Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №3(20) Март, 2018
УДК 378.1
Дата публикации 31.03.2018
Педагогические особенности формирования профессиональных компетенций студентов вузов посредством культурно-просветительского проекта
Лаврикова Наталия Игоревна
кандидат экономических наук, магистрант по специальности 44.04.01 «Педагогическое образование в области социально-гуманитарных наук», ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имена и.С.Тургенева», РФ, г.Орел, nalavrikova@yandex.ru
Аннотация: В данной статье представлена авторская разработка программы «Профессиональная ответственность как духовно - нравственная ценность в высшей школе». Предложенный проект имеет прикладной характер. Высшее образование в статье изучено как призыв содействовать обретению будущим специалистом высшей школы совокупности профессиональных ценностей и эталонов, расширению его духовных нужд и интересов, мотивов, профессиональных стратегий, значимых в социальном плане, обогащению психо-эмоциональной сферы, формированию коммуникативных возможностей, овладению прикладных умений, способностей, развитию навыка рефлексии деятельности. Целью разработанного социального проекта является разработка программы по обеспечению способности студентов высшей школы реализовать социальные функции как субъекта профессиональной ответственности. В качестве результатов программы планируется сформировать социально-личностные компетенции студентов, развить интеллектуальную культуру самоорганизации студентов, создать профессиональную мотивацию социальных стратегий и повысить рефлексивную культуру студентов.
Ключевые слова: Компетенция, профессиональная ответственность, духовно-нравственная ценность, высшая школа, социальный проект
Cand. Sci.,Master of specialty 44.04.01 "Pedagogical education in the field of social Sciences and Humanities", Orenburg state University named after I.S. Turgenev, Russian Federation, Orel
Abstract: This article presents the author 's development of the program "Professional responsibility as a spiritual and moral value in higher education". The proposed project is of an applied nature. Higher education in the article is studied as a call to promote the acquisition of the totality of professional values and standards by the future specialist of higher education, the expansion of his spiritual needs and interests, motives, professional strategies, socially significant, enriching the psycho-emotional sphere, developing communication opportunities, mastering applied skills, abilities, development of the habit of reflecting activity. The purpose of the developed social project is the development of a program to ensure the ability of high school students to realize social functions as a subject of professional responsibility. As the results of the program, it is planned to form the social-personal competencies of students, to develop the intellectual culture of self-organization of students, to create a professional motivation for social strategies and to enhance the reflective culture of students..
Keywords: Competence, professional responsibility, spiritual and moral value, higher school, social project
Компетенция выступает особой системой отношений между познанием и действием в науке. Поэтому приоритетной задачей педагога является обучение применению теоретических знаний к конкретным условиям деятельности в ходе профессиональной подготовки специалистов. Для решения данной задачи наиболее эффективным способом является групповая работа, которая позволяет в рамках одной темы обеспечить усвоение учебной информации и использование её на практическом материале. Для этого моделируются проблемные ситуации, которые позволяют накладывать теорию на практическую обстановку.
Профессиональные компетенции студентов формируются не только через определённые формы занятий, активизацию познавательных интересов обучающихся, ориентацию их на способы добывания знаний, но и через умение педагога сделать научную информацию доступной, понятной, удобной в применении. [1,c.159] В ходе учебных занятий студенты учатся работать с научной информацией, анализировать её, отбирать необходимую для решения практических задач, что в дальнейшем значительно облегчает процесс освоения профессиональных требований.
Формируя профессиональные компетенции, необходимо большое внимание уделять этическим вопросам, так как в профессиональной деятельности часто приходится сталкиваться со справедливостью и несправедливостью, истиной и ложью, поэтому необходимо принимать решения, руководствуясь этическими принципами.[2,c.35] В конечном итоге именно из них складывается нравственный климат в организации, а затем в обществе в целом. Будущий специалист в рамках учебного заведения должен учиться тому, как принимать подлинно нравственные решения.
На учебных занятиях применяются такие приёмы, как подборка тематического раздаточного материала с обязательным приложением тезауруса, позволяющего употребить новые термины в речи, описание проблемной ситуации, которую необходимо решить с учётом этических норм, варианты возможных решений для размышления по данной проблеме в рамках учебного занятия групповым методом. [3,c.98] Мнение каждого студента в группе учитывается, создаёт дополнительный материал для размышлений и влияет на выработку коллективного решения. [4,c.100] В этой позиции есть определённый смысл, так как будущим специалистам нужна помощь в процессе анализа этических принципов, которые лежат в основе принимаемых решений и этических рекомендаций, исходящих от других.
Для подтверждения тезисов о механизме и роли формирования профессиональной компетенции в высших учебных заведениях, предложен авторский социальный проект разработки программы «Профессиональная ответственность как духовно - нравственная ценность в высшей школе».
Таблица 1. Паспорт социального (культурно-просветительского) проекта
Название проекта | Разработка программы «Профессиональная ответственность как духовно - нравственная ценность в высшей школе» |
Тип проекта | Прикладной |
Постановка проблемы, описание проблемной ситуации | Высшее образование призвано содействовать обретению будущим специалистом высшей школы совокупности профессиональных ценностей и эталонов, расширению его духовных нужд и интересов, мотивов, профессиональных стратегий, значимых в социальном плане, обогащению психо-эмоциональной сферы, формированию коммуникативных возможностей, овладению прикладных умений, способностей, развитию навыка рефлексии деятельности |
Объект проекта | Студенты ВУЗа |
Предмет проекта | Формирование профессиональной ответственности как духовно - нравственной ценности в высшей школе |
Цель проекта | Разработка программы по обеспечению способности студентов высшей школы реализовать социальные функции как субъекта профессиональной ответственности |
Задачи проекта | Задачи проекта представлены двумя группами:
|
Обоснование проекта | Нормативно-правовая база:
Организационная база (ключевые участники проекта):
|
Формируемые компетенции |
|
Система мероприятий в рамках проекта | Этап №1. Создание условий для реализации программы
Этап №2. Развитие интеллектуальной, исследовательской культур и культуры самоорганизации
Этап №3. Развитие профессиональной мотивации и формирование социально-профессиональных стратегий
Этап №4. Развитие коммуникативной культуры студентов
Этап №5. Развитие рефлексивной культуры студентов
|
Сроки реализации проекта | 2018-2019 учебный год |
Ожидаемые результаты |
|
Система оценки эффективности программы | Оценки эффективности: – качественные: на когнитивном, эмоционально-ценностном, рефлексивном уровнях;
|
Ресурсное обеспечение программы | Материальные ресурсы: аудитории для практических занятий со студентами, лекционные залы для проведения массовых мероприятий, мультимедийная техника, бланки для первичного сбора информации, бланки анкет по рефлексии; Кадровые: сотрудники и преподаватели Института, студенческий актив, кураторы групп, сотрудники, ответственные за организацию работы со студентами 5-го года обучения, заместители начальников факультетов по воспитательной работе; Информационные: сайт Института, электронная рассылка по внутренней сети Института, СМИ |
Резюмирую вышесказанное, можно сделать вывод, что в результате продуманного алгоритма формирования компетенций студенты учатся мыслить, правильно излагать свою позицию, аргументировано её доказывать, творчески преобразовывая учебный материал в возможные практические действия. Это весьма важные факторы формирования профессиональной компетенции, так как активная групповая динамика, целенаправленность при разрешении той или иной проблемы являются неотъемлемой частью опыта, который студенты получают в рамках профессионального образовательного учреждения.
Список литературы
1. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Ильмушкин Г.М. Педагогическая модель системы воспитания студентов в условиях холистичной информационно-образовательной среды вуза // Вестник Академии права и управления. - 2017. -№ 46. С. 153-161.
2. Гофман А.Б. Концептуальные подходы к анализу социального единства // Социологические исследования. -2015. -№ 11. С. 29 -36.
3. Салитова Ф.Ш. Культурно-просветительская деятельность как фактор стабилизации современного российского социума // Сервис в России и за рубежом. -2016. - Т. 10. № 5 (66). С. 94-104.
4. Фролова Н.А. К вопросу о формировании социологической рефлексии у студентов вузов / Образование и общество. – 2017. - №2 (193-104). Март-июнь. -2017. – С.100-103.