Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №1 (30) Январь 2019

УДК 37.015.3

Дата публикации 27.01.2019

Гендерные особенности временной перспективы и нравственного развития в подростковом возрасте

Кудрина Оксана Александровна
магистрант 3 курса кафедры психолого-педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Институт непрерывного педагогического образования, РФ г. Абакан, oksana_stars@mail.ru
Научный руководитель Япарова Ольга Георгиевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Институт непрерывного педагогического образования, РФ г. Абакан

Аннотация: В статье особое внимание уделено исследованию гендерных особенностей временной перспективы и нравственного развития в подростковом возрасте. Цель исследования: изучить и выявить гендерные особенности временной перспективы и нравственного развития в подростковом возрасте Результаты эмпирического исследования позволили выявить гендерные особенности у девочек и мальчиков, а именно: у мальчиков уровень самоорганизации выше, чем у девочек; девочки ориентированы на гедонистическое настоящее; у девочек уровень самопривязанности и самоозабоченность выше, чем мальчиков.
Ключевые слова: временная перспектива, развитие, нравственность, подростковый возраст

Gender features of the time perspective and moral development in adolescence

Kudrina Oksana Aleksandrovna
3rd year master student of the Department of psychological and pedagogical education, Khakassia State University. NF Katanov Institute of continuous pedagogical education, Russia, Abakan
Scientific adviser Yaparova Olga Georgievna
PhD in Psychology, associate Professor Department of psychology and pedagogical education, Khakassia State University NF Katanov, Institute of continuous pedagogical education, Russia, Abakan

Abstract: The article focuses on the study of gender features of the time perspective and moral development in adolescence. The purpose of the study: to study and identify the gender features of the time perspective and moral development in adolescence The results of the empirical study revealed gender characteristics in girls and boys, namely: boys have a higher level of self-organization than girls; girls are focused on the hedonistic present; girls have a higher level of self-attachment and self-concern than boys.
Keywords: time perspective, development, morality, adolescence

Впервые понятиетт«временная перспектива» в своих работах научно обосновал К. Левин. С помощью данного понятия германо-американский психолог описал целостное видение человеком своей жизни в прошлом, настоящем и будущем. Проблема временной перспективы  рассматривалась в рамках концепции «психологического поля» [2].

Согласно этой концепции психологическое поле, существующее в данный момент, включает в себя представление о своем будущем и прошлом.

Работы Ф. Зимбардо и Дж. Бойда наиболее полно рассматривают временную перспективу. В рамках данного подхода временная перспектива рассматривается как «…основной аспект в построении психологического времени, которое возникает из когнитивных процессов, разделяющих жизненный опыт человека на временные рамки прошлого, настоящего и будущего» [3; с. 10]. Анализ временной ориентации проводится по четырем составляющим:

1) мотивационной;

2) эмоциональной;

3) когнитивной;

4) социальной.

Если во взглядах на жизнь у человека преобладает ориентация на определенный период времени, то такая ориентация становится относительно устойчивой характеристикой человека. Также на временную ориентацию влияют внешние факторы и ситуации [3].

Ф. Зимбардо разработал опросник временной перспективы с целью изучения временной ориентации. Характер отношения к временным периодам жизни описывается временной ориентацией:

1) негативное прошлое;

2) гедонистическое настоящее;

3) будущее;

4) позитивное прошлое;

5) фаталистическое настоящее.

В исследованиях было выявлено статистически значимое влияние той или иной временной ориентации на реагирование на различные события в настоящем и процесс принятий решений относительно будущего [3].

С помощью исследований данных измерений можно  проанализировать  жизненный путь личности, а также выявить факторы развития личности.

В рамках нашего исследования мы изучим исследования временной перспективы в подростковом возрасте, рассмотрим особенности подросткового возраста.

Ф. Райс указывал, что подростковый возраст является определяющим для формирования временной перспективы, но психологически уязвимым. Появляются такие новообразования, как чувство непрерывности жизни, чувство времени, с помощью которых подросток соотносит категории настоящего, прошлого и будущего. Так подросток имеет представление о количестве времени для осуществления своих жизненных планов,  может распределять свое время. К 15 годам чувство времени должно сформироваться, если этого не происходит, то у подростка возникает расплывчатое чувство времени, в дальнейшем влияющее на планировании  деятельности [9].

Авторы Ю.А. Володина, Н.В. Матяш разделяют утверждение Ф. Райса о том, что становление временной перспективы и профессиональной начинается именно в подростковом возрасте [1].

Подтверждением того, что развитие будущего и адекватное чувство времени способствуют формированию высокого уровня профессионального самоопределения в работах О.В. Кузнецовой [5].

А.А. Реана рассматривает развитие как «…процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека» [11; с. 89].

Нравственность – это «…особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); как один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм» [4; с. 35]. Нравственные нормы отличаются от традиций тем, что такие нормы представлены в виде идеалов справедливости, добра или зла. То есть нравственность – это моральное качество, некие правила, которыми руководствуется человек в своем выборе.

Понятие «подростковый возраст» многими авторами отождествляется с понятием «переходный возраст». Как мы знаем, человек проходит этапы психосоциального развития, цель которого обрести позитивную самоидентичность. Происходит это благодаря разрешению внутриличностного конфликта. Если на каждом этапе этот конфликт разрешен положительно, то человек приобретает личную идентичность и достигает относительной целостности развития.

Развитие личности в подростковом возрасте Л. Колберг связывал с усвоением морали, он выделил три главных уровня моральных суждений:

1) доморальный, когда дети ориентируются не на этические принципы, а на возможное поощрение и наказание, – доподростковый уровень;

2) уровень «конвенциальной морали», когда ребенок следует тому, что ожидается и одобряется окружающими, этот уровень преобладает в 10-13 лет;

3) уровень «автономной морали», т.е. самостоятельно выработанных моральных принципов. Данный уровень развивается лишь в 13-16 лет, но и к концу подросткового возраста он присущ только 10 % детей. У подростка формируется понятийное мышление. Ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе его возникает потребность в самосовершенствовании.

Наше исследование проводилось на базе муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений СОШ №4 и СОШ № 9 г. Черногорска. Участники исследования – подростки, выборка составила 100 человек (50 девочек и 50 мальчиков).

Эмпирическая выборка была сформирована стратометрическим отбором. Стратами стали: возраст (14-15 лет), пол (девочки и мальчики).

Цель исследования: изучить и выявить гендерные особенности временной перспективы и нравственного развития в подростковом возрасте.

В исследовании были использованы следующие методики:

1) Опросник временной перспективы (Ф. Зимбардо в адаптации  А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной) [10].

2) Опросник самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандрикова) [6].

3) Анкета «Метод оценки нравственного развития личности» (И.В. Мащенко, Н.Н. Протько) [7].

4) Методика «Справедливость – забота» (С.В. Молчанов, А.И. Подольского) [8].

Результаты исследования по опроснику временной перспективы (Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной)  для подростков представлены в таблице 1.

Таблица 1. Выраженность показателей временной перспективы у девочек и мальчиков (по опроснику временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной)

Шкалы временной перспективы

Девочки

Мальчики

Кол-во

%

Кол-во

%

Негативное прошлое

1

2

3

6

Гедонистическое настоящее

25

50

2

4

Будущее

10

20

38

76

Позитивное прошлое

41

82

39

78

Фаталистическое настоящее

7

14

3

6

Как видим из таблицы, доминирующей временной перспективой и у девочек и мальчиков  является «позитивное прошлое»: 41(82%) и 39 (78%)  соответственно. Возможно,  у подростков сентиментальное отношение к своему прошлому, они скучают по беззаботному детству, прошлое ассоциируется с более приятными воспоминаниями, событиями из жизни.

Далее 25 (50%) девочек ориентировано на гедонистическое настоящее. В то время как 38 (78%) мальчиков – на перспективное будущее.

Затем  менее  выражены «фаталистическое настоящее» и «негативное прошлое» и у девочек и мальчиков. Видимо, убежденность в предрасположенности событий собственной жизни не является преимущественной точкой зрения для подростков.

Для определения значимости полученных результатов временной перспективы у подростков, был проведен анализ с помощью математической статистики. Для оценки различий между двумя группами применялся непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Необходимо отметить, что критерий уровень значимости – если p ≤ 0,05, то связь между переменными является статистически значимой, если p > 0,05, то связь между переменными является статистически не значимой.

Анализ результатов показал, что по гендерному признаку выяснились значимые различия по шкалам временной перспективы: «гедонистическое настоящее» и «будущее». У девочек достоверно выражена, чем у мальчиков, направленность на гедонистическое настоящее, то есть ориентацию на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем.

Возможно, девочки проявляют больше эмоций при переживании событий, более чувствительны, открыты и доверчивы. Мальчики менее эмоциональны, но более устремленные в будущее.

По остальным типам временной перспективы статистических различий между девочками и мальчиками не обнаружено.

Далее представим результаты по опроснику самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой в таблице 2.

Таблица 2. Выраженность уровней самоорганизации деятельности у девочек и мальчиков (по опроснику самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой)

Уровни самоорганизации деятельности

Девочки

Мальчики

Кол-во

%

Кол-во

%

Планомерность

Низкий

17

34

4

8

Средний

28

56

30

60

Высокий

5

10

16

32

Целеустремленность

Низкий

12

24

4

8

Средний

26

52

24

48

Высокий

12

24

22

44

Фиксация

Низкий

25

50

29

58

Средний

20

40

15

30

Высокий

5

10

6

12

Настойчивость

Низкий

11

22

8

16

Средний

27

54

22

44

Высокий

12

24

20

40

Самоорганизация

Низкий

21

42

3

6

Средний

25

50

26

52

Высокий

4

8

21

42

Ориентация на настоящее

Низкий

1

2

0

0

Средний

22

44

18

36

Высокий

27

54

32

64

Общий уровень самоорганизации деятельности

Низкий

12

24

3

6

Средний

33

66

32

64

Высокий

5

10

15

30

Как видим из таблицы, общий уровень самоорганизации деятельности и девочек и мальчиков находится на среднем уровне (66% и 64%). Затем у девочек выявлен низкий уровень – у 12 человек (24%), в то время как у мальчиков – у 3 (6%). Менее выражен у девочек высокий уровень самоорганизации, всего 5 человек (10%),  у мальчиков – 15 человек (30%).

Для оценки статистической достоверности различий уровней самоорганизации деятельности сравниваемых групп был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни.

В результате было обнаружено, что общий уровень самоорганизации деятельности у мальчиков достоверно выше, чем у девочек.   В частности, различия статистически значимы по следующим шкалам:

1) Планомерность. У мальчиков более значимо сформирована, чем у девочек, потребность в постоянном осознанном планировании деятельности, планы в этом случае иерархичны, детализированы, действенны и устойчивы, а цели деятельности выдвигаются самостоятельно;

2) Целеустремленность. Мальчики более целеустремленные и целенаправленные, чем девочки, они неуклонно стремятся к достижению поставленной задачи, несмотря ни на какие трудности, подчиняя решению этих задач все свои чувства, мысли и действия;

3) Самоорганизация. У мальчиков достоверно выражена склонность к самоорганизации и планировании с использованием вспомогательных средств.

По остальным шкалам значимых различий не обнаружено.

На основании двух методик, направленные на исследование временной перспективы у подростков, можно выявить особенности по гендерному признаку: мальчики направлены на будущее, они более детально планируют свое время и ставят цели; девочки ориентированы на гедонистическое настоящее, более эмоциональны и, возможно, поэтому планы неустойчивы и цели выдвигают ситуативно.

Далее проанализируем результаты исследования нравственного развития подростков.

Результаты исследования уровня нравственного развития подростков по оценке нравственного развития И.В. Мащенко, Н.Н. Протько представлены в таблице 3.

Таблица 3. Уровни нравственного развития у девочек и мальчиков (по анкете «Метод оценки нравственного развития личности» И.В. Мащенко, Н.Н. Протько)

Уровни нравственного развития

Девочки

Мальчики

Кол-во

%

Кол-во

%

Низкий

1

2

2

4

Средний

26

52

30

60

Высокий

20

40

16

32

Очень высокий

3

6

2

4

Анализ таблицы показал, что и у девочек (52%) и мальчиков (60%) выражен средний уровень нравственного развития. Высокий уровень выявлен у 20 (40%) девочек и 16 (32%) мальчиков. Наименее выражены низкий и очень высокий уровни нравственного развития и у девочек и мальчиков.

Обозначим средние значения по группам и выявим значимые различия с помощью критерия Манна-Уитни.

Анализ результатов показал, что уровень нравственного развития личности в группе девочек достоверно выше, чем в группе мальчиков. В группе девочек уровень нравственного развития соответствует высокому, а у мальчиков – среднему. Можно предположить,  что девочки значимо чаще высоко оценивали утверждения, чем мальчики.

Результаты исследования уровней моральных суждений по опроснику «Справедливость – забота» С.В. Молчанова представлены в таблице 4.

Таблица 4. Выраженность стадий морального развития у девочек и мальчиков (по опроснику «Справедливость – Забота»  С.В. Молчанова,    А.И. Подольского)

Шкалы

Стадии

Девочки

Мальчики

Кол-во

%

Кол-во

%

Справедливость

Доконвенциональный уровень

12

24

16

32

Конвенциональный

38

76

34

68

Постконвенциональный

0

0

0

0

Забота

Самоозабоченность

32

64

16

32

Самопожертвование

8

16

26

52

Самоуважение

10

26

8

16

Из таблицы видно, и у девочек (76%) и мальчиков (68%) доминирует конвенциональный уровень развития моральных суждений, который достигается тогда, когда индивид принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины и т.д. Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в последней инстанции.

Доконвенциональный уровень выявлен у 24% девочек и 32% мальчиков. Подростки склоны оценивать поступки с точки зрения выгоды, избегая наказания.

Что касается шкалы «заботы» здесь видно, что у девочек доминирует стадия «самоозабоченность» (64%), в то время как у мальчиков «самопожертвование» (52%).

Определим значимость различий с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни.

Анализ показал, что исследование развития морально-ценностной ориентации девочек и мальчиков на уровне моральных суждений обнаружило как сходство, так и различия. Сходство выразилось  в высокой степени согласия с моральными суждениями доконвенциональным и конвенциональными уровнями и низкой степенью согласия с суждениями постконвенциональным уровнем. Значимые различия выявлены по шкале «забота» стадий «самоозабоченность» и «самопожертвование», а именно:

1) у девочек значимо выражена шкала «самоозабоченность», они чаще ориентированы на себя и свои интересы и на хорошее мнение о себе;

2) мальчики более ориентированы на удовлетворении потребностей других людей, потом только на удовлетворения своих собственных, на защиту прав других.

На основании анализа результатов по двум методикам нравственного развития, можно определить гендерные особенности: девочки значимо чаще стремятся сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе (самопривязанность) и более ориентированы на себя, свои интересы и хорошее мнение о себе (самоозабоченность); мальчики значимо чаще организуют свое поведение и прогнозируют свои действия, и держат контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя и более ориентированы на защиту прав других.

Результаты проведенного нами исследования временной перспективы и нравственного развития у девочек и мальчиков, позволили выявить гендерные особенности, а именно:

1) мальчики направлены на перспективное будущее, они более детально планируют свое время и ставят цели (уровень самоорганизации выше, чем у девочек);

2) девочки ориентированы на гедонистическое настоящее, более эмоциональны и поэтому планы неустойчивы и цели выдвигают ситуативно;

3) у девочек уровень  самопривязанности и самоозабоченность выше, чем мальчиков.


Список литературы

1. Володина, Ю.А., Матяш, Н.В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2012. – №8 – С. 25–39.
2. Зейгарник, Б.В. Теория личности Курта Левина. – М.,1981. – 162 с.
3. Зимбардо, Ф. Парадокс времени: новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь [Текст] / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд. – М.: Речь, 2010. – 352 с.
4. Зотов, Н.Д. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление [Текст] / Н.Д. Зотов. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. – 246 с.
5. Кузнецова, О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков [Текст] // Психологическая наука и образование. 2007. – № 3.
6. Липунова, О.В. Особенности временной перспективы девиантных подростков [Текст] // Наука и мир. 2016. – № 3 (31).
7. Мащенко, И.В. Метод оценки нравственного развития личности [Текст] / И.В. Мащенко, Н.Н. Протько, В.Н. Ростовцев // Научно-практический рецензируемый медицинский журнал «Медицина» (Минск), 2009. – № 2. С. 76–78.
8. Молчанов, С.В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию [Текст] // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология – 2011. – №2 – С. 59–72.
9. Осин, Е.Н., Орел, Е.А. Возрастная динамика временной перспективы (на материале российских женщин) [Текст] // Перспективные направления психологической науки: сборник научных статей. Вып. 2 / отв. ред. А.К. Болотова. Москва: НИУ ВШЭ, 2012. С. 85–103.
10. Рахимов, А.З. Словарь – справочник по нравологии [Текст] / А.З. Рахимов. – Уфа: Творчество, 2010. – 299 с.
11. Реан, А.А. Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти» [Текст] / Под общей редакцией А.А. Реана, 2012 г. – 231 с.

Расскажите о нас своим друзьям: