Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №1 (30) Январь 2019

УДК 612.821

Дата публикации 31.01.2019

Методологические основы выделения структуры психофизиологических и личностных характеристик курсантов

Чернега Иван Михайлович
Научный сотрудник ФГБУ «Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины», РФ, Санкт-Петербург, ivmicher@yandex.ru

Аннотация: В статье определяются методологические основы выделения структуры психофизиологических и личностных характеристик курсантов. Обследовано 825 курсантов Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Исследование проводилось с использованием субтестов методики оценки общего интеллектуального развития, многофакторного личностного опросника «Адаптивность». С использованием факторного анализа, выделено три основных устойчиво значимых фактора: «Адаптационные характеристики», «Интеллектуальные способности», «Личностные характеристики». А так же три сопутствующих фактора: «Социально-психологические характеристики», «Психоэмоциональная сфера», «Система полоролевого отношения». Ролевая функция и ранг (значимость) факторов меняются в процессе обучения, что позволяет обозначить точки воздействия мероприятий медико-психологического сопровождения курсантов.
Ключевые слова: медико-психологическое сопровождение, курсант, психофизиологическое качество, личностное качество, адаптация

Methodological bases of allocation of structure of psychophysiological and personal characteristics of cadets

Chernega Ivan Mikhailovich
Researcher at the State Research Testing Institute of Military Medicine, Russian Federation, St. Petersburg

Abstract: The article defines the methodological basis for the selection of the structure of psycho-physiological and personal characteristics of cadets. Surveyed 825 cadets of the Military Medical Academy. The study was conducted using subtests for the assessment of general intellectual development, "Adaptability". Using factor analysis, there are three main consistently significant factors: "Professional psychophysiological adaptation", "The state of cognitive mental processes," "Individual-psychological profile of the individual." And also three accompanying factors: "Socio-psychological inclusion in the group", "Type of personal and psycho-emotional response", "System of sex-role relations". The role function and the rank (importance) of factors change in the process of training, which allows to identify the impact points of medical and psychological support activities for cadets.
Keywords: medical and psychological support, cadet, psychophysiological quality, personal quality, adaptation

Актуальность. Образовательный процесс представляет собой воспитание и обучение [15]. У курсантов военных вузов в процессе образования формируются личностные свойства, важные для будущей профессиональной деятельности, а также приобретаются необходимые знания и первичные профессиональные навыки [7]. Успешность образования определяется не только качеством профессорско-преподавательского состава, но и личностными особенностями возможностями курсантов усвоить учебный материал в полном объёме [6].

Способность к обучению включает в себя как интеллектуальные, так и характерологические, психофизиологические особенности, уровень функционального состояния, резервы организма [16]. Мероприятия медико-психологического сопровождения (МПС) направлены на корректировку индивидуально-психологических особенностей курсантов к требованиям учебного процесса [10, 17].

МПС курсантов вузов направлена на военно-профессиональную адаптацию (ВПА), устойчивую учебную и служебную мотивацию, военно-профессиональную направленность (ВПН) развитие профессионально-важных качеств (ПВК) [8, 11, 12]. Состояние этой стороны организации образовательного процесса должно изучаться и совершенствоваться [1].

Адаптация, как и ВПА включает в себя три компонента: физиологический, профессиональный и социально-психологический [14, 18, 19].

Нарушение адаптации и ВПА в свою очередь так же определяет точки применения мероприятий МПС у курсантов военных вызов [2, 9, 20, 22].

Нарушение адаптации обусловлено различными внешними и внутренними причинами, чаще всего не поддающимися количественному измерению и имеющими сочетанную природу [3, 13]. Необходимо выявление различных внешних и внутренних причин, препятствующих адекватной адаптации курсантов в военных вузах, и учет их при проведении профессионально-психологического отбора абитуриентов [23].

Внешние причины, как правило, проявляют себя через признаки, которыми описывается протекание процесса ВПА на различных уровнях (социально-психологическом, психофизиологическом, личностном и физиологическом) [4, 5, 23]. По мнению многих авторов, изучающих проблему прогнозирования ВПА, многообразие признаков затрудняет интерпретацию получаемых результатов [6, 12].

Цель работы: выявить и раскрыть тенденции развития психофизиологических и личностных ПВК курсантов на основе динамики факторов исследуемых показателей.

Материалы и методы. Обследовано 825 курсантов Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Из них: 1) курсанты 1 курса (n = 152); 2) курсанты 2 курса (n = 171); 3) курсанты 3 курса (n = 179); 4) курсанты 4 курса (n = 155); 5) курсанты 5 курса (n = 168).

Исследование проводилось с использованием субтестов методики оценки общего интеллектуального развития:  «Аналогии» (АН), «Числовые ряды» (ЧР), «Зрительная память» (ЗП), «Арифметический счет» (АС), «Исключение слов» (ИС), «Кубы» (КУБ), Интегральный показатель (ОИР). Клинических шкал методики СМИЛ: Шкала L (лжи), Шкала F (валидности), Шкала K (коррекции), Шкала Hs (тенденции к сверхконтролю), Шкала D (пессимистичности), Шкала Hy (эмоциональной лабильности), Шкала Pd (импульсивности), Шкала Mf (мужественности-женственности), Шкала Pa (ригидности), Шкала Pt (тревожности), Шкала Sc (индивидуалистичности), Шкала Ma (оптимистичности), Шкала Si (социальной интроверсии). Шкал 3 и 4 уровня МЛО «Адаптивность»: Поведенческая регуляция (ПР), Моральная нормативность (МН), Коммуникативный потенциал (КП), Личностный адаптационный потенциал (ЛАП). Учитывались результаты анкетирования и собеседования.

Статистическая обработка проводилась с помощью факторного анализа с применением подпрограммы поворота факторных осей по принципу varimax.

Результаты и их обсуждение. При факторном анализе исходных данных, были использованы следующие принципы описания: зависимости и содержательности. Принцип зависимости позволяет охарактеризовать фактор как внешнюю причину, которая проявляется через поведение исследуемых показателей (нагружающая эти показатели). При этом какие-то из всех исследуемых показателей остаются не чувствительными к фактору (коэффициент корреляции мал), какие-то коррелируют с ним (коэффициент корреляции указывает на умеренную связь), а некоторые зависят от него (коэффициент корреляции указывает на тесную и очень тесную связь, т.е. почти функциональную зависимость). Коэффициенты корреляции называют еще факторными нагрузками. Для показателей, зависимых от фактора, он (фактор) является своего рода регулятором: активатором либо тормозом.

Принцип содержательности, позволяет назвать фактор в соответствии со спецификой той группы показателей, которая от него зависит. Сущностное содержание фактора составляют именно внешние причины. При описании мы раскрывали, перечисляли возможные внешние причины, составляющие содержание фактора и объясняющие поведение группы зависимых от него показателей.

Для каждой из пяти обследованных групп соответствующая матрица экспериментальных данных была подвергнута процедуре факторного анализа с применением подпрограммы поворота факторных осей по принципу VARIMAX. В результате чего было выявлено три основных устойчиво значимых двухполюсных (±) фактора, которые объясняли подавляющую часть общей дисперсии 24 показателей (около 70%) (рис.).

Рисунок 1. Структура основных факторов

Эти факторы определяли (как будет показано далее) познавательные психические процессы, индивидуально-психологические особенности и психофизиологический статусы субъектов этой группы и были названы соответственно:

– «Адаптационные характеристики» (фактор-1);

– «Интеллектуальные способности» (фактор-2);

– «Личностные характеристики» (фактор-3).

У латентного «фактора-1» нагрузка распределяется показателями: поведенческой регуляцией (0,70), коммуникативными характеристиками (0,72), морально-нравственными принципами (0,78) и личностным адаптационным потенциалом (0,88). Вклад этого фактора в общую дисперсию исходных признаков составил 18,59%.

«Фактор-2» распределил нагрузку на следующие показатели: с интегральным показателем общего интеллектуального развития (-0,99), субтестами «Аналогии» (-0,69), «Числовые ряды» (-0,77), «Арифметический счет» (-0,69), «Кубы» (-0,70). Вклад этого фактора в общую дисперсию исходных признаков составил 15,45%.

«Фактор-3» связан тесной прямой корреляцией со шкалами Hs (тенденции к сверхконтролю, 0,77), Hy (эмоциональной лабильности, 0,81), Pt (тревожности, 0,81), Sc (индивидуалистичности, 0,71). Вклад этого фактора в общую дисперсию исходных признаков составил 15,37%.

Для каждой группы обследованных было выявлено еще три сопутствующих устойчиво значимых двухполюсных (±) фактора, которые объясняли оставшуюся часть общей дисперсии 24 показателей. Они определяли тип личностного и психоэмоционального реагирования, социально-психологическую включенность в группу, особенности полоролевого поведения и были названы соответственно:

  •  «Социально-психологические характеристики» (фактор-4);
  •  «Психоэмоциональная сфера» (фактор-5);
  •  «Полоролевые отношения» (фактор-6).

Выше указанные факторы имели корреляции с другими шкалами методики СМИЛ: «фактор-4» с Si (социальной интроверсии, -0,84); «фактор-5» с Pa (ригидности, -0,84); с «фактор-6» с Mf (мужественности-женственности, -0,91). Индивидуальный вклад каждого из этих факторов в общую дисперсию исходных признаков был незначительным, но в совокупности составил 20,09%.

В таблице представлена динамика факторов в процессе обучения.

Таблица 1. Динамика факторов в процессе обучения

Фактор

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

Доля

ранг

Доля

ранг

Доля

ранг

Доля

ранг

Доля

ранг

Адаптационные характеристики

18,5

I

26,7

I

19,1

I

28,2

I

20,9

I

Интеллектуальные способности

15,4

II

13,6

III

15,0

II

16,2

II

16,5

II

Личностные характеристики

15,3

III

15,3

II

13,0

III

10,1

III

12,9

III

Социально-психологические характеристики

8,2

IV

9,5

IV

7,9

IV

8,5

IV

8,2

IV

Психоэмоциональная сфера

6,1

V

7,2

V

5,9

V

5,2

VI

4,8

VI

Полоролевые отношения

5,7

VI

5,4

VI

5,4

VI

6,2

V

7,1

V

Общий вклад факторов

69,5

77,9

66,7

74,6

70,5

Адаптационные способности отражающие «Фактор-1» в общей факторной структуре по курсам обучения имеют тенденцию к динамическим изменениям: к повышению факторной нагрузки ко второму и четвертому курсам до 26,7% и 28,2%, соответственно, и снижению на первом, третьем и пятом курсах до 18,5%, 19,1% и 20,9%, соответственно. Основную роль по всем факторным матрицам в профессиональной психофизиологической адаптации курсантов несет показатель поведенческой регуляции (ПР) или состояние нервно-психической устойчивости.

Показатели ОИР практически не подвергаются резким колебанием в факторных нагрузках по курсам обучения, однако иногда в период напряжения ВПА снижалась сила связи признаков.

Личностные характеристики образуемые в общей факторной структуре шкалами методики СМИЛ наибольшее влияние имеют на первом курсе 15,3%, и в дальнейшем имеют тенденцию к снижению на всех последующих курсах обучения, с резким снижением на втором (9,5%) и четвертом (10,1%) курсах. Возрастание их влияния в общей факторной структуре происходит на третьем и пятом курсе 13%, и 12,9%, соответственно. Установленная закономерность динамики ВПА, и её напряжение на втором и четвертом курсах происходит за счет компенсации индивидуально-психологических характеристик личности.

В отношении оставшихся трех факторов, которые в совокупности формируют хоть и большой вклад, но являются второстепенными при влиянии на формирование оптимальных процессов ВПА. Однако следует отметить, что некоторые показатели, а именно личностные качества (социальная интроверсия, полоролевое поведение, тип личностного или психоэмоционального реагирования) в период напряженной адаптации включаются в факторную нагрузку и изменяют процессы формирования ПВК.

Выводы

1. На основе факторного анализа выявлена структура психофизиологических и личностных качеств, адаптационных показателей курсантов в процессе обучения в военном вузе.

2. Выделено три основных устойчиво значимых фактора: «Адаптационные характеристики», «Интеллектуальные способности», «Личностные характеристики». А так же три сопутствующих фактора:  «Социально-психологические характеристики», «Психоэмоциональная сфера», «Полоролевые отношения».

3. Ролевая функция и ранг (значимость) факторов меняются в процессе обучения, что позволяет обозначить точки воздействия мероприятий медико-психологического сопровождения курсантов.


Список литературы

1. Днов К.В., Баурова Н.Н. Разработка и апробация психодиагностической методики выявления военнослужащих, склонных к избегащему, суицидальному, агрессивному, делинквентному и аддиктивному поведению ("ИСАДА") // Психология и психотехника. 2016. № 11 (98). С. 949-959.
2. Днов К.В., Серегин Д.А., Ятманов А.Н. Профилактика суицидального поведения и медико-психологическое сопровождение военнослужащих. Казань: Изд-во «Бук», 2017. 96 с.
3. Днов К.В., Тихенко В.В., Ятманов А.Н. Индивидуально-личностные особенности военнослужащих с высоким риском реализации суицида // Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы. 2015. С. 890–891.
4. Дорофеев И.И., Корзунин В.А., Овчинников Б.В., Юсупов В.В., Ятманов А.Н. Методологические аспекты выделения категории медико-психологического сопровождения курсантов // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 113-120.
5. Дрынкина Т.И. Психологическое здоровье и психологическое время // Психологическое здоровье личности: теория и практика. 2016. С. 50–53.
6. Зайцев А.Г., Резванцев М.В., Тегза В.Ю., Ятманов А.Н., Дергачев В.Б. Математическая модель прогноза успешности военно-профессиональной адаптации курсантов военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2018. № 1 (61). С. 160-163.
7. Кувшинов К.Э., Шамрей В.К., Чаплюк А.Л., Днов К.В., Марченко А.А., Баурова Н.Н., Серегин Д.А., Бровкин С.Г., Дацко А.В. Прогнозирование отклоняющегося поведения у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву // Военно-медицинский журнал. 2017. Т. 338. № 9. С. 4-11.
8. Лобачев А.В., Ятманова Т.М., Ятманов А.Н. Использование методики биологической обратной связи для диагностики устойчивости к стрессу и уровня психической адаптации курсантов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2012. Т. 7. № 1. С. 127–128.
9. Порожников П.А., Дорофеев И.И., Ятманов А.Н. Прогнозирование заболеваемости военнослужащих военно-морского флота // 3-й Азиатско-тихоокеанский конгресс по военной медицине. 2016. С. 46.
10. Солодков А.С., Юсупов В.В., Днов К.В., Туманова Н.Н., Ятманов А.Н. Медико-психологическое сопровождение военнослужащих в военном вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5 (123). С. 254-258.
11. Солодков А.С., Федоров Е.В., Днов К.В., Чернега И.М., Ятманов А.Н. Совершенствование системы профессионального психологического отбора специалистов ВМФ // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 12 (130). С. 318–322.
12. Солодков А.С., Ильина А.А., Федоров Е.В., Кузнецова Е.В., Ятманов А.Н. Прогнозирование психологического благополучия курсантов военного вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 11 (141). С. 300–304.
13. Тарумов Д.А., Ятманов А.Н., Мананцев П.А. Нейровизуализационные аспекты некоторых психических нарушений // Вестник новых медицинских технологий. 2017. Т. 24. № 4. С. 56–65.
14. Федоров Е.В., Ятманова Т.М., Ятманов А.Н. Оценка психофизиологических показателей у водолазов- профессионалов и аквалангистов-любителей устойчивых и неустойчивых к декомпрессионному воздействию // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2015. Т. 10. № 1. С. 439–441.
15. Ятманов А.Н. Совершенствование системы медико-психологического сопровождения обучающихся в вузах Министерства обороны Российской Федерации. Казань: Изд-во «Бук», 2017. 102 с.
16. Ятманов А.Н. Медико-психологическое сопровождение военнослужащих с нарушением адаптации. Казань: Изд-во «Бук», 2018. 82 с.
17. Ятманов А.Н. Динамика основных психологических особенностей курсантов в процессе обучения // Морская медицина. 2018. Т. 4. № 1. С. 27-34.
18. Ятманов А.Н., Днов К.В., Федоров Е.В. Диагностика нарушения адаптации и риска суицидального поведения военнослужащих. Казань: Изд-во «Бук», 2018. 26 с.
19. Ятманов А.Н. Патогенетические детерминанты внутренней картины болезни у пациентов с эссенциальной гипертензией: дис. … канд. мед. наук. С-Пб: ГОУВПО "Военно-медицинская академия", 2010. 147 с.
20. Ятманов А.Н. Многомерный скрининг психического здоровья специалистов ВМФ // Известия Российской Военно-медицинской академии. 2017. № 4 (36). С. 3-5.
21. Ятманов А.Н., Блеер А.Н. Ценностно-мотивационная структура курсантов военно-морской академии // Спортивный психолог. 2017. № 3 (46). С. 24–26.
22. Ятманов А.Н. Личностные особенности моряков // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. Т. 11. № 2. С. 676–677.
23. Ятманова Т.М., Ятманов А.Н., Лобачев А.В. Оценка стрессоустойчивости военнослужащих-женщин // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2011. Т. 6. № 1. С. 521–522.

Расскажите о нас своим друзьям: