпирического изучения учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития, описан опыт использование приема «сочинение сказки» для диагностики учебной мотивации детей с задержкой психического развития, сделаны выводы о роли сказкотерапии в психолого-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: сказкотерапия, учебная мотивация, задержка психического развития

The role of fairytale therapy in the formation of educational motivation of junior schoolchildren with mental retardation

Rasudova Lyudmila Anatolyevna
The candidate of psychological sciences, Associate Professor of the Department of General and Pedagogical Psychology, Omsk State Pedagogical University

Abstract: The article analyzes the problem of the formation of learning motivation of junior schoolchildren with mental retardation. The focus is on fairytale therapy as a method of psychological work with children with disabilities, namely, the possibilities of fairytale therapy for diagnosis and the formation of learning motivation of junior schoolchildren with mental retardation are analyzed. The article presents the results of an empirical study of educational motivation of younger schoolchildren with mental retardation, describes the use of the tale writing technique for diagnosing educational motivation of children with mental retardation, and draws conclusions about the role of fairytale therapy in psychological and educational work with children with disabilities.
Keywords: fairytale therapy, learning motivation, mental retardation

Из всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья именно младшие школьники с задержкой психического развития чаще всего оказываются интегрированными в систему общешкольного образования. В условиях перехода к инклюзивному образованию мы можем утверждать, что именно данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья будет рекомендовано инклюзивное обучение. В ситуации, когда при инклюзивном образовании обучаются дети с различными дефектами в развитии, в частности дети со смешанными специфическими расстройствами психологического развития, педагоги начальных классов сталкиваются с рядом трудностей. Имеющийся дефект психического развития влияет не только на снижение познавательных возможностей младших школьников, но и на формирование их характерологических и личностных особенностей. Поэтому воздействие педагога при организации учебной деятельности, направленное на формирование учебной мотивации нормально развивающихся детей, зачастую детьми с задержкой психического развития воспринимается в искаженном виде в силу имеющегося дефекта. Это затрудняет формирование адекватной мотивации учащихся, поэтому педагогам и психологам необходимо искать более эффективные методы повышения учебной мотивации школьников с задержкой психического развития. Одним из таких методов, который может глубоко воздействовать на сознание детей, является сказкотерапия.

Сказкотерапия представляет собой перспективное направление в формировании и повышении учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития. Принято считать, что сказкотерапия как психотехника применяется с начала XX века. Психоаналитические исследования сказок и мифов раскрыли ценность сказки в психодиагностической, психокоррекционной, психотерапевтической и развивающей работе [6]. В настоящее время сказкотерапия развивается в различных направлениях: разрабатываются приёмы совместного применения сказкотерапии и куклотерапии, песочной терапии, элементы сказкотерапии широко применяются при работе с детской агрессивностью, страхами, разрабатывается теория и методология сказкотерапии. На сегодняшний день сказкотерапия применяется повсеместно: как для детей и подростков, так и для взрослых проводятся индивидуальные и групповые занятия с использованием сказки. Очень широк спектр психологических проблем, для решения которых современная практическая психология предлагает использовать сказкотерапевтические методы: преодоление эмоциональных проблем, развитие эмоционального интеллекта, рефлексии, снижение суицидального риска, изменение поведенческих паттернов, в том числе установки на поведение жертвы [6; 8].

Сказку в своей работе используют не только психологи, но и педагоги, по достоинству оценившие обучающий потенциал сказкотерапии – в современной типологии сказок особо выделяются дидактические сказки, используемые для обучения дошкольников и младших школьников [7]. На сегодняшний день отечественные и зарубежные психологи чаще всего обращаются к данному методу для выявления особенностей и коррекции внутреннего мира детей. В педагогике же и методике преподавания сказку чаще всего используют на конкретных уроках с целью привлечения внимания детей к учебному материалу. Вопрос об использовании сказкотерапии как психолого-педагогического метода формирования учебной мотивации остается не до конца решенным.

При использовании сказки в работе с детьми с задержкой психического развития необходимо учитывать некоторые специфические особенности применения данного метода.

Прежде всего, следует отметить, что сказкотерапию можно использовать в сочетании с другими методами, а именно:

1.Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2.Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

3.Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения клиента, выявляя его систему оценок в категориях «хорошо - плохо».

4.Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.

5.Творческая работа по мотивам сказки. Здесь деятельность ребенка можно разделить на несколько этапов:

А) Анализ. Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев.

Б) Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.

В) Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку не нравится сюжет, некоторый поворот событий. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки [2, с. 101].

В работе с детьми с задержкой психического развития сказкотерапию чаще всего используют в психокоррекционных целях. Коррекционные сказкотерапевтические игры созданы для решения различных психологических задач, таких, как развитие сенсорно-перцептивной, психомоторной сферы, развитие познавательных процессов, развитие коммуникативной сферы, гармонизация и развитие эмоционально-волевой сферы, развитие речи [1].

В отечественной психологической практике в последнее время складываются традиции использования сказкотерапевтических методов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны особенности примененния сказкотерапии в работе с детьми с умственной отсталостью и эмоционально-волевыми нарушениями [6; 8]. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева во многих своих трудах отмечает, что сказкотерапевтическая метафора положительно влияет на всех детей с ограниченными возможностями здоровья, однако восприятие сказок у «гиперактивных» и «пассивных» детей различно [4, с. 62]. Так как поведение «гиперактивных» детей отличается импульсивностью, двигательным беспокойством, крайней отвлекаемостью, то на первых занятиях рекомендуется не требовать от детей выполнения четко сложенных организационных моментов, а лучше заинтересовать их наглядными образами сказки, стихотворной формой изложения материала. «Гиперактивным» детям несвойственно чувство жалости, переживания других детей вызывают у них радость, смех. Педагог, применяя сказку в работе с такими детьми, должен переживать, грустить, сочувствовать персонажам, попавшим в беду, нуждающимся в помощи, брошенным, покинутым, оставленным в безвыходной ситуации. «Пассивные» дети впечатлительны, мнительны, слезливы, поэтому очень важно не сформировать у них патологическую слащавость и заискивание [3].

Эмоции младших школьников с задержкой психического развития неустойчивы, изменчивы. На одно и то же ежедневно повторяющееся явление, действие они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние таинственности, волшебства, готовности увидеть и услышать что-то необычное. Дети с задержкой психического развития долгое время не понимают эмоциональных состояний, изображенных на картинках, поэтому рекомендуется постоянно использовать небольшие потешки, стихотворения, отражающие эмоциональные состояния персонажей сказок на картинках [1, с. 79]. Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных состояний персонажей сказки - все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки [5].

Таким образом, сказка может выступать психотерапевтическим методом в работе с детьми с задержкой психического развития. Как диагностический и коррекционно-развивающий метод работы с детьми сказкотерапия применяется довольно часто, но возможности сказкотерапии в формировании мотивации младших школьников остаются малоизученными.

В проведенном нами исследовании мы постарались раскрыть роль сказкотерапии в формировании учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития.

Эмпирическое исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы в классе коррекционного вида для детей с задержкой психического развития. В исследуемую группу входило 23 младших школьника в возрасте от 9 до 11 лет. Эмпирическое исследование проходило следующим образом.

На первом этапе была разработана сказка, позволяющая определить причины того или иного уровня учебной мотивации, увидеть отношение ребенка к учебной деятельности в целом. Сказка выполнена при помощи методики составления сказок с заданным началом, где ребенку необходимо определить, додумать развязку событий, связанных с главным героем. Ребенку рассказывается начало сказки про лесных жителей, вместе с психологом ребенок выбирает главного героя (бельчонок, зайка и т.д.) и сочиняет сказку, руководствуясь наводящими вопросами психолога.

Разработанная нами сказка предполагала следующий алгоритм действий:

1.Сначала ребенок сам выбирает имя главного героя, тем самым его образ становится значимым для ребенка.

2.Психологом задается проблема, которая возникает у главного героя. Ребенок должен обосновать свою точку зрения, почему у главного героя могла эта проблема возникнуть. Здесь происходит перенос своих переживаний на переживания героя, и ребенок «приписывает» главному герою сказки свои проблемы, страхи, затруднения.

3.Третий вопрос позволяет определить уровень школьной адаптации, доминирование тех или иных мотивов в деятельности (игровых, учебных).

4.Психолог определяет уровень значимости игры для ребенка. Через наводящие вопросы психолог определяет, какая это игра: индивидуальная или групповая.

5.С помощью данного вопроса психолог может установить значимый для школьника учебный предмет. Впоследствии это поможет учесть в рекомендациях педагогу, на каком именно предмете можно задействовать интерес для повышения учебной мотивации.

6.С помощью следующего вопроса психолог определяет отношение ребенка к неудачам и к порицанию.

7.Здесь психолог определяет отношение к ситуации успеха. Помимо этого, мы сможем увидеть, умеет ли ребенок устанавливать причинно-следственные связи между успешностью учебной деятельностью и получением похвалы от педагога. Можно выявить также отношение ребенка к получаемым отметкам, определить референтное для него лицо.

Следуя данному алгоритму и сочиняя с ребёнком совместную сказку, психолог задает следующие вопросы.

1.В нашем волшебном лесу живет много зверят – бельчата, ежата, зайчата… Про кого ты хочешь сочинять сказку?

2.Давай придумаем, как будут звать нашего бельчонка (к примеру)?

3.Наш бельчонок Боря учится в лесной школе, но ему не всё там нравится. Как ты думаешь, что Боре не нравится в его школе?

4.Каждое утро, собираясь в лесную школу, бельчонок Боря складывает в портфель всё, что ему понадобится. Поможем бельчонку собрать портфель. Что Боря возьмет с собой в лесную школу?

5.Бельчонок Боря в школе не только учится, иногда он и играет. Что Боря больше любит – играть или учится? А играет он сам или вместе с другими зверятами?

6.В лесной школе есть уроки, которые очень нравятся бельчонку Боре. Подскажи-ка мне, какие уроки любит Боря? Почему?

7.У Бори не всегда получается хорошо учиться. Иногда учитель ругает Борю и ставит ему плохие отметки. Как наш бельчонок относится к плохим отметкам? К замечаниям учителя? Он расстраивается или нет? Почему?

8.А когда бельчонок Боря хорошо отвечает на уроке, учитель его хвалит и ставит хорошие отметки. Как Боря относится к хорошим отметкам и похвале учителя? Он радуется или нет? Почему?

Завершающим этапом работы явился анализ и интерпретация придуманной младшими школьниками с задержкой психического развития сказки.

Исходя из полученных результатов, удалось выявить определенную проекцию переживаний детей на героев сочиненной сказки. Что касается определения причин учебной мотивации, то 48% детей не могут определить причины нежелания учиться и посещать школу. Это может свидетельствовать о неразвитости у младших школьников с задержкой психического развития навыков рефлексии. Учащиеся с высоким уровнем учебной мотивации указывали на такие причины, как болезнь или получение отрицательных отметок. Следует отметить, что при анализе выявленных причин важно учитывать характер расстройства ребенка. Так, к примеру, Иван Х., ребенок с задержкой психического развития соматогенного происхождения, все причины неудач и нежелание учиться перекладывает на болезнь бельчонка, главного героя в его сказке, в свою очередь мы понимаем, что при таком происхождении задержки психического развития чаще всего ребенок не успевает в школе из-за хронических заболеваний и высокой утомляемости.

Результаты исследования также показали у младших школьников с задержкой психического развития доминирование игровой деятельности над учебной. Подтверждено, что игра у детей с задержкой психического развития играет значительную роль в их жизни и остается ведущим видом деятельности даже при переходе ребенка в начальную школу.  Участвуя в сочинении собственной сказки, дети имели возможность выбора – принять участие в совместной игре или отказаться от нее в пользу учебной деятельности. Подавляющее большинство (78%) детей согласились на совместную с друзьями-одноклассниками игру.

При этом стоит отметить, что при выборе конкретной игры лишь несколько человек указывали игры, в которые могли бы играть именно лесные зверята («мячик», «догонялки» и т.д.). Остальные же дети указывали современные, чаще всего многопользовательские компьютерные игры (Counter strike, Minecraft и т.д.). Отказ от игры с лесными зверятами не означает направленность ребенка на учебную деятельность либо высокую учебную мотивацию. Он вызван, прежде всего, отсутствием, по мнению ребенка, друзей у главного героя сказки. Так, Олег К. о главном герое своей сказки говорит, что у него «…не было друзей». Соответственно и на вопрос о совместной игре ребенок отвечает: «…у меня нет желания играть, ребята». Из бесед с учителями Олега К. мы можем заключить, что ребёнок держится в классе особняком и не имеет дружеских контактов.

Сочиняя с детьми сказку, мы предлагали им вопрос, что сказочный герой возьмет с собой в школу, собирая портфель. Показательно, что младшие школьники лишь в 3% случаев «складывали в портфель» сказочного героя игрушки, но при этом большинство детей снабдили своего персонажа какой-либо техникой (мобильным телефоном, планшетом), которая, скорее всего и выполняет в первую очередь игровую функцию.

Помимо прочего, сказка показала нам особое отношение младших школьников с ЗПР к ситуации неуспеха. 61% обследуемых детей негативно относятся к получению отрицательной оценки, что вполне типично для их возраста, но при этом довольно большой процент школьников (39%) проявляют явное безразличие к данной ситуации («не очень расстроился», «все равно»).

Что касается ситуации успеха, можно отметить, что 86% учащихся испытывают радость при получении хорошей отметки, при этом находят различные причины достижения успеха в учебной деятельности.  Ученики чаще всего указывают такую причину, как подготовка домашнего задания (47%). Около 14% учащихся демонстрировали отрицательное отношение к ситуации успеха, либо не могли определить свое отношение к положительной отметке, поставленной учителем, что в определенном смысле говорит о невозможности повышения учебной мотивации через систему оценивания для данных учеников.

Интерпретация полученных от учеников сказок позволила определить направления дальнейшей индивидуальной работы с каждым из них. В целом, работа со сказкой показала, что не все школьники могут установить причинно-следственные связи между деятельностью и ее результатом, но с помощью сказки можно показать, к каким именно последствиям может привести тот или иной выбранный путь. Сказка подтвердила значимость игровой деятельности в младшем школьном возрасте, и поэтому можно утверждать, что сказкотерапия, сочетающая в себе не только рассказ, но и элементы игры, позволит наиболее эффективно построить коррекцию.

В ходе эмпирического исследования мы выявили, что сказкотерапия действительно имеет большой потенциал как в диагностике проблем, связанных с учебной мотивацией, так и в формировании учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития. Было выявлено, что 48% младших школьников с задержкой психического развития не могут определить причины своей низкой учебной мотивации, а, следовательно, без вмешательства педагога или психолога не могут адекватно выстраивать свою учебную деятельность. Исследование показало, что сказка не только формирует мотивацию ребенка к учебе, она позволяет создать целостную картину школьной жизни и выстроить определенную модель поведения внутри нее. Сказка наглядно показывает соотношение поступка и его последствия, соединяет невидимой нитью, но в доступной для ребенка форме.

Итак, нами было выдвинуто положение, что сказка способствует повышению уровня учебной мотивации, и действительно, исследование показало, что дети посредством сочиненной сказки выявляют причинно-следственные связи между, например, неготовностью к уроку и отрицательной отметкой, либо наоборот, подготовке домашнего задания и получения соответствующего стимула к дальнейшей деятельности. Это знание, показанное в сказке либо в ходе анализа выявленное школьником, откладывается в его сознании. В большей мере наша сказка определила направления дальнейшей работы с учениками, позволила показать на какие рычаги в формировании учебной мотивации стоит обращать внимание педагогу.


Список литературы

1. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
2. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя…- Независимая фирма «Класс», 2006. – 130 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Проективная диагностика в сказкотерапии. - СПб.:Речь, 2003. - 208 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. - 128 с.
5. Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе: Методические рекомендации к использованию сказки в коррекции эмоциональных нарушений поведения детей. - М.: ЦГЛ, 2006. - 144 с.
6. Кузьмин Д. А. Сказкотерапия как метод культурно-психологического воздействия на личность: история и эволюция / Д. А. Кузьмин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. - № 5. - С. 159-164.
7. Мукумова К.К. Оценка эффективности сказкотерапии как метода психологической коррекции // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(52). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/17(52).pdf (дата обращения: 14.11.2018)
8. Станишевская Ж. Развитие эмоционального интеллекта с использованием элементов сказкотерапии в эмоционально-стрессовом подходе: краткое теоретическое обоснование и некоторые практические методики / Ж. Станишевская // Studia Humanitatis. - 2018. - №3. – С. 15-17.

Расскажите о нас своим друзьям: