Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №3 (3) Октябрь, 2016
УДК 37
Дата публикации 31.10.2016
Профилактика агрессивности студенческой молодежи
Састамойнен Тамара Васильевна
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
Константинов Сергей Александрович
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
Аннотация: В статье актуализируется проблема профилактики агрессивного поведения студенческой молодежи..
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, профилактика
St. Petersburg State University of Film and TV
St. Petersburg State University of Film and TV
Abstract: The problem prevent of aggression among the students is updated in this paper.
Keywords: aggression, aggressive actions, prevention
Агрессивность как устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, наносящему вред социальному окружению, имеет особое значение в сферах творческой деятельности, в частности в области кино и телевидения. Построение эффективного взаимодействия требует уважения к мнению другого человека, навыков конструктивного общения, умения адаптироваться в коллективе, обладать сформированной коммуникативной толерантностью. Снижение уровня адаптации и использование директивных и деструктивных стратегий общения характерно в ситуации повышенной агрессивности человека.
Агрессия – целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д [1,3].
Изучив основные литературные источники, для определения агрессивности мы использовали тест американских психологов А. Басса и А. Дарки [2, C.80-84], включающую восемь составляющих. Авторы характеризуют виды агрессии следующим образом
1. «Физическая агрессия — использование физической силы против другого человека;
2. косвенная агрессия — агрессия, направленная на другого человека или не направленная ни на кого вообще;
3. раздражение — негативные чувства и их проявление при малейшем возбуждении, таком, как вспыльчивость, грубость;
4. негативизм — манера поведения, выражающаяся в активной борьбе или пассивном сопротивлении устоявшимся в обществе законам и обычаям;
5. обида — ненависть и зависть к людям за реальные и придуманные действия;
6. подозрительность выражается в недоверии и осторожности по отношению к людям, а также убеждении в том, что другие люди приносят вред;
7. вербальная агрессия является выражением негативных чувств по отношению к оппоненту эмоциональным способом, т.е. через крик, визг, так и словами, т.е. проклятия, угрозы;
8. чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Х. Хекхаузен, выделяет инструментальную и враждебную агрессию. Враждебная наносит огромный вред другому человеку, а также является самоцелью. Инструментальная же используется как некое промежуточное явление в достижении какой-либо цели (например, вымогательство). Наиболее распространёнными в обычной жизни проявлениями агрессивности можно назвать: повышение голоса, злословие, оскорбления, принуждение, физическое воздействие.
Агрессивность молодежи возросла во всем мире так, например, в Израиле несколько лет назад потрясло не мотивированное убийство шофера такси несколькими подростками – выходцами из обеспеченных семей. Постоянные события в США - хладнокровные расстрелы в университетах, школах учащихся, студентов и преподавателей. Такая картина подростковой преступности наблюдается в Европе, Японии, России.
По мнению большинства респондентов, принявших участие в социологическом опросе, современной российской молодежи присущи такие качества, как агрессивность (50%), цинизм (40%), активность и инициативность (38%), образованность (30%). И крайне редко к нашей молодежи относят бескорыстие (1%), искренность (3%) и честность (3%).
Так исследования агрессивного состояния студентов по методике «Басса-Дарки» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения выявили многочисленные и разные трудности, которые студенты испытывают в процессе обучения.
В качестве испытуемых были определены 120 человек – 60 юношей и 60 девушек (студенты первого и второго курса направления «Управление и медиакоммуникации»). Анализ результатов тестирования определил основные составляющие агрессивности студентов:
1) раздражение и негативизм определены у 49,4% девушек и 66% юношей;
2) косвенная агрессия прослеживается у 46,6% девушек и 49,9 % юношей;
3) проявление подозрительности выражены у 56,6 % девушек и 66,7 юношей;
4) У 33 % девушек и юношей отмечается чувство вины:
5) Вербальная агрессия характерна для 70% девушек и 76,6% юношей
Высокий уровень враждебности выявлен у 46,5% девушек и 74,7% юношей, высокий уровень агрессивности соответственно у 26,7% девушек и 40% юношей [2, C. 80-84].
Анализ результатов исследования позволил выявить следующие причины агрессивного поведения студентов:
- Агрессия как следствие раздражения и подозрительности. Подозрительный и раздраженный человек, особенно незрелый, имеет обыкновение переносить чувства неприязни и ненависти на всех окружающих его людей.
- Агрессия как проявление страха. Практически каждому первокурснику на первом этапе обучения свойственно испытывать определенные страхи, связанные с взаимоотношениями с преподавателями, студентами, оцениванием знаний, перед самим процессом обучения.
- Агрессивные наклонности, как проявление лидерских качеств. Что бы завоевать власть, недостаточно получить признание мягких, уступчивых, надо также подчинить себе сильных, а это требует борьбы. Если потребность в лидерстве не подкрепляется авторитетом, который заставляет других добровольно уступать, признать лидера, у того появляется агрессивность в поведении.
Также необходимо отметить, что уровень агрессивности зависит от социального статуса студента в группе и в компании. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и отвергаемых. В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, во втором неудовлетворенностью своего положения.
На наш взгляд большую роль в профилактике агрессивности имеют восточные духовно-оздоровительные системы, в частности системы йоги. Системы йоги направлены на совершенствование не только физических, но и психо-эмоциональных и духовных качеств человека [4].
Список литературы
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология [Текст] : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — СПб. : Питер, 2008. — 496 с.
2. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.80-84.
3. Мокшанцев, Р. И. Конфликтология в социальной работе [Текст] : учеб. пособие / Р. И. Мокшанцев. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008 — 314 с.
4. Састамойнен Т.В. Восточные оздоровительные системы: психофизическое и духовное совершенствование человека. СПб.: СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта – 2003. - с 6.