Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №10 (39) Октябрь 2019

УДК 159.922.7

Дата публикации 31.10.2019

Особенности мотивационной готовности к школе старших дошкольников с разным уровнем творческого мышления

Костюк Мария Александровна
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 293», г. Ростова-на-Дону, магистрант м.п. «Практическая психология образования», Южный Федеральный Университет, РФ г. Ростова-на-Дону, m.a.kostyuk@yandex.ru
Научный руководитель Лебеденко Ольга Алексеевна
канд.фил.наук, доцент кафедры психологии развития, Южный Федеральный Университет, РФ г. Ростова-на-Дону, olgaleb08@mail.ru

Аннотация: В статье обосновывается значимость мотивационной готовности к школьному обучению и необходимость развития творческого мышления старших дошкольников. Результаты эмпирического исследования позволили авторам сделать вывод о том, что чем выше уровень творческого мышления старших дошкольников, тем более сформирована внутренняя позиция школьника, тем более выражены ориентация на сочетание социальных и исключительно учебных сторонах жизни школьника. Установлены различия в учебной мотивации старших дошкольников с разным уровнем творческого мышления. Статья может быть полезна специалистам, работающим с дошкольниками при организации развивающей работы по формированию мотивации или развитию творческого мышления детей.
Ключевые слова: дошкольники, мотивы учения, творческое мышление, готовность к школе

Features of motivational readiness for school of older preschoolers with different levels of creative thinking

Kostyuk Maria Alexandrovna
Caregiver MBDOU «Children's Garden № 293», Rostov-on-Don, Undergraduate m.p. "Practical Psychology of Education, Southern Federal University, Russia Rostov-on-Don
Scientific adviser Lebedenko Olga Alekseevna
сand. fhil. associate, professor of Developmental Psychology, Southern Federal University, Russia Rostov-on-Don

Abstract: The article substantiates the importance of motivational readiness for schooling and the need to develop the creative thinking of older preschoolers. The results of the empirical study allowed the authors to conclude that the higher the level of creative thinking of older preschoolers, the more formed the internal position of the student, the more expressed orientation to the combination of social and exclusively the educational aspects of a schoolboy's life. Differences in the educational motivation of older preschoolers with different levels of creative thinking have been established. The article can be useful to specialists working with preschoolers in organizing developing work on the formation of motivation or development of creative thinking of children.
Keywords: preschoolers, teaching motives, creative thinking, readiness for school

В последнее время развитию готовности ребенка к школьной жизни уделяется усиленное внимание. Проблема заключается в интенсивном обучении дошкольников, и как следствие, происходит стирание внешних границ между дошкольным и младшим школьным возрастом. Поэтому современными проблемами будущих первоклассников является, прежде всего, отсутствие познавательного интереса к учебе и нежелание идти в школу, а также низкий уровень развития творческого мышления и творческих способностей. [1,с.205]    

На период дошкольного возраста приходится наиболее стремительное развитие мотивационной сферы, а структура мотивов личности приобретает относительную устойчивость. Согласно классификации Л.И. Божович, все мотивы могут быть разделены на две большие группы: мотивы, которые связаны с содержанием и процессом учения, порождаются непосредственно самой учебной деятельностью и мотивы, которые связанны с результатами учения. [2, с.102] 

Изучение особенностей внутренней позиции первоклассника как компонента мотивационной готовности, выполненное М.С. Гриневой, подчеркивает, что развитие учебной мотивации детей осуществляется в двух направлениях. С одной стороны, внутренняя позиция школьника рассматривается как качество осознанного отношения к школе и связанный с ней образ жизни, с другой стороны, мотивация как личностное образование включает в себя уровень самосознания, эмоциональное отношение к школе и специфические формы поведения в условиях новой деятельности.  [3,с.10]

С точки зрения Н.И. Вьюновой, старший дошкольный возраст во многом является сензитивным в плане развития творческих возможностей ребенка, в том числе его творческого мышления. Творческое мышление детей старших дошкольников характеризуется разной степенью выраженности своих вербальных и невербальных показателей. [4,с.101] Также у старших дошкольников интенсивно формируется способность предвидеть результат своих действий и развивается логическое мышление.  [5,с.52;6,с.173]

Современные психологические исследования подчеркивают, что система дошкольного образования должна быть ориентирована, прежде всего, на формирование у дошкольников познавательного интереса к учебной деятельности на основе развития творческого потенциала ребенка, ориентацию на становление социальные навыков с учетом влияния ближайшего окружения будущих первоклассников. [7,с.157]

Таким образом, формирование таких качеств дошкольника как самостоятельность, мобильность, активность, рефлексия, навыки планирования, управление собственным поведением позволят ребенку включиться в школьную жизнь, адаптироваться к учебной деятельности и обеспечить «успешную самореализацию в будущем». [8,с.97] Эта идея отражается и в целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), где формулируется задача развития инициативной, самостоятельной, любознательной, творчески активной личности.  [9]

Поэтому целью нашего эмпирического исследования явилось изучение особенностей мотивационной готовности к школе старших дошкольников с разным уровнем творческого мышления. Для выполнения цели работы были сформулированы следующие гипотезы исследования: существуют различия в учебной мотивации старших дошкольников с разным уровнем творческого мышления; существует взаимосвязь сформированности внутренней позиции школьника у старших дошкольников с разным уровнем творческого мышления.

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 293» г. Ростова – на – Дону.  Общая выборка респондентов составила 64 человека. Исследование включала в себя несколько этапов.

На первом этапе исследования определялся уровень творческого мышления дошкольников с помощью теста Дж. Гилфорда. Количественный и качественный анализ позволил разделать респондентов на три группы.  Первую группу, самую многочисленную составили дети, имеющие низкий уровень развития творческого мышления (59% от общего числа дошкольников). Второй по численности оказалась группа дошкольников со средним уровнем творческого мышления (32 % от общего числа испытуемых). Самой малочисленной группой оказалась группа респондентов с высоким уровнем творческого мышления (9 % дошкольников).

Второй этап исследования направлен на изучение учебной мотивации старших дошкольников с помощью методики «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбурга. Анализ полученных результатов выявил, что у наибольшего количества респондентов доминирует учебный мотив - 43% от общего числа испытуемых. Эти дети ориентированы на овладение учебных навыков, им нравится учиться и ходить в школу. У них сформировано положительное отношение к школе, чувство необходимости в получении знаний.

У 21% старших дошкольников преобладает оценочный мотив. Эта группа детей ориентирована на получение хорошей отметки, на одобрение и похвалу взрослых, что является показателем успешности самого ребенка и выполняемых им заданий. Дети с преобладанием оценочного мотива хотят ходить в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые будут хвалить родители и учитель.

Для 16% респондентов характерен игровой мотив, т.е. эти дети хотят ходить в школу ради общения и игры со сверстниками. Остальные виды мотивов доминируют у незначительного количества старших дошкольников. Так, социальный мотив доминирует у 10% дошкольников, что выражается в потребности детей во взаимодействии с другими людьми, в получении одобрения от них, в желании занять определенное место в обществе. Позиционный мотив доминирует у 5% старших дошкольников, что выражается в стремлении самоутвердиться, занять лидерские позиции, доминировать над сверстниками. У 5% респондентов доминирует внешний мотив, собственного желания ходить в школу у этих детей не проявляется.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства старших дошкольников доминирующими мотивами выступают учебный и оценочный мотивы, которые в целом оказывают положительное влияние на желание идти в школу.

Далее был определен уровень сформированности внутренней позиции дошкольника и характер его ориентации на школьно-учебную деятельность с помощью методики «Беседа о школе» Т.А. Нежновой. В исследуемой группе большинство дошкольников (45 %) демонстрируют сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, что характеризует 3 уровень сформированности внутренней позиции школьника. Второй уровень сформированности внутренней позиции школьника имеют 38 % респондентов, у них отмечается преобладание ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.  Далее выделяется группа детей (15 %) желающих пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни, что соответствует 1 уровень сформированности внутренней позиции школьника. Среди респондентов присутствуют дошкольники, имеющие 0 уровень (2 %), у которых отмечается отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.

На третьем этапе исследования с помощью методов математической статистической обработки данных (φ-критерий Фишера) выявлялись различия в учебной мотивации (типа мотива, сформированности преобладающего мотива) старших дошкольников с разным уровнем творческого мышления. Было выявлено, что для старших дошкольников с высоким и средним уровнем творческого мышления характерно доминирование учебного мотива в то время, как дошкольников с низким уровнем творческого мышления отличает преобладание мотива получения высокой отметки. Следовательно, детей с высоким и средним уровнем творческого мышления отличает ориентация на получение новых знаний, умений и навыков. Им свойственны высокие когнитивные потребности, стремление узнавать новые факты, разбираться в сущности явлений и процессов, знакомиться с новыми законами, теориями, технологиями. Дошкольникам с низким уровнем творческого мышления свойственно доминирование мотива высокой отметки, которая воспринимается учеником как залог достижения желаемого, различных поощрений, залог высокой самооценки и эмоциональной стабильности, основа дальнейшего стремления к развитию и самообразованию.

Анализ различий  уровней творческого мышления с различным уровнем сформированности внутренней позиции школьника показал: для дошкольников со средним уровнем творческого мышления свойственно доминирование сформированной внутренней позиции школьника с ориентацией на познавательные мотивы обучения и учебные стороны школьной жизни; дошкольников с низким уровнем творческого мышления отличает сохранение дошкольной мотивации, проявляющейся в достаточно положительном отношении к школе, без ориентации на содержание школьно-учебной действительности.

Выявление наличия взаимосвязи сформированности внутренней позиции школьника у старших дошкольников с уровнем творческого мышления было проведено с помощью корреляционного анализа Спирмена. В исследуемой группе уровень творческого мышления значимо положительно коррелирует с уровнем сформированности внутренней позиции школьника (r=0,734, p=0,05), других значимых корреляционных связей между уровнем творческого мышления и особенностями учебной мотивации не выявлено.

В ходе проведения качественного и количественного анализа был сделан вывод о том, что чем выше уровень творческого мышления старших дошкольников, тем более сформирована внутренняя позиция школьника, тем более выражены ориентация на сочетание социальных и исключительно учебных сторонах жизни школьника.

В заключении отметим, что практическая значимость эмпирического исследования заключается в возможности использования результатов исследования педагогами-психологами и педагогами при организации развивающей работы и разработке программ или занятий по формированию мотивации дошкольников и развитию творческого мышления в старшем дошкольном возрасте при подготовке ребенка к школьному обучению.


Список литературы

1. Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб.: Питер, 2017. – 304с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб: Питер, 2008. – 400с.
3. Гринева М.С. Внутренняя позиция школьника современного первоклассника (в условиях мегаполиса): автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2011. - 23 с.
4. Вьюнова Н.И., Величко Ю.В.Динамика развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста: общее и особенное // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-razvitiya-tvorcheskogo-myshleniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-obschee-i-osobennoe (дата обращения: 01.10.2019).
5. Севостьянова И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников// Начальная школа: плюс До и После. 2014. №2, С.52-55.
6. Лебеденко О.А. Развитие творческого мышления дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе. Гуманитарные науки (г.Ялта). 2019. № 1 (45). С. 168-173.
7. Лебеденко О.А. Взаимосвязь уровня готовности к школьному обучению дошкольников и стиля родительского воспитания. Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2018. № 6. С. 157-160.
8. Веракса А.Н., Якупова В.А., Алмазова О.В., Мартыненко М.Н.Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. №3. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnoe-i-sotsialnoe-razvitie-doshkolnikov-v-kontekste-gotovnosti-k-shkole-1 (дата обращения: 01.10.2019).
9. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 01.10.2019).

Расскажите о нас своим друзьям: