Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №3(20) Март, 2018

УДК 37.017.4

Дата публикации 31.03.2018

Проблемы воспитания в современной молодой семье

Капичникова Ольга Борисовна,
Канд. пед. наук, профессор ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия, alexsgau@yandex.ru
Белянчикова Ирина Александровна,
магистрант ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия, zarecka24@rambler.ru

Аннотация: В статье представлена проблема воспитания в современной молодой семье. Показана взаимосвязь их воспитания в условиях современного общества. Показана важность данной проблемы в условиях современного общества. Приемы семейного воспитания, которые стимулируют развитие личности ребенка, его полноценное духовно-нравственное развитие, являются необходимым компонентом воспитательной системы. Выбор различных методов воспитания детей в семье формируется под воздействием: целей, задач воспитания, которые ставят перед собой родители; отношений в семье и образа жизни; числа детей в семье. Воспитательный процесс, имеющий общие законы, все же является сложной многокомпонентной деятельностью. Воспитательный процесс, имеющий общие законы, все же является сложной многокомпонентной деятельностью. Как следствие, в научной педагогической литературе выделяют виды поведенческих линий родителей при воспитании детей, стилей воспитания.
Ключевые слова: Воспитание, семья, современное образование, инновации

Problems of upbringing in a modern young family

Kapichnikova Olga Borisovna
Cand. Ped. Sciences, Professor FGBOU "SGU named N. G. Chernyshevsky", Saratov, Russia.
Belyanchikova Irina Aleksandrovna,
graduate student of FGBOU VO "SGU named N. G. Chernyshevsky", Saratov, Russia.

Abstract: The article presents the problem of upbringing in a modern young family. The interrelation of their education in the conditions of modern society is shown. The importance of this problem in the conditions of modern society is shown. Methods of family education, which stimulate the development of the child's personality, his / her full spiritual and moral development, are a necessary component of the educational system. The choice of different methods of upbringing of children in the family is formed under the influence of: goals, objectives of education, which are set by parents; family relations and lifestyle; the number of children in the family. The educational process, which has common laws, is still a complex multi-component activity. The educational process, which has common laws, is still a complex multi-component activity. As a result, in the scientific pedagogical literature there are types of behavioral lines of parents in the upbringing of children, parenting styles.
Keywords: Upbringing, family, modern education, innovations

Проблемы воспитания в современной молодой семье принадлежат к числу актуальных и востребованных в условиях инновационных изменений современного образования (1,2,3,4)

Дадим определение семейному воспитанию ребенка. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, создающиеся в условиях конкретной семьи самими родителями и родственниками. Приемы семейного воспитания, которые стимулируют развитие личности ребенка, его полноценное духовно-нравственное развитие, являются необходимым компонентом воспитательной системы. Приемы воспитания детей в семье – это способы, с помощью которых выполняется направленное педагогическое влияние родителей на психику и поступки детей. Стратегия и тактика семейного воспитания устанавливается ценностными ориентациями родителей, их педагогическими умениями. Естественно, подбор способов воспитания в семье устанавливается личностными особенностями родителей, их темпераментом, особенностями характера (5).

Различные авторы сходятся в основных направлениях исследования рисков воспитания ребенка в семье, факторных действий на воспитательный процесс. Н.А. Коваль и Е.А. Калинина замечают, что на выбор методов воспитания детей в семье воздействуют разные факторы. К более значимым среди них они относят общую культуру родителей, их жизненных опыт, методы организации жизнедеятельности семьи. Выбор различных методов воспитания детей в семье, с их точки зрения, формируется под воздействием: целей, задач воспитания, которые ставят перед собой родители; отношений в семье и образа жизни; числа детей в семье и т.д. (6).

Воспитательный процесс, имеющий общие законы, все же является сложной многокомпонентной деятельностью. Как следствие, в научной педагогической литературе выделяют виды поведенческих линий родителей при воспитании детей, стилей воспитания:

- строгий, авторитарный - бескомпромиссное подчинение ребенка родительской воле, давление, используемое, как средство достижения цели высоких показателей успеваемости в обучении и личной успешности ребенка;

- компромиссный - разделение обязанностей с ребенком, поощрение нежеланной ребенку деятельности интересующими его вещами, фактический обмен;

- содействующий - совместное преодоление трудностей в деятельности ребенка, оказание поддержки;

- сочувствующий - эмоционально сопереживание ребенку в трудной ситуации без фактического вмешательства;

- объяснительный - содействие ребенку в его жизнедеятельности с помощью бесед, объяснений;

- потакающий - превознесение интересов и потребностей ребенка над родительскими, семейными;

- зависимый - выбор способов воспитания, рекомендуемых воспитателями, педагогами, старшим поколением родственников, научной литературой;

- автономный - поощрение самостоятельности и готовности к принятию решений ребенка;

- ситуативный - используется вариативный стиль воспитания, зависящий от сложившейся педагогической ситуации, проблемы (7).


Список литературы

1. Концепция развития образования РФ до 2020 года http://edu.mari.ru/ou_respub/sh14/commondocs/Концепция%20развития%20образования%20%20РФ%20до%202020%20%20г.pdf
2. Капичникова О.Б., Капичников А.И. Проблема инновационной педагогической деятельности. В сборнике: Актуальные проблемы развития образования в России и за рубежом сборник материалов международной научной конференции. Главный редактор: Семенова Александра Дмитриевна, Доктор педагогических наук, профессор - наставник кафедры начального обучения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2013. С. 88-91.
3. Гижов В.А., Капичников А.И. Традиции и инновации в среде российского студенчества. В сборнике: Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза Сборник статей всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ; Под ред. О.М. Поповой. 2016. С. 31-37.
4. Капичников А.И. Учебной пособие к курсу «Педагогика и психология». Саратов, 2009.
5. О.М. Вербианова, А.В. Улюкова. Ценности воспитания и истоки родительского опыта воспитания ребенка. дошкольного возраста в современной молодой семье // семья и ребенок в современном мире: проблемы и перспективы. материалы круглого стола в рамках IV Международного научно-образовательного форума "Человек, семья и общество: история и перспективы развития". Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; Научные руководители: Л.В. Доманецкая, Е.Ю. Дубовик. 2015. С. 29.
6. Коваль Н.А., Калинина Е.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Р. Державина, 2012. 351 с.
7. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение / П. Ф. Лесгафт // Избр. пед. соч. М. : Педагогика, 1988.

Расскажите о нас своим друзьям: