Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11 (28) Ноябрь, 2018

УДК 376

Дата публикации 30.11.2018

Инклюзивное образование в современном образовательном пространстве дошкольной организации

Курмыскова Анастасия Дмитриевна
Студент магистратуры «Управление дошкольным образованием», Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород, Nastya950@mail.ru
Брызгалова Юлия Владимировна
Студент магистратуры «Управление дошкольным образованием», Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород, juliyabryzgalova@mail.ru

Аннотация: Данная статья посвящена изучению проблемы инклюзивного образования в современном обществе. Подчеркнуто, что вопрос совместного воспитания и обучения детей с нормальным развитием и детей с ограниченными возможностями здоровья всё больше обращает на себя внимание общественности. Инклюзивное образование - один из таких вариантов обучения и воспитания детей с ОВЗ совместно с детьми в норме. Рассмотрены некоторые подходы современных ученых и практиков к изучению вопросов организации и осуществления инклюзивного образования. Выделены основные принципы инклюзивного образования, определены задачи образовательных организаций, работающих с детьми с ОВЗ. Сделан вывод, что инклюзивное образование на данном этапе развития общества является одним из важных направлений работы в области образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзия, дети с ограниченными возможностями здоровья, образовательное пространство, особые образовательные потребности

Inclusive education in the modern educational space of preschool

Kurmyskova Anastasia Dmitrievna
undergraduate "Management of preschool education", Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod
Bryzgalova Julia Vladimirovna
undergraduate "Management of preschool education", Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: This article is devoted to the study of the problem of inclusive education in modern society. It is emphasized that the issue of joint education and training of children with normal development and children with disabilities increasingly attracts the attention of the public. Inclusive education is one of these options for the education and upbringing of children with disabilities together with children in the norm. Some approaches of modern scientists and practitioners to the study of the organization and implementation of inclusive education are considered. The basic principles of inclusive education are identified, the tasks of educational organizations working with children with disabilities are defined. It is concluded that inclusive education at this stage of development of society is one of the important areas of work in the field of education.
Keywords: inclusive education, inclusion, children with disabilities, educational space, special educational needs

В настоящее время приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с понятием здоровья, социального благополучия, самореализации и защищенности ребенка в образовательной среде. 

Статистические данные показывают, что на сегодняшний день около 2 млн. детей в России имеют ограниченные возможности здоровья, а это почти 8% от общего количества детей, такие показатели указывают на глобальную проблему всего государства. Ребенок, имеющий отклонения в развитии требует особого внимания.  Современная государственная система образования предполагает создание условий, при которых особенный ребенок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации потенциала своей личности через включение (инклюзию) в общую социально-культурную и образовательную среду.

Проблема инклюзивного образования является предметом исследований многих ученых, например, С.В.Алехина, Д.З.Ахметова, И.В.Вачков, Е.Л. Ветер, Л.С.Выготский, П.Р.Егоров, М.М.Семаго, Н.Я.Семаго и многие другие. Вопросы психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ разрабатывают Ю.А.Афонькина, И.М.Бондаренко, А.М.Ковешникова, О.Н.Одинаева, И.И.Усанова и др.

Л.С.Выготский  говорил о том, что «только та связь остается для него действительной, которая была дана в личном опыте» [3, с. 123], непосредственно влияет на понимание ключевого принципа инклюзии, а именно на осознанное участие самого человека в процессе включения в социальное сообщество.

Динамика индивидуальной включенности во многом зависит от социально-психологических условий развития ребенка с особыми потребностями, социального окружения и условий образовательной среды. В понимании этого процесса во многом можно опираться на понятие полисубъекта, предложенное И.В.Вачковым, и его утверждение, что «построение полисубъектного взаимодействия является условием осуществления инклюзивного образования, поскольку именно такой образовательный процесс предполагает построение субъект-субъектных отношений между педагогом и воспитанником» [5, с. 4]

Как отмечает С.В.Алехина [1], инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка с ОВЗ в детском саду, это изменение самого учреждения, системы отношений участников, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.

В трудах таких авторов, как Л.С.Вакуленко, О.А.Денисова, В.В.Морозова, О.Е.Потапова, О.А.Степанова и др., рассматриваются проблемы организации и специфики работы педагогов в инклюзивной образовательной среде. На современном этапе в научной среде учеными ведется поиск новых эффективных моделей, форм, технологий оказания помощи ребенку с ОВЗ. Одной из таких технологий является инклюзивное образование. В основу О.А.Денисовой положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия  для детей, имеющих особые образовательные потребности [2, с. 62],.

Исследователи в своих трудах выделяют следующие принципы инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Сегодня инклюзивное образование является приоритетным направлением развития системы образования России. В этой связи приняты законодательные акты: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Фз и ФГОС, где инклюзивное образование определяется как перспективное стратегическое направление образовательной политики и практики [10, c. 5]. При этом в Законе об образовании понятие «ребенок с ОВЗ» трактуется как «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [10, c. 4]. Принятие ФГОС ДО подтверждает необходимость изменений в вопросе выработки новых подходов, создания новых условий организации образовательного пространства в рамках инклюзии.

Организации дошкольного образования самостоятельно разрабатывают и утверждают основные образовательные программы на основе ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе, на адаптацию условий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что инклюзивное образование – это большой скачок в системе образования. С введением инклюзии предстоит очень серьезный процесс изменения сознания не только у тех, кто занимается образованием, но и у всего общества по вопросам защиты и реализации прав людей с ограниченными возможностями.   Для эффективной помощи ребенку с ОВЗ перед любым образовательным учреждением стоит главная задача – создать устойчивую, развивающуюся, эффективно действующую систему психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.


Список литературы

1. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.
2. Базаркина А.Н., Кочнева Ю.А., Рыжечкина Л.И. Проблема толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. – Екатеринбург, 2018. С. 61-63.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. Т. А. Власовой. М.: Просвещение, 1983. – Т. 5: Основы дефектологии. – 368 с.
4. Малофеев Н. Н., Гончарова Е. Л., Никольская О. С., Кукушкина О. И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. 2009. № 1.С. 5-19.
5. Микляева Н. В. Детский сад для всех: «чужие» дети – тоже «свои» // Обруч. 2009. № 3. С. 3–6
6. Миндель А.Я., Степанова О.А. Разные возможности – равные права – общее жизненное пространство. М: ТЦ Сфера, 2009. 144 с.
7. Поваляева Г.А., Дорофеева Т.А. Организация инклюзивной практики в современном дошкольном образовательном учреждении // Вестник педагогических инноваций. 2016. № 2 (42). С. 101-105.
8. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. М.: АРКТИ. 2007. 80 с.
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).

Расскажите о нас своим друзьям: