Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №02 (43) Февраль 2020

УДК 378.14

Дата публикации 11.02.2020

Курс лекций в традиционной форме: его место в новой модели обучения

Мишина Анна Витальевна
доцент кафедры прикладной физики Тверского государственного технического университета, РФ, г. Тверь, nna32@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема сохранения качества образования в высшей школе в условиях сокращения аудиторных часов. Переход на дистанционное образование и смешенные формы обучения, повсеместный отказ от проведения лекций в традиционной очной форме может негативно сказаться на уровне знаний учащихся и формировании целостности профессиональной подготовки. Особенно актуален этот вопрос при рассмотрении дисциплинарных кратких обзорных курсов. Практический опыт автора показывает, что очное лекционное общение с учащимися, дополненное интерактивными элементами, позволяет преподавателю в режиме реального времени адаптировать излагаемый материал под уровеньего восприятия аудиторией. Также в статье рассматривается роль очного курса лекций для студентов-первокурсников в формировании навыков самоорганизации и самообучения.
Ключевые слова: дефицит аудиторных часов, новая модель высшего образования, дистанционное образование, традиционные формы образования, качество обучения

Traditional full-time lecture course and its place in the new learning model

Mishina Anna Vitaljevna
assistant professor ofapplied physicsdepartment, Tver State Technical University, Russia, Tver

Abstract: The main problem discussed in this article is how to maintaining the quality of education in High School despite the reduction in classroom hours. Such factors as popularization of online or distant learning and mixed forms of education, the widespread refusal to conduct lectures in the traditional full-time form can lead to a decrease in the level of knowledge of students and their competence as future specialists. This issue is especially relevant considering short review courses of academic disciplines. The author’s experience shows that face-to-face communication with students and the use of interactive elements during the lecture, allows the teacher to adapt in real time the material presented to the audience level of perception. Lecture also allows junior students to acquire self-organization skills.
Keywords: disadvantage of classroom hours, new model of higher education, online education, traditional forms of education, quality of education

Введение. В свете реализации плана мероприятий, намеченных «дорожной картой» Правительства РФ в отношении оплаты профессорско-преподавательского состава, многие российские вузы столкнулись с проблемой сокращения кадров и, как следствие соблюдения норм трудового права, проблемой сокращения аудиторных часов. Экономическая целесообразность также приводит к необходимости укрупнения групп, объединения их в потоки для проведения занятий не только лекционного плана, что ведет к сокращению времени непосредственного контакта преподавателя со студентами. При этом по-прежнему актуальным остается вопрос обеспечения качества образования, формирования у обучающихся необходимых компетенций.

Соблюдение требований учебных программ, разработанных в соответствии со Стандартами по специальностям, с одной стороны, и ужесточение норм аудиторного времени, с другой стороны, зачастую требуют от преподавателя коренного изменения принципов изложения материала по дисциплине. Особенно остро этот вопрос стоит для преподавателей, читающих традиционные общие курсы для студентов первых лет обучения. Целью этих курсов (например, математики, физики, химии для учащихся-младшекурсников на инженерных специальностях) является не только формирование общенаучного взгляда на окружающий мир в аспекте вопросов, освещаемых дисциплиной, но и формирование конкретных умений, навыков видения и использования естественнонаучных законов при реализации целей их будущей инженерной практики. Также эти курсы закладывают основу аппарата осмысления и решения задач, который используется на последующих дисциплинарных этапах обучения.

Новые формы обучения в условиях ограничения аудиторного времени. В связи с насущным вопросом обеспечения нормального учебного процесса возникает все больший интерес к новым формам обучения, изложения информации, а также новым способам контроля знаний и навыков. Проблемы экономического характера, побуждающие искать инновационные пути в организации образовательного процесса, не являются уникальными для России. Общемировой тренд в настоящее время предполагает решение в более широком использовании дистанционных образовательных инструментов, выгоды и перспективы которых изложены в [1]. Аудиторное время лекционного курса при таком подходе часто трансформируется к проведению установочных лекций и последующих консультационных встреч, а основные трудозатраты преподавателя направлены на разработку качественных материалов для самоподготовки студентов. Примером тому за рубежом может служить полный отказ от чтения лекций по математике в Оксфордском университете. Студенты самостоятельно изучают материал по учебникам и пособиям при активной консультационной помощи со стороны преподавателей [2]. В России доля вузов, реализующих образовательные услуги с использованием онлайн-технологий, составляет 37,6% (по состоянию на конец 2018 года) [11, п.2.3.6]. При этом более 80% общего числа онлайн-курсов предлагается частными вузами. А государственные учреждения, обучение в которых на сегодняшний день котируется выше, в большинстве своем по-прежнему предпочитают использовать традиционные методы работы со студентами [3]. Хотя также следует отметить, что в некоторых ведущих государственных университетах доля онлайн-курсов в общем объеме учебных программ достигает 70% (например, в НИТУ «МИСиС») [12, стр.5].

Другой путь решения проблемы сохранения качественного образования в условиях сокращения контактного времени предполагает использование аудиторных часов для различных форм интерактивного обучения. В отличие от традиционной схемы однонаправленного изложения материала на лекциях, методы интерактивного обучения ориентированы, прежде всего, на диалог, т.е. на более активное взаимодействие учащихся как с преподавателем, так и между собой [4]. Акцент ставится на плодотворное сотрудничество в процессе познания, результативное взаимодействие в коллективе как на основу существования и развития общества. При организации такого вида занятий роль преподавателя меняется: из доминирующей она трансформируется в направляющую, консультирующую и контролирующую. Изменяется и форма ознакомления учащихся с предметным курсом: изучаемый материал разбивается на темы, подтемы и проблемные вопросы, обсуждение и изучение которых оптимально для работы в подгруппах,  разрабатывается задания, выполнение которых предполагает коллективное взаимодействие, формулируются темы для межгрупповых дискуссий и т.д. Дополнительной сложностью для преподавателя при такой форме организации и проведения занятий является одновременное соблюдение принципа индивидуализации и принципа сотрудничества. [5]

Очный курс лекций и его место при переходе на новые формы обучения. Балацкий Е.В. доказывает, что в настоящее время использование дистанционных методов обучения в сочетании с интерактивными считается «более перспективной моделью и, по сути, безальтернативной в условиях сложившейся патовой ситуации в вузах России» [2. стр. 67]. О практическом воплощении этой модели обучения заявил ректор ВШЭ Кузьминов Я. И. в ходе международной образовательной конференции EdCrunch 2018.  В частности, он сообщил, что вуз ВШЭ в пятилетний срок намерен полностью отказаться от очных лекций, заменив их онлайн-курсами [12, стр.5]. Первым аргументом в пользу данного решения, был выдвинут тот факт, что посещаемость лекций имеет достаточно низкий показатель 15-17%. И это говорит о том, что с точки зрения студентов курс лекций в традиционной форме принципиально устарел и значительно уступает в результативности самостоятельной работе. Вместе с тем, результат опроса, проведенного на базе Новосибирского государственного технического университета среди студентов, выявил иное мнение учащихся: форма лекции не имеет значения, если она интересна и помогает решить задачу прохождения промежуточной и итоговой аттестации [6]. Тот же опрос показал, что более 50% студентов голосуют за очную форму проведения лекций, а для учащихся первого семестра обучения в вузе этот процент предпочтения составляет свыше семидесяти. Результат анализа масштабного анкетирования среди студентов факультета государственного управления МГУ показал, что в глазах учащихся основными проблемами лекций в равной степени являются, как содержание лекционного материала, его слабая связь со специальностью и практикой, так и методика чтения лекций, недостаточное использование Интернет-технологий [7].

По мнению автора, упразднение очных лекционных часов при решении проблемы обучения в условиях дефицита аудиторного времени не всегда оправдано, и особенно это касается работы со студентами, только поступившими в вуз.

Каждый дисциплинарный курс  имеет определенный объем, специфику изложения и своих «предшественников», которые представляют собой ранее изученные логически связанные предметные курсы. Например, общеизвестен факт, что достаточно утомительно воспринимаются лекции, предполагающие выписывание в реальном времени длинных формул или сложных схем. Такая работа редко обходится без описок и, как правило, требует многократного повторного обращения к изложенному для вдумчивого осмысления. Что-либо спросить о стертой ранее формуле или многократно возвращать преподавателя к закрытому слайду, не нарушив динамики лекции, бывает весьма затруднительным. Материал такого плана действительно легче воспринимается в индивидуальном режиме по видеокурсам и методической литературе при последующем обсуждении на консультациях. И напротив, краткие курсы обзорных лекций по общим предметам или масштабным дисциплинам существенно лучше воспринимаются в классическом варианте поточных лекций. Здесь крайне важна обратная связь со слушателями: эпизодические вопросы к аудитории держат учащихся в тонусе и позволяют расставить акценты, «реплики из зала» побуждают лектора своевременно устанавливать связь с материалом предыдущих дисциплинарных курсов, приводить примеры из истории науки или инженерного опыта, из собственной жизни. В разумных количествах это оживляет течение лекции, не нарушая ее обзорной направленности. Использование новых технологий, таких как визуализация понятий, скрайбинг, позволяет сделать усвоение информации еще более эффективным [8]. По опыту автора, достичь экономии времени при изложении обзорных курсов удается, только совмещая лекционные часы и проверочные. Введение тестирования в последние пять-десять минут занятия обеспечивает контроль без ущерба для качества обучения. Это одновременно побуждает учащихся более внимательно относиться к содержанию лекции. Положительный результат применения такой схемы проведения лекционных занятий изложен автором в [9].

Студенты-первокурсники в большинстве своем являются вчерашними школьниками, и они ориентированы на то, что учитель излагает на уроке материал максимально подробно, в объеме, практически полностью совпадающем с объемом требований, необходимых для сдачи школьных экзаменов. Достаточно быть внимательным на уроках – и не придется заглядывать в учебник. Поэтому многие первокурсники не умеют самостоятельно извлекать необходимые знания из учебной литературы и нарабатывать умения по методическим разработкам. Дополнительной сложностью при этом является тот факт, что младшекурсники в краткие сроки изучают очень объемные общие дисциплины, которые фактически являются расширенной версией излагаемых ранее в школе предметов. При этом изложение материала зачастую осуществляется на непривычном им научном языке. Например, в естественнонаучных курсах используется интегро-дифференциальный аппарат высшей математики, основы которого в школьной программе рассматриваются только на уроках математики и не используются при решении задач по физике или химии. Изучая материал самостоятельно, учащиеся зачастую теряются в объемах и с трудом расставляют приоритеты. Второстепенные вопросы отнимают неоправданно много времени, в то время как ключевые аспекты дисциплины, которые важны для изучения последующих предметных курсов и профессиональной деятельности, остаются нерассмотренными. Руководящая и контролирующая роль преподавателя на этапе освоения общих предметов не может быть эффективной только в режиме консультаций. Грамотно составленный видеокурс, который, в том числе имеет ссылки на конкретные параграфы учебников и методичек, помогает снять остроту этой проблемы. Но повсеместное использование видеокурсов на первых шагах обучения в вузе имеет свои сложности.

Режим самостоятельной работы как основного продуктивного времени при  обучении требует определенного привыкания. Школьники воспитаны в традиции обязательности посещения уроков. Учитель строго контролирует наработку необходимых умений во время каждого занятия. Выполнение домашних заданий также носит обязательный, жестко контролируемый, а не рекомендательный характер. (Но если урок по каким-либо причинам был отменен  - можно ничего не учить и не делать.) Во многих школах преподавателей обязуют проводить дополнительные занятия для отстающих учеников и для тех, кто пропустил уроки по уважительным причинам, например, по болезни или из-за участия в соревнованиях. Следует также учесть, что в школе материал излагается, как правило, в устной форме с использованием наглядных пособий. При этом его объем и подача нередко определяются эмоциональным откликом класса. Таким образом, у большинства недавних выпускников десятилетием сформирован устойчивый настрой на восприятие нового материала только при очном контакте с преподавателем в режиме жёсткого, еженедельного и даже ежедневного контроля. Следовательно, для студентов первого года обучения очный регулярный лекционный курс имеет во многом адаптационный характер: изучаемый материал излагается с учетом эмоционального отклика аудитории, что очень важно для понимания, но индивидуальный контроль в виде возможного пятиминутного тестирования присутствует в минимальной степени. Буйновский А. С. и др. в [10] считают, что обязательный контроль, в том числе и на лекциях, вынуждает студентов ради хорошей рейтинговой оценки регулярно работать по принуждению. Но к концу первого учебного года привычка систематической проработки материала перерастает в навык самостоятельной  эффективной организации учебного режима. Не следует сбрасывать со счетов и воспитанные в школе качества: ученик привык считать своей обязанностью посещение занятий, а также он знает, что должен слушать и запоминать, когда говорит учитель. Притом что фактически текущих проверок знаний становится значительно меньше, зачастую только эта установка и позволяет студенту-первокурснику подойти подготовленным к первой сессии.

Заключение. Экономическая необходимость сокращения аудиторных часов требует поиска новых форм и методов обучения. Большинство из них предполагает отказ от традиционного проведения лекционных курсов в пользу дистанционных форм обучения с расширением времени самостоятельной работы студентов. Ориентируясь на общемировую практику перехода на смешанную модель обучения (использование лекционных видеокурсов с последующим обсуждением изучаемого материала в мастер-классах), тем не менее, следует учесть, что очный курс лекций по-прежнему актуален на начальном этапе обучения в вузе. Использование данной формы аудиторной работы максимально оправдано при рассмотрении обзорных кратких курсов. Также следует учесть, что для студентов-первокурсников  режим посещения аудиторных лекций носит адаптационный характер и способствует формированию навыка самостоятельно эффективно распределять рабочее время и время отдыха.


Список литературы

1. Балацкий Е.В. Новые тренды в развитии университетского сектора // Мир России: Социология. Этнология. 2015. № 4. С. 72–98. Режим доступа: https://mirros.hse.ru/issue/archive (Дата обращения: 25.12.2019)
2. Балацкий Е.В. «Ловушка аудиторных часов» и новая модель образования// Высшее образование в России. 2017. №2. С.63-69. Режим доступа: http://vovr.ru/ (Дата обращения: 25.12.2019)
3. Днепровская Н. В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Статистика и Экономика. 2018. Т. 15. № 4. С. 16-28. Режим доступа: https://statecon.rea.ru/jour/issue/archive (Дата обращения: 09.02.2020)
4. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций //Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2011. № 4. С. 13.Режим доступа: http://technomag.edu.ru/archive.html (Дата обращения: 25.12.2019)
5. Болкунов И. А. Обучение при сокращении контактных часов // Таврический научный обозреватель. 2017. № 2 (19). С. 15-18. Режим доступа: http://tavr.science/arhiv/2017-god/ (Дата обращения: 25.12.2019)
6. Асташова Т. А. Современная лекция глазами студентов: пути развития // Открытое образование. 2017. Т. 21. № 4. С. 34-42. Режим доступа: https://openedu.rea.ru/jour/issue/archive (Дата обращения: 09.02.2020)
7. Беляева Г. Ф., Царенко А. С. Опросы «Преподаватель глазами студента» как инструмент совершенствования управления учебным процессом в вузе // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 32. С. 2. Режим доступа: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/vipusk/32_2012.htm (Дата обращения: 09.02.2020)
8. Смирнова М.А., Кривенко И.В., Стукалова Н.А., Кошкина Г.В. Роль визуализации понятий при изучении естественнонаучных дисциплин//В сборнике: Актуальные проблемы качества образования в высшей школе. Материалы докладов науч.-практ.конф. Под ред. В. Б. Петропавловской. Тверь. 2019. С. 173-177.
9. Мишина А. В. Адаптационная связь между методами обучения и контроля знаний по физике в школе и в вузе // В сборнике: Актуальные проблемы физики и технологии в образовании, науке и производстве Материалах Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 91-93.
10. Буйновский А. С., Медведева М. К., Молоков П. Б., Стась Н. Ф. Технология обучения, направленная на развитие самостоятельности студентов //
Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. № 4. С. 244-248. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-obucheniya-napravlennaya-na-razvitie-samostoyatelnosti-studentov/viewer (Дата обращения: 09.02.2020)

Список источников
11. Показатели развития информационного общества в Российской Федерации//Федеральная служба государственной статистики Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/monitor_rf.xls (Дата обращения: 09.02.2020)
12. Газета «КоммерсантЪ» № 179 от 02.10.2018. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3758336 (Дата обращения: 09.02.2020)

Расскажите о нас своим друзьям: