Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №01 (42) Январь 2020

УДК 378.22

Дата публикации 31.01.2020

Особенности использования ментальных карт при обучении студентов педагогических вузов

Дудковская Ирина Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики, информатики и методики преподавания, Куйбышевский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет», РФ, г. Куйбышев, dudkowskay@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности использования ментальных карт при обучении студентов педагогических вузов. Целью статьи является анализ изучения вопросов разработки и использования ментальных карт в учебном процессе педагогических вузов. В работе рассмотрены понятие ментальной карты, некоторые требования к ее разработке, представлены онлайн-сервисы для проектирования интеллект-карт, этапы разработки ментальной карты, также выявлены возможности использования ментальных карт при различных этапах учебного занятия.
Ключевые слова: Ментальная карта, требования к разработке ментальных карт, этапы разработки ментальной карты, учебный процесс, онлайн-сервис

Features of the use of mental maps for teaching students of pedagogical universities

Dudkovskaya Irina Alekseevna
Candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of mathematics, computer science and teaching methods, Kuibyshev branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Novosibirsk State Pedagogical University", RF, Kuibyshev

Abstract: The article discusses the features of using mental maps in teaching students of pedagogical universities. The purpose of the article is to analyze the study of the development and use of mental maps in the educational process of pedagogical universities. The paper considers the concept of a mental map, some requirements for its development, presents online services for the design of intelligence cards, the stages of developing a mental map, and also reveals the possibilities of using mental maps at various stages of the training session.
Keywords: Mental map, requirements for the development of mental maps, the stages of development of the mental map, the educational process, online service

Современный этап развития общества характеризуется значительными реформами во всех сферах государственной и общественной деятельности. Эти реформы также кардинально влияют и на требования, предъявляемые к системе образования. Современный студент меньше читает, а большую часть информации воспринимает визуально. Это указывает на необходимость в изменения управления процессом обучения [2]. Одним из способов решения данной проблемы можно считать визуализацию информации. Некоторые исследователи [1], [3] стали использовать ментальные карты в качестве средства когнитивной визуализации информации. Например, Т. Бьюзен [1] предложил правила, при помощи которых можно более творчески разработать ментальную карту. Как отмечает И.В. Ижденева [3, с.7] «Ментальные карты позволяют использовать потенциал когнитивной визуализации для активизации восприятия и понимания информации обучаемыми, конкретизации мышления, ассоциирования учебного материала с контекстом будущей профессии». Их использование направлено не только развитие визуального мышления студентов, но и также способствует активизации их познавательной деятельности [6], [7].

При обучении студентов можно использовать различные техники визуализации информации. Основными можно считать:

1. Таймлайн.

2. Интеллект-карта [1].

3. Скрайбинг [4].

4. Инфографика.

Рассмотрим более подробно особенности использования ментальных карт при обучении студентов педагогических вузов.

Общий шаблон ментальной карты состоит из центрального понятия и отходящих от него несколько стрелок (подтем) (см. рис.1)

Рисунок 1. Шаблон ментальной карты

Интеллект-карта в отличие от обычного представления информации, имеет ряд преимуществ:

–  с помощью основного понятия, размещенного в центре листа и выделенного яркими маркерами (карандашами) легче выделить основную идею, центральный образ;

– существенные вопросы отражены на карте, студент не отвлекается на случайные понятия, мешающие восприятию;

– чем важнее идея или понятие, тем ближе к центру оно находится и естественно, идея, находящаяся на периферии менее важном в данном случае;

–  карта дополняется всего лишь добавлением новых ветвей, что позволяет не зачеркивать часть информации и текста;

– при составлении ментальных карт студентам демонстрируется их индивидуальный образ мышления, восприятия, представления и ассоциативности информации [5].

Создание интеллект-карт подразумевает правила, разработанные Т. Бьюзеном [1] , которых необходимо придерживаться. Творческий процесс должен состоять из трёх этапов:

1 этап:

– определяется центральный образ карты или иначе, объект изучения;

– разбираются ассоциативные слова, фразы, образы, символы, связанные с центральным понятием;

2 этап состоит из построения первичной ментальной карты, рассмотрим основные правила:

– создавая интеллект-карты не следует применять тусклые цвета, синие ручки или обычные карандаши. Т. Бьюзен [1] предлагает использовать цветные маркеры, фломастеры (и т.д.), но не больше 8 цветов. Такое разноцветие поможет лучше запомнить материал;

– следует расположить слово или фразу, характеризующую основную идею в центре листа;

– не стоит игнорировать иллюстрации, рисунки, картинки для изображения центральной идеи;

– главные ветви, отходящие от основной идеи должны иметь свой цвет;

– сами ветви должны напоминать дерево, иметь изогнутую форму;

– количество расположенных над ветвью слов должно составлять 1-2 ключевых слова, написанных печатными буквами;

– не скупитесь на иллюстрации, символы, картинки и рисунки, ассоциирующие с ключевыми словами, добавляйте их везде, где это возможно.

3 этап является последним и заключается в последней корректировке перед использованием:

–  пересмотрите свою ментальную карту, возможно где-то можно добавить картинки или ещё пару ветвей;

– попробуйте убрать интеллект-карту и воспроизвести её. Если вам это даётся без проблем, значит карта памяти, готова к применению в учебном процессе.

Для создания ментальных карт на сегодняшний день существуют множество онлайн-сервисов.

Наиболее известными являются:

– iMindMap – сервис от Тони Бьюзена, автора методики построения ментальных карт.

– Mind42 – онлайн-сервис с интерфейсом на русском языке и легким управлением. Включает только самые необходимые функции.

– Mindmeister – онлайн-сервис с достаточным функционалом для повседневных задач. Возможности оформления значительно выше, чем у предыдущих сервисов;

– Mindomo – онлайн сервис для  создания диаграмм связей, который является условно-бесплатным;

– Coggle.it – Интернет-сервис для создания красивых ментальных карт.

Выделим возможности использования ментальных карт на различных этапах учебного занятия.

При объяснении нового материала на разных этапах работы с изучаемой темой и проблемой можно применять карты памяти. Такие карты обладают наглядностью, привлекательностью и запоминаемостью, что позволяет «охватить» всю карту одним взглядом, яркость и красочность пробуждает интерес разглядывать её, а запоминается карта благодаря работе обоих полушарий мозга.

При изложении нового материала. Интеллект-карта подготавливается преподавателем до занятия и представляется студентам для того, чтоб они самостоятельно ознакомились со структурными единицами темы и самим материалом, используя учебник или другой материал. Составить собственную карту памяти студент может по окончанию изучения темы. Преподаватель может предложить воспроизвести карту, что будет нести контролирующую функцию, а в дальнейшем поможет скорректировать знания.

При повторении пройденного материала. Студенты используют ментальную карту для того, чтобы вспомнить основные пункты, отходящие от центрального понятия.  Процесс повторения становится легче, так как данный материал является результатом изучения, анализа материала.

При обобщении и анализе изучаемого материала. Такая карта может быть создана преподавателем в качестве методического материала для подготовки студентов к контрольной работе, зачёту или итоговой работе после обучение определенной темы, раздела.

Контроль и коррекция усвоения материала. Анализируя созданные студентами интеллект-карты, определяется уровень усвоения темы, что даёт возможность скорректировать процесс обучения. Иногда приходится возвращаться несколько раз к теме, пока не будет видна вся полнота усвоения изучаемого материала.

Поисково-аналитическая деятельность. Интеллект-карта может быть продуктом мини исследования, когда студенты работают в малых группах, осуществляя поиск решения проблемы. В процессе этой деятельности они учатся выступать перед аудиторией, задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушают и активно обсуждают рассматриваемые проблемы, комментируют высказывания оппонентов, предлагают свое мнение в группе.

Рассмотрим применение ментальную карту, разработанную при обучении студентов 4 курса направления подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили Математика и Информатика по разделу «Алгоритмические проблемы» по дисциплине «Теория алгоритмов» (см. рис.2).

Рисунок 2. Ментальная карта

Данную ментальную карту следует использовать в качестве наглядного пособия с целью получения или закрепления новых знаний. Она создавалась вместе со студентами, тем самым студенты включались в процесс ее конструирования.

Такая карта обладает наглядностью, привлекательностью и запоминаемостью, что позволяет «охватить» всю карту одним взглядом.

Таким образом, одним из важных условий успешности при работе с картой памяти – это постоянное ее использование при работе на занятии (возможно иногда в качестве домашнего задания). Именно это научит студентов лучше и легче учиться, а преподавателю упростит его работу. Одна из сложностей, которая может присутствовать при введении в учебный процесс ментальных карт – направить студентов не на запоминание, а на размышление и осознание причинно-следственных зависимостей и связей. В первую очередь, надо формировать навыки таких мыслительных операций, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация, умозаключение. Важно создание атмосферы заинтересованности и ситуации общения, в которой студенты защищают свое мнение, приводят в его защиту аргументы, доказательства, используют приобретенные знания, задают вопросы преподавателю, одногруппникам, выясняют непонятное, углубляются с их помощью в процесс познания.


Список литературы

1. Бьюзен Т., Бьюзен Б., Интеллект-карты. Практическое руководство. Минск: Попурри, 2010. 368 с.
2. Дудковская И.А. Различные подходы к основам технологии проектирования учебного процесса // Педагогический профессионализм в образовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2012. С. 273-277.
3. Ижденева И.В. Методика ментально-контекстного обучения информатическим дисциплинам будущих педагогов-психологов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2015 - 207 с.
4. Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования : учеб. пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений /Г. М. Коджаспирова К. В. Петров. Москва: Академия, 2018. 256 c.
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. Москва: Народное образование, 2018. 256 с.
6. Шукшина С. Е. Различные подходы к активизации учебно-познавательной деятельности студентов // С. Е. Шукшина. Москва: МГПУ, 2018. №1. С. 49-57
7. Щукина Г. И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности / Г. И. Щукина // Современная педагогика. 2018. №11. С. 46-51

Расскажите о нас своим друзьям: