Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11 (28) Ноябрь, 2018

УДК 378.18

Дата публикации 30.11.2018

Развитие творчества будущих специалистов в условиях высшей педагогической школы

Нуржанова Тамара Такисовна
профессор, доцент, кандидат педагогических наук Жетысуского государственного университета имени И.Жансугурова, кафедра педагогики и психологии, Казахстан, nurzhanova.tamara@gmail.com

Аннотация: В статье осуществлен поиск рациональной организации учебного процесса в вузе, формирующего и стимулирующего творчество студентов в процессе обучения. Автором разработана модель развития творчества будущих специалистов в условиях высшей педагогической школы на основе интеграции традиционных и инновационных образовательных технологий. Эта модель определяется как схема развития творчества студентов в соответствии со сложившейся практикой и достигнутым уровнем педагогической деятельности, с изменившимися критериями оценки творчества студентов и качественных преобразований в стиле педагогической деятельности. В статье указываются формы и методы развития творчества будущих специалистов в условиях высшего педагогического заведения, обосновываются условия эффективности этого процесса, а также рассматриваются принципы организации работы на всех этапах обучения в вузе.
Ключевые слова: творчество, будущие специалисты, высшая педагогическая школа, творческая индивидуальность, профессионально-творческое мышление, учитель инновационного типа

Development of future specialists' creativity in the environment of pedagogical school

Nurzhanova Tamara Takisovna
Professor, Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences at Zhetysu State University named after I. Zhansugurov, Department of Pedagogy and Psychology, Kazakhstan

Abstract: This article is focused on rational organization of educational process at the university that forms and stimulates students' creativity in the learning process. The author has designed a model for the development of future specialists' creativity in the environment of pedagogical school based on the integration of traditional and innovative educational technologies. This model is defined as a scheme for the development of students' creativity in accordance with established practice, achieved level of pedagogical activity, revised criteria for evaluating students' creativity and qualitative transformations of pedagogical activity's style. This work specifies forms and methods of future specialists' creativity development in the environment of pedagogical institution; defines conditions for the effectiveness of this process and examines the principles of work organization at all teaching stages of the university.
Keywords: creativity, future specialists, pedagogical university, creative individuality, professional creative thinking, innovative teacher

На современном этапе  главной задачей является подготовка педагогических кадров, обладающих высоким уровнем профессионализма,  умеющих оценивать педагогическую ситуацию в комплексе и принимать сложные решения, творчески активных, способных к применению традиционного и инно­вационного подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Более востребованными становятся  творческие параметры профессиональной деятельности учителя, что в свою очередь предполагает создание условий для самореализации, развития творческой индивидуальности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки. Возникла необходимость переосмысления сложившейся практики организации работы с будущими специалистами в  высшей педагогической школе. 

Учеными в области психологии и педагогики  наработаны  фундаментальные основы  рассмотрения сущности творчества, механизмов и условий ее развития (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский Я. А. Пономарев, Т.И. Смирнова, А.М. Матюшкин, Н.Ю. Посталюк). Исследованием качеств творческой личности занимались Ф.Баррон, В.А.Кан-Калик, А.С.Косогова, А.Н.Лук, Н.Д.Никандров, А.З.Рахимов, В.С.Шубинский и другие. Исследователи М.Вертгаймер, Д.Гилфорд, Е.П.Торранс, Г.Линдсей, Р.Томпсон, К.Халл  и др. изучали  проблемы  творческого процесса (его организацию, структуру, условия эффективности и барьеры, мешающие  функционированию).

Решение задачи развития творчества студентов предпринято многими педагогами (Ю.К. Бабанский, Л.Ю. Гордин, В.С. Ильин, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.В. Краевский и др.) с позиции теории целостного педагогического процесса. Ученые установили, что развитие личности, подготовленной к творческой профессио­нальной деятельности, зависит от степени целостности учебно-воспитательного процесса.  

Весомыми для нашего исследования являются работы (Т.Н.Балабановой, Э.У.Гуцало, Н.М.Борисенко, М.Г.Ярошевского, В.Р. Пятрулис, Г.А.Медяник,  В.И.Андреева и др.), в которых рассматривается  понятийный аппарат творчества, описываются механизмы   твор­ческой деятельности,  изучается личность в педагогическом творческом процессе,  исследуются проблемы создания творческой лаборатории будущего учи­теля, а также условия, обеспечивающие эффективность этого процесса.

Отдельные аспекты этой проблемы нашли отражение в трудах отечественных ученых (Ж.М. Абдильдин, Б.А. Жетписбаева, А.Г. Куатова, С.С. Естемесова,  Б.М. Бекмухамедов, Р.Б. Шындаулова, Н.А.Гончарова и др.)

Различные методологические концепции и  представления о значении  развития творчества  в подготовке педагога в  высшей педагогической школе, поставили нас перед необходимостью проанализировать, как сегодня на практике решается исследуемый вопрос. Анализ ситуации показал, что в педагогическом вузе зачастую преобладают вербальные объяснительно-иллюстративные методы обучения в виде лекций, семинаров, лабораторно-практических занятий и практикумов. В результате чего творчество самих преподавателей, активность и самостоятельность студентов регламентируется жесткими рамками учебного плана. Преподаватели не всегда стремятся развить и подчеркнуть творческую индивидуальность студентов. Мы считаем, что уровень развития творческого мышления, воображения, творческой активности и самостоятельности, творческих способностей у будущего специалиста определяет общий уровень его профессиональной подготовки. Созрела необходимость такой организации учеб­ного процесса, которая учитывала бы потребность личности в обретении себя, своей неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала.

Разработка этих вопросов концентрируется вокруг проблемы развития творчества личности и является од­ной из актуальнейших в современной педагогической науке. В то время только соединение обучения с педагогическим творчеством обеспечивает высокое качество подготовки специалистов. Мы утверждаем, что основная задача высшего учебного заведения заключается в формировании уникальной личности будущего специалиста, развитии его творческой индивидуальности.  

Цель исследования: разработка модели развития творчества будущих специалистов в условиях высшей педагогической школы.

Гипотеза: процесс развития творчества студентов педагогических вузов будет эффективным при условии творческого подхода к образовательно-воспитательной деятельности с применением,  как традиционных, так и инновационных образовательных технологий.

«Педагогическое творчество - это важнейшая характеристика педагога-профессионала, отражающая потребность в переменах, зрелость личности в структуре ее мотивов, ориентацию на перспективу будущего развития» [2, с.74]. Оригинальность педагогического творчества заключается в том, что творческий характер присущ не только  процессу  решения педагогической задачи, но и самому процессу реализации  этого решения, который, будучи творческим ак­том,  основывается на индивидуально-типологических характеристиках педагога.

В научной литературе существует огромное количество трактовок категории «творчество». Так, А.З.Рахимов считает, что творчество - это «форма деятельности человека, которая направлена на воспроизведение  новизны, как открытие совершенно нового или же модернизация  решения той или иной задачи» [7, с.37]. Согласно точки зрения А.Матейко  «творчество свойственно умам, которые могут мыслить самостоятельно, при этом, не связывая оценку информации с авторитетностью ее источника» [5, с.19]. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым соз­дается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Для нас наиболее  приемлемо мнение Ф.Баррона, который трактует творчество как «способность адаптивно реагировать на потребность в новом образе существования» [1, с.53]. Мы полагаем, что  это фундаментальная  способность, необходимая  для  осуществления профессио­нально-педагогической деятельности.

В процессе педагогической деятельности педагог встречается с большим количеством факторов (трудно прогнозируемых, а иногда и совсем непредвиденных), влияющих на развитие его  воспитанников. Это могут быть как условия жизни, так и наследственность, обычаи, социум и т.д. Чем больше развито творчество  педагога, тем легче ему подобрать правильные методы и приемы личностного взаимодействия с воспитанниками. Следует также заметить, что творческий человек в процессе общения притягивает к себе людей, а это качество личности немаловажно для профессии учителя.

Профессиональная деятельность будущего педагога предполагает необходимость ежедневного решения огромного количества творческих задач, а именно:    организация образовательного процесса в неодинаковых, постоянно изменяющихся,  социокультур­ных условиях;  проектирование, воплощение  и регулирование учебно-воспитательного процесса; создание учебной документации (индивидуальных программ, авторских курсов, экспериментальных учебников, авторских экс­периментальных учебно-методических комплексов и т.д.),  использование ее с целью комплектования содержания образова­ния.

В связи с этим, важнейшими  задачами высшего педагогическо­го образования, на наш взгляд, являются следующие:

- стимулирование интереса у обучающихся к профессионально - педагогической деятельности;

- формирование профессиональной компетентности;

- развитие критического, творческого, поискового мышления у студентов;

- подготовка будущего учителя к руководству познавательной дея­тельностью обучающихся, к формированию их творческого мышления, твор­ческих способностей.

В Жетысуском государственном университете накоплен большой положительный опыт подготовки студентов - будущих учителей к творчеству в процессе обучения. Так, в основу подготовки будущих специалистов к осуществлению творческой  деятельности положен процесс формирования профессионально-творческого мышления.  С этой целью    мы используем анализ разнообразных видов проблемных ситуаций, которые возникают в процессе обучения: при разъяснении фактов и выявлении противоречий педагогического процесса; в конструктивно - творческой деятельности педагога; в коммуникативной, прогностической и организаторской деятельности; а также в рефлексивной деятельности педагога при анализе и оценке своего труда и освоении инновационных  педагогических технологий.

При этом наиболее эффективными формами и методами являются:

- формы и методы поискового характера  (например, создание и решение некоторых проблемных ситуаций, которые могут возникнуть при межличностном общении; при этом студентам нужно построить собственную модель поведения;

- имитационно-ролевые формы и методы, способствующие разработке стратегии поведения,  преодолению барьеров в межличностном взаимодействии;

- тренинговые формы занятий, как средство создания условий для самораскрытия и самореализации участников в самостоятельном поиске решения проблем, а также позволяющие комплексно реализовывать различные методики творческого формирования личности, влияющие как на когнитивный, так и на личностный, эмоциональный и поведенческий ее уровни.

При этом необходимо помнить, что поскольку творческий стиль мышления, как установка на определенное видение педагогической действительности, выполняет функцию мотивации, то его функционирование нельзя сводить к процессу усвоения знаний и умений. Это требует воспитания соответствующих ценностных отношений к творчески активной педагогической деятельности.

По мнению В.Д. Лобашева, А.А. Талых, Ф.Н. Зименковой «прямое обучение творчеству невозможно; оно во многом определяется способом получения знания: знание, творчески воссозданное; знание, переоткрытое самим человеком; знание, оставшееся для него формальным, чужим, инородным» [4,  с.63].  Разработанная нами  организация учебного процесса, в зависимости от специфики содержания материала и способов его усвоения, реализуется следующим образом: на различных типах мелкогрупповых и индивидуальных занятий; с помощью системы учебных вопросов, развивающих творческое мышление; посредством разнообразной педагогической техники. Помимо этого, развитию творчества  будущих учителей способствует формирование у них умения анализировать альтернативные педагогические технологии: информационные, операционные, игровые, технологии саморазвития и др.

В Жетысуском государственном университете имени И.Жансугурова при  подготовке будущих учителей к творческой педагогической деятельности, наряду с вышеизложенным, используется технология интегративного обучения, которая реализуется в различных вариантах в зависимости от личностных возможностей студентов. Это: интегрированные практические занятия, объединяющие два или более учебных предмета (педагогика и психология; философия и история педагогики; педагогика и теория воспитания; интегрированные курсы, построенные на основе общности учебного материала и образовательных целей, интегрированные научные проекты. Технология интегративного обучения предполагает, что в рамках каждой образовательной дисциплины выделяется совокупность блоков, каждый из которых выполняет свои функции:

1) теоретический блок, дающий основные теоретические понятия;

2) практический блок, формирующий умения самостоятельно и осознанно применять знания на практике;

3) методический блок, дающий основы применения полученных знаний и навыков в ходе педагогической практики;

4) контрольный блок, проверяющий степень усвоения основных понятий и сформированность системы навыков;

5) корректирующий блок, осуществляющий индивидуально-­личностную доработку знаний и умений студентов.

На начальной стадии обучения творческий характер деятельности будущих специалистов отражается  в нестандартном, креативном выполнении учебного зада­ния. Студент для решения проблемной задачи идет новым, неиспробованным до этого путем. Он,  нестандартно сочетая имеющиеся пути ре­шения, закономерности и взаимосвязи в известных явлениях, получает новые знания. Студенты старших курсов, в силу психологических и возрастных особенностей, а также имеющие уже более высокий уровень интеллектуального развития, могут выполнять индивидуальные задания творческого характера и уже сами способны выдвигать и решать проблемы.

Исходя из этого, мы разработали и апробировали  следующую систему методов, так как считаем, что она  наиболее полно отвечают задачам развития творчества будущих специалистов:

1) на первом этапе обучения – поисковые методы, направленные на решение учебно-педагогических задач и ситуаций;

2) на втором этапе - методы самостоятельной работы, позволяющие студентам в процессе обучения и прохождения ими педагогической практики, собирать и систематизировать фактический материал, касающийся применения новых методов, форм и средств организации учебного процесса;

3) на третьем этапе - дидактические игры, в ходе которых студенты - будущие учителя, получают возможность с позиции творчества моделировать основные аспекты предстоящей педагогической деятельности;

4) на четвертом этапе - практические методы, направленные на реализацию авторских моделей программ в ходе самостоятельной профессиональной деятельности.

Практика преподавания показывает, что исследовательская деятельность студентов и творческий процесс решения ими научно-учебных задач,  организация дискуссий, ситуационный анализ (кейс-стади) являются наиболее эффективными приемами развития творчества студентов, стимулируют оригинальность мышления, самостоятельность в рождении новых знаний.

Одной их важнейших форм проявления и развития творчества студентов является подготовка  дипломных  проектов. Разнообразные исследовательские формы работы, разработка авторской исследовательской программы и ее воплощение  в условиях выполнения дипломного проекта, способствуют наполнению своего дипломного исследования содержательным и практическим смыслом. В результате чего у каждого студента формируется позиция  активного участника  педагогического процесса, что способствует развитию творчества на каждом отдельном этапе и в целом. Дипломные проекты  и другие виды научных исследований студентов обес­печивают систематичность и непрерывность овладения будущими специали­стами понятийным аппаратом теории научного исследования, опытом прак­тической преобразовательной деятельности. Это создает условия для самораз­вития и самореализации творческого потенциала будущего педагога в процессе вклю­чения его в творческую деятельность исследовательского характера.

Анализ имеющейся литературы и изучение практики высшей школы показывают, что для развития творчества будущих специалистов в стенах высшей школы,  нужно  создать условия для формирования творческой деятельности. Творческая деятель­ность студентов - это высокоорганизованная, самостоятельная,  мотивиро­ванная деятельность, направленная на развитие творческих качеств личности будущих специалистов, а также способствующая овладению ими приемами таковой деятельности. Творческая деятельность начинается там, где предполагается новое направление поиска. Для ее формирования в педагогическом вузе необходимо разработать комплекс совместных действий преподавателей и студентов, направленных на создание благоприятных условий разви­тия творчества. Исследование выявило, что для развития творчества в высшей педагогической школе должны быть созданы такие условия, в кото­рых студенты непрерывно стремились бы к самореализации собственных творческих возможностей, а именно: принятие, эмпатия, свобода от оценок, климат психологической  безопасности и открытости, творческая атмосфера.

Опыт работы показывает, что в качестве одного из принципов организации творческой деятельности, может стать средовый подход. Сущность данного подхода состоит в том, что  учебно-воспитательный процесс исследуется с позиции отношений в структуре «человек и среда», причем человек также является частью среды. Категория «среда»  передает взаимодействие условий, способствующих развитию  личности, и предполагает  нахождение этой личности в среде, взаимовлияние и взаимодействие окружения с субъектом. Так, О.В. Галкина, И.В. Кузнецова считают, что «среда - это не только окружающее человека пространство, но и зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия» [3, с.43]. По мнению В.А. Ясвин,  среда имеет следующие характеристики:  широту, интенсивность, осознаваемость, эмоциональность, активность, мобильность и устойчивость [8]. Средовый подход   «обнаруживает  ситуацию в образовательной теории и практике, связанную с осознанием образования как открытой самоорганизующейся нелинейной системы» [6, с.140]. Творческая образовательная среда трактуется нами как система гуманистически ориентированных взаимодействий и условий творческого формирования и развития личности, совокупность возможностей для ее творческого саморазвития. Наши наблюдения  выявили наиболее типичную для студентов проблему, связанную с причиной отсутствия на занятиях творческой атмосферы и личной включенности студентов в эту среду. Проблема определяется склонностью многих преподавателей к технократическому стилю взаимодействия и общения со студентами, что ведет к их личной тревожности и повышенной эмоциональной неустойчивости. В результате  не создается та особая среда не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия, которая позволила бы студенту творчески проявиться в этом процессе. Суть решения проблемы видится в переносе акцента с активного педагогического воздействия на личность студента в область формирования творческой образовательной среды,  где осуществляется его самообучение и саморазвитие. При такой организации образования включаются механизмы внутренней активности обучающегося в его взаимоотношениях со средой.

Динамика, отражающая результативность процесса развития творчества студентов педагогического вуза, выявлялась на каждом этапе обучения, что и подтверждает верность исходной гипотезы. С учетом проведенных исследований, на основе полученных результатов, нами были осуществлены сравнительные результаты, которые отражены на таблице 1.

Таблица 1. Сравнительные результаты развития творчества в процессе экспериментальной работы

Этапы работы

Высокий

Средний

Низкий

1

Начальный этап

3,7

43,8

52,5

2

Промежуточный этап

17,3

40,1

42,6

3

Завершающий этап

27,2

41

31,8

Анализ процесса становления личности студента как профессионала в стенах высшей педагогической школы, позволил выявить динамику поэтапного развития творчества, которая выражается в следующем:

1)  на уровне эмоционального восприятия (творчество формируется на интуитивном способе будущей профессиональной деятельности);

2) уровень осмысления (творчество начинает развиваться на основе рефлексивно-когнитивной деятельности);

3)  учебное применение (на основе поисковых способов деятельности);

4)  системное освоение (базируется на частично-исследовательских методах деятельности);

5) творческое применение (основывается на эвристических способах деятельности).

Полученные результаты теоретического анализа  проблемы и экспериментальной работы исследования позволили подвести итоги и сформулировать  выводы:

I. Базовые категории, раскрывающие сущность и специфику творчества,  должны стать некоторой совокупностью стратегий для будущего специалиста в предстоящей профессиональной деятельности;

II. В качестве модели развития творчества будущих специалистов в высшей педагогической школе в полной мере может послужить спецкурс «Творчество будущего учителя инновационного типа», который был разработан и внедрен нами в учебный процесс. Инновационность спецкурса заключалась в следующем: в целях и принципах отбора содержания; методах и формах проведения; особенностях взаимодействия со студентами. Обучение опиралось на активизацию творческого потенциала каждого студента, построено на принципах проблемности, содружества, преемственности, качественного развития и усложнения  применяемых форм,  рефлексивности. Обучение по программе спецкурса предполагает создание и решение ряда проблемных ситуаций за счет противопоставления традиционных и творческих педагогических воздействий.

III. Творчество в условиях подготовки специалистов в высшей школе проявляется  в достижении высокого уровня реа­лизации новых оригинальных подходов, путей и способов решения задач учебного, научно-исследовательского и изобретательного характера. Преподаватель вуза оказывает значимое влияние на развитие творчества студентов посредством творческого подхода к образовательно-воспитательной деятельности с применением как традиционных так и инновационных образовательных технологий. Это значит, что процесс вузовской подготовки - значимый этап, стимулирующий к саморазвитию и саморегуляции, а вся последующая профессиональная деятельность - возможность реализации своего педагогического творческого потенциала.

Таким образом, новые перспективы развития педагогического образования предполагают и новые технологии работы со студентами, что позволяет развивать  творчество и осуществлять творческую самореализацию в профессии, основанную на способности по-новому решать проблемы, стоящие перед современной высшей педагогической школой.


Список литературы

1.Barron F. Putting creativity to work // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 798.
2. Бичева И.Б., Десятова С.В., Царева И.А. Развитие педагогического творчества будущего педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом, № 1(25), 2017.- С.72-77.
3.Галкина О.В., Кузнецова И.Г. // Вестник,- Самара: СГУ, №1(6), 2014.- С.43-47.
4.Лобашев В.Д., Талых А.А., Зименкова Ф.Н. Элементы творческой деятельности в технологическом образовании студентов // Педагогика и психология образования, - М: МПГУ, №4, 2016.- С.59-65.
5.Матейко А.А. Условия творческого труда Под редакцией Я.А.Пономарева. - Москва: Мир, 1970.-21с.
6.Медведева И.А. Средо-ориентированный подход как методологическое основание современной модели образования. / Материалы Международной конференции «Экономика. Математика. Образование».- Краснодар, 2008.- С.140-141.
7.Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников: Автореферат диссертации … доктора психологических наук. - Москва, 1993.-23с.
8.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - Москва: Смысл, 2001.-145с.

Расскажите о нас своим друзьям: