Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №3 (3) Октябрь, 2016

УДК 316.6

Дата публикации 11.10.2016

Особенности моральной ориентации студентов медицинских специальностей

Астащенко Анжела Павловна
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж

Аннотация: В статье приведены данные особенностей моральных позиций студентов медицинского университета. Показано соответствие морального развития общеизвестным нормам. Выявлена роль эмпатии в суждениях испытуемых.
Ключевые слова: принципы морали, эмпатия, развитие, медицинская специальность, моральное сознание

The features of medical students`moral orientation

Astaschenko Angela Pavlovna
Voronezh State Medical University named N.N. Burdenko, Voronezh

Abstract: The article presents the data features of medical university students` moral position. The data show the correspondence of well-known moral norms. The role of empathy in the assessments of the subjects is detected.
Keywords: principles of morality, empathy, development, medical specialty, moral consciousness

Соблюдение некоторых принципов морали общества ведет иногда к аморальным последствиям с точки зрения общечеловеческих ценностей, а также действительно то, что разные общества используют отличающийся набор моральных ценностей. С другой стороны, те общества, которые пренебрегают моральными принципами общечеловеческого плана, сталкиваются с социальными конфликтами [4]. По мнению Сланевской всплеск интереса к моральной стороне человеческой природы связан с тенденцией к развитию единого мирового социального, экономического и политического пространства в связи с развитием техники, транспорта, средств массовой информации и т.д. Данные когнитивных нейронаук приводят убедительные доказательства существования моральных качеств человека и причин их варьирования в зависимости от генетической предрасположенности к моральным поступкам и особенностей функциональной организации мозга [4].

Исследователями морального поведения было замечено, что мораль человека может меняться по мере развития личности [3,7,9]. Проблема морального развития остро стоит в современном обществе, предлагающем растущему человеку различные, подчас противоречивые моральные ценности и ориентации. Особо остро эта проблема стоит для подросткового возраста, но не менее остро для молодых абитуриентов, выбирающих будущую профессию «врач» [1]. Современными психологами разработано множество методик оценки моральной компетентности. Наиболее популярным подходом к исследованию морального развития является традиция когнитивного подхода, заложенная в концепции когнитивного конструктивизма морального сознания, разработанная в трудах Ж. Пиаже и Л. Кольберга, а также  усовершенствованные и дополненные методики, разработанные Дж. Рестом и К. Гиллиган и Н. Айзенберг [3,5,6,7,8,9].  В кольберговской традиции моральное мышление, основанное на идее справедливости, разрабатывалось как чисто когнитивный процесс и ассоциировалось с системой моральных суждений [2]. Альтернативой нормативному когнитивному подходу стал эмпатийный подход К. Гиллиган, где основополагающим является принцип заботы – эмпатическая ориентация на нужды и потребности, чувства и переживания другого человека [2]. В современной психологии все чаще предпринимаются попытки рассмотреть оба типа моральной ориентации в их единстве и взаимосвязи.

Целью проведенного исследования был анализ особенностей моральной ориентации обучающихся 1 и 2 курсов медицинских специальностей (студенты стоматологического и лечебного факультетов). Особенности моральной ориентации рассматривались на  уровне моральных суждений. В исследовании использовалась методика «Справедливость–Забота» (автор С.В. Молчанов) предназначена для выявления уровня развития моральных суждений в соответствии с двумя основными периодизациями развития морального сознания: периодизацией Л. Кольберга и периодизацией К. Гиллиган. Испытуемым предлагалось оценить степень своего согласия с 38 утверждениями по пятибалльной шкале, от «безусловно, не согласен» (1 балл) до «безусловно, согласен» (5 баллов). Участники эксперимента не были предупреждены о целях исследования. Часть утверждений описывает шесть стадий периодизации развития морального сознания Л. Кольберга, часть –  относится к стадиям морального развития по К. Гиллиган – Н. Айзенберг [2]. В исследовании приняло участие 23 здоровых испытуемых, в возрасте 21 2 года (14 девушек и 9 мужчин) – студентов стоматологического и лечебного отделения, 1 и 2 курсов Воронежского государственного медицинского университета.

Проанализированы особенности моральных суждений в соответствии с двумя основными периодизациями развития морального сознания: периодизацией Л. Кольберга и периодизацией К. Гиллиган. Результаты предпочтения моральных суждений представлены на рисунке 1.

Анализ количества оценок суждений концепции Кольберга «Справедливость» показал, что максимальная степень согласия участников исследования была характерна для 5 (36 оценок) и 6 (25 оценок) стадий развития (учет прав личности, универсальные этические принципы) постконвенционального уровня. Безусловное отрицание было характерно для 1 стадии «власть авторитетов, боязнь наказаний» доконвенционального уровня – 18 оценок. Для стадий развития 2 «инструментальный обмен: ты – мне, я – тебе» и 3 «ориентация на мнение других» отмечены близкие по значению количества оценок как согласия, так и несогласия (16 и 18 оценок).

Рис.1. «Количество ответов для 5 вариантов оценки моральных суждений для каждой из 6 стадий морального развития концепций Кольберга (А) и Гилиган (Б)».

Обозначения: по вертикали гистограмм отмечено количество оценок, данных испытуемыми; по горизонтали – цифрами от 1 до 6 обозначены стадии морального развития концепции Кольберга (А), Гилиган (Б). Цифры под гистограммами обозначают варианты оценки суждений: 1 – безусловно, не согласен; 2 – скорее, не согласен, чем согласен; 3 – в чем-то согласен, в чем-то не согласен; 4 – скорее, согласен, чем не согласен; 5 – безусловно, согласен. Черные столбцы – наибольшее количество оценок соответствующей стадии морального развития.

Данные говорят о том, что у испытуемых, возможно, не сформировалась четкая позиция в отношении утверждений 2, 3 и в отдельных случаях 4 стадий. Интересно отметить, что 3 вариант оценки  «в чем-то согласен, в чем-то не согласен» был максимально популярен для 4 стадии развития «социальный закон и порядок», (23 оценки). Данные позволяют предположить: что у обучающихся медицинским специальностям – участников исследования четкие представления об универсальных этических принципах, абсолютное несогласие с моралью доконвенционального уровня. Однако, испытуемые не выработали четких позиций в отношении стадии морального развития, связанной с представлением, о необходимости подчиняться правилам, чтобы избежать осуждения со стороны установленных авторитетов и последующего чувства вины, идеи социального закона и порядка как формы организации в обществе.

Особенности предпочтения моральных суждений принципа заботы показывают, что наиболее популярными моральными суждениями являются суждения – 5-й стадии – стадии сознательного учета интериоризированных ценностей (39 ответов согласия и безусловного согласия), что, безусловно, может являться показателем: значимости и роли социума для морального развития участников эксперимента, представления об ответственности и долге. Однако самая высшая 6 стадия по Гилиган – «Выбор между справедливостью и заботой» последнего уровня  – «Самоуважение»  не сопровождалась значительным числом ответов – согласий. Что может косвенно указывает на неокончательную сформированность внутренних установок личности в отношении интериоризированных ценностей. Значительно-высокое количество согласий с утверждениями 2,3 и 4 стадий (27, 28,27 оценок) может говорить о высокой роли эмпатии участников исследования, что весьма актуально в профессиональной деятельности будущего врача.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: моральная ориентация суждений обучающихся начальных курсов медицинских специальностей соответствует возрастной категории, что также показано в работах других авторов [2]. Студенты имеют представление об универсальных этических принципах, демонстрируют высокую роль эмпатии и значимости социума в своих суждениях. Однако имеются косвенные предпосылки, указывающие на несформированность четких позиций в отношении роли социального закона в обществе и необходимости подчиняться установленным правилам.


Список литературы

1. Лаврова Н.Н., Плотникова И.Е., Филозоп А.А. Духовно-нравственное воспитание студентов в медицинском университете // Казанская наука. - 2016. - № 5. - С. 98-100.
2. Молчанов С.В., Маркина О.С. Динамика моральной ориентации в младшем подростковом, старшем подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. - 2014. – Т. 6. - № 4. - С. 134–146.
3. Пиаже Ж.: теория, эксперименты, дискуссия / Под ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. —М.: Гардарики. – 2001. – 624с.
4.Сланевская Н.М. Мозг мышление и общество. – Спб.: Центр междисциплинарной науки. - 2012. - 390 с.
5. Eisenberg N. Altruistic Emotion, Cognition, and Behavior. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum, 1986. 320 p.
6.Gilligan C. In a different voice: psychological theory and women's development. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press. - 1982. - 216 p.
7.Kohlberg L. Essays on moral development. The psychology of moral development. - San-Francisco: Harper & Row. - 1984. - 580 p.
8.Rest J.R. Moral development: advances in research and theory. - New York: Praeger. - 1986. - 241 p.
9.Turiel E. The development of social knowledgement: Morality and convention. – UK.: Cambridge University Press. - 1983. - 350 p.

Расскажите о нас своим друзьям: