Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы Апрель-Май 2021, №6 (9)
УДК 1751
Дата публикации 31.05.2021
Использование топонимов в формировании лингвистической и экстралингвистической компетенций на занятиях по русскому языку в 6 классе
Прокопчук Юлия Владимировна
студентка гр.3191м, Югорский государственный университет, РФ, г. Ханты-Мансийск, yulya.prokopchuk.97@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассматриваются характерные признаки лингвистической и экстралингвистической компетенций и способы их формирования с помощью топонимического материала на занятиях по русскому языку в 6 классах общеобразовательной школы. Автор приходит к выводу, что лингвистическую и экстралингвистическую компетенции на уроках русского языка можно сформировать с помощью топонимов, так как такой материал повышает познавательную культуру личности школьника, способствует формированию у учащихся творческого отношения к фактам языка, истории, культуры, а также расширению кругозора, развитию воображения, логического мышления и памяти.
Ключевые слова: лингвистика, лингвистическая компетенция, экстралингвистическая компетенция, фонетика, морфемика, морфология, групповая работа, дискурсивное мышление, проект.
student of the group 3191m, Ugra State University, Russian Federation, Khanty-Mansiysk
Abstract: This article covers the characteristic features of linguistic and extralinguistic competencies, as well as the ways of their formation using toponymic material in Russian language classes in the 6th grade of a general education school. The author concludes that linguistic and extralinguistic competencies in Russian language lessons can be formed with the help of toponyms, since such material increases the cognitive culture of a school student's personality. It also promotes the formation of students' creative attitude to the facts of language, history, culture, as well as the broadening their horizons, the development of imagination, logical thinking and memory.
Keywords: linguistics, linguistic competence, extralinguistic competence, phonetics, morphemics, morphology, group work, discursive thinking, project.
Прокопчук Ю.В. Использование топонимов в формировании лингвистической и экстралингвистической компетенций на занятиях по русскому языку в 6 классе // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2021. № 06 (09). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/ispolzovanie-toponimov-v-formirovanii-lingvisticheskoj-i-ekstralingvisticheskoj-kompetentsij-na-zanyatiyakh-po-russkomu-yazyku-v-6-klasse.html (Дата обращения: 31.05.2021)
Понятие языковой компетенции стало применяться в области науки с 1960-х годах. В теории и на практике преподавания русского языка выделяются следующие компетенции:
- языковая,
- лингвистическая,
- коммуникативная,
- культуроведческая (лингвострановедческая, экстралингвистическая, социокультурная этнокультуроведческая).
Лингвистическая компетенция – «владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом. Учащийся обладает лингвистической компетенцией, если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике» [1].
В области образования в правовых документах это понятие впервые появилось вместе с языковой и коммуникативной компетенцией в Проекте федерального базового компонента образования по русскому языку в средней школе, который был создан под руководством Н. М. Шанского и В. И. Капинос. Лингвистическая компетенция является одной из основных целей обучения русскому языку в средней школе, так как в нее входят «знания о русском языке как общественном явлении и развивающейся системе; необходимые сведения о русистике». Таким образом, формирование лингвистической компетенции является важным требованием в современной методике, это отражено и в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и среднего общего образования [4].
Для того, чтобы сформировать лингвистическую компетенцию, необходимо осуществлять три вида учебной деятельности:
- рецептивный (заключается в восприятии материала, который представлен в готовом виде);
- репродуктивный (связан с запоминанием полученных знаний или выработкой умений и выражающейся в воспроизведении знаний или учебных действий);
- продуктивный/творческий (направлен на самостоятельное получение знаний) [2].
При развитии лингвистической компетенции учащихся в знании основных понятий языкознания учитель может использовать разного рода упражнения.
На сегодняшний день компетентностный подход в обучении особенно распространен и выдвигается в качестве одного из оснований обновления российского образования и, изучая языковые особенности топонимов и применяя топонимический материал на уроках русского языка в школе, формируются, как раз таки, лингвистическая и языковая компетенции [3].
Одним из методов формирования лингвистических компетенций является метод лингвистической разминки, которая чаще всего проводится на начальных этапах урока. Существуют следующие формы проведения лингвистических разминок:
- все виды грамматических разборов,
- орфоэпические упражнения,
- выборочный диктант,
- диктант с последующей проверкой и выполнение заданий,
- орфографический диктант,
- словарный диктант,
- задания на развитие памяти и мышления,
- решение мини-тестов и др [6].
Учащиеся 6 класса с удовольствием выполняют как разминку, так и графический диктант, который проверяют, обменявшись тетрадями. При создании задания возьмем за основу географические названия ХМАО. Учитель раздает индивидуальные карточки с географическими названиями Югры, а ребята записывают прилагательные, образованные от топонимов, графически выделяя суффиксы.
Урай, Иртыш, Лангепас, Обь, Нягань, Угут, Конда, Реполово, Назым, Приобье, Соснина, Когалым, Уренгой, Лянтор.
Кроме того, можно применять на уроках русского языка несложные дидактические игры, в ходе которых будут создаваться условия для приобретения коммуникативного опыта. Такие игры способствуют раскрепощению подростка и развивают языковые компетенции. Высокоэффективность игры во время занятий доказал выдающийся советский психолог Л. С. Выготский, который считал, что игровая деятельность «создает зону ближайшего развития ребенка; в игре он всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, в игре он как бы выше самого себя» [5].
В данном параграфе будут приведены различные лингвистические дидактические игры с использованием топонимического материала. Для начала рассмотрим такую игру, как решение лингвистического кроссворда.
Задание: Решите кроссворд, пользуясь собственными знаниями об истории названий улиц г. Ханты-Мансийска, в случаях затруднений обращайтесь к справочной литературе.
По горизонтали:
- В 1967 г. улицу Транспортную переименовали в улицу…
- Улица и парк г. Ханты-Мансийска, названные в честь красного партизана, погибшего в Гражданской войне.
- Одна из улиц г. Ханты-Мансийска, названная в честь участника Гражданской войны, командира партизанского движения, которому в 1965 году был открыт памятник.
- Последней в Ханты-Мансийске получила название улица, названная в честь Георгия…
- Как была названа первая улица г. Ханты-Мансийска?
- Самая длинная улица Ханты-Мансийска.
- Современное название улицы Революции в Ханты-Мансийске
Ответы:
- Лермонтова
- Лосева
- Лопарева
- Величко
- Красная
- Гагарина
- Мира
Ключевое слово: топоним
Также можно включать в процесс урока игры подобного плана:
Игра «Замени-ка».
Задание: Замени существительные в предложении топонимами ХМАО?
- Река протекает по Западной Сибири и является одной из крупнейших рек в мире.
- Белоствольные березы были посажены жителями города еще в довоенное время.
- Название парка пришло из языка древних хантов – коренных народов сибирской земли.
- В реке практически нет минералов, поэтому она считается одной из самых чистых в мире.
Игра «Найди пару»
Задание:Установите соответствие между названиями географических объектов и их значением. Составьте сложные предложения с каждым топонимом.
Река
Озеро
Город
Поселок
Сургут
Выкатной
Иртыш
Яхтур
Так, с помощью топонимического материала ХМАО-Югры формируется лингвистическая компетенция учащихся, которая, в свою очередь, способствует развитию памяти, логического мышления, воображения учащихся, способствует овладению навыками самоанализа и самооценки.
Перейдем к формированию экстралингвистической компетенции учащихся на занятиях по русскому языку. В связи с тем, что время на уроках, зачастую, ограничено, т.е. значительная часть урока уделяется на изучение и закрепление нового материала, развитие экстралингвистических сведений о топонимах переносят на внеклассные занятия или факультативный курс, либо нужно фрагментарно использовать для повторения изученный программный материал по курсу русского языка [2].
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется обостренным интересом к культуроведческой функции языка. Экстралингвистическая компетенция включает в себя:
- взаимосвязь языка и истории народа,
- осознание языка как формы выражения национальной культуры,
- формирование речевого поведения, языковой картины мира.
А обращение к топонимам на уроках русского языка помогает решить эти важные задачи.
Для формирования экстралингвистической компетенции, включающей в себя знания об известных деятелях Югры, в честь которых были образованы топонимы, учителю поможет метод проектов. Учащимся можно предложить собрать сведения, например, о Г. Величко, М. Коневе, А. Коньковой, Б. Лосеве, П. Лопареве, Е. Сутормине и приготовить устное выступление – презентацию с использованием SMART Board (интерактивной доски).
Таким образом, экстралингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, Основное умение, формируемое в рамках данной компетенции – формировать творческую, всесторонне развитую личность, знающую свою историю и умеющую оценить прошлое своей страны.
Список литературы
1. Азимов, Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)./ – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с., стр. 362
2. Боярина И. С. Реализация регионального компонента в лингвокраеведческой работе в школе – Текст : электронный // Методология теория и практика инновационного развития регионального образования – 2010. – С.47-51.
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собр. соч./ М.: Педагогика, 1982. т. 2. с. 6. Современный толковый словарь русского языка./ Гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПБ.: «Норинт», 2004. – 960 с.
4. Куликова, О. Н. Комплексный подход к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся (5-9 классы) : специальность 13.00.02 –теория и методика обучения и воспитания (русский язык) : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / О. Н. Куликова. – Москва, 2010 – 152 с. – Текст: электронный.
5. Марфутенко Е. И. Специфика уроков русского языка в аспекте изучения топонимии младшими школьниками – Текст: электронный // Сборник статей международной научно-практической конференции «Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы» - 2020. – С. 116-120.
6. Обрубова К. Н. Методический аспект изучения топонимов на уроках русского языка – Текст: электронный // Наука через призму времени – 2019. – 1(22) – С. 99-101.