Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №3(20) Март, 2018

УДК 372.8

Дата публикации 31.03.2018

Характеристика возможностей мобильных приложений для изучения иностранного языка

Волкова Светлана Александровна
старший преподаватель кафедры иностранных языков, Уральский государственный аграрный университет, РФ, г. Екатеринбург, volkova.urgau@mail.ru
Арапов Михаил Владимирович
студент, Уральский государственный аграрный университет, РФ, г. Екатеринбург

Аннотация: Процесс информатизации современного общества влечет за собой информатизацию образования, одно из направлений которого связано с использованием мобильных приложений для обучения различным предметам, в том числе иностранному языку, преимущественно английскому. В статье рассматриваются алгоритмы обучения в некоторых мобильных приложениях на платформах Android и iOS, и даётся характеристика их возможностей при обучении языку.
Ключевые слова: мобильные приложения, изучение иностранного языка, алгоритм обучения, Play Market, AppStore, Android, iOS

Features of mobile applications for learning a foreign language

Volkova Svetlana Aleksandrovna
senior lecturer foreign languages department, Ural state agrarian University, RF, Ekaterinburg, volkova.urgau@mail.ru
Arapov Mikhail Vladimirovich
student, Ural state agrarian University, RF, Ekaterinburg

Abstract: The process of informatization of modern society results in informatization of the education process; and one of its directions is connected with the use of mobile applications for teaching various subjects, including a foreign language, mainly English. The article deals with learning algorithms in some particular mobile applications on Android and iOS platforms, and describes their capabilities in language teaching.
Keywords: mobile applications, foreign language learning, learning algorithm, Play Market, AppStore, Android, iOS

Современное общество находится под сильным влиянием  информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, способствуют распространению информационных потоков в обществе, образуют глобальное информационное пространство. В процессе информатизации общества происходит и информатизация образования, одно из направлений которого связано с использованием мобильных приложений для обучения различным предметам, в том числе иностранному языку, преимущественно английскому.

В настоящее время английский язык проник во многие сферы жизнедеятельности. Около миллиарда людей на планете говорят по-английски. Это язык политики, дипломатии, бизнеса, науки, спорта. На английском языке хранится 80% мировой информации. Каждый русскоговорящий человек хотя бы раз в своей жизни сталкивался с английской речью и порой не понимал ее значение. Естественно, выходом из данной ситуации является изучение данного языка, однако не каждый способен выдержать годы обучения без определенной мотивации. Для таких людей специально были разработаны игры, обучающие иностранным языкам и поддерживающие стремление его изучать. Данная форма изучения особенно эффективна в случае с детьми. Удовольствие, получаемое в процессе изучения языка, становится помощником в раскрепощении ребенка и способствует формированию стойкого интереса к учебному процессу. Однако это не значит, что такой способ применим только к детям, для взрослых так же существуют свои приложения.

Технологии, вошедшие в нашу жизнь, являются очень хорошим инструментом во многих сферах жизни, включая образование. Самым удобным, на сегодняшний день, является обучение через мобильное устройство, так как оно всегда под рукой, и в любое свободное время можно уделить внимание совершенствованию навыков английского или любого другого языка. Так всегда можно использовать поездку в транспорте или ожидание в очереди с пользой.

Самые популярные на сегодняшний день платформы, такие как Android и iOS, изобилуют множеством игр, так что даже не самый искушенный обучающийся сможет выбрать подходящее приложение. Однако не все приложения могут дать результат или вовсе заинтересовать пользователя.

Опираясь на статистику “Play Market” самые популярные приложения набирают примерно от 100 тысяч до 5 миллионов скачиваний, те же приложения в “AppStore” имеют большую аудиторию и набирают до 150 миллионов скачиваний.

Анализируя принципы и подходы к обучению, можно выделить несколько плюсов и минусов приложений. Явным упущением процесса самообучения является недостаточное внимание к грамматике и правилам английского языка. Зачастую разработчики опираются на запоминание слов и часто используемых фраз; реже на произношение.

Разберем алгоритм обучения на примере приложения “Memrise”. Принцип очень прост: сначала обучающемуся показывается иностранное слово и его аналог на родном языке, после чего в виде теста пользователю предоставлен перечень вариантов ответа, один из которых - значение запоминаемого слова. При успешном ответе несколько раз слово помечается как “выученное”. Присутствует режим повторения слов, при котором можно вспомнить выученные слова, если те были забыты. Также каждое слово произносится, что в дальнейшем помогает ориентироваться в английской речи и воспринимать ее на слух.  Данный подход обучит пользователя переводить легкие конструкции предложений, однако, составление своих предложений или переформулирование текста будет непосильно. А значит, процесс обучения не будет полноценным, так как языком человек владеть не будет.

В каждом приложении присутствует определенная систематичность. Так в приложении “Doulingo” отслеживается разделение слов на изучаемые группы, такие как: еда, одежда, профессии, животные и т.д.

Также имеется обучение грамматике на основе интуитивного понимания правил иностранного языка. Никаких прямых наводок или заучивания правил там нет. Несмотря на то, что этот момент не отпугивает большинство пользователей от игры из-за нежелания встречи с однообразной зубрежкой, но и уверенности в грамотности придуманных предложениях не дает. Чаще всего приложения следят за усидчивостью человека, оповещают при пропуске занятий и дисциплинируют сам процесс обучения. Так, если вы забудете подучиться, оно вам напомнит, а при пропуске и вовсе откатит процесс на несколько уроков назад.

Творения разработчиков подобных мобильных приложений, конечно, не заменят учебник или преподавателя английского языка, но имеют право на существование как альтернативный способ изучения языка. Но при этом, порог вхождения очень низок, как правило, приложения разрабатываются не для определенных групп людей, желающих выучить язык, а “для всех”. Это дает возможность войти использовать приложения любому человеку, знающему как минимум английский алфавит. Данный способ можно рассматривать как первый шаг к овладению языком новичками.


Список литературы

1. App analytics. URL: https://www.appannie.com/
2. Самохина Н.В. Использование мобильных технологий при обучении английскому языку: развитие традиций и поиск новых методических моделей // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6 (часть 3) – С. 591-595.

Расскажите о нас своим друзьям: