Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №9 (38) Сентябрь 2019

УДК 37.015.3

Дата публикации 26.09.2019

Наблюдение за природой как средство развития познавательной активности дошкольников

Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в городе Ессентуки, РФ, г. Ессентуки
Мищенко Светлана Викторовна
студентка 5 курса, Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в городе Ессентуки, РФ, г. Ессентуки

Аннотация: В статье приведены качественные характеристики познавательной активности детей дошкольного возраста (реализация творческого потенциала детей, развитие интереса к самостоятельному получению знаний, формирование предпосылок к возникновению инициативной личности); раскрыты факторы, влияющие на формирование познавательного интереса дошкольников, а также методы развития познавательно активности детей. Кроме того, приведены приемы активизации познавательной активности детей (вербальные, невербальные, ситуативные, игровые, аудиовизуальные). В статье анализируются виды наблюдения и приводятся основания классификации метода наблюдения как важнейшего «проводника» в мир природы и требования к использованию наблюдения в работе с детьми.
Ключевые слова: Природа, окружающий мир, наблюдение, познавательная активность, познавательный интерес, социальное окружение, дети дошкольного возраста, дошкольные образовательные учреждения

Observation of nature as a means of developing cognitive activity of preschoolers

Dekman Ilona Evgenievna
candidate of psychological sciences, associate professor, Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Essentuki, Russia, Essentuki,
Mishchenko Svetlana Viktorovna
5 year student, Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Essentuki, Russia, Essentuki

Abstract: The article presents the qualitative characteristics of the cognitive activity of preschool children (the realization of the creative potential of children, the development of interest in self-knowledge, the formation of prerequisites for the emergence of an initiative personality); Factors affecting the formation of cognitive interest of preschool children, as well as methods for the development of cognitive activity of children, are disclosed. In addition, techniques for enhancing the cognitive activity of children (verbal, non-verbal, situational, play, audio-visual) are given. The article analyzes the types of observation and provides grounds for classifying the observation method as the most important “guide” to the natural world and the requirements for using observation in working with children.
Keywords: Nature, the world, observation, cognitive activity, cognitive interest, social environment, children of preschool age, preschool educational institutions

В настоящее время одной из основных задач, стоящих перед образованием, является владение человеком не только знаниями, но и умением добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальной является проблема развития познавательной активности детей.

Познавательная активность сочетает в себе взаимодействие биологических, психофизиологических и социальных условий развития. Успех познавательного развития обусловлен познавательной активностью детей, их активностью, заинтересованностью, увлеченностью. Активизировать процесс познания могут эмоции, которые и являются движущей силой это процесса. Чем выше заинтересованность детей, тем выше их мотивация, а, значит и результативность деятельности, которой они занимаются.

Мы, вслед за В.В. Авсейковой понимаем, что при правильной организации чувственного восприятия объектов природы может быть обеспечено формирование и развитие у детей четких представлений об окружающем мире, о животных и растениях, сезонных изменениях в природе [1, с. 21].

Теоретические основы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (В.Н. Аксюченко, Л.П. Аристова, А.П. Архипов, Ю.К. Бабанский, Д.П. Барам, М.А. Данилов, И.В. Житко, И.Я. Лернер, В.И. Лозовая А.А. Петрикевич, Т.И. Шамова и др.).

Методологическую базу исследования составили работы ученых, посвященные проблемам познавательной активности дошкольников, поиску эффективных форм, методов и средств развития познавательной активности (Л.И. Божович, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, П.И. Гальперин, Д.Б. Годовикова, В.В. Давыдов, Т.М. Землянухина, В.С. Ильин, Е.Э. Кригр, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский, Н.Ф. Талызина, Г.А. Цукерман, Т.И. Шамова, Г.М. Щукина, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.).

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что познавательная активность характеризуется такими качествами, как стремление к познанию и проявление мыслительного напряжения и волевых усилий.

На рисунке 1 представлены качественные характеристики познавательной активности детей.

Рисунок 1. Качественные характеристики познавательной активности детей

На развитие познавательной активности детей оказывают влияние социальное окружение, сфера и характер деятельности ребенка с близкими людьми, процесс воспитания и обучения, а также активная позиция самого ребенка в деятельности. В этой связи о познавательной активности можно говорить как об избирательной познавательной направленности ребенка на предметы и явления, как о сложном образовании, представляющем собой совокупность познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека [2, с.63].

В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы исследовавшие эту проблему, выделяли:

- общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина и др.);

- потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович);

- общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин).

Обобщив эти факторы, на рисунке 2 нами представлены факторы, влияющие на формирование познавательного интереса.

Рисунок 2. Факторы, влияющие на формирование познавательного интереса

Познавательная активность вырастает из потребности ребенка в получении новых впечатлений. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у детей формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

На протяжении всего дошкольного возраста происходит познание ребенком окружающего мира посредством игры, занятий, выполнения трудовых поручений, общения со взрослыми и сверстниками, наблюдения за изменением окружающего мира. В результате такого познания у детей формируются представления о природе, об окружающем их мире, о других людях и о себе.

Этапы процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребенка строятся по следующей схеме: «Любопытство – осмысленность восприятия окружающего мира – наглядно-образное мышление и воображение – удовлетворение познавательной деятельности» [3, с. 84].

Включаясь в познавательную деятельность, дети учатся анализировать, правильно задавать вопросы, приводить аргументы, отстаивая свою позицию по тому или иному вопросу, расширяют и углубляют знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды. Таким образом, познавательная деятельность развивает познавательную активность, научает детей самостоятельно искать и открывать новые знания.

Анализ научной литературы в данном направлении дает возможность нам сделать вывод о том, что познавательная активность детей является одним из центральных качеств, которое определяет развитие всех психических процессов детей, формирует их личность. В этой связи встает проблема поиска наиболее эффективных методов развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста (рис.3).

В рамках настоящего исследования, дадим краткую характеристику основным методам развития познавательной активности дошкольников.

Метод проектной деятельности как средства активизации познавательной деятельности у дошкольников в настоящее время является современным, актуальным и эффективным, развивающим активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

Рисунок 3. Методы развития познавательной активности

В ходе экспериментирования наиболее успешно осуществляется познание мира живой и неживой природы, устанавливаются причинно-следственные связи, удовлетворяется любознательность детей.

ТРИЗ-технологии (теория решения изобретательских задач) являются универсальной системой, сочетающей в себе познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления. Это позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

С помощью метода элементарных опытов, в ходе которого происходит преобразование предметов и явлений, выявляются скрытые, непосредственно не представленные свойства объектов, устанавливаются связи между ними, а также причины их изменений («Внутри человека есть воздух», «Обнаружить воздух в окружающем пространстве» и др.).

Необходимо отметить, что развитие познавательной активности детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется в ходе совместной деятельности педагога и ребенка с помощью различных методов: практических, словесных.

Практические методы (по И. Подласову) представляют собой наблюдения двух видов:

- наблюдения распознающего характера, в ходе которых дети получают знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например, опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.);

- наблюдения за изменением и преобразованием объектов (опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.).

К практическим методам также принято относить игру, являющуюся основным видом деятельности в дошкольном образовательном учреждении. В сочетании со словесными методами (объяснениями, пояснениями) игра способствует развитию познавательной активности детей и помогает поддержать их интерес в любой деятельности.

Одним из словесных методов является беседа педагога с детьми, целью которой являются создание у детей ярких и точных представлений о явлениях окружающего мира природы. С помощью беседы педагог воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями [4, с. 105].

Среди форм, используемых педагогами дошкольных образовательных учреждений для развития познавательной активности детей, необходимо отметить следующие: массовые, групповые, индивидуальные. Их применение дает педагогу возможность наблюдать за процессом развития познавательной активности детей.

Определяя цели и задачи деятельности по развитию познавательной активности, и используя различные методы и формы работы, педагог должен также продумать и приемы активизации детей. Условно эти приемы можно обозначить следующем образом (рис.4).

Рисунок 4. Приемы активизации детей

К вербальным приемам можно отнести вопросы, словесные игры, обсуждения, рассказы, чтения художественной литературы, стихи, малые фольклорные формы.

Невербальные приемы - это пантомимика, мимические упражнения, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастики для глаз, динамические паузы, физкультминутки.

В настоящее время педагогами дошкольных образовательных учреждений активно применяются аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения и воспитания, помогающие разнообразить развивающую среду, организовать деятельность педагога и детей так, чтобы это было интересно, занимательно. Просмотр обучающих фильмов, мультипликационных фильмов, прослушивание аудиозаписей музыки, сказок, интерактивные игры, активизируют мышление детей, способствуют поддержанию познавательного интереса.

Для достижения наилучшего результата в части развития познавательной активности дошкольников, все методы, формы и приемы должны использоваться педагогами в совокупности, в различных вариациях. Только в этом случае у детей может проявиться стойкий познавательный интерес.

Одним из важнейших методов познавательного развития детей дошкольного возраста является наблюдение за природой. Наблюдение – самый близкий и естественный вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Доступным для детей данного возраста его делают обширные сенсорные основы деятельности.

Использование наблюдения как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста обеспечивает развитие:

- восприятия детей как ведущего познавательного процесса, через различные его формы: зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное;

- наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи.

Наблюдение за природой определяет возможности общего умственного развития. И именно в наблюдении за природой обеспечивается полнота и адекватность формирующихся знаний детей.

Для детей дошкольного возраста наблюдения выступают важнейшим «проводником» в природу и ее явления. Они расширяют кругозор детей, обогащают их мышление множеством сведений о секретах жизни природы. Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, педагоги дошкольных образовательных учреждений пробуждают у детей интерес и желание познавать природу, интерес к жизни животных, желание им помочь, показывают уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, указывают на сезонные изменения, необходимость сохранять, уважительно и бережно относиться к природе [5, с. 35].

Наблюдения будут способствовать развитию познавательной активности детей, если педагоги предложат детям сравнивать предметы, объединять их в группы по схожим признакам, классифицировать и анализировать увиденное. Важным условием, повышающим результативность наблюдения за природой, является участие в восприятии одновременно всех органов чувств (зрения, обоняния, осязания).

В зависимости от поставленных задач педагоги дошкольных образовательных учреждений должны использовать различные виды наблюдений. Существует достаточно большое количество классификаций метода наблюдения по различным основаниям (рис. 5).

Рисунок 5. Основания для квалификации метода наблюдения 

1. По этапам усвоения знаний наблюдения подразделяются на первичные, повторные, обобщающие.

Первичные наблюдения проводятся с целью ознакомления с новым объектом, формирования представлений о названии, отдельных особенностях внешнего вида и поведения. Повторные наблюдения проводятся для уточнения, дополнения, расширения представлений детей о животных, растениях, явлениях неживой природы. Обобщающие наблюдения проводятся для систематизации, обобщения представлений детей, полученных в процессе прежних наблюдений.

2. По продолжительности наблюдения разделяются на:

- кратковременные (в течение нескольких минут),

- длительные (от нескольких дней до нескольких месяцев).

3. По форме организации детей наблюдения бывают:

- индивидуальные;

- подгрупповые;

- фронтальные.

4. По степени активности детей: по инициативе воспитателя и по инициативе детей.

5. По характеру познавательных задач:

- распознающие наблюдения;

- воссоздающие наблюдения.

Распознающие наблюдения – это наблюдения для формирования у детей представлений о разнообразии растений, животных, объектов неживой природы, представлений детей о свойствах и качествах предметов и объектов природы (величина, форма и т.д.), а также о связях наблюдаемых объектов с другими.

Воссоздающие наблюдения – это восстановление картины целого по отдельным признакам. При наблюдении за природой часто используются взаимосвязанные наблюдения за определенным объектом на протяжении недели или месяца, называемые циклическими наблюдениями. Это наблюдения за явлениями неживой природы, за объектами растительного и животного мира.

Каждое новое наблюдение помогает детям узнавать новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы.

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом ряда обязательных требований (рис. 6).

Рисунок 6. Требования к использованию метода наблюдения

Наблюдение должно быть выстроено педагогом с определенными целями и задачами. Оно не может осуществляться без эмоционального восприятия объектов природы. Дети должны понимать наблюдаемые явления окружающего мира. В процессе наблюдения должна быть обеспечена эмоциональная, мыслительная, речевая, двигательная активность детей. Кроме того, наблюдения должны быть повторяемы, дети должны наблюдать одни и те же предметы и явления природы в изменяющих условиях (сезонных). Только при соблюдении вышеперечисленных требований процесс наблюдения будет эффективным.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что для формирования у детей старшего дошкольного возраста достоверных представлений об окружающем мире необходимо организовывать разные виды наблюдений с детьми за природой. Наблюдения, сопровождаемые познавательным общением педагога с детьми, развивают у детей наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления об окружающем мире.


Список литературы

1. Авсейкова, В.В. Мир природы через наблюдения. – Мозырь: Издательский дом «Белый ветер», 2001. – 48 с.
2. Козина, Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников: учебник для среднего профессионального образования. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 454 с.
3. Дубровская Е.А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для среднего профессионального образования. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 179 с.
4. Николаева С. Система экологического воспитания дошкольников. – М.: Инфра-М, 2016. – 256 с.
5. Туева Т. Целевые прогулки в природу. – М.: Детство-Пресс, 2018. – 96 с.

Расскажите о нас своим друзьям: