Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №1 (1) Август, 2016
УДК 378.4
Дата публикации 13.08.2016
Особенности использования системы тестовых задания в процессе формирования лексической компетенции студентов
Семина Вера Викторовна
РЭУ имени Г.В. Плеханова
Аннотация: Целью статьи является рассмотреть несколько классификаций тестовых заданий, в том числе А. Дэвиса и Б. Сполски. Автор распределяет лексические тестовые задание в соответствии с уровнем их сложности (базовый уровень А, средний уровень В, сложный уровень С) и представляет это в виде таблицы. Внимание также уделяется возможностью использования тестирования для формирования лексической компетенции и указываются аспекты, которые можно сформировать в ходе их использования: развитие навыков перевода, активизация лексики, повторение основ словообразование, установление синонимических и антонимических связей и многое другое.
Ключевые слова: лексическая компетенция, разноуровневые тесты, иностранный язык, классификация тестовых заданий, студенты
Plekhanov Russian University of Economics
Abstract: The aim of the article is to consider several qualifications of tests, also the ones by A. Davis and B. Spolsky. The writer groups lexical tests according the level of their difficulty (elementary level A, intermediate level B, difficult level C) and it is presented in a table. The possibility to use tests in the formation of lexical competence is also described and the article mentions the aspects which can be improved while using tests such as the development of skills of translation, active use of vocabulary, revision of word-building rules, identification of synonymous and antonymous connections and etc.
Keywords: lexical competence, multi-level tests, foreign language, classification of tests, students
Чтобы достичь необходимого уровня владения студентами лексической компетенции, необходимо планомерно и непрерывно проводить работу по становлению лексической компетенции в течение всего образовательного процесса. Только в этом случае удастся проследить динамику личностного и профессионального роста и тенденцию к формированию базовых компетенций. Следует отметить, что это лучше всего делать в рамках разноуровневого обучения.
Опираясь на определение М.Ю. Бухаркиной и Е.С. Полат, можно отметить, что разноуровневым обучением является разный уровень усвоения студентами материала, то есть глубина и сложность одного и того же материала может быть различна в разных группах А, B, C [1, 5].
В данном случае задания уровня А подразумевают материал базового уровня в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Они представляют наименьшую трудность и предназначены для студентов, имеющих знания в недостаточном для полноценной коммуникации объеме. Задания группы В и С предполагают углубление, дополнение и расширение и усложнение базового материала, основываясь на способностях и интересах обучающихся. Задания уровня В включают в себя задания среднего уровня сложности и предназначены для выполнения студентами, владеющими базовыми знаниями. Задания уровня С включают в себя задания высокого уровня сложности и предназначены для студентов, стремящихся повысить уровень владения иностранным языком и которые демонстрируют глубокие знания. Комплекс уровневых тестовых заданий, направленных на формирование лексической компетенции, рассмотрен в таблице 1. Критериями отбора студентов на тот или другой уровень могут служить диагностическое, а также промежуточное тестирования, и индивидуальные особенности каждого обучающегося [6].
Тестирование представляет собой выполнение лексико-грамматических заданий, разных уровней сложности, способствующих закреплению пройденного материала, выявлению «пробелов» в знаниях, и объективной оценке уровня сформированных компетенций.
В ходе формирования лексической компетенции студентов в процессе работы с тестовыми заданиями могут быть использованы различные формы работы, включение которых в процесс обучения дало возможность мотивировать обучающихся к активному участию в процессе улучшения уровня своей лексической компетенции и овладения иностранным языком.
Таблица 1. Комплекс разноуровневых тестовых заданий, направленных на формирование лексической компетенции
Уровень заданий | Вид заданий | Задания |
Задания уровня А | Задания на множественный выбор (закрытый тест) | Выберите верный ответ.He … at me as if I had asked him to do something impossiblea) stared b) gazed c) glared d) look |
Задания на развитие навыков перевода (частичный перевод с русского на английский) | Подберите подходящий английский эквивалент данного словаOur house has all modern (удобства) such as central heating, hot water supply and other things. | |
Открытый тест. Задания на установления подходящего по смыслу предлога | Подставьте верный предлог в предложение.People often depend on mass media … information about world events. | |
Задания на установление соответствий:А) антонимических связей:Б) между активной лексикой и предметами на картинках
В) между началом и концом предложения | Соотнесите начало и конец предложения.1. It isn’t worth … 2. My friend told me: ‘Why not … 3. His mother didn’t like … a) to have a glimpse of the city. b) visit the History Museum tomorrow c) while sitting and waiting for him to come. d) the way he spoke to her. | |
Задания на нахождения ошибки в предложении | Найдите ошибку в предложении.All students prepared slices of paper for a test. | |
Задания на установления семантических связей | Найди лишнее слово.heart, throat, chest, blood | |
Задание на распознавание графической оболочки слова | Составьте слово из предложенных букв sderudh | |
Задания уровня B | Открытый тест. Задания на подстановку слов/ словосочетаний в тексте с учетом контекста и лексико-грамматических связей | Выберите подходящее слово.His (1) … for children was the main reason for (2) … . His sister approved of his decision but (3)… the family were surprised at his choice. devoted, go in for teaching, depend, look after, earn gratitude and respect, headmistress, love |
Задания на нахождения ошибки в предложении (в некоторых предложениях ошибки могут отсутствовать) | Найдите ошибку. The job isn’t worthy the time we’ve spent on it. | |
Задания на знание процессов словообразования | Образуйте прилагательное/существительное. 1) pain 2) prescribe | |
Задания на установление лексико-грамматических связей | Раскройте скобки. Pupils can’t keep (to smile) at the joke. | |
Задания на установление оттенков лексических значений слов и их употребление в соответствии с контекстом | Подставьте подходящее слово (historic/ historical). Do you like that … film we watched in the cinema yesterday? 1945 was a … year for the whole world. | |
Задания на установление соответствий.А) синонимических связей:Б) между словами (словосочетаниями) и их дефинициями | Подберите синоним к слову/ словосочетанию. 1. go in for teaching 2. fix one’s eyes on 3. keep an eye on smb | |
Задания уровня С | Задания на нахождения ошибки в предложении (в предложения ошибки могут отсутствовать) | Найдите ошибку. When we lived in London, we used to walking in Hyde Park. |
Задания на знание основных лексических категорий | Установите лексическую категорию слов. headache, footnote, barefoot, to cough, cough, to cure, cure | |
Задания на перифраз с использованием активной лексики | Перефразируйте фразу с использованием активной лексики. That portrait costs the money you’ve paid for it. | |
Задания на самостоятельное установление слова/ словосочетания с опорой на дефиницию | Определите слово/ словосочетание по данной дефиниции. to have just enough money or food to stay alive | |
Задания на самостоятельное установление подходящего по контексту активного слова/ выражения | Подставьте пропущенное активное слово/ выражение. I’m fond of studying … such as History, Languages and Psychology. | |
Задания на самостоятельное установление активного синонима к группе неактивных слов /выражений | Подберите синонимы к данным словам, словосочетаниям 1) enjoyment, leisure activity, amusement 2) to display, to show, to demonstrate | |
Задания на установление активного антонима к группе неактивных слов /выражений | Подберите антоним к данным словам, словосочетаниям. 1) small, tiny, little 2) to dig up, to discover, to find |
Тестовые задания не способны учитывать индивидуальные особенности обучающихся, но необходимо отметить, что в зависимости от своего назначения они должны содержать задания различной степени трудности. Трудность является показателем тестового задания и определяется относительным числом тестируемых, не нашедших верного ответа при его выполнении. Все тестовые задания можно разделить на три группы, взяв за основу степень их трудности. Тесты первой группы позволяют активизировать усвоение дидактического материала, образующего основу учебной дисциплины, её эмпирический и теоретический базис. Выполнение тестов второй группы сложности актуализирует усвоение дидактического материала, развивающего и дополняющего основу учебной дисциплины и её содержательное ядро. Тесты третьей группы выявляют степень усвоения системы знаний, включающей теоретическую и практическую составляющие учебной дисциплины.
Существует множество классификаций тестовых заданий. Выбор формы тестовых заданий обусловлен характером актуализируемых знаний и целями тестирования.
Система тестовых заданий как средство формирования лексической компетенции на уроке иностранного языка позволяет повторить и при необходимости усвоить не только отдельные характеристики слова, как предыдущие методы, но и все четыре из перечисленных (значение, использование, словообразование и грамматические особенности) [5].
Таким образом, тесты дают наибольшую возможность изучения всех характеристик слова в отличие от устного и письменных опросов и позволяют формировать лексическую компетенцию наиболее эффективно.
Рассмотрим несколько классификаций лексических тестовых заданий.
По мнению А. Дэвиса, все лексические тестовые задания, известные в теории и практике, могут быть разделены на две главных группы [5]. 1. Тесты закрытого (ограниченного) выбора (также включающие в себя задания на соотнесение). 2. Вторая группа представлена тестами, требующими дополнительный ответ: это обычно одно слово или признак (подпись) и носит название тестов открытого (неограниченного) выбора.
Такой вид работы является своего рода еще одним методом, позволяющим формировать у обучающихся знания лексики иностранного язык, поэтому он включен в данную классификацию лексических тестов. Создание собственных тестов как вид деятельности на занятии носит в себе несколько основных функций: креативную (творческую); обучающую; формирующую; развивающую; контролирующую.
По мнению Б. Сполски, креативная функция заключается в творческом подходе обучающихся при реализации данного задания [9]. Этот вид деятельности повышает мотивацию студентов к изучению иностранного языка. Обучающиеся с большим энтузиазмом выполняют тесты, составленные своими сверстниками, чем неизвестными им авторами. Тесты собираются педагогом и анализируются с целью выяснения их эффективности в процессе дальнейшего обучения, вносятся необходимые коррективы, а затем раздаются и выполняются студентами на занятии или дома (в зависимости от поставленной преподавателем задачи). Как показывают статистические данные, успешность выполнения таких видов тестирования намного выше. И такие результаты достигаются не из-за низкого уровня сложности теста, а из-за высокой мотивации обучающихся при выполнении тестирования.
Проанализировав вышеперечисленные классификации тестов, мы выделяем следующие формы тестовых заданий для формирования лексической компетенции студентов. Именно данные формы тестов мы будем разрабатывать и апробировать в нашем экспериментальном исследовании.
1). Тесты множественного выбора.
2). Частичный перевод. В предложение испытуемого предлагается перевести на русский язык (или на английский) и поставить в правильную форму одно слово или словосочетание. Перевод в заданиях данного типа возможно проверить с использованием компьютерных технологий.
3). Тестовые задания открытой формы. Это может быть подстановка соответствующих предлогов, либо слов (или словосочетаний), подходящих по контексту.
4). Тестовые задания на установление соответствия.
5). Тесты на исправления ошибок. Данные тесты можно усложнить, уточнив в задании, что в предложении может присутствовать ошибка, либо ее может и не быть.
6). Тесты на выбор лишнего слова из предложенных (установление семантических связей).
7). Тесты на трансформацию. Обучаемому может быть предложено задание по трансформации букв в слова, а также слов и словосочетаний в предложения, лексически и грамматически правильно построенные.
8). Тестовые задания, направленные на поиск подходящего понятия или термина для представленных слов (знание основных лексических категорий).
9). Тестовые задания на перефразирование частей предложения с использованием определенной лексики.
10). Тесты на знание процессов словообразования.
11). Тесты на определение различий в использовании синонимичных выражений.
12). Тесты на распознавание графической оболочки слов (словосочетаний).
13). Тесты на установление синонимических/ антонимических связей.
В современной методике процесс формирования лексических навыков необходимо рассматривать как формирование пошаговых действий с единицами языка: «Процессуальный контроль невозможен, если в системе обучающих упражнений отсутствуют промежуточные упражнения, использующиеся в определенной последовательности и помогающие проверить ход обучения частным действиям, составляющим навык. Овладение лексической единицей превращается в стихийный процесс со всеми вытекающими отсюда последствиями. Именно поэтому важно организовать обучающую деятельности таким образом, чтобы оперативно учитывать сведения о качестве протекания каждого шага процесса становления навыка». Для этого и необходимы промежуточные задания [2], которыми являются тестовые задания в нашем случае.
Поскольку лексическая компетенция включает в себя умение пользоваться лексическим материалом, то формирование данной компетенции можно рассматривать как процесс пошаговых действий приращения в области лексических знаний.
Среди методистов и практиков существует мнение, что упражнения, направленные на усвоение лексики, могут совмещать разные функции [Копылова, 4]. Следовательно, мы можем сказать, что тестовые задания могут быть направлены и на формирование лексической компетенции студентов.
Ранее мы рассмотрели задания, которые являются наиболее распространенными при формировании высокого уровня владения лексическими знаниями, умениями и навыками студентов. Стоит отметить, что при самостоятельной работе с лексическими тестовыми заданиями наиболее удачны закрытые формы тестовых заданий и задания на дополнение. При использовании открытой формы мы имеем возможность формировать не только понимание лексической единицы и ее правильное употребление в контексте, но и знание ее графического отображения и формы. Тестовые задания на соответствия могут найти реализацию в формировании знаний лексики (например, поиск соответствия перевода или подходящего контекста), но являются менее эффективными, так как мы можем проверить лишь качество воспроизведения знаний, а не их использование.
Нами отмечается и возможность использование тестовых заданий в самостоятельной работе студентов. Это во многом связано с тем, что постепенно усложняющийся процесс обучения ведет к усиленному накоплению знаний, что сказывается на самосознании и повышении самоконтроля. В интеллектуальной сфере обучающихся на продвинутом этапе отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы. Многие студенты склонны преувеличивать уровень своих знаний и умственных возможностей. Очевидна необходимость формирования способности к рефлексии своей учебной деятельности на данном этапе обучения.
Можно сказать, что использование тестирование как средство формирования лексической компетенции студентов вполне оправдано и имеет ряд преимуществ, перечисленных выше.
Список литературы
1. Вербицкий, А.А., Ларионова, О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009. – 336 с.
2. Гребенюк, О.С., Гребенюк, Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. – Калининград: Калинингр. гос. ун-т, 2000. – 572 с.
3. Демидова И.В. Знание английского языка как важнейший фактор модернизации системы высшего образования: Повышение академической мобильности преподавателей и студентов, в рамках сотрудничества РЭУ имени Г.В. Плеханова с международной образовательной корпорацией “Pearson” – М.: Pearson, 2016. – С. 50-57.
4. Копылова, С.С. Тестирование лексической компетенции курсантов при обучении военному переводу: немецкий и английский языки: дис. … канд. пед. наук. – Тамбов, 2004. – 154 с.
5. Полат, Е.С. Разноуровневое обучение // Иностранные языки в школе, 2000. – №6 – С. 6.
6. Семина В.В. Методика формирования лексической компетенции студентов на основе системы тестовых заданий (английский язык): дис. кандидата пед. наук – Москва, 2013. – 191 с.
7. Сулицкая Е.Е. Смешанное обучения иностранным языкам в вузах: проблемы и решения: Аксиология иноязычного образования. Сер. «Профессиональная лингводидактика». – М.: АПКиППРО, 2015. – С. 234-237.
8. Development and implementing local educational standards / Ed. By Meyers. – L., 1998. – 150 p.
9. Spolsky, B. Concise Encyclopedia of Educational Linguistics. – Oxford: Elsevier Science Ltd, 1999. – 877 p.