Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №8 (25) Август, 2018

УДК 378.1

Дата публикации 14.08.2018

Независимая оценка квалификации работников и дополнительное профессиональное образование: точки взаимодействия

Сомова Дана Олеговна
аспирант кафедры психология и педагогика ГАУ г. Москвы, Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы, Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, limuarna@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме оценки квалификации работников в современных условиях развития рынка труда; представлены правовые и организационные основы независимой оценки квалификаций на основе профессиональных стандартов; описываются методы оценки квалификации в формате профессионального экзамена. Обосновывается роль дополнительного профессионального образования в формировании и развитии профессиональных компетенций специалистов и подготовки их к прохождению профессионального экзамена. Раскрываются цель и задачи дополнительного профессионального образования, особенности организации современного учебно-образовательного процесса, способствующего повышению профессионально-личностного развития обучающихся специалистов. Делаются выводы о необходимости проведения независимой оценки квалификации как составной части управления персоналом.
Ключевые слова: независимая оценка квалификаций, профессиональный экзамен, методы оценки, дополнительное профессиональное образование, профессиональные стандарты, работник

Independent assessment of employees ' qualification and additional professional education: points of interaction

Somova Dana Olegovna
post-graduate student of psychology and pedagogy Department GAU of Moscow, Institute of additional professional education social worker, Department of labor and social protection of the population of Moscow

Abstract: The article is devoted to the problem of assessment of qualification of workers in modern conditions of development of the labor market; the legal and organizational bases of independent assessment of qualifications on the basis of professional standards are presented; the methods of assessment of qualification in the format of professional examination are described. The role of additional professional education in the formation and development of professional competences of specialists and their preparation for the professional exam is substantiated. The purpose and objectives of additional professional education, the features of the organization of modern educational process, contributing to the improvement of professional and personal development of students. Conclusions are made about the need for an independent assessment of qualifications as an integral part of personnel management.
Keywords: independent assessment of qualifications, professional examination, assessment methods, additional professional education, professional standards, employee

В динамичных условиях социально-экономического развития России особую актуальность приобретают вопросы профессионализма специалистов буквально в каждой отрасли. Введенные в соответствии со статьей 195.1. Трудового Кодекса Российской Федерации профессиональные стандарты задают планку не только к профессиональным компетентностям работника, но и реализации этих возможностей в ходе выполнения порученных обязанностей, соответствие процесса выполнения этой работы конкретным условиям производства, а результатов труда — нормативным требованиям, запланированным показателям, поставленным целям.

На сегодня, объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, других заинтересованных организаций разработаны профессиональные стандарты практически по всем профессиям и специальностям. Реестр разработанных и утвержденных профессиональных стандартов размещен на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ, а также в справочных системах правовой информации. Представленные профессиональные стандарты носят комплексный характер и содержат информацию о современных требованиях к квалификации работников. Также они учитывают требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы и особые условия допуска к работе, трудовые действия  и необходимые знания и умения, и, уже сегодня могут применяться работодателем, с учетом особенностей применяемых технологий и организации труда, в качестве основы при определении трудовых функций, требований к квалификации работников, в том числе, при приеме на работу [5, с. 79].

В связи с повышением требований к квалификации работников и необходимостью постоянно обновлять их компетенции приходится совершенствовать и подход к оценке квалификации. Полученные в рамках непрерывного образования, в том числе на производстве, компетенции работников требуют подтверждения, которое имело бы универсальное признание.

Какими профессиональными компетенциями сегодня должен обладать современный специалист? Каким образом оценить уровень его квалификации?

Ответы на данные вопросы дает создание Национальной системы квалификаций, связанное с необходимостью подготовки кадров в соответствии с потребностями различных отраслей экономики страны. На сегодняшний день Правительством Российской Федерации проведена работа по созданию нормативно-правовой базы, определению участников независимой оценки квалификаций, распределению полномочий между ними.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 16.04.2014 г. № 249 был создан Национальный совет по профессиональным квалификациям, основной задачей которого является координация деятельности органов государственной власти Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации [4]. Под руководством Национального совета по профессиональным квалификациям осуществляется разработка профессиональных стандартов, их экспертиза, подготовка предложений по разработке классификатора видов профессиональной деятельности, рассмотрение соответствующих нормативно-правовых актов.

Правовые и организационные основы независимой оценки квалификаций изложены в Федеральном законе от 3 июля 2016 года № 238 «О независимой оценке квалификаций» [7]. В данном Законе описаны права и обязанности всех участников: национального совета, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям, центров оценки квалификаций, работодателей, соискателей и иных уполномоченных органов исполнительной власти.

Независимая оценка квалификаций проводится в форме профессионального экзамена. Данная процедура является добровольной, и получить свидетельство о квалификации может любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, претендующих на подтверждения профессиональной квалификации и подавшие заявление о прохождении профессионального экзамена. Поэтому для проведения процедуры оценки и подтверждения профессиональных квалификаций, центрами оценки квалификаций и иным участниками системы независимой оценки в настоящее время активно разрабатываются и проходят экспертизу контрольно-измерительные материалы.

Процесс разработки контрольно-измерительных материалов осуществляется при соблюдении принципов комплексности, достоверности, надежности, содержательности и технической валидности. Таким образом, с целью соблюдения обозначенных принципов контрольно-измерительные материалы разрабатываются на основе содержания профессиональных стандартов, определяющих требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать соискатель для выполнения своих трудовых функций на рабочем месте, или квалификационных требований. Соответствие содержания контрольно-измерительных материалов характеристикам и особенностям профессиональной деятельности соискателя позволяет обеспечить качественную реализацию экзаменационной процедуры: надежность и объективность оценки при выдаче свидетельства о квалификации, в случае неудовлетворительного результата – обоснованность и содержательность рекомендации [3, с. 156].

Процедура профессионального экзамена включает в себя несколько этапов: предварительный, теоретический и практический. На предварительном этапе рассматриваются документы, подтверждающие наличие опыта работы соискателя в занимаемой должности, на теоретическом – оцениваются фундаментальные знания, необходимые для выполнения работ, требующих определенного уровня квалификации, на практическом – оценивается умение применять теоретические знания в профессиональной деятельности.

Для проведения профессионального экзамена могут использоваться методы оценки компетенций соискателя, среди которых:

  1. портфолио включает сбор и демонстрацию различных документов, подтверждающих соответствие требованиям квалификации соискателя, например, награды, грамоты, эссе, резюме, характеристики, отчеты о результатах профессиональной деятельности, проекты, публикации и т.д.;
  2. тестирование (электронный формат) позволяет выявить теоретические знания соискателя путем выполнения специальных стандартизированных заданий, предполагающих выбор одного или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов, или требующих краткого или альтернативного ответа;
  3. собеседование, анкетирование дает возможность получения профессионально значимой информации, определения опыта работы в конкретной сфере деятельности;
  4. кейс-метод позволяет оценить у соискателя практические умения и навыки принятия решений в профессиональной деятельности путем моделирования типичных ситуаций.

Результаты профессионального экзамена дают комплексную оценку теоретических знаний и практических умений.

Возникает вопрос: как подготовиться соискателю к успешному прохождению профессионального экзамена? И здесь дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) выходит на передовые позиции. Сегодня ДПО играет важную роль в повышении профессионального уровня специалистов, обладая большими возможностями и потенциалом.

Е.И. Холостова рассматривает ДПО как:

 - средство непрерывной адаптации к изменениям в технологической и социально-экономической сферах;

- инструмент адаптации к личностному росту и изменению установок специалиста-профессионала по мере его знакомства с профессией и углубления понимания ее проблем;

- канал влияния на мотивацию работников, особенно руководителей и специалистов, к высокопроизводительному и творческому труду;

- эффективный механизм взаимовыгодных отношений производителя и потребителя;

- элемент развития инновационных технологий, в том числе социальных;

- путь удовлетворения потребностей личности;

- фактор карьерного (в том числе материального) успеха [6, с.757].

В качестве целей развития ДПО автор выбирает не узкопрагматические индикаторы, а общесоциальные потребности личности, общества, производственно-технологического развития. Это:

- увеличение совокупного интеллектуального и духовного потенциала общества, развитие творческих способностей трудового населения;

- создание условий для удовлетворения потребностей общества в повышении уровня профессионализма руководителей и специалистов;

- содействие обеспечению социальной защищенности, профессиональной мобильности и адаптации, социальной реабилитации и занятости населения;

- создание правовой основы для формирования конкурентной среды по реализации программ дополнительного профессионального образования [6, с. 758].

ДПО характеризует многофункциональность, динамизм, опережающий характер развития по отношению к объектам профессиональной деятельности обучающихся.

Важно подчеркнуть открытость системы ДПО, ее ориентацию на конечный результат, связанный с решением актуальных профессиональных проблем, гибкость, определяемую возможность учета объективных потребностей специалистов в их профессионально-личностном развитии. Особенностью сферы ДПО является участие в ней специфической категории взрослых обучающихся, имеющих базовое профессиональное образование и опыт профессиональной деятельности [1, с. 59].

Внедрение профессиональных стандартов активизировало разработку новых образовательных программ переподготовки и повышения квалификации с учетом формирования профессиональных компетенций, согласно данным стандартам, что в свою очередь способствует подготовки специалистов к прохождению профессионального экзамена.

В настоящее время в системе ДПО происходит замена традиционного академического обучения новой учебно-образовательной системой, способной моделировать и воспроизводить в сфере образования практико-ориентированный подход. Это выражается в активном внедрении интерактивных форм обучения. Помимо традиционных лекций в ДПО все большую часть обучения занимают семинары, практикумы, тренинги, деловые игры, квесты и мн.др.

Отдельно необходимо выделить кейсы, которые используются во всех образовательных программах. Сегодня решение ситуационных задач из профессиональной деятельности специалистов позволяет в учебных аудиториях моделировать практические ситуации из их практической работы. По своей целевой направленности кейсы, используемые в учебно-образовательном процессе ДПО, условно можно разделить на три содержательных типа.

  1. Кейсы, иллюстрирующие проблему, концепцию или решение в целом. Как правило, подобные «иллюстрированные» кейсы используются на учебных занятиях по всем дисциплинам учебного плана в качестве введения в обсуждаемую проблему.
  2. Кейсы, обучающие анализу и оценке ситуации, выполняющие функцию овладения нормами и правилами профессиональной деятельности. К этому типу относятся кейсы, направленные на овладение специалистами такими необходимыми знаниями, как слушание, наблюдение, диагностика, прогнозирование и др. Для этой цели наиболее эффективными являются видеосюжеты, отражающие реальные ситуации с участием специалиста.
  3. Кейсы, обучающие решению проблемы и принятию решений, выполняют функцию формирования у специалистов профессиональных умений и развития оперативного мышления специалиста [2, с. 159].

 Оценка знаний в формате электронного тестирования также активно использует решение ситуационных задач.

Таким образом, независимая оценка профессионального уровня квалификации работников актуализирует необходимость непрерывного образования, важной составляющей которого является ДПО. Данный сегмент системы российского образования способствует активизации профессионально-личностного развития специалистов, делая их конкурентоспособными в условиях динамично развивающегося рынка труда.

Внедрение в практику и использование результатов метода независимой  оценки квалификации в управлении персоналом позволит руководителям организаций:

- снизить период адаптации сотрудников на рабочем месте при трудоустройстве, при кадровом перемещении внутри организации, при освоении нового функционала точного подбора персонала;

- оптимизировать организации путем рациональной расстановки кадров, определения должностных обязанностей и разработки прозрачной системы стимулирования специалистов с учетом ответственности и сложности выполняемых работ;

- упростить аттестацию персонала внутри организации, снизить издержки на ее проведение;

- организовывать обучение сотрудников с учетом потребностей организации и готовности работников к освоению новых компетенций [5, с. 80].


Список литературы

1. Лебедева Н.В. Андрагогическая модель обучения специалистов социальной сферы в системе дополнительного профессионального образования: монография. – 2017. – М.: Белый ветер, 2017. – 256 с.
2. Лебедева Н.В. Диверсификация дополнительного профессионального образования в рамках андрагогического подхода // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2017. - № 2 (77). – с. 156-176
3. Ледина Н.Ю. Организация независимой оценки квалификаций работников на основе профессиональных стандартов // Наука и современность . – 2017. - № 50. – С. 152-159
4. Положение о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 249)
5. Тимергалеев Р.М. Независимая оценка квалификации как важный инструмент управления персоналом организации // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2017. - № 3(8). – С. 78-80
6. Холостова Е.И. Социальная работа: от идеи до практики. Хрестоматия по трудам д.и.н., проф. Е.И. Холостовой /Сост. и науч. Ред. Е.И. Студенова; под общ. ред. Е.И. Холостовой, И.В. Мкртумовой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 976 с.
7. Федеральный Закон от 3 июля 2016 года № 238 «О независимой оценке квалификаций» [Электронный ресурс] : http : // www.consultant.ru (дата обращ. 15.07.2018)

Расскажите о нас своим друзьям: