Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №1 (30) Январь 2019

УДК 796

Дата публикации 18.01.2019

Актуальность использования фитнес-программ в организации учебного процесса по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре»

Морозова Лада Владимировна,
старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург, Lada-69@inbox.ru

Аннотация: В статье рассмотрены особенности организации учебного процесса по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре». Было проведено исследование, в котором принимали участие более 400студентов СЗИУ разных факультетов. В ходе исследования определено отношение студентов к фитнесу, как к форме организации занятий и выявлены предпочтения выборе фитнес - программ. Рассмотрены и апробированы современные фитнес - направления «Zumba» и кроссфит. Установлено, что учебная дисциплина может быть расширена и дополнена современными направлениями фитнеса.
Ключевые слова: фитнес, предпочтения, мотивация, профилактика, гиподинамия, силовой тренинг, аэробика, эффективность, эмоциональность

The relevance of the use of fitness programs in the organization of the educational process in the discipline «Elective courses in physical culture»

Morozova Lada Vladimirovna,
Senior Lecturer at the Department of Physical Education and Sport, North-West Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg

Abstract: The article deals with the peculiarities of the educational process in the discipline "Elective courses in physical culture". A study was conducted in which more than 400 students of different faculties participated. In the course of the study, the attitude of students to fitness as a form of organization of classes is determined and preferences for the choice of fitness programs are revealed. Considered and tested modern fitness areas "Zumba" and crossfit. It is established that the discipline can be expanded and supplemented with modern areas of fitness.
Keywords: fitness, preferences, motivation, prevention, physical inactivity, strength training, aerobics, efficiency, emotionality

В сложившихся социально-экономических обстоятельствах и в усиливающемся потоке информации, учебный труд студента становится более интенсивным и напряженным. Здоровье непосредственно влияет на работоспособность и качество жизни, на физическое развитие и воспитание молодого поколения. Поэтому современная молодежь заинтересована в сохранении здоровья, так как считают его основой материального благополучия.

Правительством Российской Федерации разработана «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года»[4]. Согласно программе, к 2020 году планируется увеличить число регулярно занимающейся молодежи физической культурой и спортом до 80% от общей доли всех обучающихся. При достижении поставленных целей, для оптимизации двигательной активности, самостоятельной организации досуга и сохранения работоспособности, необходимо пересмотреть формы организации, методы и средства физического воспитания в вузах, учитывая мотивы, интересы и предпочтения студентов.

Цель исследования: практическим путем обосновать целесообразность введения в учебный процесс фитнес – программ, направленных на личностный рост студента.

При анализе научной литературы авторами выявлено, что в высшем учебном заведении фитнес, как предмет преподавания, представлен в виде целого комплекса оздоровительных мероприятий, укрепляющие здоровье, повышающие функциональные резервы организма и связанные с профилактикой гиподинамии [1; 2; 3;4 и т.д.]. В фитнесе используются силовые упражнения с собственным весом, со свободными весами или на тренажерах, кардио - тренировки, программы на совершенствование гибкости (стретчинг) [2,с.130].

В Северо-Западном институте управления (СЗИУ) с 2010г. классическая аэробика применяется в секционных занятиях со студентами. И с 2013 года аэробику включена в программу учебно-тренировочных занятий по дисциплине на постоянной основе. Однако фитнес - индустрия постоянно развивается, и преподаватели кафедры регулярно проводят мониторинг вновь появляющихся фитнес – программ, наиболее эффективных и интересных для организации занятий в вузе. Для студентов определяющим условием выбора формы занятий по физической культуре в вузе является привлекательность программы, ее новизна, эмоциональность и популярность.

В мае 2018г. в СЗИУ преподавателями проанализировано отношение студентов к фитнесу в целом, и рассмотрены предпочтения в выборе фитнес – направлений для изучения на занятиях по физической культуре. Для этого было проведено анкетирование, в котором приняли участие 428 человек с разных факультетов: Социальных технологий, Государственного и муниципального управления, Международных отношений и Юридического.

Первое опрос - анкетирование определило отношение студентов к введению фитнес - программ на занятиях по физической культуре в сравнении с 2013г. (Рис. 1).

Рисунок 1. Сравнительный анализ о введении фитнес - программ в учебный процесс в 2018г. и в 2013г.

Анализ анкетирования подтвердил, что фитнес с каждым годом все больше внедряется в нашу жизнь. Как и в 2013 году большинство респондентов – 86% только за введение фитнес - программ в учебно-практические занятия, и лишь 2% процента респондентов не считают необходимостью заниматься фитнесом в учебное время.

В ходе второго опрос - анкетирования определены предпочтения студентов в выборе фитнес - программ для учебных и секционных занятий, также в сравнении с 2013годом (Рис.2).

Рисунок 2. Сравнительный анализ заинтересованности студентов в фитнес – программах в 2013г. и в 2018г.

 

Анализ представленных диаграмм свидетельствует, что студенты желают заниматься кроссфитом - 29%, но 27% - аэробикой классической и новым фитнес - направлением «zumba», и 22% - степ - аэробикой. Это говорит о том, что наряду с силовым тренингом студенты заинтересованы в различных направлениях аэробики, которые синтезируют элементы физических упражнений, танца и музыки.

В новой редакции РПД «Элективные курсы по физической культуре» на 2019-2020 учебный год для улучшения общего состояния здоровья, повышения функциональных возможностей организма, развития физических качеств, и создание позитивного психологического и эмоционального фона, и формирование устойчивой мотивации в регулярности занятий, мы предлагаем, помимо классической аэробики, степ-аэробики, фитбол- аэробики и стретчинга, добавить танцевальное фитнес-направление «Zumba» и силовой тренинг – кроссфит.

«Zumba» - танцевальное фитнес-направление, основанное на латиноамериканских и мировых ритмах. Симбиоз танцевальных движений и музыки, погружающий занимающихся в атмосферу «фитнес - вечеринки», будет только мотивировать студентов к систематическим занятиям. Любое занятие по программе «Zumba», состоит из трех основных частей:

  • три разминочных танца;
  • девять основных фитнес – танцев;
  • один - стрейтчинг.

Все движения разнообразны и многочисленны, но при этом достаточно просты. По мере усвоение техники, каждый элемент может выполняться в фитнес – варианте, что способствует варьированию нагрузки.

Кроссфит – это высокоинтенсивная тренировка различных групп мышц (чаще одновременно нескольких), направленная на развитие сердечной мышцы, дыхательной системы и общей выносливости организма. Кроссфит принципиально отличается от любого другого направления фитнеса. В нем отсутствует узкая направленность и конкретная специализация. Описанные фитнес - программы успешно могут быть использованы в организации учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» на 2-ом и 3-ем курсах. Занятия предполагают быть эмоционально - насыщенными, что позволяет снизить состояние агрессивности, тревожности, ригидности, свойственное госслужащим.

Таким образом, мы пришли к следующему заключению, большинство студентов информированы о новых фитнес – направлениях и готовы заниматься ими в рамках элективных курсов по физической культуре. Изучение методических основ избранных фитнес - направлений создаст когнитивные предпосылки мотивации студентов к систематическим занятиям физической культурой не только в учебное время, но и самостоятельно.


Список литературы

1. Морозова Л.В. Фитнес-технологии в организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» // Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы. Сб. материалов X Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. канд.пед.наук, доцента А.Н.Дитятина. – Спб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2014.- с.110-115.
2. Морозова Л.В., Кирьянова Л.А. Фитнес как средство формирования у студентов моделей гендерного поведения и здорового образа жизни // Управленческое консультирование: Научно-практический журнал: Северо-Западный институт управления. РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. – 2013. № 6 (54). – С. 128-134.
3. Сайкина Е.Г. Пономарев Г.Н. Фитнес-технологии: понятие, разработка и специфические особенности // Фундаментальные исследования. 2012. С. 890–894.
4. Стратегия развития физической культуры и спорта в российской федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р URL: https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (дата обращения: 02.01.2019).
5. Тихоревский В.И. Теория и методика фитнес-тренировки / под ред. Д.Г. Калашникова. М.: Франтера, 2010. 212 с.
6. Шевченко А.С., Шлемова М.В., Чернышева И.В., Мустафина Д.А. Уровень развития физической культуры и спорта в России // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 90-91.

Расскажите о нас своим друзьям: