Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12 (41) Декабрь 2019

УДК 372.851

Дата публикации 30.12.2019

Критерии развития творческого мышления школьников

Коробейникова Наталья Алексеевна
к.п.н., доцент кафедры предметных технологий начального и дошкольного образования, Омский государственный педагогический университет, Россия, г. Омск, natt_matt@mail.ru

Аннотация: В данной статье освещается проблема развития творческого мышления школьников. Рассмотрены различные подходы к определению творческого мышления. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью выделения критериев развития творческого мышления школьников.
Ключевые слова: творчество, творческое мышление, развитие творческого мышления, критерии творческого мышления, процессуальные характеристики творческого мышления

Criteria for the development of creative thinking

Korobeinikova Natalya Alekseevna
Ph.D., associate professor of the Department of Subject Technologies of Primary and Preschool Education, Omsk State Pedagogical University, Russia, Omsk,

Abstract: This article highlights the problem of the development of creative thinking. Various approaches to the definition of creative thinking are considered. The analysis of psychological, pedagogical and methodological literature with the aim of highlighting the criteria for the development of creative thinking of younger students.
Keywords: creation, creative thinking, development of creative thinking, criteria for creative thinking, procedural characteristics of creative thinking

В современной системе образования со всей очевидностью и глубиной выявилось противоречие между творческостью и технологичностью. С одной стороны, требования современной ситуации таковы, что простого обладания некоторой суммой знаний недостаточно; необходима постоянная готовность к изменению, готовность к творчеству. С другой стороны, образование – это всегда технология, а творческость таинственным образом ускользает из рамок технологии.

В широком смысле творчество рассматривается А.Я. Пономаревым [1] как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию, но специфика творчества как сознательного и преднамеренного процесса в этом случае исчезает. Поэтому более приемлемо понимание творчества, данное, например, в «Словаре» С.И. Ожегова: «Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» [2, С. 254].

Понимание творчества как генерирования новых, ценных и осмысленных идей дается и М. Боден. Для Р. Мэй существенным показателем творчества было реалистичное решение проблемы. Творческий процесс, по С. Медику, – это переформулирование ассоциативных элементов в новые комбинации, отвечающие поставленной задаче. Чем из более отдаленных зон смыслового пространства взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению. У С.С. Беловой [3] находим, что сущность процесса творчества заключается:

1) в завершении схемы, восстановлении пробела в репрезентации задачи (О. Зельц);

2) в реорганизации информации или переформулировке задачи (К. Дункер);

3) в нахождении аналога задачи (Д. Гентнер);

4) в случайных рекомбинациях идей (Д. Саймонтон);

5) в порождении новых, оригинальных идей (Дж. Гилфорд);

6) в ассоциировании отдаленных элементов опыта (С. Медник);

7) во взаимодействии логического и интуитивного режимов мышления (Я.А. Пономарев).

Разные авторы определяли творчество по-разному. При всех различиях этих определений в них, тем не менее, есть нечто общее: способность к творчеству определяется как способность создавать нечто новое, оригинальное. Когда Д.Н. Морган, проанализировал 25 различных определений творчества, общим в них было только одно: создание чего-то уникального.

Таким образом, анализ научно-методической литературы позволяет заключить, что первым существенным признаком творчества является преобразование явлений, вещей, процессов действительности или их образов, наглядно-чувственных или мысленных; вторым существенным признаком творчества является его новизна, оригинальность. Выделенные признаки творчества становятся существенными при переносе их на учебную деятельность учащихся – это привитие учащимся навыков в преобразовании явлений, вещей процессов, в поиске новых комбинаций, что и есть «существо творчества», а также организация такой деятельности, в процессе которой предметы или образы, хотя и имеющиеся в действительности и не являющиеся для нее новыми, создаются при помощи новых оригинальных приемов, операций или при помощи новых орудий.

Далее рассмотрим основные критерии творческого мышления. Наибольшее распространение в отечественной и зарубежной психологии среди критериев творческого мышления получили показатели креативности Дж. Гилфорда и Е.П. Торренса:

  • способность к обнаружению и постановке проблем;
  • способность к генерированию большого числа идей;
  • гибкость – способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта;
  • оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  • способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

Основные подходы к исследованию данного вопроса систематизированы нами и представлены в таблице (табл 1).

Таблица 1. Основные подходы к определению творческого мышления и его критериев

 

Ученый или группа ученых

Термин,

обозначающий творческое

мышление (*)

Критерии творческого мышления

1

Д. Гилфорд

Д.Б. Богоявленская

Дивергентное –

(конвергентное)

  • оригинальность
  • семантическая гибкость
  • образная адаптивная гибкость
  • семантическая спонтанная гибкость

2

Я.И. Пономарев,

О.К. Тихомиров

Интуитивное –

(логическое)

  • непосредственность
  • пластичность
  • отсутствие четко выраженных этапов
  • минимальная осознанность
  •  возможность ошибочного результата

3

К. Юнг

Интуитивное-

(мыслительное)

  • ощущение истины
  • ориентация на практику (практически полезное использование знаний вне зависимости от их истинности и логической непротиворечивости)

4

Э. Боно

Нешаблонное-

(шаблонное)

  • широкое использование визуализации
  • оперирование «малыми вероятностями»
  • «сдвиг» внимания
  • изменение подхода к задаче

5

Е. Торранс,

М.А. Холодная

Креативное-

(некреативное)

  • чувствительность к проблемам
  • ощущения неудовлетворенности
  • ощущение недостаточности своих знаний
  • чувствительность к отсутствующим элементам и дисгармонии

6

Г. Линдсей

К. Халл

Р. Томсон

Творческое-

(критическое)

  • оригинальность
  • способность к генерированию собственных идей, а не описывание чужих мыслей
  • способность к открытию принципиально нового знания

 

А.В. Брушлинский

З.И. Калмыкова

Продуктивное –

(репродуктивное)

  • оригинальность мысли
  • быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей
  • «восприимчивость» к проблеме, ее непривычное решение, чувство новизны
  • беглость мысли
  • способность чувствовать нечеткость рассуждений
  • способность найти новые непривычные функции объекта или его части
  • полноценность приводимых аргументов

*В скобках указан термин, означающий понятие, противоположное по смыслу понятию «творческое мышление».

Проведенный анализ показывает, насколько велики различия в терминологии, используемой учеными для описания творческого мышления и его критериев. Хотя подходы к определению критериев творческого мышления довольно многообразны, среди последних можно все-таки выделить наиболее часто встречающиеся: беглость, гибкость, оригинальность.

Под беглостью мышления в психологии обычно понимают количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторым требованием.  Гибкость – это способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию, оригинальность выступает как один из самых ярких показателей субъективной новизны продуктов и структурных компонентов мышления, на основании которого его относят к творческому мышлению.

Помимо критериев творческого мышления, таких как оригинальность, гибкость, беглость в психолого-педагогической литературе выделяют уровни креативности. В работе Л.Я. Дорфмана [4] сопоставлены наиболее известные отечественные и иностранные классификации уровней креативности. Типология креативности описана на основе ее главных особенностей – полезности и производства новизны.

Автор подчеркивает, что типологии креативности могут развертываться в разных направлениях. Во-первых, это типологии, которые разводят и отделяют креативность от смежных феноменов. Примеры тому – типология Kaufmann, посвященная выяснению того, что составляет креативность, и чтó креативностью не является, а также типология Cropley, описывающая креативность через понятия новизны и полезности. Во-вторых, это типологии креативности как процесса и ее отношений с обработкой информации, как у Е.В. Гавриловой и Д.В. Ушакова. В-третьих, это типологии, так сказать, внутри креативности – как у Unsworth.

Важнейшим элементом творческого мышления называется постановка новых вопросов или видение новых проблем в традиционной ситуации. Некоторые исследователи считают одним из важнейших проявлений творческого мышления способность видеть общие черты в различных явлениях и замечать существенные различия в достаточно сходных объектах. Другие усматривают эти черты в умении добиваться искомого результата, не располагая образцом действия; в способности выдвигать гипотезы и проверять их в дальнейшем. Ряд авторов говорит о важности для определенного типа задач альтернативного поиска средств и способов решения. Н.А. Менчинская выделяет следующие черты: умение широко варьировать способы действия, подчинять направление поисков поставленной задаче, отбрасывать принятые «ходы мысли», гибко видоизменять способы действия соответственно задаче.

Педагогом И.Я. Лернером [5] выделены процедуры творческого мышления – качественные характеристики процессуальной стороны творчества:

1. Самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию. Эта процессуальная сторона творческого мышления состоит в том, что, решая какую-либо новую для него проблему, ученик способен использовать ранее усвоенные знания и умения для поиска решения.

2. Видение новой проблемы в знакомой ситуации. Суть черты в том, что учащийся сам усматривает проблему, когда она не задана открыто ситуацией или другим человеком.

3. Видение новой функции объекта. Эта черта состоит в том, что человек, привыкая к окружающим предметам, умеет видеть в них способность служить иной, неожиданной цели.

4. Поиск альтернативного решения, т.е. возможных различных решений данной проблемы, способов решения, наличия противоречивых фактов.

5. Комбинирование ранее известных способов решения проблемы в новые.

6. Видение структуры объекта, т.е. способность улавливать все элементы нового объекта, существенные и несущественные, а также соотношение этих элементов.

7. Построение принципиально нового способа решения. Оригинальное решение учащимися задач свидетельствует о видении нового способа решения.

Возникновение новых идей, оригинальных решений В.И. Андреев [6] связывает с активизацией подсознательных процедур творческого мышления и активизацией логических, сознательных процедур деятельности. Он отмечает двойственную природу творческого мышления: с одной стороны – логические приемы (анализ, синтез, обобщение, доказательство, классификация и др.), с другой – эвристические (эмпатия, свободное ассоциирование, различные типы аналогий).

Составляющие характеристики понятия «творческое мышление» нами представлены на схеме (рис. 1).

Рисунок 1. Составляющие характеристики понятия «творческое мышление»

Таким образом, при рассмотрении вопроса о развитии творческого мышления школьников выявили, что существует несколько типов определений творчества: определения, опирающиеся на новизну как критерий творчества; определения, включающие процесс; определения на основе подхода с позиции умственных способностей. Среди основных критериев творческого мышления выделяются беглость, гибкость и оригинальность.

 Развитие творческого мышление учащихся будет проходить успешнее, если в процесс обучения включить процедуры творческого мышления (качественные характеристики процессуальной стороны творчества): самостоятельное осуществление переноса знаний и умений  в новую ситуацию; видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение новой функции объекта; поиск альтернативного решения; комбинирование ранее известных способов решения проблемы в новые; видение структуры объекта; построение принципиально нового способа решения.

Все сказанное позволяет подтвердить вывод о том, что творческое мышление характеризуется сложной структурой и множественностью компонентов.


Список литературы

1. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.И. Пономарев. – М.: Наука, 1976. – 303 с.
2. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – М.: Мир и Образование, 2018. – 1376 с.
3. Творчество: наука, искусство, жизнь. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения Я.А. Пономарева / Отв. ред.: С.С. Белова, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная. – М.: Институт психологии РАН, 2015. – 398 с.
4. Дорфман Л.Я. Уровни и типы креативности: анализ современных психологических концепций /Л.Я. Дорфман // Психологический журнал. – 2015. – Том 36. – №1. – С. 81-90.
5. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения /И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981. – 186 с.
6. Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с

Расскажите о нас своим друзьям: