Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №3 (3) Октябрь, 2016
УДК 37
Дата публикации 31.10.2016
Проблема патриотического воспитания в современном обществе
Фролова Яна Андреевна
Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Челябинск
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема создания условия для патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. В статье рассматривается роль педагога в создании патриотической направленности в воспитательном процессе.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольники, дошкольное образовательное учреждение, патриотизм
South Ural state university of arts and pedagogic, Chelyabinsk
Abstract: This article deals with the problem of creating conditions for patriotic education in preschool educational institution. The article discusses the role of the teacher in the creation of patriotic orientation in the educational process.
Keywords: patriotic education, preschool, preschool educational institution, patriotism
В нашем современном мире проблема патриотического воспитания становится все более острой. Уже с раннего возраста дошкольника начинают формироваться нравственные качества. Поэтому перед педагогами стоит задача воспитывать и развивать эти качества через построение педагогической системы.
Что же такое патриотизм? Пояснить это одним словом или даже несколькими навряд ли у кого получится. Патриотизм – это и чувство любви к своему родному краю, его истории, Родине, уважение к символике (герб, гимн и флаг), бережное отношение к памяти защитников Отечества. Развитие и воспитание таких качеств у дошкольников требует от педагогов постоянного пополнения собственных знаний, а также творческих усилий и личная заинтересованность педагогов [1,2,7].
Спад в воспитании юного поколения произошел в следствии кризиса политической и культурной сфере общественной жизни. Ответственность за воспитание и развитие нравственно-духовных качеств лежит не только на семьях дошкольника, но и на дошкольных учреждениях [3,4].
Общественная малоустойчивость требует возвращения к народным корням и традициям. Поэтому с раннего возраста важно формировать нравственные качества, выделяя именно патриотизм.
Основой патриотизма можно выделить любовь к Родине. Ведь Родина это – и территория, бытовые особенности, климатические условия, особенности родного языка.
Воспитание и развитие нравственно — патриотических качеств начинается в дошкольные годы, но для того, чтобы эта цель была достигнута педагоги обязаны знать своеобразие методов и путей их реализации [5,6].
В современном мире нет важней и сложней задачи в воспитании патриотов, поэтому педагогам очень важно разработать собственную идеологию воспитания этих качеств. Разумеется, что сам педагог должен являться патриотом своей Родины и показывать на личном примере своими делами, которые будут излучать преданность.
Педагог должен не навязывать, а пробуждать в дошкольниках нравственные чувства. С раннего возраста закладывается ценность к окружающему, но со временем и переживается самостоятельно, поэтому если сам педагог не наделен этими чувствами, не сможет добиться свое цели [7].
Большой значимостью является формирование интереса к народным праздникам и традициям. Это может быть и День Города, День Защитников Отечества, День Конституции, День Победы. Все эти события предполагают участие дошкольников, происходит формирование прекрасных чувств к своей Родине. Теплые чувства к Родине зарождаются в семье, где царит забота и внимание. Понемногу любовь и уважение к близким переносится к педагогам дошкольного учреждения [1,2].
Дети с легкостью могут перенимать культуру и манеру общения, которые царят в семье. Сюжетно-ролевые игры в дочки-матери могут дать педагогу представления о семье, об отношениях взрослых. Педагог должен поставить перед собой задачу развить более осмысленно чувство любви и привязанности [6,7].
Для того чтобы показать дошкольникам важность труда родителей, при этом делая акцент на заботе о детях, педагоги используют различные беседы, используют художественную литературу, а также демонстрируют различные картины и иллюстрации.
Дошкольное учреждение для ребенка – это второй его дом, в котором он окружен вниманием и заботой. У дошкольников развивается чувства уважения к тем, кто его окружает. В ходе наблюдений за сотрудниками детского сада, педагоги ведут беседы о важности их действий, подчеркивая важность каждой трудовой деятельности. Дошкольники должны стремиться к сохранению результатов труда, принимать активное участие, создавая красоту быта [2,5,7].
Не более важной задачей для педагога является воспитание любви к природе. Воспринимать ее красоту, бережно относиться. Такая работа с дошкольниками должна осуществляться уже с младших групп. Знакомство в основном происходит во время прогулок.
Следовательно, нравственно патриотические чувства сами по себе возникнуть не могут. Для этого нужна долгая, целенаправленная работа. Дошкольные учреждения ставят перед собой цель формировать представления об окружающем, предоставит возможность почувствовать себя маленьким патриотом своего Отечества.
Список литературы
1. Гнатышина, Е.А. Историко-педагогический анализ проблемы сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и вуза / Е.А. Гнатышина, А.В. Савченков // Вестник Челябинского го¬сударственного педагогического университета. – Челябинск: изд-во "ФГБОУ ВПО Челябинский государственный педагогический университет", – 2015. - № 4. – С. 44 – 48.
2. Гордеева, Д.С. Мировой опыт профилактики конфликтов в системе образования //Научно-исследовательский журнал «International scientific review» – Иваново: Изд-во «Проблемы науки», 2016. – С.41-43
3. Корнеев Д.Н., Корнеева Н.Ю., Алексеева Л.П. Концептуальная модель формирования инженерной культуры обучающихся как трансфер модернизации российского образования / Д.Н. Корнеев, Н.Ю. Корнеева, Л.П. Алексеева/ В сборнике: Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международными участием. 2015. С. 190-199.
4. Корнеева, Н.Ю. Концептуальная модель формирования инженерной культуры обучающихся как трансфер модернизации Российского образования / Д.Н. Корнеев, Н.Ю. Корнеева, Л.П. Алексеева / пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования: сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конф. с межд. участ. 2-3 декабря 2015 г., г. Челябинск, / под ред. В.В. Садырина, Е.А. Гнатышиной и др. - М.: ООО "Лаборатория знаний", 2015. - С. 190-199.
5. Савченков А.В. Развитие эмоциональной устойчивости будущих педагогов в высшем учебном заведении / А.В.Савченков / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Южно-Уральский государственный университет. - Челябинск, 2010. - 24 с.
6. Савченков, А.В. Проблема формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях профессионального образования / А.В. Савченков, П.В. Лизунов // международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования». – Барнаул, 2013. - № 5. – С. 233 – 235.
7. Савченков, А.В. Теоретическое обоснование экспериментальной работы по развитию профессиональных компетенций у учащихся учреждений СПО с девиантным поведением / профилактика и методы борьбы с асоциальными проявлениями в ПОО СПО Челябинской области: прил. к науч.-практ. ж-лу "Инновационное развитие профессионального образования" / под науч. ред. И.Р. Сташкевич. - 2014. - № 1 (05). - с. 44-51.