Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №7 (24) Июль, 2018

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 31.07.2018

Организация профессионального лингвообразования в рамках контекстного подхода

Клюева Марина Игоревна
к. пед. наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики, ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина, Н. Новгород,klyuevami90@mail.ru
Корнеева Ирина Вадимовна
магистрант, ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина, Н. Новгород, ir.korneeva2016@yandex.ru.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема модернизации профессиональной подготовки обучающихся в высшем учебном заведении. Автор обращается к рассмотрению сути контекстного подхода в профессиональном лингвообразовании. Обосновывается идея о том, что положения контекстного обучения могут послужить основой для достижения высоких образовательных результатов в рамках преподавания иностранного языка. В работе представлены функции контекстного подхода с точки зрения процесса организации обучения студентов неязыковых специальностей профессионально ориентированному иностранному языку. В статье представлены разные взгляды на понятие контекста, дается обобщенная характеристика видов контекстов. Автор рассматривает формы организации учебного процесса при контекстном обучении.
Ключевые слова: контекст, контекстный подход, современные методы обучения, профессиональное образование, лингвообразование

Organization of professionally oriented linguistic education within context approach

Klyueva M.I.
Associate professor of the department of the theory and practice of the foreign languages and linguodidactics, "Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University”, N. Novgorod
Korneeva I.V.
Graduate student, "Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University”, N. Novgorod

Abstract: The article is dedicated to the problem of professionally oriented education modernization at university. The author describes the gist of context education in professional linguistic education. The idea of effectiveness of the context education provisions for the achievement of high education results when teaching English is developed. The functions of the context approach from the point of view of professionally oriented foreign language education at university are presented. Different views of the concept of context, types of contexts are described in the article. The author touches upon different forms of the education process organization within the context approach.
Keywords: context, context approach, modern methods of training, professional education, linguistic education

В настоящее время в условиях динамичной модернизации Российской системы образования, предполагающей вхождение России в мировое образовательное пространство, решение проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся, повышение мотивации к обучению становится как никогда актуальной. Смена образовательной парадигмы, предполагающей иное содержание, иные подходы, иные отношения в сфере «преподаватель-студент», должна обеспечить достижение высоких образовательных результатов в сфере общей и профессиональной подготовки обучающихся. Опросы работодателей показывают, что рынку нужны не только профессионально подготовленные кадры, но специалисты способные к адаптации, умеющие вести коммуникацию на разных уровнях, а также владеющие иностранными языками [5; 6]. В настоящее время возрастает интерес к преподаванию иностранного языка в контексте будущей профессиональной деятельности, т.е. контекстному обучению.

Нам представляется, что контекстный подход, предполагающий использование широкого спектра инновационных методов и форм обучения (метод кейсов, тренингов и др.), позволяет создавать адекватные современным требованиям условия для профессионального становления специалиста. Контекстный подход обеспечивает активное вовлечение обучающихся в процесс обучения. Вместо пассивной циклической абсорбции отдельных пластов профессиональной информации и готовых знаний, контекстное обучение ориентируется на формирование у студентов готовности и способности осуществлять профессиональные функции [2; 3].

По сравнению со старой, знаниевой парадигмой, сфокусированной на передаче и усвоении знаний, контекстный подход постулирует значимость трансляции готового знания в совокупности со способами деятельности, при этом флагманом развития субъекта выступает освоение им различных моделей поведения. Контекстный подход – это прежде всего не циклическое наращивание знания, когда каждый новый этап обучения направлен на углубление и расширение знаний о тех явлениях реального мира, с которыми обучающийся уже был знаком, а формирование личного стиля профессионального и/или социального поведения, на базе уже устоявшегося общественного опыта и знания.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что контекстное обучение помогает решать основные задачи профессионально ориентированного иноязычного образования:

  1. Приобщение студентов к условиям практической производственной деятельности;
  2. Присвоение обучающимися необходимого системного комплекса профессиональных знаний;
  3. Развитие конструктивного и критического мышления;
  4. Формирование системы профессиональных, общечеловеческих, культурных и моральных ценностей;
  5. Развитие навыков социально-коммуникативного взаимодействия, коммуникативных способностей [4].

Контекстное обучение детерминирует цель обучения иностранному языку в качестве средства профессионального общения как переход к более эффективному самостоятельному, деятельностному, профессионально коммуникативному поведению. Подобное определение смещает оценку результата обучения с количества приобретенных знаний на успешную самоактуализацию, социальную адаптацию и выработку адекватных форм поведения, т.е. социальное развитие личности, которое трактуется М.А. Ариян как процесс формирования и совершенствования социально-ценных качеств личности по мере накопления, интеграции и активного воспроизводства социального опыта в рамках родной и чужой культур, обеспечивающий возможность эффективной деятельности в социальной сфере [1]. Сравнение старой и новой парадигмы отобразим в виде рис. 1.

Рисунок 1. Старая и новая парадигмы обучения

Обратимся к рассмотрению понятия контекста. Психологи определяют контекст как смыслообразующую структуру и функцию психики, сознания и деятельности человека. Анализируя и интерпретируя информацию, представленную в определенном контексте, человек формирует представление о том, что происходит в настоящем, прогнозирует, что может произойти в будущем, воспринимает мир в различных предметных (профессиональная деятельность) и социальных контекстах (социальное, межличностное взаимодействие) [4].  В данном случае подчеркивается взаимосвязь субъекта и его окружения. Проанализировав вышеприведенные определения контекста, а также определение данное А.А. Вербицким, мы считаем необходим рассматривать контекст как систему внутренних и внешних факторов жизнедеятельности человека, определяющих его поведение, влияющих на его восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придающих смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам [2; 3].

Выделяются внутренний, внешний, предметный и социальный контексты. Внутренний контекст сводится к системе индивидуальных психологических, психофизических особенностей, установок, отношений, знаний и опыта человека. Внешний контекст обусловлен совокупностью предметных, социокультурных, пространственно-временных и иных характеристик ситуации, в которой действует человек [2; 3]. Вышеперечисленные контексты также могу подразделяться на конкретные виды.

Необходимость включения предметного, социального контекстов будущей профессиональной деятельности в учебную объясняется тем, что они придают обучению личностный смысл, вызывают интерес к усвоению содержания профессионального образования, способствуют предметному и социальному развитию личности, ее включению в профессию как часть культуры.

Таким образом, мы считаем важным рассмотрение условий для создания профессионального контекста в рамках обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Профессиональный контекст определяется как «совокупность предметных задач, организационных, технологических форм и методов деятельности, ситуаций социально-психологического взаимодействия, характерных для определенной сферы профессионального труда» [4].

Для создания необходимых условий следует рассмотреть виды и формы организации учебного процесса приемлемые в рамках контекстного подхода.

В контекстном обучении образовательный процесс строится как движение от академической учебной деятельности обучающихся (передача и усвоение информации) через квазипрофессиональную (моделирование производственных ситуаций и отношений между людьми в учебной деятельности) и учебно-профессиональную деятельности (пробное выполнение реальных профессиональных по своим целям и содержанию функций) к собственно профессиональной деятельности [3]. Формы, обеспечивающие поэтапный переход от одной формы деятельности в другую продемонстрированы на рис. 2.

Рисунок 2. Виды деятельности и формы организации учебного процесса

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что контекстный подход моделирующий образовательную среду, максимально приближенную по форме и содержанию к профессиональной, является эффективной основой для активизации личностного потенциала каждого из обучающихся, ориентирует их на динамичное, непрерывное личностное становление и профессиональный рост.

 


Список литературы

1. Ариян М.А., Технология социально развивающего обучения иностранным языкам на старшем этапе обучения в средней школе // Иностранные языки в школе. – № 7, 2008. – С. 3 – 8.
2. Вербицкий А.А., Контекстное обучение в системе подготовки социальных работников // Теоретические основы подготовки социальных работников. М., 1992. – С. 101 – 112.
3. Вербицкий A.A., Контекстное обучение и становление новой образовательной программы // Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. – 41 с.
4. Клюева М.И., Коммуникативно-познавательные кейсы как средство формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции обучающихся в вузе по направлению подготовки «Туризм» (Бакалавриат): Дисс.
кн. пед. наук. (13.00.02). Нижегородский гос. лингв. ун–т им. Н. А. Добролюбова. – Н. Новгород. 2017. – 189 с.
5. Курьян М.Л., Проблема диалога между участниками образовательного процесса в ситуации предоставления преподавателем обратной связи [Электронный ресурс] // Вестник Мининского Университета. 2017. - №3; URL: http://dx.doi.org/10.26795/2307-1281-2017-3-12
6. Маркова С.М., Наркозиев А.К., Дидактические основы исследования содержания профессионального образования [Электронный ресурс] // Вестник Мининского Университета. 2017. - №3; URL: http://dx.doi.org/10.26795/2307-1281-2017-3-7

Расскажите о нас своим друзьям: