Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №01 (42) Январь 2020

УДК 37.035.6

Дата публикации 14.01.2020

Развитие представлений о здоровом образе жизни у младших школьников

Анисимова Ирина Владимировна
магистрант кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород, zemlianichka08@mail.ru
Альмяшева Анастасия Юрьевна
студент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород, nastya.almyasheva@inbox.ru

Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема по развитию представлений детей младшего школьного возраста о здоровом образе жизни. Представленная экспериментальная работа направлена на изучение и выявление проблемы представлений о здоровом образе жизни детей младшего школьного возраста, критериев и уровней его развития.
Ключевые слова: младший школьник, здоровый образ жизни, представления о здоровом образе жизни, критерии развития представлений о здоровом образе жизни

Development of representations about a healthy lifestyle in primary school children

Anisimova IrinaVladimirovna
Master student of the Department of Pedagogy and Psychology of Preschool and Primary Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Almyasheva Anastasia Yuryevna
Student of the Department of Pedagogy and Psychology of Preschool and Primary Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Abstract: The article deals with the actual problem of the development of children of primary school age to a healthy lifestyle. The presented experimental work is aimed at the study and identification of the problem of healthy lifestyles of children of primary school age, criteria and levels of its development.
Keywords: primary school student, healthy lifestyle, ideas about a healthy lifestyle, criteria for the development of ideas about a healthy lifestyle

Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является развитие личности обучающегося, выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни,  воспитания ценности здоровья. Эти вопросы поставлены в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы [6].

Характерной особенностью современного начального образования является вариативность, которая обеспечивает постепенность перехода на новое содержание, создание развивающей среды. Это вызвано необходимостью развития личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Важнейшей проблемой современного образования является развитие представлений о здоровом образе жизни школьников.

Исследованиям методологических и социальных аспектов здорового образа жизни посвящены работы как зарубежных, так и отечественных ученых. В психолого-педагогических исследованиях представлен ряд работ, раскрывающих сущность понятия «здоровый образ жизни» [3, 4]. Однако, по-прежнему мало освещенным выступает вопрос формирования навыков здорового образа жизни среди обучающихся образовательных организаций. Особую значимость эта проблема приобретает на этапе начального школьного образования, что связано с возрастными особенностями  младших школьников, их восприимчивостью к новому, к  воспитательным воздействиям.

Научные исследования подтверждают эффективность формирования здорового образа жизни на начальной ступени обучения. В исследованиях А.В. Савченко, Е.Н. Тимофеевой и других доказано, что именно младший школьный возраст выступает периодом формирования ценностных ориентаций личности, развитием мотивационной сферы, что способствует успешному усвоению знаний о здоровом образе жизни.

Актуальность данной проблемы выявила необходимость проведения опытно-экспериментальной работы по проблеме развития представлений  о здоровом образе жизни младших школьников. Экспериментальной базой исследования стало Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 99» Ленинского района города Нижнего Новгорода. Общая выборка испытуемых составила 100 обучающихся начального звена (1-4 классы).

В качестве диагностического инструментария нами были использованы следующие методики: анкета для обучающихся «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» Ю.В. Науменко, анкета для обучающихся «Режим дня» и анкета для родителей обучающихся «О здоровье детей».

Анализ результатов на первом, констатирующем этапе, велся согласно авторской интерпретации. Нами были выделены следующие показатели (критерии) сформированности представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни: знание о средствах личной  гигиены, осведомленность о правилах организации режима питания, осведомленность о правилах гигиены, осведомленность о правилах оказания первого помощи, личностная ценность здоровья, оценка роли поведенческого фактора в охране и укрепления здоровья,  соответствие распорядка дня требованиям здорового образа жизни и оценка школьниками личностной значимости мероприятий, проводимых в школе.

На основе теоретического анализа нами были смоделированы три уровня сформированности представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни: низкий, средний, высокий.

Анализ данных Анкеты для обучающихся «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» позволил нам получить следующие результаты.

Высокий уровень сформированности представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни в 1А классе показали 3 человека, что составляет 12% от общей выборки обучающихся, во 2А такой показатель составил 20%, в 3А высокий уровень был выявлен у 32% обучающихся, а в 4А данный уровень составили 44%. Такие дети были осведомлены в правилах личной гигиены,  организации режима питания, правильно определяли распорядок дня и другие режимные моменты, ориентировались в вопросах оказания первой помощи.

Средний уровень сформированности представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни составили большая часть 1А класса -64 %, 72% во 2А классе, 64% в 3А классе и 56% в 4 А классе. Ребята были осведомлены в правилах личной гигиены,  организации режима питания, но сложности возникли в вопросах, касающихся оказания первой помощи и мероприятий в школе.

Низкий уровень сформированности представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни показали 24% обучающихся 1А класса, 8% обучающихся 2А класса, 4% обучающихся 3А класса. В 4А классе низкий уровень зафиксирован не был. Дети с низким уровнем не смогли ответить на часть вопросов или выбрали неверные ответы. Они не ориентировались в вопросах соблюдения личной гигиены и режимных моментах. Результаты анкетирования методики «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» на этапе констатирующего эксперимента представлены на диаграмме (рис. 1).

Рисунок 1. Уровень сформированности представления о здоровом образе жизни младших школьников на констатирующем эксперименте

Второй диагностической методикой стала анкета для обучающихся «Режим дня». Целью данной анкеты было выявить отношение школьников к своему здоровью, а также знание правильного составления и выполнения режима дня. По результатам данной методики, большая часть обучающихся была осведомлена о понятии «режим дня», соблюдала режимные моменты. Причем, процент осведомленности детей по мере взросления также выше, как и в предыдущей методике.

Поскольку первая и вторая методики имели одну цель, нами было выполнение усреднение полученных результатов для получения итогового значения (таблица 1).

Таблица 1. Уровни сформированности представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни младших школьников на этапе констатирующего эксперимента (%)

уровень

класс

высокий

18

26

52

62

средний

64

68

46

43

низкий

18

4

2

0

Таким образом, в ходе исследования выявлена динамика сформированности представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни на протяжении младшего школьного возраста. Экспериментально доказано, что наиболее нуждаются в целенаправленном развитии представлений о здоровом образе жизни учащиеся 1 и 2 классов. Также, проведенный нами индивидуальный анализ помог определить не только уровень знаний о здоровом образе жизни каждого обучающегося, но и те вопросы, в которых ребенок не имеет достаточной осведомленности. В дальнейшем, это позволило нам улучшить индивидуальную работу, как с младшими школьниками, так и с их родителями.

С целью повышения уровня сформированности представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни нами была разработана краткосрочная программа «Здорово быть здоровым». Психологическую основу профессиональной деятельности по разработке программы составляют проектировочные действия педагога, позволяющие составлять перспективные программы развития учащихся. [2]

В апробации программы участвовали лишь два класса: 1А и 2А. Такой выбор был сделан исходя из результатов диагностики на констатирующем этапе эксперимента. Условием реализации программы стала оптимизация использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования младших школьников. Реализация программа  проводилась в течение полугода. Работа проводилась в форме тео­ретических и практических занятий два-три раза в неделю согласно календарно-тематическому планированию во внеурочное время. Длительность занятия варьировалась от 20 до 40 минут. Программа была построена по принципу от «простого к сложному», в логике углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Приоритетными направления программы стали следующие:

1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников. Данное направление включало:

- разработку комплекса мероприятий, направленных на укрепление здоровья и профилактику вредных привычек;

- формирование мотивации на сохранение и укрепления здоровья и выработка потребности быть здоровым.

2. Организация системы взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Определение данного направление обусловлено тем, что детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте по-прежнему являются определяющими для формирования ценностных ориентаций детей. [1]

Данное направление включало:

- организацию просветительской работы среди педагогов школы и  родителей;

- формирование мотивации у родителей на ведение здорового образа жизни в семье;

- привлечение родителей к осуществлению совместной оздоровительной работы в школе.

3. Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья. Данное направление включало:

- проведение мониторинга за состоянием здоровья младших школьников.

Для выявления эффективности опытно-экспериментальной работы по  развитию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников в процессе реализации здоровьесберегающих технологий был проведен контрольный этап исследования. Экспериментальной группой выступали 50 обучающихся 1А и 2А классов, которые являлись участниками программы «Здорово быть здоровым». В ходе исследования были получены следующие результаты.

Высокий уровень сформированности представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни на этапе контрольного эксперимента в 1А классе показали 32% обучающихся, что на 14% выше, чем на этапе констатирующего эксперимента. Во 2А данный показатель составил 50%, что существенно выше, чем на первоначальном этапе.

Средний уровень сформированности представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни на этапе контрольного эксперимента в 1А классе продемонстрировали 60% от общей выборки. Во 2А классе данный показатель составил 50%. Таким образом, количество обучающихся, демонстрирующих средний уровень сформированности представлений о здоровом образе возрос.

Низкий уровень сформированности представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни на этапе контрольного эксперимента во 2А классе зафиксирован не был. В 1А классе такой показатель составил всего 8%, что на 10% ниже, по сравнению с констатирующем этапом эксперимента.

Таким образом, после проведенной нами экспериментальной работы обучающиеся стали бережнее относиться к своему здоровью, начали заботиться о своих зубах, вовремя ложиться спать, требовательнее относиться к питанию и режиму дня. Проведенный сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что уровень сформированности здорового образа жизни у младших школьников стал значительно выше. Результаты в динамике представлены на диаграмме (рис. 2).

Рисунок 2. Уровень сформированности представления о здоровом образе жизни младших школьников на этапе контрольного эксперимента

К важнейшим итогам экспериментальной работы можно отнести выявленную положительную динамику большинства показателей, отражающих процесс формирования представлений о здоровом образе жизни и ценности здоровья у детей младшего школьного возраста. Это позволяет нам судить об эффективности проведенных мероприятий и успешной апробации программы «Здорово быть здоровым».

Разработанная и апробированная нами программа может представлять определённый практический интерес для учителей начальных классов. [5]


Список литературы

1. Гуцу, Е.Г. Влияние детско-родительских отношений на общение младших школьников со сверстниками: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.Г. Гуцу. - Н.Новгород, 1997.
2. Гуцу Е.Г. Проектировочные действия преподавателя педвуза при реализации компетентностного подхода // Педагогика, 2012. - № 2. – С. 58-63.
3. Игнатова А.Ю., Миронова Н.И. Здоровье-сбережение детей на уроке как педагогическая проблема. http://scienceforum.ru/2016/1954/23844
4. Сергеева Б.В. Средства формирования здорового образа жизни младших школьников // Проблемы педагогики: научно-методический журнал, 2017 – № 1 (24). – С.18–20
5. Рунова Т.А. Дистанционное обучение учителей начальной школы учебному сотрудничеству и эффективному взаимодействию // Применение новых технологий в образовании Материалы XX Международной конференции. 2009. С. 376-377.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа https://fgos.ru/[Дата обращения: 25.12.2019].

Расскажите о нас своим друзьям: