Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №3(20) Март, 2018

УДК 372.881.161.1

Дата публикации 31.03.2018

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка

Осадчая Ирина Викторовна
Канд. пед. наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялта, rina.blakky@gmail.com
Лапшина Яна Владимировна
Студентки 5 курса, направление подготовки «Начальное образование и английский язык» Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялта

Аннотация: В данной статье рассматривается формирование универсальной учебной деятельности на уроках русского языка. Анализируется формирование творческой активности учащихся, умение правильно построить образовательный процесс. Авторы различают четыре вида универсальных учебных действий, такие как личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. Установлено, что Универсально учебные действия прогрессивно формируются с первого по четвертый класс, так как это наиболее сензитивный возраст для восприятия информации.
Ключевые слова: Универсально учебные действия, личностные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД, русский язык, дидактическая игра, информационно коммуникативная деятельность

Formation of universal learning activities of junior schoolchildren at the Russian language lessons

Osadchaya Irina Viktorovna
PhD in Pedagogy, associate professor at the Department of pedagogical excellence of elementary school teachers and tutors of preschool institutions Humanities and Education Science Academy (branch) “V.I. Vernadsky Crimean Federal University”, Yalta
Lapshina Yana Vladimirovna
Students of the 5th course, direction of preparation “Primary education and English”, Humanities and Education Science Academy (branch) “V.I. Vernadsky Crimean Federal University”, Yalta

Abstract: This article regards formation of universally educational activity at Russian lessons. The formation of creative activity of pupils is analyzed, the ability is correct to construct educational process. The authors distinguish four types of universal educational actions, such as personal, cognitive, communicative, regulatory. It is established that Universally educational actions are progressively formed from the first to the fourth grade, as this is the most sensitive age for the perception of information.
Keywords: Universal educational activities, personal ULA, informative ULA, communicative ULA, regulatory ULA, Russian language, didactic game, information communicative activity

В настоящее время главным ориентиром в образовании выступает Федеральный государственный образовательный стандарт. В нём выдвигаются прогрессивные требования для обеспечения конкурентоспособности сегодняшних обучающихся, а в будущем квалифицированных специалистов.

Важной целью современного образования является формирование универсальных учебных действий. Разработкой проблемы УУД занимались такие отечественные учёные, как: Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин. Проблема формирования личностных универсальных учебных действий также рассматривалась в работах А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой, С. В. Молчанова. Эти педагоги подчёркивали главную роль ценностных и смысложизненных ориентаций школьников [1, с. 423].

Для выявления эффективности условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка рассмотрим понятие «универсальные учебные действия», под которым часто понимают умение учиться, способность учащегося направлять в разных предметных направлениях.

Различают 4 вида УУД:

-личностные УУД (знания моральных норм, уделяет внимание на нравственный аспект поведения, зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, личностная мотивация учащегося)

- познавательные УУД (развивает логические действия, создание и решение проблем, самостоятельно находить материал в рабочих тетрадях и книгах, познавать материал изобразительно, схематически, в модельной форме для решения определенных задач)

- коммуникативные УУД (обеспечивает опыт общения со сверстниками, способность слышать своего собеседника в процессе коммуникативной деятельности со старшими, уметь строить свои высказывания, обосновывать свою точку зрения)

- регулятивные УУД (создать правильное протекание образовательного процесса) [2,с.103].

Универсально учебные действия прогрессивно формируются с первого по четвертый класс, так как это наиболее сензитивный возраст для восприятия информации. В начальной школе появляются новые виды деятельности, требования, реализуется социальная роль ученика. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус, который влияет на дельнейшую жизнь[3,с.137]. Нужно развивать учащегося последовательно, так как из-за неправильного формирования могут возникнуть проблемы с успеваемостью в школе, мотивацией и любознательностью учащегося. Огромное влияние в младшем школьном возрасте оказывают родители, которые ненамеренно могут привить тревогу школьнику, в последствие чего у учащегося пропадает стремление учиться, интерес к определенным предметам. Во избежание этого необходимо правильно формировать универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия используются на всех типах уроках, это штамп, которого должны придерживаться учителя на всех уровнях  образовательной деятельности. Каждый опытный педагог несет ответственность за формирование универсально учебной деятельности. Русский язык – это фундамент образования учащегося и, открывая этот курс, мы формируем определенные умения и навыки. Русский язык также обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. На уроках русского языка дети изучают: чтение, письмо, говорение, аудирование. Умения анализировать и делать выводы способствуют построению правильной грамматической речи. При работе с текстом обучающиеся получают возможность для использования сравнения, установления причинно-следственных связей. Изучение слова, предложения, определенных правил обеспечивает успешное развитие функций речи и письма [4]

Главное давать определенные упражнения, направленные на формирование познавательных УУД, и проследить самостоятельность выполнения упражнений. Такие задания позволяют сделать урок простым и эффективным, удерживать внимание детей и контролировать дисциплину. Ученик должен осознать: «Я умею рассуждать, обобщать, анализировать»

[5, с. 303].

Задания должны содействовать эффективному развитию в целом, и в частности развитию логического мышления обучающихся. Важно, чтобы работа была выстроена от простого к сложному. Необходимо учить школьника брать на себя ответственность в совместном решении проблем, формировать творческие способности и личные качества. Формируя познавательные действия УУД, мы осуществляем развитие личности младшего школьника, подготавливая его к успешной жизни в современном обществе [8, с.5].

Необходимо создавать проблемные ситуации, это мощнейший двигатель мотивации и интереса учащихся. Вместо объяснения педагог побуждает учащихся наблюдать, предлагать идеи, проверять, использовать интуитивное мышление. Для живого диалога педагог задает наводящие вопросы, подтверждает или опровергать ту или иную мысль. Изучение родного языка создает все условия для формирования «языкового чутья».

В школе, педагог должен варьировать УУД по возрастным особенностям, от класса, от педагогического подхода [6, с.332]. Важную роль на уроках русского языка в младших классах имеют дидактические игры. Игра способствует улучшению качества образовательного процесса, прочного и успешного усвоения информации на уроках русского языка. Благодаря игровой задаче, учащийся активизируется, появляется желание ее решить. Чем лучше и разнообразен и красочен материал, тем интересней он для учеников, таким образом, они легче воспринимают и запоминают данную информацию на уроках. Взаимоотношение между учащимися и педагогом образовываются не учебной ситуацией, а игрой [7, с.9].

На уроках русского языка современные педагоги используют инновационные технологии. В соответствии с п. 14 ФГОС в содержании программы развития УУД отдельно указана компетенция обучающегося в области использования информационно-коммуникационных технологий. В соответствии с п. 18.2.1 программа развития УУД должна обеспечивать в структуре ИКТ-компетенции, в том числе владение поиском и передачей информации, презентационными навыками, основами информационной безопасности. Благодаря ИКТ подача материала становится более интересной, появляется возможность сфокусировать внимание на важных моментах. При моделировании урока с использованием ИКТ технологий, во-первых, у обучающихся появляется интерес, активизируется познавательная деятельность, во-вторых развивается творческое мышление. При групповой работе с ИКТ, обучающиеся учатся распределять роли, ответственность между собой самостоятельно, договариваться друг с другом. Индивидуальная работа обеспечивает развитие познавательных сил, активности, стремлений и дарований каждого обучающегося. На уроках педагог применяет ИКТ для усвоения полученных знаний, демонстрации видеозаписей, аудиозаписей, схем, таблиц. У школьника, таким образом, формируется учебно-информационные умения и навыки.

Универсальные учебные действия, это достижение двадцать первого века. Русский язык является предметом, но в тоже время средством изучением остальных школьных предметов. Создаваемые проблемы на уроках русского языка очень эффективно влияют на обучение учащихся, так как ни один урок не может структурироваться без УУД. Ученики общаются друг с другом, анализируют, выдвигают определенные гипотезы. Они учатся правильно воспринимать и гармонично использовать полученную информацию, правильно высказывать свое мнение и строить предложения. На уроке русского языка педагог может использовать разные методы. Использование игр, ИКТ на уроках русского языка придает учащимся острый интерес к разрешению задачи, обеспечивает полное погружение в предмет и облегчает образовательный процесс. Таким образом, если педагог готов полностью проникнуться в образовательную атмосферу, то УУД станет помощью педагогу в развитии учащегося как личности.


Список литературы

1. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: (начальные классы): учебник / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. – Гриф УМО. – М.: Академия, 2013. – 447 c.
2. Аргунова Е.Р. Активные методы обучения [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. – 104 с.
3. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы Текст. / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. – СПб.: КАРО, 2016. – 144 с.
4. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. М.: Академия, 2014. – 307с.
5. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Академия, 2013. – 338 с.
6. Климанова Л.Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте // Начальная школа. – 2016. – № 9. – С. 10.
7. Осмоловская И.М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. – 2017. – № 10. – С. 6.
8. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – 3-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 569 с.

Расскажите о нас своим друзьям: