Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №4 (33) Апрель 2019

УДК 37.013.77

Дата публикации 18.04.2019

Использование компьютеров в образовательном процессе кафедры

Лукашенко Дмитрий Владимирович
доктор псих. наук, доцент, Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, dim-mail-ru@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы и к интенсификации технологий обучения на основе внедрения в образовательные системы компьютерных технологий. Рассмотрены основные перспективы, которые позволят решать задачи по эффективной реализации интегральных технологий обучения в информационно-образовательной среде ввузов. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка представить опыт использования компьютерной технике в учебном процессе по ряду дисциплин, а также возможность использования в проведении научных экспериментов. Выделяются и описываются особенности основных элементов процесса обучения. Данные элементы включают характерные для образовательных организаций этапы образовательного процесса, связанные с адаптацией и процессом формирования нового знания.
Ключевые слова: информационные технологии, образовательная деятельность, образовательная среда, компьютерные технологии, цифровизация образования

The use of computers in the educational process of departments

Lukashenko Dmitry Vladimirovich
doctor of psychological Sciences, associate Professor, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow

Abstract: The article discusses the main approaches to the intensification of learning technologies based on the introduction of computer technologies into educational systems. The main perspectives that will allow solving problems of the effective implementation of integrated learning technologies in the information-educational environment of higher educational institutions are considered. As a research task, the author identified an attempt to present the experience of using computer technology in the educational process in a number of disciplines, as well as the possibility of using it in scientific experiments. The features of the main elements of the learning process are identified and described. These elements include the stages of the educational process that are characteristic of educational organizations and are associated with the adaptation and the process of the formation of new knowledge.
Keywords: information technologies, educational activity, educational environment, computer technologies, digitalization of education

Современные реалии представляют собой революционные прорывы в области компьютерных технологий. Прошел всего десяток лет как компьютер из диковинки превратился в обыденный и совершенно необходимый инструмент работы любого специалиста.

Компьютеры приходят на помощь не только в проведении рутинных расчетов, но и вторгаются в творческие сферы деятельности людей. Компьютерами пытаются заменить людей в таком творческом деле, как обучение. Уже принято говорить о цифровизации образования связанном с переходом образовательного процесса информационную среду интернет.

Конечно, о полной замене человека в обучении на настоящем этапе развития компьютерных технологий не может быть и речи. Но даже использование компьютеров в качестве помощников при обучении ставит сложные нетривиальные проблемы.

Преподаватели, аспиранты, обучающиеся все в большей степени в процессе познания начинают пользоваться новыми информационными технологиями, заменяя исходный объект на адекватную математическую модель и изучая ее на компьютерной технике с помощью вычислительно - логических алгоритмов.

На кафедре накоплен определенный опыт использования компьютерной технике в учебном процессе по ряду дисциплин и при проведении научных экспериментов.

Именно этот опыт и будет рассмотрен в настоящей статье.

Использование компьютерной технике в обучении проводится в направлении профессионального применения в избранной сфере деятельности обучаемых.

Для подготовки специалистов в области управления производством и развитием профессиональной техники очень важно определиться с составом и возможностями программных пакетов по планированию образовательного процесса.

Эти программные средства получили название Систем управления проектами. Это особый класс программных продуктов, реализующий функциональные задачи разработки и управления на всех стадиях жизненного цикла проекта.

Если раньше программные пакеты по планированию были доступны только отраслевым институтам и крупным проектным организациям, то сегодня благодаря конкуренции таких корпораций как  Microsoft, Symantec и Computer Associates International Inc. на рынке появилось огромное количество дешевых и качественных систем управления проектами. К наиболее распространенным из них можно отнести следующие:

Microsoft Project (Microsoft Corp.);

Time Line - (Symantec Corp. Inc.);

Super Project (Computer Associates international, Inc.)

Project Workbench (ABT);

View Point (Computer Aided Management Inc.);

Open Plan (Welcom Software Technology);

Spider Project (Spider Management Technologies).

Причем последний из них (Spider Project) имеет по сравнению с другими ряд преимуществ:

•   наилучшие расписания выполнения работ и оптимальное использование ресурсов проектов. Планы, составленные Spider Project, как правило, имеют меньшую (до 25 %) длительность, а значит, и стоимость, чем планы, составленные другими пакетами;

•   оптимизация расписания исполнения работ при ограниченных ресурсах;

•   неограниченное количество иерархических структур работ и ресурсов, центров затрат и материалов;

•   оптимальная организация групповой работы и мультипроектного управления;

• возможность не только задания, но и планирования сроков исполнения работ исходя из их объемов и производительности назначенных ресурсов.

Подготовка профессионалов предусматривает их знакомство с наиболее распространенными электронными системами управления проектами и приобретение первоначальных навыков в работе с этими системами.

Стоит отметить и еще один аспект который заключается в том, что в процессе обучения специалисты должны:

четко уяснить возможности и особенности системами управления проектами;

самостоятельно определять место таких систем на пунктах управления техническим обеспечением;

уметь разрабатывать типовые табличные формы, соответствующие той или иной решаемой задаче.

Обучение специалистов применению в практических задачах планирования и управления электронных систем управления проектами в методическом плане можно разбить на два этапа.

На первом теоретическом этапе подготовки слушатели знакомятся с основами проектного менеджмента, его главными отличительными чертами. Основная задача первого этапа обучения - уяснение обучаемыми основных принципов проектной организации работ как специфической управленческой деятельности. Этап включает в себя также и знакомство обучаемых с системами международных и отечественных стандартов в области проектного менеджмента.

Второй этап - этап приобретения практических навыков в работе с системами управления проектами - начинается с серии практических занятий. На этих занятиях слушатели знакомятся с составом, возможностями и принципами работы одной из таких системами управления проектами. Для обучения слушателей основам работы с системами управления проектами можно использовать пакеты программных средств TIME LINE и Spider Project

При этом обучение на обоих этапах проводится с использованием таких методических приемов как:

• рассказ - преподаватель дает полное представление об изучаемом вопросе;

• показ - позволяет продемонстрировать практические приемы работы;

• упражнение - дает возможность самостоятельно получить навыки решения практических задач в среде изучаемого продукта;

• конспект - позволяет закрепить полученные знания.

Такой подход позволяет более наглядно представить и  основные этапы процесса обучения, характерные для образовательных организаций, которые должны будут претерпеть значительные изменения:

тестирование и формирование групп;

адаптация личности для качественного группового взаимодействия на основе нейтрализации фрустаторов [1];

групповая адаптация (формирование адаптивных моделей за счет адаптивных стратегий) для эффективного группового взаимодействия;

создание стимулирующей психологической и суггестивной ситуации;

информационная стимуляция познавательной деятельности (нулевой уровень - усвоение);

непроизвольное усвоение отдельных элементов учебного материала (первый уровень - узнавание);

осознанное усвоение учебной информации в упражнениях (второй уровень - воспроизведение);

активизация усвоенной информации в ситуации обучающих игр (третий уровень - репродукция, предопределенная креативностью);

выработка и закрепление навыков при создании и решении проблемных ситуаций (четвертый уровень - продукция);

этап закрепления усвоенной информации в деятельности с использованием явлений реминисценций – «всплывание усвоенной информации»;

формирование адаптивных моделей взаимодействия с параметрами будущей профессиональной деятельности (выделение этих параметров);

осуществление целенаправленного группового взаимодействия в рамках интерактивности представляемого материала, что позволит реализовать групповое взаимодействие и сформировать основу для будущей профессиональной деятельности.

Реализация направления интенсификации образования в направлении использования нейротехнологий в информационной среде уже сейчас имеет место быть.

В Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» раздел I, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. № 1632-р [3], наряду с технологией искусственного интеллекта представлен концепт нейротехнологии. Данный концепт был представлен как одно из направлений  «сквозных цифровых технологий, которые входят в рамки настоящей Программы».

Помимо этого, цифроизация образования набирает обороты и за рубежом. Например MIT (Массачусетский технологический институт) [4] вручал в 2017 году цифровые дипломы реализуя пилотный проект «Блокчейн в образовании» [5].

Таким образом, реализация информационных технологий с одной стороны позволит повысить интенсификацию процесса обучения, а с другой стороны создаст необходимую платформу для перехода процесса образования в цифровую среду.


Список литературы

1. Лукашенко Д.В. Адаптация через фрустрацию личности. Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 3. С. 50-52.
2. http://mediafamily.pro/kem-rabotaut-vipuskniki/
3. http://government.ru/docs/28653/
4. https://btcnovosti.com/news/mit-vyipuskaet-pervyie-tsifrovyie-diplomyi-s-ispolzovaniem-tehnologii-blockchain/
5. http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC108255/jrc108255_blockchain_in_education(1).pdf

Расскажите о нас своим друзьям: