Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №4 (33) Апрель 2019

УДК 378.147

Дата публикации 30.04.2019

Активное обучение в реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования: опыт использования тренинга

Стрельникова Марина Анатольевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец, miss.marst@mail.ru

Аннотация: Практическая направленность – одна из современных тенденций высшего образования. Цель образовательных технологий сегодня – личностно-профессиональное развитие обучающихся, формирование необходимых профессиональных компетенций. Интерактивной и практико-ориентированной формой обучения является тренинг, в ходе которого могут быть использованы различные методы (упражнения), нацеленные на создание необходимых моделей личностного и профессионального поведения. Статья раскрывает опыт использования тренинга в процессе освоения программы бакалавриата по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм». Различные варианты тренинговых упражнений возможны в процессе изучения дисциплин как обязательной, так и вариативной части учебного плана. Более детально рассмотрен пример использования тренинга по формированию коммуникативных навыков в ходе изучения курса «Экскурсоведение». Применение тренинговых форм в обучении бакалавра дал, по мнению автора, несомненный положительный результат. Это свидетельствует о необходимости активного включения тренинга в учебный процесс высшей школы.
Ключевые слова: образовательный процесс, профессиональные компетенции, активные методы обучения, интерактивные методы обучения, тренинг

The experience of the training in active learning for basic professional programs in higher education

Strelnikova Marina Anatolyevna
candidate of Philological Sciences, associate professor of the Department of Tourism and Hotel Business, Bunin Yelets State University, Yelets, Russia

Abstract: One of the modern trends in higher education is its practical orientation. The purpose of educational technologies today is the professional development based on students' personality as well as the formation of the necessary professional competencies. An interactive and practice-oriented form of education is a training. The training involves a specific algorithm that reflects the structure of the lesson. During the training, various methods (exercises) can be used and those methods are aimed at creating the necessary models of personal and professional behavior. The article reveals the experience of using training in the process of mastering the undergraduate program 43.03.02 «Tourism». Various variants of training exercises are possible during the study of both mandatory and variable part of the subjects’ curriculum. The article gives the detail example of the training that is used during «Excursion discipline» studies to form communication skills of the students. The author believes that applying training forms in teaching students brings an undoubted positive result. This indicates the need for active inclusion of training in the HEprograms.
Keywords: educational process, professional competences, active teaching methods, interactive teaching methods, training

К современным тенденциям в сфере высшего образования можно отнести практическую направленность и широкое использование активных форм обучения [1; 3; 4]. Образовательная траектория  сегодняшнего дня -  максимальное вовлечение обучающихся в учебный процесс. Это становится возможным благодаря использованию интерактивных методов обучения [1; 2].

Современную и практико-ориентированную форму обучения представляют собой тренинги, которые можно отнести к интерактивным методам  обучения. Огромные возможности тренинга в полной мере не использованы  высшей школой. Хотя  есть длительный положительный опыт применения этой формы обучения в сфере бизнеса, как для подготовки новых сотрудников в формате «экспресс-обучения», так и для повышения квалификации.  Чаще всего тренинги используются там, где необходим быстрый результат и конкретные профессиональные умения и навыки.

В этой связи представляется актуальным рассмотрение структурных особенностей тренинга, возможностей его использования в учебном процессе в рамках компетентностного подхода как современной стратегии высшего образования. Цель данной статьи – изложить некоторые теоретические аспекты изучения вопроса, а также представить опыт  реализации этой формы обучения в рамках освоения образовательной программы по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» (уровень бакалавриата).

По определению ряда ученых,  «тренинг – это один из ведущих активных методов обучения, поскольку выполняет целый ряд задач, таких, как анализ ситуаций, получение новых знаний и мгновенное применение их на практике, развитие творческого потенциала и умение работать в группе» [2, с. 31].

Тренинг можно рассматривать и как форму, и как метод интерактивного обучения. Кроме того, в его содержании выделяются другие интерактивные методы обучения:

- кейс (проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения);

- деловые игры (имитация профессиональной деятельности);

- ролевые игры (исполнение определенных ролей с целью проработки определенной ситуации);

- групповые дискуссии (совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации);

- мозговой штурм (высказывание как можно большего числа идей по поводу проблемной ситуации и выбор лучшей).

Особенностью тренинга является создание положительной мотивации студентов к обучению и осознание участниками готовности применить полученные знания, умения и навыки в реальной практической деятельности. Усвоение учебного материала реализуется через формирование у членов группы определенных моделей поведения. Техника педагогической коммуникации в тренинге имеет определенный алгоритм: участников знакомят с целью и содержанием тренинга, показывают актуальность выполнения заданий, предлагают смоделировать и отрепетировать конкретный аспект коммуникативного поведения в условиях тренинга, затем в реальных ситуациях [1, с. 95].

Данная последовательность действий отражает его типичную структуру:

-  Вступительная часть (вступительное слово ведущего);

-  постановка целей и задач тренинга;

- знакомство (использование вводных, «разогревающих» упражнений, создающих в учебной группе атмосферу, благоприятную для общения);

- основная часть (упражнения, направленные на отработку конкретных навыков, компетенций);

- обсуждение упражнения (самого процесса выполнения и его результатов, рефлексия участников тренинга);

- подведение итогов занятия. Обратная связь.

В практике группового тренинга в рамках изучения дисциплин «Технологии продаж», «Этикет», «Управление качеством в туристской индустрии» нами были использованы следующие методы:

- «Аквариум».

Предназначается для изучения поведения участников группы. Все участники делятся на две команды. Первая из них занимается решением какой-либо проблемы или проводит ее обсуждение. Вторая в это время наблюдает за действиями членов первой команды и записывает свои замечания относительно процесса их работы. По окончании выполнения задания проводится обсуждение результатов, а затем члены двух команд меняются местами. Этот метод лучше всего применять в программах по улучшению навыков межличностного взаимодействия – навыков работы в коллективе, руководства группой, технологий общения и продаж, технологии и организации туристского обслуживания и т.д.

- «Метод кейсов».

Здесь используется письменное описание некоторой ситуации, чтобы создать у группы предварительное впечатление о ней. На следующей стадии участникам предоставляется список возможных действий. В зависимости от выбранных участниками вариантов будут разворачиваться последующие события. Таким образом, участвующие в упражнении могут обнаружить для себя наилучшее решение задачи и его практическое применение. Благодаря этому методу группа учится на примере своих действий и испытывает явный интерес к обучению. Метод кейсов можно применять в процессе обучения самых разных дисциплин профессионального блока, на базе которых необходимо формирование профессиональных менеджерских качеств.

- «Брифинг-группы».

Тренер или группа специалистов предоставляют яркие факты или краткое резюме по заданной теме, которые затем формируют основу для последующего обмена вопросами и ответами.

- Игра (ролевые игры, бизнес-игры).

В зависимости от задач тренинга эта форма обучения может иметь форму игры или упражнения. Обычно она включает элемент соревнования или обмена ролями. Во многих случаях между участниками тренинга распределяются роли сотрудников некоторой организации, и они отрабатывают навыки, необходимые для того или иного вида деятельности.

- «Мастерская».

В основе этого метода – возможность обсудить или узнать практические подходы к преодолению конкретной рабочей ситуации. Акцент делается на практических аспектах, а не на теоретических.

- «Метод заданий».

Обычно при выполнении этого упражнения от участников требуется познакомиться с некоторым количеством информации и подготовить письменно или устно ответы на серию вопросов.

- «Папка с входящими документами».

Упражнение воссоздает обстановку рабочего места. Метод заключается в работе участников тренинга с типичными офисными документами.

- «Работа в малых группах».

После лекции возможно разбиться на малые группы, чтобы обсудить тему, задать вопросы и затем изложить для всей остальной аудитории взгляды, мнения или выводы.

Опыт показывает, что не следует ограничиваться лишь одним методом на протяжении всего курса. Использование разнообразных техник не только способствует сохранению внимания и работоспособности группы, но и отражает реальные профессиональные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей поведения.

Тренинги необходимо включать в программу после освоения студентами теоретического курса. Разделяя точку зрения Ореховской Н.А., стоит подчеркнуть, что максимальную эффективность от этого активного метода обучения можно получить при проведении цикла тренингов, которые проходят с определенной периодичностью  [5].

Рассмотрим более детально возможности использования преимуществ тренинга как активной формы обучения в процессе изучения дисциплины «Экскурсоведение». «Экскурсоведение» играет в будущей профессиональной деятельности бакалавра туризма существенную роль, участвуя в формировании следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- способность к реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий;

- способность к эффективному общению с потребителями туристского продукта.

Профессиональный стандарт «Экскурсовод» выделяет в качестве необходимых умений - умение общаться с экскурсантами (туристами) в рамках профессиональных обязанностей, а в качестве необходимых знаний -  культуру межличностного общения.

Таким образом, можно говорить о том, что коммуникативные навыки - важная часть компетентностного подхода данной образовательной программы. Единственно возможный путь развития коммуникативных навыков заключается в их непосредственном применении на практике. В этом плане тренинговые занятия как форма, в которой реализуется мгновенное применение полученных знаний на практике, представляются наиболее эффективным способом формирования названных компетенций. 

Представим пример включения в «Экскурсоведение» тренинга по развитию коммуникативных навыков, который предполагает обязательное включение  рефлексии. Если мы хотим использовать накопленный опыт, мы должны следить за своими действиями и анализировать их. Это происходит в ходе всего тренинга, начиная от разогревающих упражнений и заканчивая финальной оценкой. При этом разогревающие упражнения, проводимые в начале тренинга, могут быть как полезными, так и увлекательными. Они создают на тренинге атмосферу легкости, снимают напряжение, раскрывают замкнутых студентов.

Пример таких упражнений - «Открывающийся круг» или «Заверши фразу». «Открывающийся круг» - это предоставление возможности участникам познакомиться друг с другом. В рамках учебной группы происходит не знакомство, а узнавание своих однокурсников.  Опыт показывает, что обучающиеся с готовностью выполняют задание рассказать, например, 2-3 эпизода из своей биографии, или вспомнить забавный случай из детства, или поделиться тем, что больше всего любишь/не любишь и т. д. Вариантов «ледокола» (такое название получили вступительные разогревающие элементы тренинга) может быть множество. Кажущаяся легкость и развлекательность этого упражнения не исключают его  ценности: оно не только психологически настраивает аудиторию на позитивную волну, раскрепощает, создает атмосферу непринужденности и открытости. «Ледокол» - это одновременно и подготовка, и уже непосредственное вхождение в коммуникацию.

В основной части тренинга происходит практическая отработка определенных умений и навыков. Тренинги дают возможность участникам овладеть конкретными инструментами - схемами и алгоритмами поведения в любых ситуациях, а также  подготавливают  студентов к уверенному поведению в реальной профессиональной деятельности [1, с. 92]. Таким упражнением-алгоритмом здесь может быть, например, «Описание», цель которого – развитие умения делать «чистые описания», что очень важно в профессиональной деятельности экскурсовода. Это упражнение проводится в парах. Ведущий выдает каждому участнику по какому-либо предмету (или участник сам его выбирает для себя). Для этого можно использовать простые и привычные вещи: ручки, блокноты, мобильные телефоны, украшения и т.д. Каждый участник должен описать партнеру полученный предмет, не оценивая его при этом. Задача участников – дать максимально полное описание. Результат выполнения данного упражнения: развитие внимания, наблюдательности, словарного запаса, умения заинтересовать собеседника. Кроме того, выполняя подобные упражнения, можно научиться по-новому видеть привычные предметы.

Важная часть тренинга, следующая за основной, — это обсуждение упражнения. Необходимо в беседе выделить два аспекта: процесс выполнения упражнения (как участники его выполняли и что при этом чувствовали), второй аспект – содержание. Задача педагога в этой части тренинга – помочь группе в определении способов, при помощи которых знания, приобретенные в результате выполнения данного упражнения, могут быть соотнесены с профессиональной жизнью участников.

В завершении тренинга участники могут обсудить свои планы на ближайшее будущее (на выходных, на каникулах и т. д.). Такая процедура позволяет отстраниться от выполнения упражнения и вернуться к своей обычной роли.

Приведенный в качестве примера тренинг на всех своих этапах развивает коммуникативные навыки обучающихся. При этом участники активно взаимодействуют между собой и с ведущим-педагогом как равноправные партнеры. Особенностью и положительным моментом, усиливающим обучающий эффект, является то, что у студентов появляется возможность выйти из привычных социально-ролевых стереотипов.

Опыт использования тренинга в обучении студентов доказал эффективность этого метода. Это можно обосновать следующими фактами:

- в процессе активного, увлекательного сотворчества членов группы и тренера гораздо проще усваивался необходимый материал;

- студенты за короткий промежуток времени не только осваивали большой объем новой информации, но и умели ее применять;

- тренинг, в отличие от академических лекций, способствовал не только овладению новыми знаниями, но и созданию нового восприятия привычных вещей, взгляда на мир и себя в этом мире, отношения к обстоятельствам, опыту, ценностям, результатам и лидерству.

В результате анализа научно-теоретической литературы и обобщения практического опыта применения тренинга в системе высшего образования следует выделить несколько положений.

Во-первых, тренинг можно рассматривать как один из важнейших интерактивных методов, суть которого состоит в личностно и профессионально- ориентированном подходе.

Во-вторых, использование тренинга предоставляет широкие возможности для творчества как обучающихся, так и обучающих.

В-третьих, за короткий срок тренинг способен сформировать профессиональные умения и навыки, а в течение длительного процесса закрепить их.

Наконец, включение тренинга в учебный процесс активизирует познавательный интерес, дает четкую профессиональную ориентацию, развивает аналитические способности и критическое мышление, является мощным мотивирующим фактором.


Список литературы

1. Дмитриев Ю.А. Активные методы обучения в подготовке педагогов: деловая игра и тренинг / Ю. А. Дмитриев, А. А. Фролова // Наука, образование, культура. – 2017. – №2. С.84-96.
2. Иванченко М.А. Активные и интерактивные методы обучения в высшей школе / М. А. Иванченко // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 2.С. 373–377.
3. Мозговой С.Г. Тренинг как эффективный метод обучения студентов/ С.Г. Мозговой, А.И. Казакова, Н.Ю. Кирова, А.П. Канунникова // Научные труды sworld. – 2011. – Т. 12. - №4. С. 31-33.
4. Никитченко О.В. Активные методы обучения как составная часть инновационных технологий/ О.В. Никитченко// Теория и практика общественного развития. – 2015. - №21. С. 324-326.
5. Ореховская Н. А. Тренинг как форма обучения в высшей школе [Электронный ресурс] / Н.А. Ореховская // Казанский педагогический журнал.- 2015.- №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trening-kak-forma-obucheniya-v-vysshey-shkole (дата обращения: 29.04.2019).

Расскажите о нас своим друзьям: