Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №3 (32) Март 2019

УДК 159.99

Дата публикации 28.03.2019

Исследование особенностей эмоционального отношения младших школьников к себе и значимым людям

Патрикеева Элла Геннадьевна
кандидат психол. наук, доцент кафедры общей и практической психологии, Арзамасский филиал ННГУ, РФ, г. Арзамас, ellapatrik@mail.ru
Гоглева Анастасия Владимировна
студент психолого-педагогического факультета, Арзамасский филиал ННГУ, РФ, г. Арзамас, werefox13@gmail.com

Аннотация: В статье особое внимание уделено исследованию особенностей эмоционального отношения детей младшего школьного возраста к себе и родителям (отцу и матери) при помощи цветовой проективной методики. Результаты эмпирического исследования позволили выявить некоторые аспекты влияния специфики эмоциональных взаимоотношений в семьях младших школьников на развитие личности ребенка. Так, в семьях, где есть общие интересы, взаимная поддержка, конфликты решаются совместным обсуждением, младшие школьники в ходе диагностики проявляют активность, позитивное эмоциональное состояние, открытость. В семьях, где в детско-родительских отношениях проявляется отчужденность, сверхтребовательность, завышенные ожидания, у детей выявлены демонстративные тенденции в поведении, эмоциональная дисгармоничность, нестабильность, тревожность.
Ключевые слова: эмоциональное отношение, младший школьник, значимые лица, цветовосприятие, семейные взаимоотношения

Research concerning emotional attitude of the primary-school-aged children towards themselves and their parents

Patrikeeva Ella Gennadievna
Cand. Sci. (Psychology.), associate professor at the Department of General and Practical Psychology, Arzamas branch of UNN, RF, Arzamas
Gogleva Anastasia Vladimirovna
student of psychological and pedagogical faculty, Arzamas branch of UNN, RF, Arzamas

Abstract: The article draws our attention to the research concerning emotional attitude of the primary-school-aged children towards themselves and their parents through the use of the color projective tests. The results of the empirical study revealed the correlation between the specific emotional relationships in the families with primary-school-aged children and the development of their personality in the future. It is described that those children have more positive emotional state and become more active in the families, which express mutual support and desire to discuss the conflict together in order to resolve the problematic situation. In contrast to it the families where the social exclusion, overdemanding and unrealistic expectations thrive, the children show emotional instability, anxiety and deviant behavior.
Keywords: emotional attitude, primary-school-aged children, significant faces, color perception, family relationships

Проблема эмоционального развития ребенка принадлежит к числу актуальных проблем в современной педагогике и психологии. Шадриков В.Д. справедливо подчеркивал, что эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека, выделяя наиболее важные для него события, «одно только это определяет их огромную роль во внутреннем мире каждой личности, да и во всей человеческой культуре» [10].

В психологической науке эмоциональная сфера психики человека исследовалась как западными, так и отечественными психологами, среди которых можно выделить У. Джеймса, Г. Мюнстерберга, Г. Селье, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, К. Бюлер, А.В. Запорожец, А.М. Прихожан, П.В. Симонова и др.

Эмоциональное развитие наиболее интенсивно происходит в детстве. Ребенок особенно чувствителен к изменениям в окружающей среде, которые непременно вызывают в нем эмоциональный отклик. Известно, что осознание личностных переживаний возникает в младшем школьном возрасте. Как считает Л.И. Божович, к семи годам у ребенка возникает способность к обобщению переживаний, формируется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, утверждает учёный, между переживаниями возникают связи, становится возможной борьба эмоциональных переживаний [3].

Проблема эмоционального развития младших школьников в психолого-педагогической науке актуальна и представлена множеством исследований (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, М.В. Ермолаева, Л.С. Славина, А.Г. Ковалев, А.И. Захарова, А.Д. Кошелева, Е.В. Никифорова, Г.А. Урунтаева, Е.Н. Шиянов, Л.Н. Рожина, Л.Л. Пилипенко, Ю.Б. Гиппенрейтер, Карабанова О.А., Истратова О.Н. и др.).

Известно, что одним из определяющих и важнейших периодов в жизни ребенка является поступление в школу.  В учебном заведении у младших школьников все еще сохраняются бурные реакции на задевающие их события, но в целом  их эмоциональная сфера подлежит масштабным изменениям. Именно в этот период у ребенка закладывается основа мотивационных и эмоциональных отношений к себе и окружающим его людям, особое мироощущение и интересы [5].

Л.С. Выготский, изучая стабильные и критические возрастные периоды детей, отмечал, что при кризисе младшего школьного возраста у ребенка возникает «осмысленная ориентировка в собственных переживаниях». Это значит что, у детей прошедших кризис семи лет возникает обобщение чувств – при повторении какой-либо ситуации  возникает аффективное образование, которое относиться к единичному переживанию. Вследствие чего возникает новое отношение к себе и окружающим, переживания приобретают смысл [4].

А.В. Запорожец в своих исследованиях эмоционального развития личности младшего школьника подчеркивал важную роль чувства в обеспечении деятельности ребенка, его структурировании, образовании новых мотивов, выделения целей и эталонов эмоционального отношения к людям при помощи учителя, авторитетного взрослого и коллектива сверстников [7].

Л.И. Божович говорила о том, что положительные или отрицательные эмоциональные переживания у младшего школьника формируются при обобщении социальных норм, но при этом они не осознаются. В дальнейшем относительно базовые нравственные чувства перерастут в зрелые нравственные убеждения [3].

О.А. Карабанова утверждает, что особенности эмоциональной связи со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка, со стороны ребенка – привязанность и эмоциональное отношение к родителю, степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения, последовательность семейного воспитания накладывает отпечаток на весь ход развития личности младшего школьника [9].

«Именно в младшем школьном возрасте, - подчеркивает О.Н. Истратова, закладываются те эмоции и их качества (глубина, устойчивость), которые будут способствовать развитию эмоциональной сферы детей в дальнейшем, появляется контроль и сдержанность эмоций, если ребенку не удалось этому научиться, то в дальнейшем он становится импульсивным, агрессивным и трудно управляемым» [8]. Для полноценного развития эмоциональной сферы, справедливо утверждает автор, большую роль играет семья, теплота семейных отношений и поддержка, которую оказывают ребенку родители.

В эмпирическом исследовании Голубевой Е.В., Истратовой О.Н. выявлено, что испытуемые с благоприятным опытом отношений в родительской семье, по сравнению с двумя другими группами (среднеблагоприятными - оценка влияния семьи и воспитательских воздействий родителей средняя, и неблагоприятными - оценка респондентами своих отношений с родителями в детстве и юности неудовлетворительная) более высоко оценивают включенность матери и отца в их жизнь в детстве.

«Статистическая обработка результатов исследования, - анализируют фактические данные Е.В. Голубева, О.Н. Истратова, - показала, что лица с благоприятным опытом отношений в родительской семье значимо чаще оценивают свои отношения с другими людьми как позитивные и доверительные, общение в родительской семье становится для ребенка моделью всех тех отношений, которые он будет выстраивать в дальнейшем. Если эти отношения были теплыми и доверительными, ребенок сможет перенести эту модель на свой расширяющийся круг общения. Если же такого общения не хватало, или отношение родителей было пренебрегающим или жестоким, ребенку трудно в дальнейшем выстраивать позитивные отношения с окружающими» [6].

Методологической основой выбора авторами статьи методов эмпирического исследования стали следующие теоретические положения. Психика человека ориентирована преимущественно на внешнюю реальность, проникновение в сложную, бессознательную структуру эмоций личности помогают невербальные методики, например, цветовые и проективные.

В. Вундт, родоначальник экспериментальной психологии, в своем труде «Основы ощущения физиологической психологии» (1880) описывает, что в ходе анализа влияние цветовых и звуковых стимулов (раздражителей) на эмоции человека наиболее ярко себя проявляет первый т.к. цвет постоянен (стабилен), вызывает ту или иную эмоцию и «является исключительно удобным средством для объективных эмоциональных переживаний человека».

Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом всегда интересовали психологов-исследователей, которые пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человека. Так П.В. Яньшин говорил о том, что цвета взаимодействуют не только со зрением, но и со всем организмом человека, что «цвет несет в себе нечто, ставящее его в совершенно особенные отношения с человеческой душевной организацией» [12].

Неоднократное использование цветовых методик как индикатора взаимоотношения между людьми заняло значимое место в психологических исследованиях. Благодаря своей невербальной методике и игровой форме цветовые тесты успешно применяются в работе психологов с детьми: с помощью цветовой методики можно определить отношение детей к себе, к окружающим, к нормам и ценностям, значимым для них понятиям, диагностировать состоянии фрустрации или агрессивные тенденции в личности.

Один из наиболее известных тестов - цветовой тест отношений (далее ЦТО) разработанный советскими психиатром Е.Ф. Бажиным и психологом А.М.Эткиндом. В качестве стимульного материала были выбраны карточки психолога М. Люшера. По мнению А.М. Эткинда, тест позволяет выявить «достаточно глубокие, в том числе и неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом защитные механизмы вербальной системы сознания». [11].

При создании теста ученые опирались на теорию В.Н. Мясищева о структуре отношений человека, на концепции Б.Г. Ананьева об образной природе структур психики и идеи А.Н. Леонтьева о сущности феномена человеческого сознания [2].

Многие ученые использовали данную методику в своих исследованиях (В. Тернер Э.Т. Дорофеева Т.В. Корнеева и др.) и подтвердили устойчивую зависимость между отношением к объекту (эмоции) и цветовой ассоциаций к нему (радость – красный, страх - черный). Так же стоит отметить, что близкие по значению эмоции ассоциировались с одинаковыми цветами (грусть, печаль - синий) [1].

Некоторые ученые критикуют 8-ми цветовой тест Люшера, говоря о том, что он не является достоверным. Основным объектом критики является теоретическая часть методики. В этом упрекает М. Люшера Р. Мейли (R. Meili) (1960), считающий, что необходимым условием использования теста на практике является тщательная научная разработка его основ [1, С. 134].  Ян де Леу (J. De Leeuw) (1957) оценил теорию Люшера, как «неприемлемую», но отметил, что эмпирические данные по тесту Люшера интересны и ценны для научного анализа [1, С. 134].

Известно, что тест Люшера является одним из популярных инструментов психодиагностики эмоциональной сферы личности, так как просто и точно отражает глубинные бессознательные основы эмоционального состояния. Это особенно важно при работе с детьми, что бы те не утомлялись, не чувствовали себя скованными.  Важно понимать, что цветовой тест – это вспомогательная методика, которая проводится в совокупности с методами наблюдения и беседы.

Как было сказано выше, ЦТО затрагивает эмоциональный уровень восприятия ребенка, что позволяет выяснить его отношений к себе, к семье, к коллективу на невербальном уровне, а также жизненные предпочтения. Эмоциональные состояния младших школьников становятся более глубокими и длительными. Потребность в эмоциональном восприятии окружающих – естественна и понятна. В первую очередь ребенок хочет быть принят и понят родителями. Поэтому перед нами встала цель -  изучить установки младших школьников по отношению к себе и значимым для них людям.

 В связи с этим в Арзамасском филиале Национального Исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского (АФ ННГУ) в феврале 2019 года было организовано эмпирическое исследование особенностей эмоционального отношения младших школьников к себе и значимым для него людям.

Для оценки эмоционального отношения младшего школьника к себе самому и своей семье был использован краткий ЦТО (Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда). Исследование осуществлялось на базе ЧОУ РО «НЕРПЦ (МП)» «Арзамасская православная гимназия имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии» среди детей 2-4 классов, всего 20 человек.

Нами заранее был составлен список лиц, в который мы включили следующих членов семьи: «я» (непосредственно исследуемый), «мама» и «папа». Ребенку было предложено подобрать к каждому члену семьи несколько цветов и расположить их на листе, начиная от самого привлекательного. При этом пояснялось, что цвет не должен ассоциироваться с любимым цветом лица из списка, с цветом его одежды, глаз и т.д.

М. Люшер делил цвета на 4 основных (синий, зеленый, красный, желтый) и 4 дополнительных (фиолетовый, коричневый, черный, серый). Каждому цвету присвоен свой номер.  При отсутствии конфликтов в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать первые пять позиций. Дополнительные цвета вначале символизируют о негативных тенденциях.

В своем исследовании мы проанализировали наиболее часто выбираемые детьми цвета, относящиеся к тому или иному значимому лицу из списка. Результаты представлены на рисунках 1-3.

Рисунок 1. Эмоциональное отношение младшего школьника к себе

Наиболее часто дети по отношению к своему эмоциональному состоянию выбирали желтый (35%) и красный (32,5%) цвета. Это может говорить о позитивном настрое, об удовлетворённости  текущими делами. Дети дружелюбны и открыты для новых интересов. И действительно, в процессе беседы эти младшие школьники сами делились своими планами на будущее, своими мечтами, активно шли на контакт с исследователем.

Выбравшие фиолетовый цвет (12,5%) оказались очень чувствительными детьми. Это проявилось в трудностях адаптации, в избирательности контактов и эмоциональной неустойчивости. Среди исследуемых оказалось немало творческих натур.

Зеленый цвет выбрали 10% детей: это говорит о них миролюбивом нраве и об отсутствии склонности к вступлению в конфликты, однако имеется тенденция удерживать негативные эмоции себе, накапливать напряжение. Это опасно тем, что подавляемые эмоции могут перерасти в психосоматические реакции или депрессивные состояния (что крайне опасно при обостренных кризисах).

Синий цвет выбрало 7,5% детей. Это говорит о том, что ребенок чувствует гармонию в межличностных отношениях, моральные нормы для него важны, живет «по совести», соответственно, не конфликтует.

Один ребенок выбрал коричневый  цвет (2,5 %) по эмоциональному отношению к себе.  На этого ученика стоит обратить особое внимание - коричневый цвет говорит об эмоциональной напряженности, возможно, имеют место быть конфликты и стрессы. Семье в этот период особенно важно проявить поддержку, что бы ребёнок знал, что он важен  и ему помогут решить проблему.

Рисунок 2. Эмоциональное отношение младшего школьника к матери

Среди цветов, ассоциирующихся с мамой, лидирует красный (30%). Этот цвет обозначает жизненную силу, энергичность, любовь. Дети, выбирающие этот цвет,  эмоционально связаны с матерью, видят в ней поддержку и заботу.

Желтый и фиолетовый цвета (22,5%) также оказались часто выбираемые. Желтый цвет указывает на эмоциональность мамы, на ее активность. Это говорит о том, что мама участвует в жизни ребенка, возможно, имеются общие дела и времяпровождение (уборка, прогулки).  Так же этот цвет может указывать на гиперпротекцию со стороны мамы: контроль ребенка во всех сферах его жизни, привычка решать за него вопросы, подавление инициативы.

Фиолетовый цвет (22,5%) можно трактовать как желание ребенка интуитивно и чувственно сблизиться с родителем.  Можно предположить, что ребенок, расставаясь с мамой на время учебы, скучает по ней. Это психологическая зависимость от матери, при которой ребенок имеет трудности в адаптации в учебном заведении.

Дети, выбравшие синий цвет (17,5%) испытывают рядом с мамой светлые чувства и удовлетворенность. В таких отношениях присутствует взаимное понимание и принятие.

Зеленый цвет (7,5%) указывает на доминирующую роль матери. У таких мам высокие ожидания и требования к своим детям. К счастью, этот процент небольшой и в основном у мамы и ребенка доверительные отношения. 

Рисунок 3. Эмоциональное отношение младшего школьника к отцу

 По отношению к отцу дети выбирали чаще всего желтый цвет (26,3%) и синий (23,6%). Желтый цвет символизирует эмоциональность и открытость отца. С ребенком он проводит много времени, есть общие занятия. Синий цвет, выбранный по отношению к отцу, говорит о том, что тот имеет определенные моральные требования к ребенку, возможно, зачастую отец берет на себя роль требовательного воспитателя, объясняет, поучает, внушает что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Выбирая зеленый цвет (18,4%) ребенок указывает на то, что отец имеет авторитет перед ребенком, уверен в себе, является в семье последней инстанцией при решении каких-либо важных вопросов. Можно говорить о том, что отец играет лидирующую роль в семье, имеет высокие требования к ребенку, его слово – закон.

Дети, выбирающие красный цвет (16%) по отношению к своему отцу, видят в нем авторитет, активного единомышленника для совместно времяпровождения (прогулка, катание на велосипедах или машине, походы).  С другой стороны, это может говорить о склонности отца к соперничеству и выяснению отношений в резкой форме, конфликтности.

Насторожил тот факт, что 10,5% детей выбрали черный цвет по отношению к своему отцу. Это говорит об эмоциональной отстранённости и холодности родителя, его эмоционально «не существует» в жизни ребенка. Многие младшие школьники компенсирует отсутствие родителя демонстративным поведением или нарушением общения со сверстниками. Классному руководителю и психологу стоит обратить внимание на таких детей, провести беседу с мамой (или лицу ее заменяющей), чтобы в дальнейшем избежать отклоняющего поведения на почве отчуждения (отсутствия) отца.

5,2% детей выбрало серый цвет для описания отношения к своему отцу. Серый цвет означает отвлеченность, безучастность. Подобное отношение родителя к ребенку может привести к эмоциональной подавленности, безынициативности, апатичности и нерешительности воспитанника, осложнит отношения в семье, в связи с чем не будет общих тем для разговора, совместных дел, что в конечном итоге может привести к распаду семьи.

Таким образом, гармоничные или дисгармоничные семейные и детско-родительские отношения так или иначе оказывают эмоциональное воздействие на всех членов семьи. Задачи построения семейных взаимоотношений должны быть направлены на создание и совершенствование устойчивых позитивных межличностных отношений, наполненных душевным теплом, привязанностью и взаимной безусловной любовью.

В подавляющем большинстве исследуемые младшие школьники активны, позитивны и открыты миру. Чувствуется авторитет родителей и важность присутствия их в жизни ребенка. Можно говорить о гармонии в таких отношениях: есть общие интересы, взаимная поддержка, конфликты решаются совместным обсуждением, договоренностью и сотрудничеством в семье.

Так же стоит отметить и тревожные моменты, выявленные в процессе исследования эмоционального отношения младшего школьника к близким людям.  В семьях, где родителям ассоциативно приписан черный, серый или коричневый цвета на первых позициях, наблюдается: демонстративное поведение ребенка, ярко выражено стремление к привлечению внимания взрослых любыми средствами, порой социально нежелательными. Возможно, в таких случаях негативно влияют на поведение младшего школьника высокие ожидания родителей, что может отрицательно отразится на личностном развитии ребенка, например, обострить прохождение подросткового возрастного кризиса.

На семьи с нарушенными эмоциональными связями стоит обратить внимание специалистам в образовательном учреждении: классному руководителю, психологу, социальному педагогу для своевременного оказания ребенку младшего школьного возраста психолого-педагогической помощи в процессе выстраивания гармоничных взаимоотношений в семье и школе. Проблема влияния особенностей эмоциональных взаимоотношений в семьях младших школьников на развитие личности ребенка считаем важной и планируем продолжать исследование ключевых аспектов проблемы.


Список литературы

1. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. М.: Речь, 2005. 205 с.
2. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. 400 с.
5. Гоглева А.В. Влияние особенностей детско-родительских отношений на процесс социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению // Наука молодых. Сборник научных статей участников XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Арзамас: Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 2018. С. 338-341.
6. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Опыт отношений в родительской семье как предиктор психологического благополучия молодых людей [Текст] / Е.В. Голубева, О.Н. Истратова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 7. № 2 (23). Тольятти: Изд-во «Некоммерческое Партнерство "Институт направленного образования"», 2018. С. 358-362.
7. Запорожец, А.В. Психология действия: избранные психологические труды. Воронеж: МОДЭК, 2000. 736 с
8. Истратова О.Н. Новые тенденции в развитии детей и подростков в условиях кризиса современной семьи // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2015. С. 75-80.
9. Карабанова О.А., Поскребышева Н.Н. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками [Текст] / О.А. Карабанова, Н.Н. Поскребышева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. М., 2011. № 2. С. 35-46.
10. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. М.: Логос, 2002. 156 с.
11. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика. М., 1987. С. 221-227.
12. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Самара: СамГПУ, 1996.

Расскажите о нас своим друзьям: