Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №4 (4) Ноябрь, 2016

УДК 37.033

Дата публикации 28.11.2016

Анализ результатов анкетирования студентов по вопросам отношения к окружающей среде

Киртаева Татьяна Николаевна
Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики, г.Уссурийск
Приходько Ольга Юрьевна
Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики, г.Уссурийск
Габрунова Оксана Викторовна
Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики, г.Уссурийск

Аннотация: В статье приведен анализ анкетирования студентов на предмет их отношения к окружающей среде. По результатам опроса составлены графики, отражающие мнения респондентов разного возраста к проблемам экологии и природоохранной деятельности.
Ключевые слова: анкетирование, окружающая среда, экология, природоохранная деятельность

Results analysis of the students’ survey on issues related to the environment

Kirtaeva Tatiana Nikolaevna
Far Eastern Federal University, Pedagogical School, Ussuriysk
Prikhodko Olga Yurievna
Far Eastern Federal University, Pedagogical School, Ussuriysk
Garbunova Oksana Viktorovna
Far Eastern Federal University, Pedagogical School, Ussuriysk

Abstract: The article provides the analysis of the students’ survey in terms of their attitude to the environment. According to the survey graphs showing the opinions of respondents of all ages to the problems of ecology and environmental protection were made up.
Keywords: survey, environment, ecology, nature conservation

В процессе жизнедеятельности человек, так или иначе, влияет на окружающую среду и имеет свое особое к ней отношение. Для того чтобы понять как именно происходит его взаимодействие с природой, практикуются различные способы сбора информации. Одним из таких способов является анкетирование.

Анкетирование – это письменная форма опроса, применяемая для опроса большого числа респондентов за относительно короткое время. Достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки [1, 2].

Целью нашей работы было провести анализ ответов респондентов на вопросы анкеты по теме: «Я и окружающая среда». Для достижения этой цели было проведено анкетирование студентов Приморской ГСХА очной и заочной форм обучения. Анкета представляла собой открытые, полуоткрытые и закрытые вопросы, касающиеся окружающей среды и отношения к ней респондентов.

В задачи исследования входило:

  1. составить вопросы по теме исследования в логической последовательности;
  2. провести анкетирование студентов очного и заочного обучения;
  3. проанализировать полученные данные и сделать выводы.

Опрошенные респонденты, были распределены на три возрастные группы: I группа – 1 курс, II группа – 2 курс, III группа – 3 курс и студенты заочного обучения. В гендерном соотношении респонденты поделились на 81 мужчину (60,9%) и 52 женщины (39,1%), кроме того 84 студента (63,2%) из опрошенных проживают в городской, а 49 (36,8%) в сельской местности.

В настоящее время существует много различной информации о состоянии окружающей среды: от катастрофических последствий потребительского отношения к ней до зеленой экономики, создания электромобилей и т.д. Как в этом информационном поле ориентируются студенты ВУЗа и показали их ответы на поставленные вопросы.

На основе переработанных данных полученных в ходе анкетирования, были построены диаграммы, которые наглядно показывают нам отношение разных возрастных групп к окружающей среде.

Из рисунка 1 видно, что третья группа студентов максимально осознает как экологическая обстановка влияет на их здоровье.

Рисунок 1. Отношение респондентов к окружающей среде (гистограмма на увеличение по возрастным группам)

Следовательно, мы предполагаем, что знания, полученные на занятиях экологической направленности и жизненный опыт положительно влияют на экологическое сознание студентов.

Данные, представленные на рисунке 2 показывают, что с возрастом происходит снижение активности студентов в природоохранной деятельности. Скорее всего, это может быть связано с такими факторами, как ускоренный ритм жизни, высокая занятость на работе, обременение семейными делами и недостаточная информированность.

 

Рисунок 2. Ответственность по отношению к окружающей среде (гистограмма на уменьшение по возрастным группам)

 Хочется отметить, что исходя из ответов на ряд вопросов в анкете, наблюдается рост такого показателя, как индивидуальная ответственность за охрану окружающей среды. К примеру, о необходимость живой елки, как основного атрибута на новогодний праздник (рис.3).

Рисунок 3. Соотношение ответов на вопрос нужна ли живая новогодняя елка на праздник

На полуоткрытые вопросы, такие как «Прогноз развития человеческой цивилизации?» – респонденты разделились во мнении: одни считали, что человек исчезнет как вид, другие решили, что он приспособится к изменяющимся условиям среды и найдет альтернативные источники энергии.

Надо отметить, что все респонденты были единогласны во мнении, что глобальные экологические проблемы существуют, и на сегодняшний день этот вопрос должен решаться мировым сообществом сообща.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

— 90 % студентов озабочены состоянием окружающей среды;

— 60 % готовы принимать участие в мероприятиях по сохранению окружающей среды;

— 10 % не интересуются состоянием окружающей среды;

— 40 % обладают достаточными знаниями по состоянию окружающей среды;

— 60 % готовы углубить свои знания в вопросах экологии.

Таким образом, у студенческого сообщества в целом присутствует понимание экологической обстановки, но знания дискретны, непоследовательны и разрознены. Мы считаем, что высшая школа должна иметь в учебных планах кроме обязательных дисциплин экологической направленности и специализированные курсы экологии, которые научат студентов принимать грамотные экологические решения в будущей профессиональной деятельности.


Список литературы

1. Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768 с.
2. Чернова Н.В. Социология книжного рынка: Учебное пособие / Н.В. Чернова. – М: МГУП, 2005 – 91 с.

Расскажите о нас своим друзьям: