Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №4 (33) Апрель 2019

УДК 159.955.4

Дата публикации 17.04.2019

К вопросу о рефлексии в структуре гоночной деятельности на виндсерфинге

Пасикова Мария Вячеславовна
канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания, Южный федеральный университет, РФ, г. Ростов-на-Дону, mariazueva@yandex.ru

Аннотация: Парусный спорт высших достижений предъявляет высокие требования к скорости рефлексии. Процесс рефлексии в гонках на виндсерфинге весьма сложен. В работе рассматриваются различные уровни рефлексии в структуре деятельности в гонках на виндсерфинге, а также приводятся рекомендации по развитию профилирующего для гонщика на виндсерфинге качества - рефлексивности.
Ключевые слова: виндсерфинг, парусный спорт, парусные гонки, рефлексия, рефлексивность

To the question of reflection in the structure of windsurfing racing activity

Pasikova Maria Vyacheslavovna
Сand. Sci. (Ped.), associate Professor, head of Department of physical education, Southern Federal University, Russia, Rostov-on-don

Abstract: Sailing of the highest achievements places high demands on the speed of reflection. The process of reflection in Windsurfing racing is very difficult. The paper discusses the different levels of reflection in the structure of activities in Windsurfing racing, as well as recommendations for the development of profiling for Windsurfing rider quality - reflexivity.
Keywords: Windsurfing, sailing, sailing races, reflection, reflexivity

Рефлексия - это специфический навык, направленный на самосознание, умение фиксировать, анализировать и оценивать свои эмоции, поступки. Рефлексию можно представить как процесс деятельности над деятельностью [1]. Результатом рефлексии может выступать как познание действительности, так и конструирование ее новой модели на основе анализа и корректировки картины осуществленной деятельности. Рефлексия дает возможность человеку постоянно совершенствоваться - искать и находить новые идеи, активировать свои скрытые возможности.

По мнению В.А. Лефевра, рефлексия - это способность встать в позицию "наблюдателя", "контролера" по отношению к другому персонажу, его мыслям и действиям [5]. Г.П. Щедровицкий утверждает, что "акт рефлексии - это изменение статуса свободы" [6], т.е. преодоление препятствия, избавление от сдерживающих факторов. Применительно к гоночной деятельности на виндсерфинге, яхтсмену необходимо найти наилучший для себя выход из нестандартной гоночной ситуации посредством конструирования новой модификации технико-тактических действий на основе рефлексии происходящего.

В парусном спорте рефлексия является двусторонним процессом, где яхтсмен не только узнает и осознает самого себя, но и устанавливает, как его знают и понимают соперники.

Проблема понимания действий соперников в гонках на виндсерфинге весьма актуальна с точки зрения достижения высокого спортивного результата. Правильное понимание текущих и предвидение дальнейших действий соперника в гонке позволяет яхтсмену рационально планировать собственные действия сообразно гоночной ситуации. Специфика гоночной деятельности  виндсерфингиста отличается особой рефлексивной направленностью его деятельности [3]. Яхтсмену в гонке приходится мыслить не только о собственных тактико-технических действиях, но и о действиях соперников, с учетом которых ему следует планировать и осуществлять свои действия.

Для парусного спорта вообще и для гонок на виндсерфинге в частности свойственно постоянное решение оперативно-рефлексивных задач, т.е. наиболее значимыми элементами этого процесса являются отражение действий соперника в сознании яхтсмена и скорость выдачи ответного действия [2]. В этой связи можно сделать вывод о высокой значимости рефлексии, важнейшего компонента деятельности в гонках на виндсерфинге, обеспечивающего продуктивное гоночное взаимодействие.

В организации гоночного взаимодействия в парусном спорте особое значение имеет рефлексивное мышление - яхтсмену, находящемуся  в гонке, необходимо выполнять те или иные тактико-технические действия строго исходя из постоянного процесса отражения хода мыслей соперника в своем сознании. Парусный спорт высших достижений предъявляет высокие требования к скорости рефлексии, в этой связи важная роль отводится хорошо развитой интуиции яхтсмена. У яхтсмена процесс рефлексии включает в себя не только знание и понимание своих тактико-технических действий в гонке, но и осознание действительного восприятия и оценивания его соперниками.

А.В. Карпов в своих работах дает описание различных уровней рефлексии [4]. Применительно к гонкам на виндсерфинге суть уровневого процесса рефлексии сводится к следующему. Рассмотрим гоночную ситуацию, действующих лиц которой условно назовем "яхтсмен" и "соперник". Процесс рефлексии будем рассматривать с позиции "яхтсмена". Гонщики заканчивают лавировку и выходят на 1 знак, при огибании которого "яхтсмен" обгоняет "соперника". 1 уровень рефлексии - "яхтсмен" производит оценку ситуации - в результате каких своих действий и за счет каких ошибок "соперника" ему удалось вырваться вперед, что он думает и чувствует по этому поводу. 2 уровень рефлексии - "яхтсмен" анализирует ситуацию с позиции "соперника" - производит попытку разгадать чувства "соперника", упустившего первенство, какие причины своего проигрыша выделяет "соперник" и каким видит "яхтсмена". 3 уровень рефлексии - "яхтсмен" строит предположения о том, каким он видится "сопернику", т.е. пытается представить, как бы "соперник" ответил самому себе на такие вопросы: "Как меня воспринимает "яхтсмен" в связи с создавшейся ситуацией?",  "Что думает "яхтсмен" о самом себе, вырвавшись вперед?". 4 уровень рефлексии - "соперник" думает о тактико-технических действиях "яхтсмена"; "яхтсмен" имеет мнение о мыслях "соперника" по поводу своих тактико-технических действий; "соперник" оценивает мнение "яхтсмена" о своих мыслях по поводу тактико-технических действиях "яхтсмена". Так вот, "яхтсмен" должен все это сопоставить и выяснить оценочные данные восприятия "соперника".

Сложность процесса рефлексии в гонках на виндсерфинге обуславливается следующим. Во-первых, парусная регата включает в себя определенное количество гонок. Во-вторых, победа в регате присуждается в зависимости от количества набранных очков в каждой из гонок (по наименьшему суммарному количеству очков). В-третьих, в борьбе за победу в каждой гонке у яхтсмена имеется один или несколько основных соперников. В-четвертых, в борьбе за победу в регате у яхтсмена может быть один или несколько основных соперников, не всегда совпадающих с основными соперниками в каждой из гонок. В этой связи описанный выше процесс значительно усложняется за счет увеличения действующих лиц (соперников).

Для достижения стабильного высокого результата в гонках на виндсерфинге яхтсмену необходимо использовать рефлексию постоянно. Так развивается весьма важное профилирующее качество - рефлексивность. С целью развития рефлексивности у гонщиков на виндсерфинге целесообразно проводить групповых занятия по теоретической подготовке, на которых бы рассматривались различные гоночные ситуации с обозначением рефлексии. Кроме того, можно порекомендовать к использованию теоретическую игру "Гонка на бумаге в клеточку". Суть этой игры состоит в следующем. У каждого яхтсмена  в руках лист бумаги "в клеточку" и ручка. Внизу листа расположена стартовая линия, в верхней его части - 1 знак - цель гонки. За один ход яхтсмен может продвинуться на одну клетку, рисуя стрелку по диагонали (вправо или влево, в зависимости от галса). На каждом ходу тренер оговаривает ветво-волновые условия и вводит различные сбивающие факторы. Яхтсмены должны сделать ход с учетом указанных условий и факторов, рефлексируя свои действия с действиями соперников. В процессе таких теоретических игр рождаются новые идеи и тактические подходы к ведению гонок на виндсерфинге, и существует шанс включения механизмов извлечения из подсознания так называемых скрытых знаний.

Под влиянием рефлексии яхтсмен-гонщик на виндсерфинге постоянно совершенствуется, как в личном, так и в деятельностном аспекте, поскольку она дает ему возможность расширить спектр собственных действий на основе анализа различных технико-тактических действий соперников.


Список литературы

1. Бабушкин Г.Д., Салахов Р.Э. Проблема рефлексии в игровом взаимодействии и противоборстве с соперником. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 2 (41). С. 58-60. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_15229892_12680337.pdf (Дата обращения: 11.04.2019)
2. Зуева М.В. Автореферат диссертации "Педагогические аспекты отбора и начальной подготовки яхтсменов-гонщиков 10-12 лет на парусной доске". Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2003.
3. Зуева М.В., Фролов И.И. К вопросу о методике специальной подготовки яхтсменов. Материалы международной НПК «Научные исследования и их практическое применение-2010», Одесса: Черноморье, 2010. С. 66-67.
4. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004. 424 с.
5. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М.: 2000. 136 с.
6. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и Лефевр. Из доклада Г.П. Щедровицкого на семинаре ММК (1972 г.) и комментарий В.А.Лефевра // Рефлексивные процессы и управление: Международный научно-практический междисциплинарный журнал. 2006 № 1. Том 6. С. 5-11. Режим доступа: http://www.reflexion.ru/Library/J2006_1.pdf (Дата обращения 11.04.2019)

Расскажите о нас своим друзьям: