Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №10 (27) Октябрь, 2018

УДК 811.111-26

Дата публикации 23.10.2018

Обучение детей иностранным языкам в раннем возрасте

Осипова Анна Леонидовна
Магистр кафедры европейских языков и культур, Высшая школа иностранных языков и перевода, Институт международных отношений, истории и востоковедения, ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет"

Аннотация: За последние несколько лет актуальность изучения иностранных языков значительно возросла, и сегодня знание одного или нескольких языков является необходимым. В связи с этим перед людьми, желающими начать обучение своих детей иностранным языкам, встает выбор: начать обучение в раннем возрасте или приступить к изучению языков в начальной школе или позже. В данной статье рассматриваются преимущества и недостатки обучения детей иностранным языкам в раннем возрасте.
Ключевые слова: метод, языковая форма, лингвистические способности, критический период, фонологическая система, языковое погружение, языковой барьер, мышление

Early foreign language teaching

Osipova Anna Leonidovna
Master student of European languages and cultures department, Higher school of foreign languages and translation Institute of international relations, history and oriental studies, “Kazan Federal University”, Kazan, Russia; A teacher of the English language at Early Childhood Development Center “Academy of Kids”

Abstract: Over the past few years, the relevance of learning foreign languages has increased significantly, and today it is necessary to know one or more foreign languages. In this regard, people who want to start teaching their children foreign languages have a choice: to start learning at an early age or to start learning languages in primary school or even later. This article discusses the advantages and disadvantages of teaching foreign languages to children at an early age.
Keywords: method, language form, linguistic abilities, critical period, phonological system, language immersion, language barrier, thinking

В современном мире, когда иностранные языки все чаще и активнее вовлекаются во все сферы нашей деятельности, вопрос о раннем начале обучения детей иностранным языкам, в частности, английскому языку, становится наиболее актуальным, и если в 70-80-х годах дети начинали изучать языки в 4-5 классах, работая, по большей части по граматико-переводному или синтетическому методу, то сегодня существует большое разнообразие новых подходов и технологий, которые позволяют детям максимально «приблизиться» к языку в раннем возрасте  и за короткое время.

Когда же лучше начинать обучение ребенка иностранному языку? 

Согласно Е.Ю. Протасовой и Н.М. Родиной иностранный язык следует изучать только тогда, когда ребенок в полной мере освоил языковые формы родного языка [6, с. 145]. В ином случае, слишком ранее изучение иностранного языка может повлечь за собой слабый уровень когнитивно-речевого развития ребенка, и как следствие – возникновение таких случаев, когда ребенок не сможет выражать правильно свои мысли ни на одном языке. Подобная ситуация может возникнуть, если изучение языка происходит в «искусственной» среде, искусственной настолько, что иностранный язык звучит неаутентично и воспроизводится с серьезными грамматическими, лексическими и иными ошибками. Кроме того, хорошие успехи в овладении иностранным языком могут быть связаны у детей не только с ранним началом их изучения, но и с общим развитием их лингвистических способностей. Если в семье с ребенком часто общаются, объясняют сложные явления, используют при общении различные шутки, каламбуры, разучивают стихи и песни, играют в шарады и другие словесные игры, читают вслух, то вероятность успешного речевого развития ребенка и вероятность овладения иностранным языком на высоком уровне, соответственно, увеличивается

Иным является взгляд, рассматривающий изучение иностранного языка в детском возрасте как большое преимущество и спусковой крючок для дальнейшего развития ребенка.

У детей существуют критические периоды для овладения различными языковыми формами и явлениями. Они различаются для разных языковых областей. Например, критическим периодом для овладения аутентичной фонетической системой иностранного языка считается возраст 6 лет. Дети, которые по разным причинам начинают изучать иностранный язык позднее возраста 6 лет, утрачивают способность к воспроизведению иностранного  языка без акцента. С начала изучения иностранного языка и до 6 лет существует большая вероятность того, что ребенок сможет правильно и в полной мере освоить любую фонологическую систему. После этого возраста аудитивные и артикуляционные привычки в родном языке фиксируются так, что любая вновь слышимая фонема воспринимается приближенно к соответствующей в родном языке. Такая же ситуация происходит с ритмом и интонацией. Исключения возможны до 12 лет.

Что же касается развития иноязычных лексических и грамматических навыков, то здесь существование критического периода у детей до сих пор остается под вопросом. В этой сфере языковые способности почти не снижаются до 21 года [8, с. 74].

Означает ли все это, что взрослый человек не сможет выучить иностранный язык? Конечно же, нет. Когда он оказывается в иной языковой среде, он может овладеть языком посредством языкового погружения, посредством живого общения с носителями языка, но в силу имеющегося опыта, этот процесс займет больше времени. Кроме того, дети непосредственны во всем – для них не существует такого понятия как «ошибки», они выражают свои мысли спонтанно, не задумываясь над формами слов или правилами построения предложений. А это уже большой плюс, так как он позволяет им ГОВОРИТЬ на языке. Взрослый человек, наоборот, обращает внимание на правильность своей речи и, зачастую, испытывает проблемы или «языковой барьер» в ситуациях, когда необходимо использовать язык как средство общения.

Раннее изучение иностранного языка развивает не только память ребенка, но и его мышление. Оно становится многоуровневым, и система каждого изучаемого или же уже усвоенного языка позволяет открывать новое в родном языке.

Исходя из этого, следует тот факт, что раннее обучение детей иностранным языкам не только позволяет им в полной мере освоить фонологическую систему и воспроизводить языковые формы изучаемого языка, но и также способствует развитию детского мышления и памяти.


Список литературы

1) Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка школьниками // Иностранный язык в школе, 1986, № 2.
2) Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте / В кн.: Умственное развитие детей в процессе обучения. М. – Л., 1935.
3) Жирнова Е.В. Обучение иностранным языкам детей в возрасте до 5 лет // Иностранные языки в школе, 1998, № 5.
4) Карташова В.Н. Раннее иноязычное образование. Теория и практика. Елец, 2001.
5) Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе, 1985, № 5.
6) Протасова Е.Ю., Н.М. Родина.: Методика обучения дошкольников иностранному языку. Учебное пособие. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; Москва; 2010
7) Рязанова И.С. Обучение английскому языку детей младшего возраста // Иностранные языки в школе, 1992, № 1
8) Щепилова А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 245 с.
9) Вронская И.В.: Методика раннего обучения английскому языку. Издательство: Каро. Серия: English, 2015. – 336 с.
10) Комаров А.С. Методика обучения английскому языку. Игры и пьесы. Издательство Юрайт, 2018. – 156 с.
11) Гальскова, Василевич, Акимова: Методика обучения иностранным языкам. Учебное пособие. Издательство Феникс, 2017 г. - 350 с.

Расскажите о нас своим друзьям: