Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №3(20) Март, 2018

УДК 159.99

Дата публикации 31.03.2018

Необходимость применения методов арт-терапии для коррекции психического состояния подростков с ограниченными возможностями здоровья

Токарева Елена Юрьевна
студентка 1 курса магистратуры, кафедра педагогики и психологии, Мичуринский государственный аграрный университет, РФ, г. Мичуринск, Lena-vasa2907@yandex.ru

Аннотация: В данной статье дается определение арт-терапии, рассматриваются ее основные задачи и перечисляются виды данной методики. Исходя из психологической практики, рассматриваются варианты применения данной методики, как инструмента психологической помощи, который способствует формированию здоровой и творческой личности, а также реализует на практике функции социализации личности, например такие, как адаптационная, профилактическая, коррекционная и другие. В статье делается акцент на возможности применения этого метода терапии, как метода искусства и творчества, для коррекционно-развивающей и профилактической работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: подростки с диагнозом ОВЗ, арт-терапия, методика, психолого-педагогическая работа

The need for the use of art therapy methods to correct the mental state of adolescents with disabilities

Tokareva Elena Yurievna
1st year master student, Department of pedagogics and psychology, Michurinsk state agrarian University, Russia, Michurinsk

Abstract: This article provides a definition of art therapy, and discusses its main objectives and lists the types of this technique. Based on the psychological practice, the variants of application of this technique as a tool of psychological assistance, which contributes to the formation of a healthy and creative person, as well as implements in practice the functions of socialization of the person, such as adaptation, preventive, corrective and others. The article focuses on the possibility of using this method of therapy as a method of art and creativity for remedial and preventive work with children and adolescents with disabilities.
Keywords: adolescents diagnosed with ovz, art therapy, methodology, psychological and pedagogical work

Для работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья применяется множество новых методик, как традиционных, так и не очень, которые помогают решать задачи и проблемы, стоящие перед психологом. Такие методики помогают улучшить работоспособность, память, оказать людям с диагнозом ОВЗ помощь в профилактической и коррекционно-развивающейся деятельности.

Одной из таких методик является арт-терапия, или, если дать полное определение этого метода, - коррекция психического состояния людей с помощью творчества и искусства. Этот вид терапии возник на стыке науки и искусства и, в связи с этим, включил в себя множество достижений педагогики, медицины, социологии, культурологи и других дисциплин.

Организовать взаимосвязь между бессознательным и сознательным состоянием человека и между психологом и клиентом – это одна из основных задач арт - терапии. И если такая взаимосвязь получилась, то уже можно понять суть проблемы, помочь разрешить внутренние конфликты и построить план дальнейшего взаимодействия человека с самим собой и с окружающими его людьми.

Этот метод терапии очень полезен для более замкнутых, тревожных и «живущих в своем мире» людей, так как это более бережный и безопасный способ, который позволяет выдать столько информации, сколько готов принять сам человек. С помощью таких методов снимают у человека внутреннее напряжение, подавляют агрессию и чувство беспокойства, снимают стресс и др.

Ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала, повышением планки психического и духовного здоровья; они предполагают также использование клиентом различных форм изобразительной деятельности с целью выражения своего психического состояния [2, с. 10].

На сегодняшний день метод арт-терапии применяют как инструмент психологической помощи, который способствует формированию здоровой и творческой личности, а также реализует на практике функции социализации личности, например такие, как адаптационная, профилактическая, коррекционная и другие.

Используя этот метод, можно выразить те чувства и то состояние, которое невозможно передать словами.

Арт-терапевтический процесс обладает рядом особенностей, связанных с тем, что отношения клиента и арт-терапевта опосредуются продуктом творческой деятельности клиента (рисунок, история, музыкальное произведение, танец и т. д.) и отражают процесс творческой экспрессии [1].

Именно поэтому методы арт- терапии больше всего подходят для работы с детьми и подростками с ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

Раньше люди, с таким диагнозом встречались очень редко в нашем обществе. Их можно было встретить в больницах, специализированных учебных заведениях и, редко на улицах. Сейчас же они наоборот, все чаще появляются в обществе, становятся более самостоятельнее и более социализированнее. И это не случайно, так как работа с людьми с таким диагнозом ведется с момента их рождения и сопровождается в течение всей жизни.

Такие дети сейчас учатся в школе, получают средне-профессиональное и высшее образование на общих основаниях. И одной из задач педагогов-психологов является развитие их познавательной и эмоционально - волевой сферы. При проведении занятий важно делать акцент на адаптации и социализации таких обучающихся, учитывая психологические, индивидуально-личностные, возрастные и другие особенности детей.

Психолог, используя различные техники арт-терапии, прибегает к технике активного воображения, так как, выполняя определенные упражнения, мы получаем в итоге результат объединенной работы нашего сознания и подсознания, что позволяет увидеть скрытые внутри нас чувства и переживания, вызвать определенную эмоцию.

Для метода арт-терапии Л.С. Выготский выделял два основных механизма психологического коррекционного воздействия. Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».

Направлений в арт-терапии много, основными является - изотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия, анималотерапия (через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками)), игротерапия, песочная арт-терапия и другие. Использовать данную методику можно как в качестве основного, так и дополнительного метода работы, с целью развития у людей ассоциативно-образного мышления и слаборазвитых систем восприятия. Работать по данной методике можно используя формы арт-терапии: активную (когда человек сам, своими руками, создает «продукт» творчества) и пассивную (когда человек использует труды известных художников, скульпторов, поэтов и.т.д., читает книги, рассматривает картины, слушает произведения…).

Работа с помощью методов искусства и творчества – это необходимая методика для коррекции психического состояния детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, как в группе, так и индивидуально.


Список литературы

1. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академический проект: Культура, 2005. -304 с.
2. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — Речь, 2007. — 336 с.
3. Медведева Е. А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве М: Институт консультирования и системных решений, 2009.-269 с.
4. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов-на-Дону. Феникс.2005

Расскажите о нас своим друзьям: