Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №12 (41) Декабрь 2019

УДК 37.013.46

Дата публикации 16.12.2019

Использование мобильных приложений в аспекте повышения мотивации обучающихся к занятиям физической культуры и ведению здорового образа жизни

Васильева Надежда Ивановна
Преподаватель ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», РФ, г.Челябинск, vas-i-nad@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы о возможности использования в работе учителя цифровых мобильных устройств в образовательном процессе, с целью мотивации к занятиям физической культурой и формированию здорового образа жизни обучающихся.
Ключевые слова: цифровые технологии, информационная среда, мобильные приложения, здоровый образ жизни

The use of mobile applications in the aspect of increasing students' motivation for physical education and maintaining a healthy lifestyle

Vasilyeva Nadezhda Ivanovna
Teacher «Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators», RF, Chelyabinsk, vas-i-nad@mail.ru

Abstract: The article discusses questions about the possibility of using digital mobile devices in the teacher’s work in the educational process, with the aim of motivating people to exercise in physical culture and creating a healthy lifestyle for students.
Keywords: digital technology, information environment, mobile applications, healthy lifestyle

Появление и стремительное развитие компьютерных и цифровых технологий явилось логическим результатом развития науки и общества. Интернет завоевал невероятную популярность во всем мире за счет скорости переработки информации и передачи данных. На сегодняшний день жизнь реальная и виртуальная тесно переплетена, особенно это касается молодых людей (от 15 до 30 лет), т.к. они тратят самое большое количество времени, реализуя коммуникативные потребности через чаты, форумы, на игровых серверах, практически не разлучаясь с интернетом.

Повышается цифровая грамотность населения, особенно в городах, чаще всего благодаря сервисам такси, покупок через интернет и доставки еды. По этой причине круг пользователей интернетом стремительно и постоянно растет, в основном за счет мобильных устройств.

В мире более 90% пользователей выходят в интернет со смартфона, причем, более 80% делают это ежедневно. В нашей стране более 50% пользуются интернетом через смартфон, причем 16% пользуются только мобильным интернетом. Во всем мире люди проводят в 7 раз больше времени в мобильных приложениях, чем в настольных (стационарных) компьютерах (десктоп).

Государственная политика в области образования делает вопрос совершенствования учебного процесса через цифровизацию и цифровую трансформацию актуальным в связи с активным переходом экономики на цифровой формат.

В процессе изменения содержания образования по всем предметам становится необходимым применение информационных и коммуникационных технологий через реализацию Федеральных проектов «Современная школа» и «Цифровая образовательная среда», внедряющихся в рамках национального проекта «Образование». И вопрос обновленных цифровых компетенций педагогов является одним из основоположных, т.е. формирование компетентности учителей-предметников в области информационно-коммуникативных технологий рассматривается как необходимость. Эти изменения касаются и учителей физической культуры.

Не стоит забывать, что помимо цифровизации образовательной среды, к не менее важным задачам российской образовательной политики продолжают относиться:

- обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности;

- организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта.

Одной из проблем физкультурно-спортивного образования, является задача повышения мотивации к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни посредством уроков физической культуры, с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья.

Общество, действительно, претерпевает глобальные изменения, связанные с интенсивным внедрением новых технологий, которые шагнули далеко вперед, а вместе с ними и весь мир.

Практически все учителя сталкиваются с проблемой погружения обучающихся в информационный поток, который формируется при помощи мобильных устройств, причем, не в образовательных целях, и очень часто во время занятий. В настоящее время практически у каждого школьника имеется мобильное устройство, которое обладает огромным количеством функций (от калькулятора до фотокамеры). Это устройство обеспечивает доступ в интернет, создает условия, которые позволяют использовать их для получения и оперативного обмена информацией между пользователями, в том числе и в образовательных целях. Следует обратить внимание, что в этом отношении появляется возможность использовать дистанционные формы взаимодействия в образовательном процессе. И как результат, современная информационная среда помогает способствовать повышению качества образовательного процесса. Если правильно применить мобильные устройства учащихся в процессе обучения, то из «раздражителей» они могут трансформироваться в инструмент доступа к информации, необходимой для проведения урока. В свою очередь, это позволяет им более продуктивно осуществлять освоение ими соответствующих компетенций, управляемо погружаться в цифровую информационную среду. В дальнейшей жизни эти умения помогут им приобретать знания на протяжении всей жизни [4].

Если учителю рассматривать современные гаджеты в таком ракурсе, то это будет, не наказание, а способ открыть для себя новое образовательное пространство, способ организовать свою профессиональную деятельность по-новому, поддерживая общение с учащимися как на уроке, так и вне класса.

Большая часть учителей присоединяется или самостоятельно создает «группы» в социальных сетях «ВКонтакте», «Инстаграм» и др., мессенджерах «WhatsApp», «Viber» и т.д. чтобы информация в образовательных целях была оперативно доставлена – это могут быть и домашние задания, передача объявлений и т.п. Более того, наличие у пользователей установленных мобильных приложений дает возможность получать оповещение о полученном сообщении практически мгновенно. В качестве возможностей задействования мобильных устройств в образовательном процессе непосредственно на занятии можно назвать следующие: фотокамера – средство фиксации информации, доступ в интернет к поисковым системам, электронной почте, к группам в социальных сетях, к школьной информационно-образовательной среде и т.д.

Каждый учитель имеет собственное мнение о том, насколько возможно использование цифровых мобильных устройств в образовательном процессе. Но при этом стоит отметить, что применение мобильных цифровых устройств в обучающих целях, при условии их управляемого использования, дает возможность сделать занятия интерактивными, позволяет импровизировать, снижает негатив от запрета их применения.

Исследования ученых показали, что максимальная активность мозга ребенка проявляется во время его самостоятельной деятельности, в то время как во время традиционного урока и во время сна активность мозга оказалось на одинаковом уровне. Поэтому необходимо серьезно задуматься  над организацией учебного процесса.

Потому как не все субъекты образовательных отношений чувствуют себя одинаково комфортно в цифровой среде, надо признать, что учителя часто жалуются на поведение школьников «сетевого поколения», которые ведут себя на уроках откровенно плохо. Это новое поколение давно использует цифровые технологии как привычный рабочий инструмент и  на традиционных уроках им неинтересно, так как колоссальный объем новой интересной информации эти дети могут получить совсем другим способом. И это следует воспринимать как продукт нашего времени. В связи с этим учителю необходимо менять педагогические подходы, учебный контент и находить разумный баланс между «живым» и «виртуальным» общением. Преподаватель должен вести себя по-другому, прежде всего, постоянно развиваться и меняться, так как простая трансляция знаний в школе сегодня неактуальна. Педагог должен помогать развиваться другому человеку, который младше его по возрасту, но, безусловно, более способный и более талантливый, хотя бы в информационных технологиях.

Итак, сегодня в системе образования в вопросах совершенствования учебного процесса через цифровизацию на главную позицию выходят следующие положения:

1. Индивидуализация в процессе обучения путем построения индивидуальной образовательной программы, т.е. переход от единых учебников к индивидуальным траекториям.

2. Ученик должен стать соучастником своего обучения, т.е. происходит преобразование личности от обреченности к свободному выбору.

3. Цифровая образовательная среда включает в себя социальное пространство. Цифровая образовательная среда должна учитывать социальные механизмы — конкуренцию, кооперацию, взаимообучение и взаимооценивание. Лишь в режиме совместной деятельности можно преодолеть отчуждение, научиться вести конструктивную дискуссию, реагировать на критику, устанавливать и поддерживать общение. Т.е. происходит трансформация от совместного слушания к совместным проектам.

4. Ученик должен иметь возможность создавать, т.е. пройти путь превращения от повторения к творчеству.

5. Образовательная среда должна давать постоянную и индивидуализированную обратную связь на все действия, - изменение от формальных экзаменов к мгновенной обратной связи.

6. Школа - не единственный источник знаний и навыков.

Учитель, выбирая методы обучения для проведения уроков физической культуры, должен учитывать возможности каждого обучающегося, предоставляя ему возможность проявить творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность, но при этом обязательно следить за тем, чтобы обучение не приносило вред здоровью ребенка. Очень важно, чтобы обучающийся осознал, что процесс обучения неразрывно связан с реалиями жизни, что образование это не нечто обособленное, оторванное от реальной действительности, что школа не единственный источник знаний, что учиться можно непрерывно, всю жизнь и черпать интересующую для себя информацию в том социальном пространстве, которое и является образовательной средой.

В настоящее время рынок мобильных устройств развивается стремительными темпами. Все большее количество пользователей отдают предпочтение мобильным устройствам, которые позволяют круглосуточно держать руку на пульсе и быть в центре всех событий. Мобильные телефоны прочно укрепились в повседневной жизни людей, и особенно молодежи.

Благодаря большому количеству функций смартфон стал неотъемлемой частью нашей жизни. Мы приходим в ужас только от одной мысли, что с нашим «мобильником» что-то случилось: потеряли или сломался и не подлежит восстановлению. Потому что в наши дни это, прежде всего: информация, которая хранится в нашем смартфоне: список телефонных номеров, камера, доступ к сети Интернет. Один мобильный телефон заменяет множество устройств: видеокамеру, электронную книгу, фотоаппарат, игровую консоль плеер, навигатор, диктофон,— все это умещается в одном, достаточно портативном устройстве. Но и это еще не всё, пользователь имеет возможность увеличивать количество встроенных функций за счет приложений, которые доступны к скачиванию.

Мобильное приложение – это программный продукт, который  позволяет находить наиболее легкие варианты решения проблем и экономить время.

По назначению приложения делят на различные категории: игры, новостные приложения, для работы с фотографиями, текстом, помогающие вести бизнес, осуществлять интернет-покупки, а также следить за своим физическим состоянием. Сегодня мобильные приложения находятся на вершине своей популярности. И большое место среди них занимают мобильные приложения для оценки двигательной активности (отслеживают такие показатели как количество пройденных километров, шагов, потраченных калорий, частоту сердечных сокращений и т. д.), помогают использовать знания в сфере физической культуры, предлагают готовые комплексы упражнений и тренировочных занятий.

По мере развития уровня жизни населения, занятия физической культурой становятся неотъемлемой частью любого человека. Для мониторинга анализа работы спортсменов используют последние разработки и достижения науки и техники, о существовании которых еще вчера мы не могли и представить. Сегодня уже никого не удивить программами, основанными на контроле над функциональными системами организма. По данным исследователей в области цифровых технологий интерес пользователей заметно переместился от смартфонов и планшетов в сторону werable-технологий («Умные» часы, очки, фитнес-браслеты и ЭКГ-футболки – это предметы не из области фантастики). Носимые устройства, или wearables [ˈwerəbl] стали настоящим технотрендом: их производят как молодые стартапы, так и гиганты вроде Apple и Hyundai, к 2023 году ожидается стремительное развитие носимых электронных устройств, таких как часы, браслеты и умная одежда. На сегодняшний день прогресс дошел до достаточного уровня, чтобы классифицировать «умную одежду на: пассивную, активную и ультра-умную», последняя, способна решить ряд серьезных проблем, вплоть до мониторинга активности восстановления мышц после тяжелых травм. Ученые работают над разработкой нано датчиков, внедряемых в организм человека, которые способны определять отклонения в состоянии здоровья человека на этапе зарождения сбоя в организме. Но если пока это разработки, то средства по улучшению спортивных показателей уже реальность.

Современные педагогические технологии в области физической культуры, а так же использование интернет–ресурсов, новых информационных технологий, дают возможность педагогу  достичь  максимальных результатов в решении актуальных задач:

1. Повышения интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, активной познавательной деятельности.

2. Формирование умения мониторинга физических нагрузок и умение осуществлять обработку информации.

3. Формирование устойчивых мотиваций и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью.

4. Формирование творческого использования цифровых средств и технологий в области физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни.

Существует ряд причин, по которым использование мобильных приложений в физкультурно-оздоровительной сфере может быть рекомендовано на практике:

  • возможность интерактивного обучения за счет переноса основных знаний различных программ тренировок, двигательных действий. Хранение методических программ в электронном виде.
  • Использование в качестве контроля, коррекции результатов двигательной активности.
  • Оптимизация процессов тестирования физического и психического состояния занимающегося.
  • Осуществление оперативного сбора и обработку информации о частной двигательной деятельности, в том числе текущего состояния и динамику данных.

При использовании в работе мобильных приложений учитель физической культуры должен дифференцированно подходить к разработке критериев оценки и практических рекомендаций по выбору мобильного приложения для оценки двигательной активности обучающихся. Для этого необходимо рассмотреть особенности рассматриваемых приложений самоконтроля для занимающихся физическими упражнениями. Программы, содержащие в себе комплексы упражнений, методические указания наглядно показывают результаты, полученные в ходе тренировки. Обрабатываются данные о пройденных километрах, потраченных калорий, количестве подходов, суммарном поднятом весе, длительности упражнений. Наблюдения за собственным прогрессом является серьезным мотиватором для поддержания двигательной активности, что способствует воспитанию у обучающихся привычки к занятиям спортом и физической культуре. Полученные результаты самоконтроля помогут учителю физической культуры при составлении индивидуальной траектории двигательной активности обучающихся. Обязательным требованием является то, что самостоятельные занятия с использованием спортивных приложений должны проводиться в системе. Для наглядности полученных результатов, обучающимся предлагается вести дневник самоконтроля, с вставками скриншотов мобильного приложения. Применение мобильных спортивных приложений делают более яркими и живыми соревновательные элементы, которые несут особый спортивный интерес у обучающихся, как внутри дифференцированных групп, так и класса или параллели в целом.

Прежде чем рекомендовать обучающимся то или иное мобильное спортивное приложение,  учитель должен познакомиться с критериями выбора этих приложений:

1. Обратить внимание на популярность рассматриваемого мобильного приложения, по отзывам других пользователей.

2. Сопоставить отзывы пользователей с описанием приложения разработчиком.

3. Определить собственную цель в использовании приложения и подобрать максимально подходящие функции в приложении для достижения своих целей.

4. Удобный интерфейс и регистрация имеют немаловажную роль. Приложение должно быть максимально удобным для конкретного пользователя, и сочетать в себе максимально нужное количество средств и методов для достижения целей конкретного пользователя.

5. Наличие личных настроек. Возможность индивидуализировать приложение, подстроить под свои критерии, для индивидуального подбора программы тренировок.

6. Возможность сохранять данные в облаке при потере доступа к приложению и синхронизация с другими приложениями.

Далее учитель должен проанализировать потребности обучающихся различных групп в двигательной активности, изучить факторы, которые обеспечивают и ограничивают их эффективность и на этой основе разработать практические рекомендации.

Использование ИКТ на уроках способствует развитию интереса учащихся к предмету, позволяет осуществить поиск информации, использовать компьютерные программы для решения различных задач [2]. С интенсивным внедрением новых технологий и программ в процессе ежедневного использования у учителя должны быть сформированы определенные знания по их использованию, построению учебно-тренировочного процесса. Педагогу необходимо подобрать оптимальные методические приемы, позволяющие воздействовать на воспитательный и образовательный процесс, повышать их эффективность и результативность. Использование мобильных гаджетов и приложений к ним, должно учитываться при проектировании содержания образования и воспитания, что в свою очередь способствует обогащению жизнедеятельности ребят, получению ими разнообразного социального опыта и позволяет сформировать навыки здорового образа жизни [1].

В заключение стоит отметить, что для повышения положительной мотивации к занятиям физической культурой, использование мобильных гаджетов и приложений к ним, в процессе ежедневного использования, позволит существенно повысить физкультурно-оздоровительную деятельность обучающихся, простимулировать их личную заинтересованность к собственному здоровью.


Список литературы

1. Бегашева И.С., Рыженкова Н.В. Организации работы по профессиональному самоопределению учащихся на основе сетевого взаимодействия // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2018. № 4. С. 20-24.
2. Коликова Е.Г. Особенности внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс на уроках технологии/ Е.Г. Коликова// Школьные технологии.– 2018.– № 6.– С. 89-92.
3. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт [Электронный ресурс]. - URL: http://www.telecomlaw.ru/news/Digital-Transformation.pdf (дата обращения: 29.11.2019).
4. Пяткова О.Б., Аверина Т.Г. Приемы смыслового чтения на уроках химии / О.Б. Пяткова, Т.Г. Аверина. – Киров : Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т31. С. 916-920.
5. Технологии притупляют интеллект. Дети и гаджеты [Электронный ресурс]. - URL: https://narasputye.ru/archives/3710 (дата обращения: 29.11.2019).
6. Трубников С., Трубников А. Цифровизация российской школы [Электронный ресурс]. - URL: https://rossaprimavera.ru/article/336d883e (дата обращения: 29.11.2019).

Расскажите о нас своим друзьям: