Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №3 (32) Март 2019

УДК 378.147

Дата публикации 27.03.2019

Педагогическое сопровождение профессионального саморазвития студента в вузе

Лето Яна-Алекс Валерьевна
аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа, red.red90@yandex.ru

Аннотация: В статье актуализируется проблематика процесса профессионального саморазвития студентов в вузе. Автор рассматривает данную проблему с позиций выявления роли педагогического сопровождения в данном процессе. В статье обоснована важность педагогического сопровождения на современном этапе высшего профессионального образования, предопределяемая основными концептами новой образовательной парадигмы. В статье обозначены некоторые противоречия, вызывающие ряд трудностей профессиональной самореализации будущих специалистов, а также обоснована необходимость качественно новых условий педагогического сопровождения профессионального саморазвития студентов. Автором выделены и охарактеризованы этапы педагогического сопровождения профессионального саморазвития студентов в вузе в условиях интегративного образовательного пространства. Выявлена специфика деятельности педагога на каждом из этапов. Обоснована роль педагога в процессе субъект-субъектного взаимодействия в условиях образовательного пространства. Последовательность реализации этапов педагогического сопровождения и их содержательное наполнение в процессе профессионального саморазвития студентов показывает инновационную роль преподавателя вуза, включенного в субъект-субъектное взаимодействие, регулируемое на основе принципов сотрудничества и профессионального сотворчества.
Ключевые слова: вуз, студенты, педагогическое сопровождение, процесс профессионального саморазвития, этапы педагогического сопровождения

Pedagogical support of professional self-development of a student at university

Leto Yana-Alex Valerievna
postgrade student of Pedagogy and Psychology of professional education department, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah, Russia, Ufa, red.red90@yandex.ru

Abstract: The article actualizes the problems of the process of professional self-development of students in high school. The author considers this problem from the standpoint of identifying the role of pedagogical support in this process. The article substantiates the importance of pedagogical support at the present stage of higher professional education, predetermined by the basic concepts of the new educational paradigm. The article identifies some of the contradictions that cause a number of difficulties for the professional self-realization of future specialists, and also substantiates the need for qualitatively new conditions for the pedagogical support of the professional self-development of students. The author singles out and characterizes the stages of pedagogical support of professional self-development of students at a higher educational institution in the context of an integrative educational space. Identified the specifics of the teacher at each of the stages. The role of the teacher in the process of subject-subject interaction in the educational environment is substantiated. The sequence of implementation of the stages of pedagogical support and their substantial content in the process of professional self-development of students shows the innovative role of a university teacher involved in subject-subject interaction, regulated on the basis of principles of cooperation and professional co-creation.
Keywords: university, students, pedagogical support, the process of professional self-development, the stages of pedagogical support

Настоящий этап развития рынка труда и услуг, характеризующийся высоким уровнем конкуренториентированности, предъявляет будущему специалисту ряд противоречий, преодоление которых вызывает у выпускников вуза трудности, связанные с некоторыми сторонами их профессиональной самореализации. К таким трудностям относят неуверенность в собственной конкурентоспособности, снижение мотивации в профессиональном совершенствовании в связи с отсутствием твердой профессиональной позиции в будущем, тревожность в вопросе трудоустройства и т.п. [8, с. 256].

В связи с этим, возникающие трудности и растущие профессиональные требования предопределяют разработку качественно новых условий педагогического сопровождения профессионального саморазвития студентов современного вуза. Открытое интегративное образовательное пространство высших учебных заведений, исходя из концепции новой образовательной парадигмы, на сегодняшний день предусматривает реализацию педагогического взаимодействия между преподавателем и обучающимися, которое хоть и не всецело, но отвечает императивам сопровождения [3, с. 72; 5, с. 127].

Говоря о педагогическом сопровождении, которое реализуется в процессе личностного профессионального саморазвития студента, необходимо отметить, что сам ход саморазвития не является чем-то обособленным от тех традиционных функций педагога, который он выполняет как своеобразный «источник» глубокого предметного и профессионально-контекстного знания [5, с. 67].

Однако, трансформируя свои функции как обычного транслятора профессиональных знаний и методологии профессиональной подготовки, направляет обучающихся посредством определения их так называемой зоны ближайшего профессионального саморазвития, траектория освоения которой составляет несколько этапов:

-этап диагностики и перспективного планирования, который предполагает многоаспектное изучение различных сторон развития личности обучающегося: мотивов обучения, начального уровня сформированности профессионально важных качеств и свойств, способностей и т.п.; данный этап также предполагает значительный объем профессиографической работы, заключающейся в выявлении профессиональных компетенций, ключевых квалификаций, профессионально важных специальных качеств будущего специалиста, сопровождающееся составлением профессиограмм; данный этап, с позиций концепции Э. Ф. Зеера, предопределяет разработку и выбор способов достижения цели профессионального образования на основе понимания целостности процесса сопровождения профессионального саморазвития обучающихся как целостного процесса изучения, формирования и последующего развития и коррекционной направленности, регулируемого принципами нормативности и системности развития [1, с. 45; 4, с. 45; 8, с. 58];

-этап адаптационной помощи каждому студенту, включенному в открытое интегративное образовательное пространство современного вуза; данный этап предполагает уже разработку и выбор путей, способов и средств достижения поставленных целей, которые определяются деятельностным принципом процесса сопровождения; на данном этапе сопровождающая деятельность педагога заключается не просто в озвучивании целей и задач профессионального саморазвития, но предопределяет обращение к способности студентов самостоятельно увидеть цель (целеполагание), спланировать и спрогнозировать результат, определи возможные пути достижения (непосредственная разработка),  реализовать свой замысел на основе принципов деятельностного, компетентностного и профессионально-контекстного подходов (практическая часть) и осуществлять постоянную самооценку и самосознание собственной творческой роли в процессе начальной профессиональной самореализации (рефлексивная часть); данный этап, как этап наиболее продуктивный и пролонгированный во времени, в рамках педагогического сопровождения профессионального саморазвития должен сопровождаться постоянным обращением преподавателя к опыту студента, апеллируя к его знаниям умения, навыкам и компетенциям, при этом направляюще обогащая этот опыт новыми видами и приемами деятельности, повышающими уровень профессиональной подготовленности обучающихся [2, с. 65; 6, с. 54];

-этап продуманного и обоснованного отбора обучающихся для интегрированного обучения; данный этап подразумевает уже достижение определенных образовательных результатов студентами, на основании которых преподаватель может планировать наиболее успешные (для каждого конкретного студента) виды деятельности (учебно-исследовательская, научная, проектная и пр.), на основании дифференцирующей функции педагогического сопровождения; это позволяет студентам добиться наиболее высоких результатов, исходя из их предрасположенности, склонности и способностей; также данный этап предполагает уже формирование какого-либо полезного материального или интеллектуального продукта в соответствии со спецификой приобретаемой профессии (профессиональное портфолио) [2, с. 150; 7, с. 84].

Говоря о педагогическом сопровождении профессионального саморазвития студентов, необходим также отметить, что в рамках субъект-субъектного взаимодействия в условиях образовательного пространства процесс сопровождения, раскрывающийся в направляющей и корректирующей роли педагога, осуществляется на основе сотрудничества и профессионально ориентированного сотворчества.

Российская современная система высшего профессионального образования на сегодняшний день учитывает различные и всевозможные направления профессионального саморазвития студентов при сопровождающей роли педагога и, те не менее, требует качественно иного психолого-педагогического сопровождения и разработки интегративных подходов к обучающимся в рамках раскрытия их уникального потенциала, способного обогатить инновационно область профессионально-прикладной деятельности. В ее основе заложена необходимость определения и учета системы критериев и показателей, которые могут быть представлены в процессе разработки всевозможных моделей профессионального саморазвития студентов на этапе профессиональной подготовки с учетом специфики конкретного региона и отраслей производственной деятельности, что делает процесс не только эффективным, но и контекстно профессиональным.


Список литературы

1. Зеер Э. Ф. Компетентностью подход как фактор реализации инновационного образования / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. – № 4. – С. 8-13.
2. Иванова Е. Е. Организация психологического сопровождения развития профессионального самосознания студентов / Е. Е. Иванова // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2017. – № 4. – С. 6-10.
3. Манузина Е. Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования / Е. Б. Манузина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 1. – С. 109-113.
4. Орлова Е. Ю. Педагогическое сопровождение освоения студентами вуза компетенций / Е. Ю. Орлова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2013. – № 5. – С. 22-26.
5. Пилюгина Е. И. Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студента вуза / Е. И. Пилюгина, О. В. Бережнова // Молодой ученый. – 2012. – №10. – С. 289-291.
6. Подповетная Ю. В. Профессионализация студентов вуза посредством педагогического сопровождения образования / Ю. В. Подповетная // Профессиональная ориентация. – 2014. – № 1. – С. 85-93.
7. Романова, Е. С. Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионализации студентов / Е. С. Романова // Высшее образование в России. – 2012. – № 8-9. – С. 61-67.
8. Цирихова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в колледже / Е. В. Цирихова // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 97-100.

Расскажите о нас своим друзьям: