Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №12 (41) Декабрь 2019

УДК 159. 92

Дата публикации 19.12.2019

Исследование взаимосвязей генеративности и ценностно-смысловых особенностей личности в период взрослости

Полякова Мария Константиновна
аспирант кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, PolyakovaMK@mail.ru

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей интеграции генеративности в структуру ценностно-смысловых репрезентаций в зависимости от особенностей долженствования и стремлений. По результатам контент-анализа выборка была разделена по двум основаниям: ориентациям личных стремлений (гедонистическая, социальная, направленность на достижения) и особенностям долженствования перед обществом (относящиеся к семейной, личностной и профессиональным сферам). Было выявлено, что генеративность имеет высокую степень интеграции с ценностями относительно семейной и личностной сферы долженствования, а также высокая степень интеграции была выявлена у людей с социальной ориентации. На основании полученных данных сделано предположение об особенной роли убеждений в важности для человека обладать высокими уровнями таких свойств, как доброта, активность (ценность стимуляции) и соответствовать высшим социальным стандартам (ценность достижений).
Ключевые слова: генеративность, ценностные ориентации, взрослость, ценностно-смысловая структура, репрезентации

Research of interrelations of generativity and value-semantic features of personality in the period of adulthood

Polyakova Maria Konstantinovna
Postgraduate, Developmental and Differential Psychology Department, Faculty of Psychology, St. Petersburg State University

Abstract: The article presents the results of an empirical study of the features of integration of generativity into the structure of value-semantic representations depending on the features of duty and aspirations. According to the results of the content analysis, the sample was divided on two grounds: orientations of personal aspirations (hedonistic, social, achievement-oriented) and peculiarities of social obligations (related to family, personal and professional spheres). It was found that generativity has a high degree of integration with values regarding the family and personal sphere of duty, as well as a high degree of integration was revealed in people with social orientation. On the basis of the obtained data, the assumption is made about the special role of beliefs in the importance for a person to possess high levels of such properties as kindness, activity (value of stimulation) and meet the highest social standards (value of achievements).
Keywords: generativity, value orientations, adulthood, value-semantic structure, representations

Исследование выполняется при финансовой поддержке РФФИ, проект 19-013-00812 А

 

Проблема межпоколенного разрыва не является новой, однако интерес к ней не угасает в современном мире вследствие происходящих социальных изменений локального и глобального характера. При этом остаются неисследованными движущие механизмы, лежащие в основе интеграции поколений, связанные с передачей опыта и побуждением к осмыслению своего вклада в существование следующих поколений [2, 7].

Одним из таких механизмов, способных объяснить особенности межпоколенной интеграции, может являться генеративность – направленность на передачу своих опыта и знаний следующим поколениям. Генеративность активно исследуется в западных странах, однако в отечественной психологии почти не изучается. Э.Эриксон считал, что генеративность является задачей взрослости и при благоприятном прохождении предыдущих стадий развития для человека является закономерным появление желания позаботиться о следующих поколениях (Erikson, 1963). Однако в настоящее время доминирует представление о структуре генеративности, базирующейся главным образом на двух факторах: внутреннем желании достичь символического бессмертия за счёт «передачи» себя следующим поколениям и социальном влиянии, связанном с культурными традициями самореализации во взрослом возрасте [5, 9, 10]. Кроме того, исследуются возрастные (Полякова, Стрижицкая, 2016; Lawford, Ramey, 2015; McAdams at al, 1993; Jones, 2014), гендерные (Jackson, 2014), культурные (Faßbender, 2019), профессиональные (Ackerman, Zuroff, Moskowitz, 2000) и другие особенности становления генеративности [1, 4, 5, 6, 8, 10].

Исходя из вышесказанного, снова подчеркнём, что генеративность может быть обозначена как овладение опытом и знаниями, которые могут быть «инвестированы» в следующие поколения. При этом важной особенностью генеративности является подверженность социально-историческому контексту, что требует иного осмысления генеративности, отличного от существующего в иной культурной среде. Мы полагаем, что для изучения показателей межпоколенной трансмиссии и межпоколенной интеграции может быть важным изучение особенностей генеративности в зависимости от ценностно-смысловых особенностей и особенностей картины ментальных репрезентаций (образа окружающей действительности).

С целью изучения специфики генеративности было проведено эмпирическое исследование на выборке, состоящей из 133 респондентов взрослого возраста (51 ранней, 39 средней и 43 поздней взрослости; гендерный состав групп был уравновешен).

Были использованы следующие методики:

  1. Для изучения генеративной направленности была использована Шкала генеративности Лойолы (LGS), адаптированная О.Ю.Стрижицкой, М.К.Поляковой [3];
  2. Для измерения частоты совершения действий, относящихся к генеративным, был использован Список генеративных действий (GBC);
  3. Для выявления особенностей картины ментальных репрезентаций использован блок нормативных идеалов в Опроснике ценностных ориентаций С. Шварца;
  4. Для уточнения картины ментальных репрезентаций с помощью выявления особенностей представлений, связанных с генеративностью, был использован Метод незаконченных предложений М. Сакса и С. Леви (модификация).
  5. Для выявления демографических особенностей использовалась анкета.

Для обработки данных использовались r-Пирсона, x2-Пирсона, ANOVA и MANOVA. Анализ результатов был проведён при помощи программы «SPSS Statistics 23.0».

Для исследования особенностей генеративности в структуре ценностно-смысловых характеристик мы выделили два основания, которые на наш взгляд являются важными для становления генеративности: личные стремления и обязательства перед обществом. Для анализа генеративности по этим основаниям мы сформулировали незавершённые предложения, которые в последствие были подвергнуты контент-анализу: «обычно я стараюсь…» (табл. 1) и «я обязан…» (табл. 2).

Таблица 1. Представления о долженствовании перед обществом

 

Частота

Проценты

Валидные

Семейная сфера

52

39,1

Личностная сфера

49

36,8

Профессиональная деятельность

21

15,8

Ничем/никому

5

3,8

Всего

127

95,5

Пропущенные

Системные

6

4,5

Всего

133

100

Таблица 2. Особенности стремлений

 

Частота

Проценты

Валидные

Гедонистическая

39

29,3

Социальная ориентация

33

24,8

Ориентация достижения

42

31,6

Другое

16

12,0

Всего

130

97,7

Пропущенные

Системные

3

2,3

Всего

133

100

В результате исследования между разными возрастными группами не было выявлено различий по уровню генеративной направленности (F=1,62; p=0,20) и частоты совершения генеративных действий (F=1,71; p=0,19). Также не было выявлено различий между ранней, средней и поздней взрослостью по частоте выборов вариантов завершений незаконченных предложений: примерно равное распределение ответов было во всех возрастных группах как параметра «представления о долженствовании перед обществом» (χ2=2,68; p=0,85), так и «особенности стремлений» (χ 2=10б84; p=0,094). Необходимо отметить также, что ни в одной из групп, выделенных с помощью контент-анализа различий по уровню выраженности особенностей генеративности не было. То есть, мы рассмотрим разную интеграцию генеративности в структуру представлений о ценностях, однако все группы были примерно схожи по силе стремления «сделать вклад» в следующие поколения.

Далее мы разделили выборку на группы согласно их ответам на открытые вопросы, после чего проанализировали связи между особенностями генеративности и ценностными ориентациями на уровне нормативных идеалов.

По результатам корреляционного анализа можно выделить следующие особенности интеграции генеративности в структуру представлений о важности различных аспектов жизни у людей, выделивших разные сферы долженствования перед обществом (табл. 3). Так, наименьшее количество корреляций было выявлено у людей, которые отметили профессиональные и трудовые аспекты в обязательствах («зарабатывать деньги», «работать», «платить налоги» и др.). Возможно, это свидетельствует о низкой интеграции генеративности в ценности личности на уровне убеждений у тех, кто считал нужным реализовать себя как профессионал. Значительно выше уровень интеграции особенностей генеративности был у групп, выделивших в качестве сфер долженствования семейную и личностную сферы.

Таблица 3. Результаты корреляционного анализа связей особенностей генеративности и ценностных ориентаций у людей с различными представлениями о своём долженствовании

 

Семейная сфера

Личностная сфера

Профессиональная

деятельность

LGS

GBC

LGS

GBC

LGS

GBC

Конформность

0,177

0,25

0,028

,309*

-0,158

-0,28

Традиции

0,107

0,195

-0,152

0,171

-0,295

-,481*

Доброта

,303*

0,197

,434**

,460**

0,049

-0,029

Универсализм

0,154

0,227

0,134

0,253

0,19

0,108

Самостоятельность

0,199

,297*

0,239

0,275

0,42

0,412

Стимуляция

,302*

,340*

,379**

,454**

0,1

0,052

Гедонизм

0,194

,303*

0,097

0,018

0,218

0,006

Достижение

0,249

,583**

,411**

,436**

0,2

0,056

Власть

,294*

,380**

0,256

0,197

0,014

-0,239

Безопасность

0,074

0,222

0,226

,296*

-0,194

-0,186

 

N=52

N=49

N=21

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Респонденты с высокими уровнями как генеративной направленности, так и часто совершающие генеративные действия, которые выделили в качестве обязательства аспект, связанный с ролевыми особенностями семьянина («заботиться о семье», «воспитать детей» и др.), считали важным поддержание оптимального уровня активности (стимуляцию) и поддержание престижа (власть). Возможно, генеративность в данной группе воспринималась в качестве способа достижения определенного социального статуса, который воспринимался ими как возможность получить глубокие переживания.

Респонденты с высокими уровнями как генеративной направленности, так и часто совершающие генеративные действия, которые выделили в качестве обязательства аспект, связанный с особенностями личной идентичности («быть сильным», «быть хорошим» и т.д.), считали важным как поддержание уровня активности, так и доброжелательность по отношению к другим людям (доброта), и социальное одобрение (достижение). В целом, можно отметить, что для людей во взрослом возрасте, считающих себя обязанными перед членами семьи и за то, какими личностными качествами они обладают, важным является открытость новому опыту, поиск интереса и проявления активности. При этом разные особенности социальных ролей (семейной и профессиональной) имели кардинальные различия интеграции особенностей генеративности в картину ментальных репрезентаций ценностей.

Как и в предыдущем случае отметим группу, у которой интеграция особенностей генеративности и ценностных ориентаций была самой низкой – группу со стремлением заниматься деятельностью, которая направлена на удовлетворение их собственных желаний («отдыхать», «улыбаться», следить за собой» и пр.). Условно эту группу можно назвать группой со стремлением к гедонизму. По всей видимости у людей с такими стремлениями желание проявить генеративности зависит не от представлений о значимости от тех или иных ценностей, а от каких-то других характеристик (табл. 4).

Таблица 4. Результаты корреляционного анализа связей особенностей генеративности и ценностных ориентаций у людей с различными стремлениями

 

Гедонистическая

ориентация

Социальная

ориентация

Ориентация

достижения

LGS

GBC

LGS

GBC

LGS

GBC

Конформность

-0,217

0,116

0,28

,413*

0,178

0,162

Традиции

-0,104

0,058

0,14

,373*

0,047

-0,039

Доброта

0,18

0,031

,454**

,458**

,438**

0,199

Универсализм

0,103

0,108

0,34

,558**

0,079

-0,039

Самостоятельность

0,235

0,258

0,31

,459**

0,19

0,253

Стимуляция

0,261

0,219

,440*

,445**

0,24

,337*

Гедонизм

0,086

-0,005

0,27

0,17

0,134

0,189

Достижение

0,27

,342*

,424*

,604**

,471**

,480**

Власть

0,194

0,087

,408*

0,08

,385*

,355*

Безопасность

-0,023

,353*

0,27

0,25

0,127

-0,008

 

N=39

N=33

N=42

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Респонденты с высокими уровнями как генеративной направленности, так и часто совершающие генеративные действия, стремления которых заключались в основном в отношениях с другими людьми («помогать людям», «относиться к людям хорошо», «уделять внимание своим близким» и пр.), обладали высокой степенью интеграции генеративности в картину ментальных репрезентаций ценностей. Так, с обеими характеристиками генеративности были связаны доброта, стимуляция и достижение. Картина этих связей похожа на картину корреляций в группе респондентов, отметивших долженствование относительно становления своей собственной личности. Возможно, такая плеяда представлений о значимости ценностей доброты, стимуляции и достижения, а также представления об обязательном для человека наборе качеств вместе с наличием стремления проявить себя во взаимодействии с другими людьми, является одним из факторов развития и реализации генеративной направленности.

Респонденты с высокими уровнями как генеративной направленности, так и часто совершающие генеративные действия, стремления которых заключались в основном в личных достижениях, высоко оценивали стремления к достижению и власти. По всей видимости генеративность для этой группы респондентов являлась способом самоутверждения.

Таким образом, результаты исследования ставят несколько вопросов. Во-первых, поднят вопрос об интеграции генеративности в структуру представлений о ценностях (картину ценностных ментальных репрезентаций). В качестве предположения можно выдвинуть следующую структуру мотивационно-ценностных репрезентаций, в которую интегрируется генеративность: важность ценностей доброты, стимуляции и достижения, а также стремление к налаживанию отношений с окружающими и наличие требований к своим личностным особенностям. Во-вторых, показано различие в структурах интеграции генеративности относительно двух ролевых моделей: семейной и профессиональной. Мы предполагаем, что такое расхождение может быть связано с гендерными особенностями, что требует дальнейшей проверки.

Выводы. В результате проведенного исследования были выявлены особенности интеграции генеративности в ценностно-мотивационные репрезентации: наличие представления о ценности доброго, активного и соответствующего высшим социальным стандартам человека, предъявление к себе требований как к носителю личностных свойств и стремление к участию в межличностных отношениях.

 


Список литературы

1. Полякова М.К., Стрижицкая О.Ю. Генеративность и временная перспектива в ранней и средней взрослости // Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2016. №2. С. 88-97.
2. Рикель А.М., Тычинина М.И. Межпоколенные различия стратегий межличностных отношений // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 51. С. 9. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.12.2019).
3. Стрижицкая О.Ю., Полякова М.К. Лойольская шкала генеративности: русскоязычная адаптация // Психологический журнал. 2018. № 1. С. 94-102
4. Ackerman S., Zuroff D., & Moskowitz D. S. Generativity in midlife and young adults: Links to agency, communion, and subjective well-being // International Journal of Aging and Human Development. 2000. №50. С. 17-41.
5. de St. Aubin E. & Bach M.. Explorations in generativity and culture. // Oxford Handbook of Human Development and Culture: An Interdisciplinary Perspective 2015 pp. 653-665
6. Faßbender K., Wiebe, A., Bates, T. C. Physical and Cultural Inheritance Enhance Agency, but What are the Origins of this Concern to Establish a Legacy? A Nationally-Representative Twin Study of Erikson’s Concept of Generativity // Behavior Genetics, 2019 г. Т. 49. С. 244–257.
7. Howe N., Strauss W. The Next 20 Years: How Customer and Workforce Attitudes Will Evolve // Harvard Business Review, 2007, № 85, pp. 47–52.
8. Jones R. M., Vaterlaus, J. M., Jackson, M. A., & Morrill, T. B. Friendship characteristics, psychosocial development, and adolescent identity formation // Personal Relationships. - 2014 г. Т. 21. pp. 51-67.
9. McAdams DP, Guo J. Narrating the generative life // Psychological science. 2015. №26. С. 475–483.
10. Newton, N.J. Jones B.K. Passing on: Personal attributes associated with midlife expressions of intended legacies // Developmental Psychology, Vol 52, 2016, pp. 341-353.

Расскажите о нас своим друзьям: