Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №9 (38) Сентябрь 2019

УДК 159.9

Дата публикации 13.09.2019

Изучение особенностей профессионального выгорания

Тукова Екатерина Михайловна
заместитель генерального директора по управлению персоналом, ООО «Газстрой» (г. Нижний Новгород, Россия), магистрант, Нижегородский государственный университет им. Л. Н. Лобачевского (Арзамасский филиал), РФ, г. Нижний Новгород, tem.ok@yandex.ru
Щелина Тамара Тимофеевна
декан психолого-педагогического факультета, доктор педагогических наук, профессор, Нижегородский государственный университет им. Л. Н. Лобачевского (Арзамасский филиал), РФ, г. Арзамас, arz65@mail.ru
Борисов Владимир Олегович
преподаватель высшей квалификационной категории, МБУ ДО «ВДШИ им. Л. Н. Холод», магистр педагогического образования, РФ, Арзамасский р-он, Нижегородская обл., Vladimirborisov004@gmail.com

Аннотация: В статье на основании проведенного анализа психологической литературы, раскрывается содержание понятия «профессиональное выгорание». На основании проведенного анализа взглядов исследователей авторы пришли к выводу, что синдром профессионального выгорания является следствием социально-психологических факторов, проявляющихся в негативной форме. В статье выделены компоненты, позволяющие провести анализ степени выгорания. Авторы раскрывают и описывают основные факторы, влияющие на развитие данного синдрома. В статье приведены примеры профессий наиболее подверженных профессиональному выгоранию. Авторы, опираясь на практический опыт и законодательство, приводят примеры профилактических мер по предупреждению и возникновению данного синдрома.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, стресс, эмоциональное истощение, деперсонализация, отпуск, условия труда

Study of the features of professional burnout

Tukova Ekaterina Mikhailovna
Deputy Director-General of staff-management of Gazstroy (Russia, Nizhny Novgorod), master student, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas Branch), Russia, Nizhny Novgorod
Shchelina Tamara Timofeevna
Dean of the Faculty of Psychology and Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas Branch), Russia, Arzamas
Borisov Vladimir Olegovich
teacher of the highest qualification category, MBI «VSAS n. a. L. N. Holod», Master in education Russia, Arzamas District, Nizhny Novgorod Region

Abstract: The article based on the analysis of psychological literature reveals the content of the concept of "professional burnout". Based on the analysis, the authors concluded that the professional burnout syndrome is a consequence of social and psychological factors that manifest themselves in a negative form. The article highlights the components that allow an analysis of the degree of burnout. The authors reveal and describe the main factors influencing the development of this syndrome. The article provides examples of professions most prone to professional burnout. Authors from practical experience and legislation provide examples of preventive measures to prevent and the occurrence of this syndrome.
Keywords: professional burnout, stress, emotional exhaustion, depersonalization, leave, working conditions

Согласно трудовой теории антропогенеза Фридриха Энгельса «труд создал человека из обезьяны» [13, с. 50]. Действительно, развитие человечества возможно при условии трудовой, то есть целесообразной деятельности человека. Следует отметить, что для достижения положительных результатов деятельности сотрудниками необходимо создать благоприятные условия труда. К одним из факторов, влияющих на условия труда по мнению М. В. Барановой относятся социально-психологические, которыми являются: климат в коллективе, режим труда и отдыха, минимизация физических нагрузок, развитие креативности, разнообразие содержания труда и трудовых функций [2, с. 238]. Стоит отметить, что именно социально-психологические факторы, проявляющиеся в негативной форме, являются причиной такого явления как профессиональное выгорание.

В психологической литературе термин «выгорание» появился в семидесятых годах прошлого века. М. Буриш толкует данный термин, как симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса [1]. Существуют различные варианты словосочетаний, определяющие данный синдром. Так, например, психиатр Г. Фройденберг ввел понятие эмоциональное выгорание, которое проявляется в нарастающем эмоциональном истощении [12]. Ученый связывал возникновение данного синдрома с такими факторами, как постоянная эмоциональная нагрузка при взаимодействии с трудным контингентом, недостаток соответствующего вознаграждения (материального, психологического) за выполненную работу, отсутствие возможности дальнейшего профессионального развития.

Американский психолог К. Маслач применяла термин эмоциональное сгорание, которое включало в себя 3 компонента: эмоциональное истощение, деперсонализация, сокращение личных достижений [8]. Эмоциональное истощение характеризуется состоянием опустошенности, чувственным перенапряжением, истощенностью собственных эмоциональных ресурсов. Деперсонализация по мнению К. Маслач – это склонность к критическому отношению к себе, коллегам, клиентам [8]. Сокращение личных достижений следует понимать, как проявление чувства собственной профессиональной несостоятельности и снятие с себя ответственности.

Г. С. Абрамова и Ю.А. Юдчиц считают, что профессиональное выгорание является следствием хронических стрессов нервной системы во время трудовой деятельности [14]. Действительно к физическому и эмоциональному истощению приводят длительные стрессовые ситуации, которые являются следствием межличностных конфликтов с коллегами или руководством, вредные привычки, неблагоприятные условия труда, большие физические нагрузки, экстремальный характер выполняемой работы. Например, постоянные экстремальные и опасные для жизни условия труда специалиста по спасению пострадавших в экстремальных ситуациях являются причиной хронического стресса, а, следовательно, развития синдрома профессионального выгорания [10]. Следует отметить, что для музыканта-исполнителя сценическое выступление также является стрессовой ситуацией, следовательно, предъявляются новые требования к стрессоустойчивости, помехоустойчивости, саморегуляции исполнителя [5]. Частые выступления на сцене, то есть пребывание в условиях стрессовой ситуации также приводят к появлению синдрома профессионального выгорания. Отметим, что от вида профессиональной деятельности зависит выраженность компонента и уровня выгорания.

Такие психологи, как Дж. Гринберг, Б. Перлман, Е. А. Хартман, М. Буриш, К. Маслач и др. рассматривают профессиональное выгорание как динамический процесс [3]. Данный синдром на различных стадиях его развития может проявляться от уменьшения энергичности, напряженности, до депрессии и развития опасных заболеваний [9]. Следует отметить, что проведенная диагностика способна выявить уровень сформированности синдрома профессионального выгорания, и позволит своевременно принять меры сотруднику и работодателю по устранению причин возникновения симптомов.

Для диагностики выгорания психологи разработали различные методики, такие как опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, опросник MBI К. Маслач и С. Джексона и др. [3]. В. В. Бойко предлагает опросник с помощью которого можно выявить уровень сформированности психологической защиты в форме профессионального выгорания. В опроснике 84 суждения с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться. Полученные ответы позволяют выявить у испытуемого уровень таких показателей синдрома профессионального выгорания, как тревога, депрессия, эмоциональный дефицит, «загнанность в клетку», редукция профессиональных обязанностей и др. [7]. К. Маслач и С. Джексон создали один из самых популярных для измерения выгорания опросник, который содержит 22 утверждения. С помощью данной диагностики возможно определить уровень эмоционального истощения, деперсонализации и редукции персональных достижений. Российские психологи Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова разработали опросник «профессиональное выгорание», который имеет несколько вариантов для различных профессиональных групп, таких как инженерно-технические работники, коммерческий персонал, продавцы, медицинские работники, учителя и др.

Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова считают, что профессиональному выгоранию подвержены в той или иной степени практически все занятые трудовой деятельностью [3]. Результаты проведенных ими исследований показали, «что практически во всех группах работников «социальных» профессий есть достаточно большое количество лиц с высоким и средним уровнями выгорания» [3, c.77]. Данное исследование позволяет утверждать, что педагогический состав школ имеет высокий уровень эмоционального истощения и мотивационно-установочного выгорания, врачи-терапевты и младший медицинский персонал хирургических отделений чаще испытывают эмоциональное истощение и деперсонализацию. Исследование показало, что продавцы-консультанты торговых центров подвержены эмоциональному истощению, тогда как менеджеры торговых центров более подвержены деперсонализации [3]. Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова отмечают, что «работники бюджетных учреждений по сравнению с персоналом коммерческих организаций более подвержены эмоциональному истощению и мотивационно-установочному выгоранию, в связи с не только коммуникативной нагрузкой, но и более низким материальным вознаграждением, а также с этим неудовлетворенностью качеством жизни: переживание социальной несправедливости и незащищенности, потеря социальной престижности и ролевого статуса и др.» [3, с. 79]

Исследования М. Буриша показали, что физическое и эмоциональное истощение приводит к таким негативным изменениям в организме как снижение иммунитета, заболевание внутренних органов, повышение давления, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя, бессонница психические расстройства [1]. Следует также отметить, что профессиональное выгорание приводит к снижению результативности деятельности сотрудников и текучести кадров. Мы считаем, что профилактика данного синдрома является одной из основных задач руководства организации, для решения которой, например, в организации кроме наличия удобных, безопасных и комфортных рабочих мест возможно наличие комнаты отдыха, спортзала, столовой, штатного психолога и др. Создавая данные условия работодатель тем самым предусматривает профилактические мероприятия по предупреждению и возникновению синдрома профессионального выгорания.

Корпоративные спортивные мероприятия представляют собой регулярные соревнования сотрудников предприятий и организаций по различным видам спорта. А. Е. Кликовка отмечет, что основная цель корпоративного спорта – сплочение коллектива через повышение физической активности для выработки командного духа [4]. Действительно, коллективные занятия спортом направлены не только на укрепление здоровья сотрудников, но и способствуют созданию в коллективе дружественной обстановки. Например, турнир по футболу или волейболу на предприятии предполагает неформальное позитивное общение между сотрудниками, сплочение рабочего коллектива и формирование корпоративного духа. Врач Д. Лейк рекомендовал развивать полезные привычки для заботы о психосоматическом здоровье, одной из таких привычек он предлагал любые физические упражнения или спорт, если нагрузки не очень велики и полезны для организма [6]. Следует сделать вывод, что занятие корпоративным спортом позволяет через физические нагрузки, неформальное общение и сплочение коллектива проводить профилактику профессионального выгорания.

Для решения на психологическом уровне различных индивидуальных или межличностных проблем сотрудников в некоторых организациях создаются отделы по работе с персоналом. Основу данных отделов составляют психологи, деятельность которых направлена на проведение индивидуальных консультаций, диагностики и оптимизации психологического климата, разрешение конфликтных ситуаций, уменьшение текучести кадров и т. п. Следует отметить, что штатный психолог является главным специалистом по диагностики и профилактики профессионального выгорания.

Для профилактики профессионального выгорания каждому сотруднику необходим ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставление которого является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следует отметить, что не во всех странах закон обязывает работодателя предоставлять сотрудникам оплачиваемый отпуск. Например, в Соединенных Штатах Америки отпуск предоставляется на усмотрение руководства организации.

В 2018 году вступил в силу Федеральный закон от 23.04.2018 N 113-ФЗ «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» согласно которому у сотрудника появилась возможность получить компенсацию за расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации [11]. Следует отметить, что практика полной или частичной оплаты отдыха сотрудникам существовала и раньше. Так, например, в Краснодарском крае на черноморском побережье существуют оздоровительные комплексы и санатории таких крупных компаний, как ПАО «Газпром», ПАО «РЖД» и др. где бесплатно, с частичной оплатой или корпоративными скидками отдыхают сотрудники данных организаций и члены их семей. Мы считаем, что данная забота работодателя позволит сотруднику не только отдохнуть физически и провести время с пользой для организма, но и восстановить эмоциональные ресурсы организма, нормализовать положительное отношение к себе и окружающим, получить соответствующее вознаграждение (материальное, психологическое) за выполненную работу.

На основании вышеизложенного мы делаем вывод, что профессиональное выгорание следует считать социально и экономически опасным явлением для общества. Данный синдром проявляется в виде психических переживаний и поведений, которые негативно влияют на работоспособность, физическое и психологическое самочувствие сотрудника. Следует отметить, что профилактика профессионального выгорания – это индивидуальный и коллективный процесс, направленный на предотвращение, диагностику, предупреждение и борьбу с данным синдромом и его последствиями. Изучение феномена профессионального выгорания позволяет разработать новые модели диагностики и создать более эффективные способы устранения и профилактики выгорания сотрудников.


Список литературы

1. Burish, M. Burnout-Sundrom-Theorie der inner Erschopfung / M. Burish – Berlin, 1989. – 457 p.
2. Баранова, М. В. Благоприятные условия труда как неотъемлемая часть в любой организации / М. В. Баранова // Управление человеческими ресурсами: теория, практика и перспективы. – Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова. – 2017. – С. 236-238
3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова – ЮРАЙТ, 2017. – 344 с.
4. Кликавка, А. Е. Корпоративный спорт как средство популяризации здорового образа жизни // Молодой ученый. – 2017. – №50.1. – С. 22-24. – URL https://moluch.ru/archive/184/47320/
5. Кобозева, И. С. Постижение сущностных характеристик сценического выступления в музыкальном пространстве образования и культуры / Кобозева И. С., Борисов В. О. // Мир науки, культуры, образования. Международный научный журнал. – 2018. – № 3 (70). – С. 169-171.
6. Лэйк, Д. Как преодолеть стресс / Д. Лэйк. – СПб. : Норинт, 2000. – 80 с.
7. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие./ Д. Я. Райгородский – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.
8. Стебловская, А. В. Теоретическое представление понятия «Синдром эмоционального выгорания» в психолого-педагогической литературе // ИСОМ. 2017. №S1. – С. 140-146.
9. Сурженко, Л. В. Синдром психического выгорания преподавателей высшей школы: ценностно-смысловой аспект: монография / Л. В. Сурженко. – Краснодар: КубГАУ, 2014. – 159 с.
10. Тукова, Е. М. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск как профилактика профессионального выгорания / Е. М. Тукова, Р. П. Туков, В. О. Борисов // Материалы международной научно-практической конференции «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт» – Белгород: Издательство ООО «ГиК», – 2019 – С.295-298
11. Федеральный закон от 23.04.2018 N 113-ФЗ «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // «Российская газета» №88, 25.04.2018.
12. Фройденбергер, Г. Выгорание персонала / Г. Фрейденберг // Журнал социальных проблем. Том 30, выпуск 1 –1974. – С. 159-165
13. Энгельс, Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 348 c.
14. Юдчиц, Ю. А. К проблеме профессиональной деформации // Журнал прикладной психологии. – 2008. - № 2. – С. 17-22.

Расскажите о нас своим друзьям: