Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №7 (24) Июль, 2018

УДК 159.9

Дата публикации 26.07.2018

Деформация психологического времени подростков-сирот

Фоминых Екатерина Сергеевна
канд. психол. наук, доцент, кафедры специальной психологии, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», РФ, г. Оренбург, fominyh.yekaterina@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу проблемы деформаций психологического времени подростков-сирот. Концепт психологического времени рассмотрен с позиции системы временных отношений между событиями жизненного пути личности, представленной единым пространством прошлого, настоящего и будущего. Систематизированы депривационные условия детского дома, деформирующие психологическое время сирот и блокирующие их жизненные перспективы. Рассмотрена специфика восприятия, репрезентации и конструирования времени жизни подростками-сиротами. Установлено, что условия социальной депривации блокируют становление активной, осознанной и ответственной позиции к собственной жизни, интеграцию прошлого, настоящего и будущего на основе реалистичных связей.
Ключевые слова: психологическое время, жизненная перспектива, жизненный путь, социальная депривация, подростки, деформация

The deformation of the psychological time of adolescents-orphans

Fominykh Ekaterina Sergeevna
Cand. Sci. (Psychologi), assistant professor, Department of special psychology, Orenburg state pedagogical University, Russia, Orenburg, fominyh.yekaterina@yandex.ru

Abstract: The article is devoted to the analysis of the problem of psychological time deformations in the conditions of social deprivation. The concept of psychological time is considered from the position of the system of temporary relations between the events of the life path of the individual, represented by a single space of the past, present and future. The deprivation conditions of the orphanage, which distort the psychological time of orphans and block their life prospects, are systematized. The specificity of perception, representation and construction of life time by orphans is considered. It is established that the conditions of social deprivation block the formation of a conscious, meaningful and responsible position to their own lives, the integration of the past, present and future on the basis of realistic relationships.
Keywords: psychological time, life perspective, life path, social deprivation, teenagers, deformation

В условиях социокультурного ускорения проблема субъективного восприятия, репрезентации и конструирования психологического времени является рациональным контекстом для описания многочисленных личностных трансформаций: бессмысленного времяпрепровождения при хроническом дефиците времени, отсутствия динамики смыслов, инфантильного мировоззрения и др. Временные аспекты участвуют в регуляции сознания и поведения личности, реализации значимых жизненных выборов, построении индивидуальных ценностных ориентаций. Система временных отношений между событиями жизненного пути личности, представленная единым пространством прошлого, настоящего и будущего, конкретизируется в понятии психологического времени.  В основе функционирования данной системы – причинно-следственные связи между периодами прошлого, настоящего, будущего, эволюционно изменяющиеся в результате воздействия детерминант социального и психологического порядка и отражающие позицию личности по отношению к собственному жизненному пути.

Наиболее важным в плане исследования психологического времени является подростковый возраст, поскольку в этот период открываются возможности для осознания своей жизни, увеличивается ориентация на будущее, начинает складываться определенный тип направленности психологического времени. Адекватное восприятие подростком времени способствует становлению целостной, пролонгированной регуляции и организации времени жизни как основы субъектности. Дефицит / недостаточность осознания связи будущих событий с прошлыми и настоящими обусловливает «временную некомпетентность», снижающую адаптивные возможности личности [6].

Ретроспектива проведенных в данной области исследований весьма внушительна: перечисленные аспекты конкретизированы, уточнены и дополнены в широком круге отечественных и зарубежных исследований (концепция временной или жизненной перспективы (Т. В. Березина, Ф. Зимбардо, Р. Кастенбаум, К. Левин, Дж. Нюттен и др.),  организации времени жизни (К. А. Абульханова-Славская), причинно-целевых основ психологического времени (Е. И. Головаха и А. А. Кроник), самоорганизации времени жизни (Л. Б. Шнейдер), концепция хронотопа во временной перспективе (Н. Н. Толстых), конструирования будущего (А. В. Михальский) и др.). Мы остановимся на выделении нескольких значимых для анализа выдвинутой проблемы положений:

  • психологическое время – сложное системное образование, высшим уровнем которого является концептуальное, личностное время, формирующееся на основе осознанного отражения времени, позволяющего человеку осуществлять целесообразное управление собственной деятельностью в ее временной упорядоченности (А. Аарелайд) [1];
  • психологическое (субъективное) время – это отражение в психике человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути (Е. И. Головаха, А. А. Кроник) [5];
  • психологическое время – время переживания событийной организации жизненного пути личности, отражающей стабильность и изменчивость поведения личности в разное время и в разных ситуациях, привычный выбор и избегание социальных ситуаций (Л.Ф.Бурлачук, Е.Ю. Коржова) [2].

Психологическое время включает в себя следующие компоненты [3, 5]:

  • оценку одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее;
  • переживание сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени;
  • осознание возраста, возрастных этапов (детства, молодости, зрелости, старости), представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, человечества в целом.

М.Р. Гинзбург [4] использует понятие «жизненное поле личности» – совокупность индивидуальных ценностей, смыслов в пространстве времени, которые охватывают настоящее (действенность), прошлое (опыт) и будущее (план).

Таким образом, психологическое время является динамической категорией, которая позволяет объяснить различия в восприятии, использовании и конструировании времени жизни. Деформация психологического времени проявляется в дисбалансе и дезинтеграции прошлого, настоящего и будущего и детерминирована воздействием неблагоприятных контекстуальных условий, искажающих социальную ситуацию развития и процесс становления личности, в частности, социальной депривации. Й. Лангмейер [7], А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых [8], Л.М. Шипицына [12] выделяют специфические условия развития и жизни сирот:  

  • негативный опыт жизни в семье, травматичные последствия семейного воспитания;
  • невключенность, эмоциональная бедность контактов взрослых с детьми, дефицит опыта совместных эмоциональных переживаниях со взрослым в сочетании с  потребностью в аффективно насыщенных положительных отношениях;
  • коллективное воспитание, регламентация режима дня и воспитания, жесткая внешняя временная структурированность; дефицит автономности, отсутствие свободы выбора;
  • специфические «неличностные» механизмы адаптации к условиям интерната; несамостоятельность, сниженная собственная активность, замедленное самоопределение, неспособность к сознательному выбору, несостоятельность при приеме решений, формирующиеся в депривационных условиях и др.

Перечисленные условия существенно изменяют содержание и структуру жизненных перспектив сирот,  деформируя их психологическое время как единый временной континуум жизни. Отсроченным следствием этого является межличностная, профессиональная, семейная дезадаптация, виктимизация [8, 11, 12].

Систематизируем данные о специфике восприятия, использования и конструирования времени жизни подростками-сиротами, представленные в трудах И.В. Дубровиной, A. M. Прихожан, H.H. Толстых, Н.И. Федотовой, Л.М. Шипицыной и др. [8, 9, 10, 12]:

  • прошлое: отсутствие / фрагментарность представлений о прошлом; эмоционально-негативное отношение к своему прошлому;  отсутствие мотивов и представлений, связанных с прошлым;
  • настоящее: слабая ценность настоящего; «замыкание» на настоящем (жизнь в настоящем, без учета прошлого опыта и постановки целей и планов на будущее), нацеленность на удовлетворение и получение наслаждения (гедонистическая направленность настоящего); отсутствие стремления к успехам в настоящем;
  • будущее: проекция рода травмирующих себя в будущее; преобладание краткосрочных целей, трудности долгосрочного планирования; размытость и фантазийность представлений о будущем, насыщенность нереальными событиями, иллюзия неограниченности будущего; отсутствие четких намерений и целей на будущее, неопределенность жизненных позиций; недостаточная простроенность линии жизни, что выражается в отсутствии конкретных целей.

Специфика основных параметров жизненной перспективы сирот (реалистичность, оптимистичность, продолжительность, дифференцированность, согласованность) отражает деформированный аспект психологического времени. Продолжительность, характеризующая хронологический «размах» событий будущего и способность увидеть свое будущее,  оценивается пессимистически и не способствует повышению жизненной продуктивности. Нереалистичность, нерасчлененность реального и фантастического в представлениях о будущем, соответственно, неспособность концентрировать усилия на том, что для реализации в будущем имеет реальные основания,  являются одним из показателей инфантильности личности, неспособной эффективно сосредотачивать свои усилия на реальных направлениях эффективной самореализации [1]. Оптимистичность перспективы, определяется соотношением положительных и отрицательных прогнозов относительно своего будущего, а также степенью уверенности в том, что ожидаемые события произойдут в поставленные сроки (Березина Т.Н., 2015). В отношении подростков-сирот она замещается фаталистическими представлениями, зачастую негативной окраски с верой в невозможность управлять и контролировать свою жизнь, фиксацией рентных установок.

Таким образом, у подростков-сирот блокируется становление активной, осознанной, осмысленной и ответственной позиции к собственной жизни, способности смотреть в будущее и связывать актуальные события будущего с наиболее значимыми событиями прошлого, в связи с чем отсутствует реалистичная, выстроенная связь между прошлым, настоящим и будущим. Сироты воспринимают свое настоящее и будущее, жизнь в целом, как неизбежность, у них низкий уровень осознания себя как субъекта жизнедеятельности, преобладает тревожность, беспокойство и чувство внутреннего дискомфорта. Период активной жизни у подростков-сирот прост, укорочен и в меньшей степени «насыщен» значимыми событиями. Они занимают пассивную позицию в жизненных ситуациях.

Таким образом, выявленные аспекты требуют разработки и реализации комплекса психолого-педагогических мероприятий, нацеленных на формирование адекватной жизненной перспективы и активной жизненной позиции, навыков постановки цели и планирования действий для ее достижения, что может рассматриваться как ресурс их будущей интеграции на этапе самостоятельной жизни.


Список литературы

1) Аарелайд, А. Категория времени в современной науке и проблема человеческого времени / А. Аарелайд // Известия АН ЭССР. Общественные науки. – 1978. – № 27/3. – С. 268-280.
2) Бурлачук Л. Ф. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 263 с.
3) Власенко А. И. Временная перспектива как подструктура самосознания депривированной личности / Молодой ученый. – 2014. – №8. – С. 921-324.
4) Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / Вопросы психологии. – 1994. –№ 3. – С. 43-52.
5) Головаха Е. И. Психологическое время личности. – М.: Смысл, 2008. – 267 с.
6) Диянова З. В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. – Изд-во: Иркутск, 2013. – 311 с.
7) Лангмейер И. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, 1984. – 312 с.
8) Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.
9) Толстых Н. Н. Некоторые особенности мотивации и временной перспективы детей-сирот из учреждений / Психологическая наука и образование. – 2009. – № 3. – С. 33-43.
10) Федотова Н.И. Представления о жизненных перспективах детей-сирот: на примере образовательных учреждений различного типа: диссертация ... канд.психол.наук. – Москва, 2008. – 234 с.
11) Фоминых, Е. С. Проблема виктимогенного потенциала в феноменологии сиротства: социальная депривация как фактор формирования позиции жертвы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2016. – № 3 (26). – С. 100-104.
12) Шипицына Л. . Психология детей-сирот. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.университета, 2005. – 628 с.

Расскажите о нас своим друзьям: