Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №5 (34) Май 2019

УДК 378

Дата публикации 31.05.2019

Личностные и профессиональные качества врача, необходимые для эффективного сотрудничества с пациентом

Татиевская Каролина Анатольевна
аспирант учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, РФ, г. Краснодар, karolinka193@mail.ru
Луговский Владимир Алексеевич
доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедры педагогики и психологии, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, РФ, г. Краснодар

Аннотация: В статье рассматривается проблема коммуникативности, а именно психолого-педагогическая неподготовленность молодых кадров к межличностным взаимоотношениям «врач-пациент». В связи с этим, представлена авторская модель профессиональных компетенций, которыми, по мнению авторов, должен обладать современный специалист XXI века. В результате использования авторской модели при подготовке специалистов медицинского профиля появляется возможность сформировать самостоятельность мышления, выработать навыки управления поведением пациента и приобрести навыки коммуникативной подготовки, в результате которой появляется возможность вести эффективную просветительскую работу с пациентами.
Ключевые слова: модель компетенций студентов-медиков, «врач-пациент», межличностные взаимоотношения, личностные качества, профессиональные компетенции

The personal and professional qualities of the doctor necessary for effective patient cooperation

Tatievskaya Karolina Anatolyevna
postgraduate student of the Accounting Department, Kuban State Agrarian University, Russian Federation, Krasnodar
Lugovskiy Vladimir Alekseevich
Doctor of History, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State Agrarian University, Russian Federation, Krasnodar

Abstract: The article deals with the issue of communicativeness, namely, the psychological and pedagogical inability of young personnel to interpersonal doctor-patient relationships. Due to the presented author's model of professional competencies, that according to author's opinion should be a contemporary specialist of the 21st century. As a result of using the author's model in the training of medical profile specialists, it is possible to form independent thinking, develop management skills for the patient’s behavior and acquire communication skills, which resulted to opportunity of conduction effective educational work with patients.
Keywords: competence model of medical students, doctor-patient, interpersonal relationships, personal qualities, professional competences

Если есть несколько врачей, из которых один лечит травами, другой – ножом, а третий – словом. Прежде всего, обратитесь к тому, кто лечит словом

Гиппократ

В настоящее время задача обеспечения здоровья людей традиционно считается прерогативой только медицины, которая отождествляется с системой здравоохранения. На самом деле служба здоровья значительно шире, так как она нацелена на участие в обеспечении здоровья населения при решении экономических, политических, социальных и других условий обеспечения полноценной жизни. Здоровье человека является не только медико-биологической, но и социально-философской проблемой, которая во многом зависит от природных условий жизни и степени развитости общественных отношений. И если человек получает здоровье как некий дар природы, то от состояния общества зависит, сохранится этот дар или истощится на протяжении его жизнедеятельности.

На наш взгляд, именно личность врача является центральным звеном всей системы здравоохранения, которая призвана обеспечивать и поддерживать физическое и психоэмоциональное здоровье нации. Заметим, что в любую эпоху отмечалась важность формирования у врача не только медицинских профессиональных знаний и умений, но и развития его личностных качеств, морально-нравственного развития. Возможно, именно поэтому, первыми врачами, такими как Гиппократ, Герофил, Асклепиада, Галена, Цельс были философы, которые рассматривали телесные, духовные и душевные болезни как единое целое.  

В постиндустриальной цивилизации в условиях развитого информационного пространства человечество стало не только более грамотным в вопросах здоровья, но и требовательным в вопросах личного участия при обсуждении проблем, недоверчивым к знаниям молодых специалистов в частности и медицинскому сообществу в целом. Сегодня, для пациентов важны не только профессиональные качества врача, но и умение строить межличностные взаимоотношения для достижения положительных результатов. В этой связи, для современного здравоохранения, можно выделить проблему коммуникативности, в частности психолого-педагогическую неподготовленность молодых кадров к межличностным взаимоотношениям «врач-пациент», как к одному из важнейших показателей качества службы здоровья [2, 3].

О необходимости формирования коммуникативных навыков в широком понимании этого слова в процессе подготовки современных медицинских работников подчеркивают такие российские доктора наук, как Сирота Н. А. и Ялтонский В. М.: «Коммуникативная и психологическая компетентность врача включает такие компоненты, как знание и понимание психологических особенностей пациента, самого врача, коммуникативных процессов, возникающих при взаимодействии врача, больного и его родственников, психологии медицинской среды; приобретение клинических навыков общения, решения этических и профессиональных проблем, психологических аспектов профилактики и основ психотерапии заболеваний, укрепления здоровья, реабилитации, а также способности к познанию, личностному росту и повышению квалификации на протяжении всей жизни» [2, 3]. Умения врача вести просветительскую работу по вопросам сохранения здоровья на доступном для пациента языке, а также управлять поведением пациента, используя функции общения, коммуникативные стратегии и тактики является необходимыми навыками грамотного специалиста XXI века, способного удовлетворять потребностям современных пациентов. На основании вышесказанного нами представлена авторская модель профессиональных компетенций, которыми должен обладать современный специалист XXI века (рис. 1).

Рисунок 1. Модель профессиональных компетенций студентов-медиков в процессе обучения

* На наш взгляд, истинный врач должен стремиться иметь собственные мысли, то есть обладать особым родом мышления − клиническим. А это очень непросто, так как современный человек, живущий в постиндустриальной цивилизации, ничего не имеет собственно своего, так как живет в мире, где его мысли и чувства затеряны во всеобщей культуре. В результате непонимания многими докторами всей глубины сути проблемы происходит утрата чувства нравственной ответственности за сохранение здоровья своих пациентов в частности и человечества в целом.

** Не вызывает сомнений, что взаимодействие врача и пациента – неотъемлемая часть ежедневной клинической практики. В зависимости от особенностей личности врача, конкретной ситуации, характера оказываемой помощи и особенностей пациента, врач способен выбрать необходимую и эффективную модель взаимоотношений «врач-пациент». Так как от умения доктора строить межличностные взаимоотношения с пациентом будет зависеть степень доверия и взаимодействия, и, как следствие, улучшение качества оказываемой медицинской помощи.

*** Высокий уровень ответственности, наличие экстремальных условий труда, дефицит времени, информационные перегрузки – факторы, сопровождающие медицинских работников на протяжении рабочего времени. В результате воздействия негативных вышеперечисленных факторов медицинский персонал всех уровней подвержен трехкомпонентной структуре выгорания, и, как следствие, психоэмоциональному истощению, цинизму и редукции профессиональных достижений, что впоследствии может способствовать ухудшению оказываемой медицинской помощи [6]. В этой связи еще на этапах обучения в ВУЗах психологическая и профессиональная подготовка студентов, на наш взгляд, играет немаловажную роль. Подготовленный специалист, обладающий необходимыми приобретенными навыками и умениями (работа с конфликтными пациентами, поддержание стабильных личностных взаимодействий с коллегами, нормализация режима отдыха и труда), способен к самоанализу и самостоятельному преодолению возникающих стрессов [1, 5].

В заключении вышесказанного хотим обратить внимание на слова испанского философа Ортеге-и-Гассете, который отводил особую роль университетскому образованию, призванному стать центром воспитания высокообразованной интеллектуальной элиты [4]. В результате такого рода образования специалист медицинского профиля имеет возможность сформировать самостоятельность мышления, выработать навыки управления поведением пациента и приобрести навыки коммуникативной подготовки, в результате которой вести эффективную просветительскую работу с пациентами. В подтверждение наших выводов, приведем слова известного философа культуры, гуманиста, музыканта и врача, лауреата Нобелевской премии Альберта Швейцера из его работы «Культура и этика», впервые изданной ещё в 1923 г.: «Будут ли материальные достижения несколько большими или несколько меньшими не является для культуры решающим. Её судьба определяется тем, в какой мере убеждения людей сохраняют власть над фактами. Результат плавания зависит не от того, быстрее или медленнее продвигается корабль, идет ли он под парусами или приводится в движение паром, а от того, будет ли правильным его курс и исправным его рулевое управление» [3, 4].


Список литературы

1. Кобякова О. С. Эмоциональное выгорание у врачей и медицинские ошибки. Есть ли связь? [Электронный ресурс] / О. С. Кобякова, И. А. Деев, Е. С. Куликов, И. Д. Пименев, К. В. Хомяков // Социальные аспекты здоровья населения. – 2016. −№ 1 (47). – С. – Режим доступа : http://vestnik.mednet.ru/content/view/732/30/lang,ru/
2. Короленок Л. Г. Сравнительный анализ моделей взаимоотношений «врач-пациент» [Текст] / Л. Г. Короленок // Врач-пациент : сотрудничество в решении проблем здоровья : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. – 2017. − С. 29-32.
3. Лапина С. В. Эффективная коммуникация в системе «врач-пациент» и формирование комплаенса [Текст] / С. В. Лапина, Т. В. Селиванова // Врач-пациент : сотрудничество в решении проблем здоровья : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. – 2017. − С. 37-42.
4. Лукьянова Л. И. Некультурность как тенденция развития современной цивилизации [Текст] / Л. И. Лукьянова, С. А. Ситкевич // Врач-пациент : сотрудничество в решении проблем здоровья : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. – 2017. − С. 43-46.
5. Силкина А. А. Синдром «эмоционального выгорания» среди врачей различных специальностей в России и за рубежом [Электронный ресурс] / А. А. Силкина, М. К. Саншокова, Е. С. Сергеева // Всероссийская научно-практическая интернет-конференция студентов и молодых учёных с международным участием «YSRP-2014». – 2014. – С. – Режим доступа : https://medconfer.com/node/4331
6. Сурженко Л. В. Ценности личности как фактор формирования синдрома психического выгорания у преподавателей высшей школы [Электронный ресурс] / Л. В. Сурженко, В. А. Луговский // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. − 2013. − №88. – С 1-14. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-lichnosti-kak-faktor-formirovaniya-sindroma-psihicheskogo-vygoraniya-u-prepodavateley-vysshey-shkoly

Расскажите о нас своим друзьям: