Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №6(11) Июнь, 2017

УДК 1174.37.03

Дата публикации 26.06.2017

Развитие навыков социально-безопасного поведения у младших школьников

Селиванова Ольга Антиевна
Д-р пед.наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и педагогики, Тюменский Государственный Университет, РФ, г. Тюмень
Захарова Евгения Андреевна
Студент направления «Педагогическое образование» Института психологии и педагогики, Тюменский Государственный Университет, РФ, г. Тюмень

Аннотация: В статье представлены результаты изучения навыков социально-безопасного поведения младших школьников. Раскрыты особенности развития навыков социально-безопасного поведения у младших школьников.
Ключевые слова: навыки, социально-безопасное поведение, виктимность

The development of social safe behavior skills among primary school students

Selivanova Olga Antievna
Doctor of Pedagogy, Professor of the Department General and Social Pedagogy Institute of Psychology and Pedagogical Sciences,Tyumen State University, Russia, Tyumen
Zakharova Evgenia Andreevna
Pedagogical education student Institute of Psychology and Pedagogical Sciences, Tyumen State University, Russia, Tyumen

Abstract: The article presents the results in research of social safe behavior among primary school students. The features of development of social safe behavior skills among primary school students was also revealed.
Keywords: skills, social safe behavior, victimization

Современный мир, имеющий развитую инфраструктуру, предоставляющий человеку широкие возможности для самореализации, предполагает также массу проблем и рисков, к которым особенно восприимчива незрелая, формирующаяся личность ребенка. Экологические проблемы большого города зачастую являются причиной астенизации, снижения энергичности и жизнестойкости у подрастающего поколения. Развитие и повсеместное распространение технологий, неустойчивость социально-экономической обстановки, информационная избыточность порождают массовый психологический стресс, деформацию социальных взаимодействий, а также нарастание явлений отчуждения и одиночества. Сложность и неоднозначность межличностных отношений, выстроенных на потребительских ценностях, дискредитации многих нравственных ориентиров, приводят к социальной, когнитивной, эмоциональной инфантилизации детей и подростков, к формированию у них чувства беспомощности в выстраивании отношений и самостоятельном решении жизненных проблем.

Такие особенности современного общества предопределяют основные риски детства:

  • рост конфликтов в отношениях между людьми, в том числе, в образовательных учреждениях;
  • деструктивные модели поведения взрослых;
  • снижение влияния традиционных социальных институтов, в частности, семьи как базовой референтной группы, замещение семьи интернет-сообществом и детско-подростковыми субкультурами;
  • снижение возможностей влияния «традиционных» психолого-педагогических методов воздействия (беседы, семинары, лекции, слушания и т.д.);
  • снижение показателей здоровья детей.

Удобство и комфортные условия проживания в цивилизации являются не только свободным выбором человека, но и необходимой, неизбежной средой его существования. Поскольку полностью избежать рассмотренных рисков невозможно, то необходимость формирования навыков безопасного поведения становится очевидной и необходимой задачей педагогического сообщества.

Ключевая роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности отдельной личности, в частности ребёнка, принадлежит образованию. Новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования был введен термин «безопасный образ жизни», а также представлено детальное описание интеграции безопасного образа жизни в процессе обучения – от выполнения правил до формирования установок и ценностей [1].

Безопасному образу жизни также уделяется внимание в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где указывается на необходимость формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни [2].

Таким образом, мы можем говорить о существующем противоречии между существующим запросом общества в обеспечении социальной безопасности и недостаточной разработанностью существующих технологий формирования навыков и опыта безопасного поведения.

Многие ученые занимались вопросом исследования по теме формирования и профилактики рискованного, социально-опасного, криминального поведения (С.А. Беличева, Я.Г. Гилинский, Е.В. Змановская и др.), изучением философско-методологических проблем безопасности (Г.В. Брои, М.Ю. Захаров, В.С. Поликарпов, В.К. Сенчагов, А.И. Страхов, О.Н. Яницкий и др.); воспитания культуры безопасности (Л.Н. Горина, В.Н. Мошкин, А.В. Попков и др.); создания педагогических условий, способствующих формированию опыта безопасного поведения, готовности к эффективным действиям в той или иной экстремальной ситуации — в дорожном движении, при пожарах и пр. (Т.Г. Хромцов, A.М. Якупова, А.Г. Маслова, Л.И. Шершнев и др.).

Целью нашего исследования является изучение форм и методов работы учителя начальных классов, способствующих развитию навыков социально-безопасного поведения у младших школьников, разработать и апробировать программу на основе изученных форм и методов по развитию навыков социально-безопасного поведения у младших школьников.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Раскрыть специфику навыков социально-безопасного поведения.
  2. Обосновать модель формирования социально-безопасного поведения у младших школьников
  3. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность программы по формированию навыков социально-безопасного поведения у младших школьников.

Социально-безопасное поведение, на наш взгляд, может быть описано через взаимозависимость трёх условных «плоскостей»: степень владения личностью навыками безопасного поведения, характер взаимодействия человека с окружающей средой и уровень виктимности.

Рисунок 1. Компоненты социально-безопасного поведения

В структуре готовности младших школьников к безопасному поведению в повседневной жизни выделяются компоненты [6]:

  • ценностно-мотивационный;
  • когнитивный;
  • операционально-деятельностный;
  • регулятивный;
  • рефлексивный.

Характер взаимодействия младшего школьника с окружающей средой определяется вектором интерактивной направленности и личностной социализации по следующим направлениям [7]:

  • Ориентация на личные (эгоистические интересы);
  • Ориентация на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми;
  • Маргинальная ориентация.

 «Под виктимностью понимается своего рода способность человека стать жертвой негативных явлений [5, с. 92]». Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

На каждом возрастном этапе существуют внешние и внутренние опасности, столкновение с которыми может привести к тому, что человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации. В младшем школьном возрасте внешними опасностями являются: аморальность или пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; негативное отношение учителя или сверстников; отрицательное влияние сверстников или старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); растление; угнетение; физические травмы; изнасилование. Внутренними — эмоционально-волевые компоненты личности, такие как тревога, фрустрация, установки и потребностно-мотивационные характеристики личности, которые гармонизируют личность и лежат в основе интегрирующего или дезинтегрирующего ее поведения [5].

Данные внешние и внутренние факторы опасности непосредственно влияют на поведение младшего школьника в социуме. Поведение может быть [16]:

  • Опасным для себя, безопасным для окружающих;
  • Опасным для себя, опасным для окружающих;
  • Безопасным для себя, безопасным для окружающих;
  • Безопасным для себя, опасным для окружающих.

Таким образом, навык социально-безопасного поведения представляет собой упроченное, автоматизированное, доведенное до совершенства выполнение действия, обеспечивающего человеку предотвращение опасности, минимизацию рисков.

Исследование проводилось в период сентябрь 2016г. – май 2017г. в МАОУ СОШ №26 Г. Тюмени, в исследовании принимали участие 46 учеников 4 классов.

Нами было проведено исследование сформированности каждого компонента социально-безопасного поведения у младших школьников (См. Рис. 2, Рис. 3, Рис. 4). Сформированность определялась на нескольких уровнях: низки уровень – 0 – 41%, средний уровень – 42 – 70%, высокий – 71 – 100%.

Рисунок 2. Вектор интерактивной направленности и социализации у младших школьников

Динамика результатов диагностического обследования учащихся с использованием апробированной методики «Диагностика интерактивной направленности и социализации личности (Н.Е. Щуркова в модификации Н.П. Фетискина)»,  n = 46 чел.

Рисунок 3. Уровень сформированности компонентов социально-безопасного поведения

Динамика результатов диагностического обследования учащихся с использованием методики «Анкета для учащихся (по выявлению уровня сформированности компонентов социально-безопасного поведения)»,  (в % к числу опрошенных), n = 46 чел.

Рисунок 4. Уровень виктимности

Динамика результатов диагностического обследования учащихся с использованием методики «Диагностика виктимности младших школьников»,  (в % к числу опрошенных), n = 46 чел.

Ведущим видом деятельности ребенка является учение. Хотя игра по-прежнему занимает существенное место в его жизни. Но именно учебная деятельность является наиболее значимой для развития и проявления способностей и задатков младшего школьника. Поэтому основным способом развития навыков социально-безопасного поведения нами была выбрана ситуационная игра. Нужно помнить, что для ребенка этого возраста наиболее важным является процесс обучения, а не его результат. Ему интереснее изучать, а не знать и уметь. Поэтому развитие навыков социально-безопасного поведения следует выстраивать вокруг яркого, интересного процесса получения навыков, а не вокруг последствий разных опасностей. Таким образом, ситуационная игра позволяет во время процесса обучения навыкам безопасного поведения смоделировать практические ситуации, отработать и закрепить полученные навыки, при этом  сочетая в себе элементы игры и значительную информированную емкость, элементы театрализации, актерского перевоплощения, определенной фантазии и импровизации, что позволяет заинтересовать младшего школьника в процессе обучения.

При составлении ситуационных игр нами был учтен ряд закономерностей по развитию навыков социально-безопасного поведения [3]:

  1. целенаправленность обучения предполагает необходимость сосредоточения усилий на формировании определенного конкретного навыка в рамках одного занятия;
  2. внутренняя мотивация обеспечивается пониманием учащимися необходимости данного навыка в обеспечении его безопасности;
  3. внешняя инструкция выполнения действия с описанием условий успешности и ошибок реализации;
  4. понимание учащимися ориентировочной основы действия (почему нужно делать именно так, а не иначе);
  5. правильное распределение упражнений во времени – для закрепления навыка необходимо повторять действие многократно в течение нескольких дней (в зависимости от сложности);
  6. включение тренируемого умения в значимую для учащегося деятельность – при научение протекает эффективнее, а закрепление идет успешнее;
  7. влияние ранее усвоенных знаний и навыков, которые лежат в основе тренируемого умения, могут облегчать формирование навыка, но могут наоборот приводить к смещению, деформации выполнения нового умения.

Таким образом, каждое занятие было построено на основе данной  психологической модели безопасного поведения, которая включает в себя:

  1. идентификацию опасности;
  2. принятие когнитивной ориентации;
  3. реактивность в определенной ситуации.

В структуре программы восемь занятий, каждое из которых направлено на выработку определенного умения и навыка (умение определять «опасную» и «безопасную» ситуацию, умение общаться с незнакомцами, навыки общения с незнакомцами по телефону и т.д.). Структура каждого занятия выстроена на основе ранее предложенной модели: ученик должен определить «опасность», принять когнитивную ориентацию (то есть личностная ориентация школьника на внутренние или внешние стимулы в  ситуации опасности), выбрать стратегию поведения в предложенной ситуации. Итогом каждого занятия служит заполнение карточки с «правилами поведения» в рассмотренной ситуации. Итогом работы станет составленный каждым учеником «Сборник правил», в котором буду собраны все карточки с каждого проведённого занятия.

Таблица 1. Тематическое планирование программы по развитию навыков социально-безопасного поведения у младших школьников

Занятие Цель Результат
1 «Незнакомец» Выработать у младших школьников умение отвечать отказом на любое обращение к ним незнакомого взрослого, научить говорить «Я Вас не знаю».
  1. Выработанное правило: «Всегда говори своим родителям, куда ты идешь».
  2. Обозначенный план действий в общении с незнакомцем на лице.

 

2 «Один дома» Выработать у младших школьников умение отвечать отказом на просьбу незнакомого взрослого открыть дверь.
  1. Выработанное правило: «Никогда и никому не открывать дверь в отсутствии взрослых».
  2. Обозначенный план действий в общении с незнакомцем, если он пытается войти в квартиру/дом.

 

3 «Телефонный звонок» Выработать у младших школьников умение безопасных ответов на телефонные звонки. 1.         Выработанное правило – никогда не распространять информацию о себе и своей семье незнакомым людям по телефону.2.         Всегда вежливо и учтиво отвечать, но если незнакомец говорит непристойности, то можно обратиться в полицию или сначала сказать родителям.
4 «Подкуп» Выработать у младших школьников понимание, что не все подарки от незнакомых людей можно принимать и какие последствия могут возникать.

1.         Умение различать взрослых, которые в ответ на подарок ждут только «Спасибо», от тех, кто в обмен на свою щедрость рассчитывают получить какие-либо «услуги».2.         Правило: Ничего не брать у незнакомца. Если все-таки ребенок забыл о безопасности и откликнулся на приглашение, но вдруг понял, что его куда-то уводят, напомнить, что есть правило: «Кричать, бежать, рассказывать»

 

 

5 «Машина» Выработать у младших школьников понимание, что нельзя садиться к незнакомому в машину.

1.         Выученное правило «трёх больших шагов»;2.         Правило: не садиться в машину к незнакомцам;

 

3.         Умения действовать в опасной ситуации, если незнакомец попытается «затащить» в машину.

6 «Если потерялся…» Выработать у младших школьников чувство уверенности и умение  обращаться к «безопасным незнакомцам» за помощью. 1.         Выработанное умение обращаться за помощью к «безопасному» взрослому в том случае, если потерялся» и осознанность необходимости называть себя, свой адрес, телефон;2.         Умение не паниковать в ситуации «если потерялся» и следовать выученной инструкции.
7 «Защита» Выработать у младших школьников умение действовать решительно в ситуации преследования согласно предложенным правилам. 1.         Умение «избегать» ситуаций преследования;2.         Выработанное умение действовать согласно предложенным правилам в ситуации опасности, если она произошла.
8 «Дорога домой» Выработать у младших школьников понимание того, что дорога домой должна проходить проверенным, а значит, безопасным маршрутом. 1.         Умение вести себя в ситуации, если кто-то навязывает другую дорогу до дома;2.         Осознание правильности выбранной стратегии поведения.

Во время повторного исследования вектора интерактивной направленности личности произошли следующие изменения в экспериментальной группе произошло снижение процента учеников, которые имеют ориентацию на личные (эгоистические интересы) с 22% до 13%; повысился процент учеников, которые имеют ориентацию на взаимодействие и сотрудничество с 59% до 78%; снижение процента учеников, имеющих маргинальную ориентацию с 19% до 9%. Данные показатели свидетельствуют об эффективности программы в данном направлении, что говорит нам о формировании у младших школьников личностного и социально-значимого опыта безопасного поведения в социуме, который способствует успешной социализации и направленности на взаимодействие и сотрудничество с окружающими.

Во время повторного измерения уровня сформированности компонентов социально-безопасного поведения повысился процент сформированности по каждому компоненту: уровень ценностно-мотивационный компонента повысился с 71% до 76%, уровень когнитивного компонента повысился с 41% до 47%, уровень операционально-деятельностного компонента повысился с 71% до 78%, уровень регулятивного компонента повысился с 52% до 59%, уровень рефлексивного компонента повысился с 48% до 53%. Данные изменения свидетельствуют об эффективности программы развития навыков социально-безопасного поведения у младших школьников.

В результате контрольного исследования в контрольной группе также произошли небольшие изменения: уровень ценностно-мотивационный компонента остался неизменным — 79%, уровень когнитивного компонента повысился с 42% до 44%, уровень операционально-деятельностного компонента повысился с 67% до 69%, уровень регулятивного компонента повысился с 52% до 56%, уровень рефлексивного компонента повысился с 53% до 52%.

Во результате повторного измерения уровня виктимности в экспериментальной группе склонность к опасному поведению у учеников к самим себе снизилась с 12% до 8%, а в контрольной группе данный показатель снизился с 16% до 14%. Уровень склонности к опасному поведению для окружающих в экспериментальный группе снизился с 28% до 16%, в контрольной группе данный показатель остался неизменным – 25%.

Изменения данных показателей говорит об эффективной реализации программы по развитию навыков социально-безопасного поведения, значит, знание и выполнение младшими школьниками правил общения с незнакомыми людьми и правил поведения в опасной ситуации, а также умение идентифицировать опасную ситуацию способствует снижению уровня виктимности,

Таким образом, мы можем говорить о том, что результатом реализации программы является формирование у младших школьников личностного и социально-значимого опыта безопасного поведения в социуме, что будет способствовать успешной социализации и направленности на взаимодействие и сотрудничество с окружающими.  Знание и выполнение правил общения с незнакомыми людьми и правил поведения в опасной ситуации, а также умение идентифицировать опасную ситуацию, что будет способствовать снижению уровня виктимности, а также повышение уровня сформированности когнитивного, регулятивного и рефлексивного компонентов социально-безопасного поведения.


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – М.: Просвещение, 2017. – 31 с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от N 273-ФЗ [Текст]. – М.: Проспект, 2017. – 160 с.
3. Козловская, И. А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице [Текст] // Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. - 2009. − № 6. − С. 29-34.
4. Мельникова, Э.В. Дети и подростки - жертвы негативных явлений [Текст]/ - М.: Просвещение, 2005. - 156 с.
5. Морозова, Н.Б. Психические расстройства и их роль в виктимном поведении детей и подростков [Текст]/ - М.: Просвещение, 2003. - 24с.
6. Сорокина, Л.А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни [Текст] // Образование и наука. - 2010. - №6. – С. 49-58.
7. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов., Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст]/ - М.: Издательствово Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

Расскажите о нас своим друзьям: