Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №12 (41) Декабрь 2019

УДК 159.9.072

Дата публикации 30.12.2019

Программа формирования толерантности у обучающихся общеобразовательной школы к субъекту и предмету инклюзивной практики, реализуемой образовательным учреждением

Суслова Александра Сергеевна
тьютор, МБОУ СОШ № 2 имени В.Н. Михайлова, г. Королев, Россия

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам реализации инклюзивного образования в России. В ней представлена программа, целью которой является формирование и развитие толерантности у обучающихся общеобразовательной школы в процессе обучения в условиях инклюзивного образования. Основанием для составления данной программы послужили результаты научного исследования, проведенного на базе общеобразовательной организации. В исследовании приняли участие обучающиеся начальной школы с сохраненным развитием и ограниченными возможностями здоровья. Анализ эффективности программы, показал положительную динамику в результатах диагностических исследований, из чего следует вывод, что предложенная программа эффективна и целесообразна к применению. Программа включает в себя следующие разделы: цели, задачи, продолжительность, срок реализации, структуру занятий, календарно-тематический план, упражнения, рекомендуемые для занятий.
Ключевые слова: инклюзивное образование, толерантность, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности, исследование, программа, практическое внедрение, апробация, проблема, решение

The program of formation of tolerance at pupils of comprehensive school to the subject and subject of the inclusive practice realized by educational institution

Suslova Aleksandra Sergeevna
tutor, MBOU SOSH No. 2 named after V. N. Mikhailov, Korolev, Russia

Abstract: This article is devoted to the implementation of inclusive education in Russia. It presents the program, the purpose of which is the formation and development of tolerance among students of secondary schools in the learning process in an inclusive education. The basis for the preparation of this program was the results of a scientific study conducted on the basis of a General education organization. The study involved primary school students with preserved development and disabilities. Analysis of the effectiveness of the program showed a positive trend in the results of diagnostic studies, which leads to the conclusion that the proposed program is effective and appropriate for use. The program includes the following sections: goals, objectives, duration, implementation period, structure of classes, calendar and thematic plan, exercises recommended for classes.
Keywords: inclusive education, tolerance, student with disabilities, special educational needs, research, program, practical implementation, approbation, problem, solution.

Толерантность – понятие, относимое к качеству человеческой души и объективными показателями его сложно измерить, кроме того, с воспитательной точки зрения, «толерантность» не развивают как навык необходимый для успешного выполнения той или иной деятельности. В виду этого, многие родители, забывают о развитии этого качества у своих детей, а между тем, толерантность способствует эффективности коммуникации между детьми. В толерантной обстановке, людям легче адаптироваться и проявить себя, вне зависимости от их особенностей [7]

Отечественная система образования длительный период времени подразделяла детей на «обычных» детей и детей-инвалидов, последние из которых не могли получить полноценного образования, в силу того, что их просто не брали в образовательные учреждения, где обучались норматипичные дети, переводя на домашнее обучение или в специализированные образовательные учреждения.

В настоящее время на законодательном уровне Инклюзивное образование регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении полноценного образования. Это право в настоящее время реализуется в системе образования за счет инклюзии, которая создает детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения. В настоящее время стало возможным воспитание таких детей в обычных классах и группах. Имеет место принятия каждого ребенка с его индивидуальными особенностями и возможность создания условий для обучения, с учетом его особых образовательных потребностей. Это позволяет таким детям проявить интеллектуальные, творческие и иные способности, проще адаптироваться в современном обществе [1,3].

В современной общеобразовательной школе, объединены разные дети: дети с разными умениями и способностями, дети из семей с разным социальным положением, детей с разными ограничениями по здоровью. Внедрение  инклюзивного образования вызывает необходимость специальных  программ и делает актуальным разработку программ по развитию толерантности обучающихся. Разработка данных программ требует глубокого изучения проблемы формирования толерантности среди обучающихся общеобразовательной школы. Данные вопросы, обуславливают актуальность нашего исследования.

Проблема развития толерантности обучающихся общеобразовательной школы в условиях реализации инклюзивного образования разработана не полностью, поскольку, на этапе практического внедрения, образовательная система сталкивается с большим количеством вопросов и противоречий [5,4].

Разработкой проблемы развития толерантности обучающихся к сверстникам с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы занимаются такие авторы как: П. Митлер, М. А. Писаревская, Ю. А. Герасименко, Е.Ю. Клепцова, Н.Н. Малофеева, Н.А. Плаксина, Л.М. Шипицына и т.д..  Структура и содержание толерантности была представлена в исследованиях  С.А. Ашиновой, В.Д. Зиновьева, Е.Ю. Клепцовой, Г.У. Солдатовой, П.В. Степанова, Т.С. Таюрской, С.Н. Толстенковой, К. Роджерса и др.. Также исследования в области развития толерантности при условиях личностно-ориентированного подхода, описаны такими авторами как:  В.В. Серикова,  И.С. Якиманская., Е.В. Бондаревская.

Положения единой концепции стандартов для детей с ОВЗ описаны Малофеевой Н.Н., Никольской О.С., Кукушкиной О.С., Гончаровой Е.Л., а положения инклюзивного образования Писаревской М.А., Ю. Герасименко. Процессы социализации и реабилитации детей с ОВЗ и основную образовательную программу описали такие авторы как: В.С. Мухина Н.П. Вайзман , Н.М. Назарова, Н.С. Морова, В.Ц. Цыренов, С.А. Беличева, Л.М. Шипицына и др. [2].

В качестве субъекта инклюзии, выступает обучающийся. с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо,, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Данное понятие определено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года (Ст.2 П.26.) [6];

Предметом инклюзии, является инклюзивное образование, которое в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года  (Ст.2 П.26.)  определено как  обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [6].

Нами были проведены исследования, целью которых, являлась разработка и апробация программы формирования и развития толерантности у обучающихся общеобразовательной школы к субъекту и предмету инклюзивной практики, реализуемой образовательным учреждением.

В исследовании приняли участие 60 детей общеобразовательной школы, обучающиеся 4-х классов (47 детей с сохраненным развитием и 13 детей с ограниченными возможностями здоровья).

Исследование было проведено при помощи следующих диагностических методик:

1. «Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников» А. Я. Батрак;

2. Диагностическая методика «Психологический климат классного коллектива» В. С. Ивашкиным и В. В. Онуфриевой;

3. Диагностическая методика «Наши отношения», разработанной Л. М. Фридман.

На основании полученных результатов  была разработана и апробирована программа формирования и развития толерантности у обучающихся общеобразовательной школы к субъекту и предмету инклюзивной практики, реализуемой образовательным учреждением.

 

Программа групповых коррекционно-развивающих занятий

«Похожие, разные и дружные – это мы!»

для обучающихся четвертых классов

Понятия «коллектив», «взаимопомощь», «доверие» являются одними из основополагающих в групповом взаимодействии обучающихся. Умения договориться, бесконфликтно разрешить тот или иной вопрос, обеспечивают снижения уровня негативного и отрицательного взаимодействия в школьной среде. Навыки позитивного общения и группового взаимодействия, эффективного разрешения конфликтных ситуаций, а так же умение применять их на практике, снижают тревожность детей связанную с:

  • взаимодействием между собой;
  • мнением окружающих;
  • самооценкой.

Проведение данных занятий в инклюзивных классах позволит повысить уровень взаимодействия между обучающимися, что положительно отразится на проявлении толерантного отношения между сверстниками.

Цель программы: формирование и развитие толерантности у обучающихся общеобразовательной школы в процессе обучения в условиях инклюзивного образования.

Задачи программы:

  • Улучшить психологический климат классного коллектива.
  • Создать условия для успешного взаимодействия детей в классе.
  • Учить замечать и понимать особенности  детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Развитие уважения к себе и другим.
  • Содействовать формированию толерантных установок по отношению к лицам с ОВЗ.
  • Развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками в процессе обучения в условиях инклюзивного образования.
  • Формировать умение работать в коллективе.

Продолжительность программы: 8 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие по продолжительности составляет 45 минут.

Срок реализации программы: 2 месяца.

За основу разработки программы были взяты работы Моревой Н.А, Фопель К., Терюшковой Ю.Ю.

 

Структура занятий.

Вводная часть

Упражнения, настраивающие детей на активную работу и контакт друг с другом.

Основная часть

Упражнения, игры, задания, направленные на реализацию задач тренинга.

Завершающая часть.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Таблица 1. Календарно-тематический план

Дата проведения

Задачи

Содержание

 

 

Установить контакт ведущего с группой, настроить участников на совместную работу.

Занятие 1  «Знакомство»

1. Вводная часть

 «Те кто….»

Основная часть

2. Беседа «Познакомимся»

3. Заполнение анкеты «Наш класс»

4. Игра «зеркало»

5. Игра «Собери пословицу»

Завершающая часть.

6. Подведение итогов занятия

 

 

Развить контакт между участниками, активизировать и расширить представление детей о дружбе, формировать позитивное отношения к одноклассникам.

Занятие 2  «О дружбе»

1. Вводная часть

 «Те кто….»

Основная часть

2. Обсуждение результатов анкетирования

3. Упражнение «Человек к человеку…»

4. Дискуссия на тему «Хороший друг, он какой?»

5. Работа в мини-группах  «Что дружбе помогает, а что мешает?»

6. Упражнение «Комплимент соседу»

Завершающая часть.

7. Подведение итогов занятия

 

 

Привлечь внимание учеников к качествам друг друга, способствовать созданию доверительных отношений в коллективе класса, развивать эмпатию.

Занятие 3  «Разные и похожие»

1. Вводная часть

 «Те кто….»

Основная часть

 2. Работа в группах «Что у нас общего и чем мы отличаемся?»

3. Просмотр видео-презентации «Мы такие разные!»

4. Игра «Узнай кто?»

Завершающая часть.

 5. Подведение итогов занятия.

 

 

Учить замечать и понимать особенности  детей с ограниченными возможностями здоровья, привлечь внимание участников к трудностям, возникающим у людей с ограниченными возможностями.

Занятие 4  «Разные возможности»

1. Вводная часть

 «Те кто….»

Основная часть

2.Мини сообщение ведущего «Разные возможности»

3.Упражнение  «Ничего не слышу!»

4.Упражнение  «Ничего не вижу!»

5. Упражнение  «Ничего не говорю!»

6. Упражнение «Одной рукой, одной ногой»

7. Упражнение «Ничего не пойму!»

8. Просмотр фильма о людях с ОВЗ.

Завершающая часть.

9. Подведение итогов занятия

 

 

Формировать умение замечать различные качества характера людей, повысить уровень самооценки участников, сплотить коллектив класса.

Занятие 5  «Портрет класса»

1.  Вводное упражнение. Разминка «Приветствую тех кто…»

Основная часть

 2. Просмотр видеоролика об успехах и достижениях людей с ОВЗ

3. Дискуссия на тему «Наши положительные качества»

4.  Упражнение «Ладошка»

5. «Портрет класса»

Завершающая часть.

 6. Подведение итогов занятия

 

 

Развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками в процессе обучения в условиях инклюзивного образования, учить замечать и понимать особенности  детей с ограниченными возможностями здоровья, содействовать формированию толерантных установок по отношению к лицам с ОВЗ.

 

Занятие 6  «Учимся просить о помощи»

1. Вводная часть

 «Те кто….»

Основная часть

2. Дискуссия на тему «Что такое помощь и кому она нужна»

3. Дискуссия на тему «Что такое просьба, как попросить о помощи»

3. Работа в группах. Инсценировки «Я помогаю….», «Я прошу о помощи…»

Завершающая часть.

6. Подведение итогов занятия

 

 

Создать условия для успешного взаимодействия детей в классе,

повысить значимость каждого ученика в классе, развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Занятие 7   «Мой вклад в жизнь класса»

1. Вводная часть

 «Те кто….»

2. Беседа «Мой вклад в жизнь класса»

Основная часть

3.Упражнение «Что я умею хорошо делать?»

4. Групповая работа  «Мы это можем!»

5.Просмотр мультфильма «Просто так» (1976)

6.Заполнение таблички «Я могу».

7. Обсуждение возможных внеклассных мероприятий.

Завершающая часть.

8. Подведение итогов занятия

 

 

 

Создать условия для успешного взаимодействия детей в классе,

Развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками в процессе обучения в условиях инклюзивного образования, формировать умение работать в коллективе.

 

Занятие 8  «Похожие, разные и дружные – это мы!»

1. Вводная часть

 «Те кто….»

Основная часть

2.Игра «зеркало»

3.Упражнение «Человек к человеку…»

4.«Что дружбе помогает, а что мешает?»

5.Назови свое качество, которое помогает в дружбе.

6.Упражнение «Комплимент соседу»

7.Игра «Узнай кто?»

8.Рассматривание «портрета» класса из ладошек.

9.Прикрепление сводной таблицы класса «Мой вклад в жизнь класса.

Завершающая часть.

10Подведение итогов занятий

 

 

Дополнительно

 

После 4-го занятия

 

Домашнее задание для обучающихся

Совместная работа с родителями. Коллаж из картинок,  вырезок из журналов и пр. «Что я люблю»

 

Ежедневно на период организации программы

 

Задание для классного руководителя

(ежедневно в средине дня)

Упражнение «Доброе слово»

После реализации программы с целью поддержания благоприятного климата в классе, рекомендуем организацию внеклассных мероприятий:

- поездки на экскурсии,

- походы на природу,

- фестиваль талантов,

- огоньки,

- праздники с участием родителей,

- шефство над младшими школьниками,

- встречи с интересными людьми.

 

«Те кто….»

Вводное упражнение для установления контакта

Цель: установить контакт ведущего с группой, настроить участников на совместную работу.

Ведущий называет признаки, которые относятся к группе присутствующих, варианты описания должны выделять сначала часть группы, затем каждого участника группы, далее снова часть, завершается круг описанием общего признаком, который характеризует каждого участника.

Пример:

«Помашите рукой те, у кого есть нос»

«Хлопните в ладоши те, у кого есть домашние животные»

«Кивните головой те, кто летом отдыхал на море»

«Помашите двумя руками те, у кого в классе есть друг»

«Поднимите руку те, кто учится в школе»

Упражнение должно быть динамичным и содержать не более 5-ти высказываний. Тематика высказываний может косвенно или полностью касаться темы предстоящего занятия.

Игра «Зеркало»

Цель игры: развитие внимательного отношения, эмпатии к сверстнику,

Двое играющих встают друг против друга. Один ребенок — «зеркало». Он повторять движения своего партнера.

Рефлексия.

Что понравилось больше: показывать движения или повторять?

А что было легче?

 

Игра «Собери пословицу»

Цель игры: обучение работе в команде.

Каждая группа детей получают конверт с карточками. Каждая карточка содержит часть пословицы. Необходимо составить из частей целое. По завершению задания каждая

Примеры пословиц и поговорок:

С другом веселее в удаче и легче в беде.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друг познается в беде.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

Скажи мне, кто твой друг-  и я скажу, кто ты.

Рефлексия.

Что помогало вам работать в группе и сложить пословицу.
 

Упражнение «Человек к человеку…»

Цель: развитие психологического контакт между участниками. Участники объединятся в пары. Ведущий просит участников посмотреть друг другу в глаза, а затем дотронуться друг до друга ладошками, далее пяточками  локтями и по хлопку поменяться парами. В следующих парах участникам предлагается соединиться – «спина к спине», «носочек к носочку», «мизинчик к мизинчику», «бочок к бочку», «ушко к ушку» и т.д. По хлопку пары меняются. Инструкция ведущего произносится спокойно и ласково.

Рефлексия.

Какое движение вам понравилось больше всего?

 

Дискуссия на тему «Хороший друг, он какой?»

Цель: активизировать и расширить представление детей о дружбе.

Ведущий задает вопрос «А на ваш взгляд, хороший друг – он какой?». Идет обсуждение. Участники дают ответы, ведущий фиксирует их на доске. Подводит итог и зачитывает записи.

 

Работа в мини-группах (четверках)

«Что помогает дружбе, что мешает?»

Ведущий задает вопрос всем участникам: «Что помогает дружбе?» и после двух-трех ответов задает новый вопрос: «А что мешает дружбе?». Происходит опрос двух-трех человек. Далее  ведущий объединяет участников в четверки, и просит обсудить поставленные вопросы в подгруппах. Каждая подгруппа выбирает того, кто записывает высказывания участников и того, кто будет озвучивать результаты обсуждения. Ведущий помогает организовать работу в подгруппах, объясняет, что необходимо участие в обсуждении каждого, что каждый в подгруппе высказывает свое мнение, активизирует участие в обсуждении детей с ОВЗ.  Результаты обсуждения каждой подгруппы записываются ведущим на доске.

Рефлексия.

Что было легче: называть, что помогает или, что мешает дружбе?

Ведущий благодарит участников за серьезную работу.

 

Упражнение «Комплимент соседу»

Цель: формирование позитивного отношения к одноклассникам, создание положительного настроя на дальнейшую работу.

Работа в паре. Ведущий просит повернуться участников к соседу по парте и сказать ему приятное, назвать его хорошее качество, приятную черту характера.

 

Работа в группах «Что у нас общего, чем мы похожи?»

Цель: привлечение внимание детей к качествам друг друга, создание доверительных отношений в коллективе класса.

Ведущий объединяет участников в группы по 6 человек. Каждой группе предлагается найти и записать, чем похожи, что есть общее у участников подгруппы. Ведущий помогает организовать работу в подгруппах,  активизирует участие в обсуждении детей с ОВЗ.  Представитель от каждой группы сообщает результаты обсуждения.

Ведущий подводит итог и говорит о том, что у ребят в классе много общего, они похожи.

И в то же время они отличаются друг от друга.

Коллективная работа в форме «мозгового штурм» «Чем мы отличаемся?»

Цель: привлечение внимание детей к отличительным качествам людей.

 

Видео-презентации «Мы такие разные!»

Цель: Расширить представление участников об отличительных особенностях людей.

На слайде представляются изображения людей, отличающихся по внешнему виду (цвет волос, цвет и форма глаз, цвет кожи, по возрасту, полу,

национальности, профессия, по характеру, по своим интересам).

Рефлексия.

Что вы узнали?

 

 

Игра «Узнай кто это?»

Цель: привлечь внимание участников к одноклассникам, способствовать формированию внимательного отношения к людям.        

 

Ведущий подробно описывает внешность, черты характера, увлечения одного из ученика из класса . Ребята пытаются угадать, о ком  идет речь.

Рефлексия.

Легко или трудно было угадывать?

Что больше всего помогало угадать, о ком говорит ведущий?

 

Мини сообщение ведущего «Разные возможности»

Цель: учить замечать и понимать особенности  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ведущий напоминает о тех отличиях, которые были показаны в презентации и добавляет, что люди могут отличаться еще и по своим умениям: кто-то хорошо разбирается в математике, кто-то хорошо поет, кто-то умет очень хорошо рисовать, рассказывать истории.

Ведущий обращает внимание участников, на то, что у людей могут быть еще и разные возможности: у здоровых людей одни, а у людей с ограниченными возможностями здоровья - другие. Ведущий задает вопрос: «А кого называют людьми с ограниченными возможностями?» Участники отвечают.

Ведущий показывает участникам слайды с изображением людей с нарушением зрения, слуха, движений, рассказывает об их особенностях.

После просмотра презентации проходит ее обсуждение.

«Что вы узнали?»

Как вы думаете, кому проще живется в этом мире: людям с ограниченными возможностями здоровья или без ограничений здоровья? Почему?

 

Упражнение «Ничего не слышу»

Цель: Привлечь внимание участников к трудностям, возникающим у людей с ограниченным слухом.

Упражнение выполняется в парах. Один человек в паре плотно закрывает уши руками, другой участник получает задание расспросить партнера о том, что он любит делать зимой. Далее участники меняются ролями. «Слышащему» ребенку поручается рассказать партнеру с закрытыми ушами о своем любимом празднике.

В ходе обсуждения этого упражнения участникам задаются вопросы:

- легко или трудно было выполнять это задание;

- хотелось ли услышать, что говорят;

- что мешало?

В беседе уделяется особое внимание возможным трудностям, возникающим у людей с ограниченным слухом.

 

Упражнение «Ничего не вижу»

Цель: Привлечь внимание участников к трудностям, возникающим у людей с ограниченным зрением.

Участникам раздаются бумажные маски на глаза. В масках на месте глаз сделаны небольшие отверстия, диаметром около 5-10 мм. Ведущий просит надеть маски. Далее участникам предлагается оглядеться вокруг себя, встать, попробовать сделать несколько шагов вперед, в сторону. Вернуться на свои места. На доске записываются несколько слов и участники должны переписать их на заранее заготовленные для каждого листки бумаги.

Ведущий просит снять маски и снова оглядеться вокруг.

В ходе обсуждения этого упражнения участникам задается вопрос, о том, легко или трудно было выполнять это задание. Обсуждается важность умения четко видеть для человека. В беседе уделяется особое внимание возможным трудностям, возникающим у людей с ограниченностью зрения.

 

Упражнение  «Ничего не говорю!»

Цель: Привлечь внимание участников к трудностям, возникающим у людей с речевыми проблемами.

Далее ведущий просит разбиться на пары.  Дается инструкция, что один из участников пары не может разговаривать. Он без слов должен рассказать напарнику о своем любимом занятии. Участники меняются ролями. «Неговорящий» участник должен сообщить, какое животное ему нравится больше всего и почему.

Далее проходит опрос, кто и как понял своего партнера, легко ли было понять, что мешало понимать?

Обсуждается важность способности говорить для человека. В беседе уделяется особое внимание возможным трудностям,  возникающим у людей с нарушением речи.

 

Дискуссия на тему «Наши положительные качества»

Цель: формировать умение замечать различные качества характера людей.

Ведущий напоминает участникам, что люди могут отличаться по характеру и предлагает участникам назвать черты характера. 

Далее проводится упражнение «Угадай какой характера».

Ведущий описывает черту характера, и предлагает сказать, какой это человек по характеру. Участники отвечают, ведущий записывает на доске.

Как мы назовем человека, который помогает другим людям, по-доброму относится к ним? - Добрый

Примерные описания качеств.

Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор – миролюбивый.

Человек, который постоянно кричит, ругается, сердится – злой.

Человек, любящий трудиться – трудолюбивый.

Человек, всегда готовый помочь – отзывчивый.

Человек, который часто говорит неправду – лживый.

Человек, умеющий терпеть, обладающий настойчивостью, упорством в деле – терпеливый.

Человек, которому интересно узнавать все новое, приобретать новые знания – любознательный.

Человек, который обижает других, бьет – драчливый.

Человек, который не хочет трудиться – ленивый.

Человек, который никогда ничем не угостит другого, все забирает себе – жадный.

Ведущий говорит о том, что есть качества, которые нам нравятся в человеке, а есть те, которые не нравятся. Участникам предлагается назвать те, которые им нравятся.

 

Упражнение «Ладошка»

Цель: повысить уровень самооценки, сплотить группу.

Ведущий раздает заготовки в форме овала. В овале должна поместиться ладонь участника, так чтобы можно было обвести каждый палец.

Дается инструкция положить руку на лист, взять фломастер и обвести ладошку, каждый пальчик. В середине получившейся ладошки написать «Я» и свое имя. В каждом «пальчике» написать свое положительное качество. Можно использовать разные цвета фломастеров. Ведущий обходит участников и помогает тем, у кого возникают трудности. Особое внимание необходимо уделить детям, имеющим ограниченные возможности здоровья.

Далее участников просят выбрать из перечисленных качеств одно то, которое больше всего ему нравится, и назвать.

Ведущий предлагает изобразить портрет класса: каждому прикрепить свою ладошку на лист ватмана. «Портрет» остается в классе, чтобы дети могли его рассматривать.

Рефлексия

Участники говорят, нравится ли им портрет класса, легко или трудно было найти свои хорошие качества.

Ведущий обращает внимание на то, какие хорошие ребята учатся в классе.

 

Дискуссия на тему «Что такое помощь и кому она нужна»

Цель: развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками в процессе обучения в условиях инклюзивного образования.

Ведущий обращает внимание участников на то, что в жизни что-то получается легко, а что-то вызывает трудность. Если возникла трудность, мы  не можем что-то сами сделать, не знаем, как,  или люди с ограниченными возможностями здоровья не смогли что-то увидеть, услышать - что тогда, что делать? Ведущий подводит ребят к тому, чтобы они сказали, что можно попросить о помощи.

Далее ведущий задает вопрос «А как мы можем попросить о помощи». Участников просят вспомнить недавний случай, когда им нужно было обратиться за помощью. Несколько человек дают ответ.

Участникам предлагается вспомнить фразы, которые можно использовать в просьбах. Участники дают ответы, ведущий фиксирует их на доске. Подводит итог.

           

Инсценировки «Я помогаю….», «Я прошу о помощи…»

Цель: развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками в процессе обучения в условиях инклюзивного образования, учить замечать и понимать особенности  детей с ограниченными возможностями здоровья, содействовать формированию толерантных установок по отношению к лицам с ОВЗ.

Ведущий объединяет участников в группы по 6 человек. Каждой группе дается творческое задание «Придумать и показать сценку, о том, как одни просят о помощи, а другие им помогают».

На обсуждение участникам дается несколько минут. Далее устраивается «зрительный зал» и «сцена» где группы по очереди показывают свои мини-спектакли.

Ведущий подводит итог, говорит о том, что помогать - это хорошо, по-доброму и спрашивает, когда. В каких случаях нужна помощь людям с ограниченными возможностями здоровья? Особое внимание обращается на возможную помощь, ученикам с ОВЗ в данном классе.

 

Вклад в жизнь класса

Цель: создать условия для успешного взаимодействия детей в классе

Ведущий напоминает участникам, что на прошлом занятии говорили о помощи, о том, как можно помочь человеку. А как можно помочь нашему классу, чтобы мы лучше учились, чтобы мы жили дружно, чтобы нам было интересно учиться?

 

Упражнение «Что я умею хорошо делать?»

Цель: развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Ребята сидят за партами и получают задание. В парах с соседом по парте они рассказывают соседу о себе. Темы последовательно дает ведущий):

  • Что хорошего есть в моем характере?
  • Что я умею хорошо делать?
  • Что я хорошо знаю?
  • Что я могу интересного придумать?

Анализ эффективности программы показал, что в результате внедрения, у обучающихся общеобразовательной школы к субъекту и предмету инклюзивной практики, реализуемой образовательным учреждением, дети с сохраненным развитием, входящие в экспериментальную группу, стали более терпимее относиться к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, поддерживая их и оказывая всевозможную помощь. Детей с сохраненным развитием стали в наименьшей степени, раздражать поступки и действия их особых сверстников. После проведения эксперимента по реализации программы, дети, входящие в экспериментальную группу, стали дружнее. Среди них наблюдается взаимная помощь и поддержка друг друга. Дети с сохраненным развитием стали воспринимать сверстников с ограниченными возможностями здоровья, как обычных детей, не обращая внимания на их видимые ограничения по здоровью. Следовательно, предложенная Программа эффективна и целесообразна к применению.


Список литературы

1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики / С.В. Алёхина // Психологическая наука и образование. – 2014. – №10. – С. 56.
2. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
3. Панов О.А. Инклюзивное образование в России / О.А. Панов. – М.: Педагогика, 2015. – 310 с.
4. Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А. Писаревская. – Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2015. – 365. с.
5. Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования /М.А.Писаревская, - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 26.07.2019) / Информационно-правовой портал Гарант. – М.: ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019 [сайт]. – URL: http://base.garant.ru/
7. Феталиева Л.П., Шихалиева С.Х., Караева С.А. Формирование толерантности участников образовательного процесса в инклюзивном обучении начальной школы // Инновационная наука. 2016.

Расскажите о нас своим друзьям: