Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №01 (15) Январь 2020, Спецвыпуск

УДК 371.233

Дата публикации 09.01.2020

Рынок экскурсионных наук в системе народохозяйственного комплекса страны

Алексеева Юлия Петровна
магистрант 2 курса, ИМО, Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань, stirisidium@gmail.com
Коноплева Дарья Вадимовна
магистрант 2 курса, ИМО, Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань, myimmortalsmile95@gmail.com
Панченко Ольга Львовна
к.с.н., доцент кафедры всемирного культурного наследия, ИМО, Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань

Аннотация: В данной статье рассматривается сущность экскурсий, становление такой науки как экскурсоведение. Также рассматривается состояние туристического рынка России и основные тенденции. Экскурсии представляют собой посещение достопримечательных чем-либо объектов, что является в свою очередь формой и методом приобретения знаний. В структуре туристической индустрии экскурсионная деятельность занимает половину рынка, что делает данную сферу очень конкурентоспособной. Для российского рынка характерно то, что люди предпочитают путешествовать в малые города с богатой историей с целью ознакомления и паломничества. Однако, данный рынок плохо продвигается, так как большинство организаций не задумываются о том, что благодаря продвижению экскурсионных услуг, можно привлечь потребителей и тем самым увеличить прибыль.
Ключевые слова: экскурсии, экскурсоведение, туристская индустрия, реклама, продвижение экскурсионных услуг

Market of excursion Sciences in the system of the national economic complex of the country

Alekseeva Julia Petrovna
2 year master student, IMO, Kazan (Volga region) Federal University, Russian Federation, Kazan
Konopleva Darya Vadimovna
2 year master student, IMO, Kazan (Volga region) Federal University, Russian Federation, Kazan
Panchenko Olga Lvovna
Cand. Sci. (Socio.), associate Professor of the Department of world cultural heritage, IMO, Kazan (Volga region) Federal University Russian Federation, Kazan

Abstract: This article discusses the essence of excursions, the formation of such a science as guided tours. The state of the Russian tourist market and the main trends are also considered. Excursions are visits to objects of interest, which in turn is a form and method of acquiring knowledge. In the structure of the tourist industry, excursion activities occupy half of the market, which makes this area very competitive. The Russian market is characterized by the fact that people prefer to travel to small cities with a rich history for the purpose of acquaintance and pilgrimage. However, this market is poorly promoted, as most organizations do not think about the fact that through the promotion of excursion services, you can attract consumers and thereby increase profits.
Keywords: excursions, guided tours, tourism industry, advertising, promotion of excursion services

Туристская индустрия отражает различные виды деятельности, которые обладают определенной спецификой. Совокупность представляет собой предприятия, учреждения и организации материального производства и непроизводственной сферы, которые обеспечивают производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов. Данная сфера является сложной с точки зрения межотраслевого и народнохозяйственного комплекса. [1] На рисунке 1 представлены основные составляющие туристской индустрии.

Рисунок 1. Составляющие туристкой индустрии [2]         

Туристская индустрия располагает достаточно обширной материально-технической базой, которая обеспечивает взаимодействие большого количества людей со всеми сферами экономики. [3].     

Однако, большое внимание хотелось бы уделить организациям, которые предоставляют экскурсионные услуги. В современном мире экскурсионная деятельность является одной из самых востребованных видов на рынке туристических услуг. Число людей, которые любят путешествовать с каждым днем возрастает, что благоприятно воздействует на экономику туризма и его популяризацию. Но на масштабный спрос нужно уметь предоставить адекватное предложение и тщательно изучить все тонкости составления экскурсионных маршрутов. Многие по сей день не догадываются, что за успешным применением экскурсий на практике стоит их сложная научно-методическая основа. Это является доказательством того, что перед составлением какого-либо маршрута нужно иметь определенные теоретические знания.

Экскурсоведение, на ряду с другими научными дисциплинами имеет достаточно древнюю и богатую историю. За рубежом термин «экскурсия» впервые сформировался в конце XVII – начале XVIII века, когда преподаватели объяснение учебного материала стали совмещать с небольшими прогулками и поездками. Один из чешских педагогов Ян Амос Коменский активно участвовал за включение путешествий в школьную программу для более успешного восприятия учебного материала.

В России, на примере зарубежного опыта, в конце XVIII века такие выдающиеся деятели культуры, как Зуев В.Ф., Тредиаковский В.К., Радищев А.Н. и т.д. объединили экскурсию с краеведением и музееведением. Декабрист Якушин И.Д. из Сибири стал первым русским преподавателем экскурсионного дела для детей [4].   

Как показывает статистика рассвет экскурсоведения в России пришелся на 1970 – 1980-е годы. Именно тогда каждый год в экскурсиях принимало участие около полумиллиарда человек; появилось около десятка тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; свыше тысячи туристический предприятий и организаций; новая теория и методика экскурсионной деятельности. [5] Так зародилась история экскурсоведения, как науки, и из года в год стала развиваться и модернизироваться. На сегодняшний день сложно представить современный мир без экскурсионного дела. Это самый важный элемент культурного просвещения человечества.     

Вернемся к экскурсионным услугам и их основной сущности. В Законодательстве Российской Федерации есть описание термина «экскурсионной услуги», а также, прописаны законы о соблюдении определенных требований. Экскурсионная услуга – это туристская услуга по организации, разработке и проведению экскурсионной деятельности. При этом экскурсионная деятельность – посещение туриста или группы путешественников в культурно-познавательных или иных полезных целях объекта, имеющего историческую, природную или культурную ценность в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 ч. без ночевки [6].

При этом, экскурсионной услугой считается деятельность туристско-экскурсионных предприятий и организаций, а также деятельность физических лиц таких, как экскурсоводы, гиды-переводчики, трансферные гиды и т.д Единственное, что при этом необходимо – наличие соответствующей квалификации.   

Разработкой экскурсионного маршрута должен заниматься квалифицированный экскурсовод, либо целая группа, учитывая научные требования и экскурсионную методику. Данная работа включает в себя этапы:

- Выявления целей и задач экскурсии;    

- Разработки концепции и названия экскурсии;

- Сбор полезной информации по выбранной теме экскурсии;      

- Тщательное изучение объектов показа;

- Проработка маршрута – с предварительным осмотром и обходом территории;

- Составление технологической карты, а также, выбор приемов подачи информации;

- Контрольный текст из проверенных источников;   

- Подготовка «портфеля экскурсовода»; 

- Пробная экскурсия;  

- Представление экскурсии перед специальной комиссией;

- Утверждение экскурсии.     

Данный перечень необходимо соблюдать для предоставления качественной, востребованной экскурсионной услуги на современном туристическом рынке.     

В рамках данного исследования проводился опрос, цель которого, выявить предпочтения респондентов в экскурсиях. Как видно на рисунке 2, 73% опрошенных предпочитают брать экскурсии в городах и прилегающих к нему территориях. Следовательно, необходимость в реализации и продвижении данных услуг является актуальной.        

Рисунок 2. Количество респондентов, которые предпочитают заказывать экскурсии        

К основным тенденциям российского туристического рынка можно отнести то, что в последнее время большим спросом у россиян пользуется посещение малых городов Европейской части России, в которых сосредоточены памятники культурного и религиозного наследия. Такие города являются историческими центрами, привлекающими внимание людей, заинтересованных в изучении родной культуры. В данных городах достаточно сильно развита экскурсионная деятельность.     

 

Рисунок 3. Самые популярные малые города по числу туристов в год, тыс [7]

Среди основных инструментов, которые больше всего подходят для продвижения экскурсионных услуг является реклама, а именно SMM, который представляет собой социальный маркетинг, направленный на продвижение компании, продукта или услуги в интернет-сообществах, форумах, блогах, социальных сетях, видео-хостингах и других ресурсах. Данный выбор обусловлен тем, что экскурсионные услуги в целом, представляют собой одну из самых конкурентных ниш. На рынке представлено столько предложений, что требует от руководителей проявлять большую сноровку для продвижения товара, а также достаточной изобретательности для создания нестандартных экскурсий. Также не стоит исключать и личное продвижение, в которое входит не только метод «холодных звонков», а в эпоху цифровизации, создание личных блогов или оффлайн-лекций, вебинаров. Данный метод, является достаточно актуальным, так как большинство путешественников, прежде чем выбрать куда отправиться или конкретную экскурсию, предварительно изучают существующую информацию. Рынок экскурсионных услуг имеет высокую конкуренцию и существует необходимость привлечь внимание потребителя, а чем необычнее будет презентация, тем больше шанс на реализацию продукта или услуги.      

Однако, большинство экскурсионных бюро не используют данные методы, либо выбирают не ту целевую аудиторию, от чего продвижение продуктов или услуг является не эффективным. Продвижение через социальные сети является одним из самых успешных, благодаря своей чувствительности к рынку. Социальные сети могут не только запоминать поисковые запросы потребителя, но и на основе данных предлагать подобные предложения. Опять же, не все уделяют должного внимания данному аспекту, от чего происходит слив бюджета. Необходимо грамотно выбирать свою целевую аудиторию и исходя от этого формировать рекламную кампанию, учитывая ее запросы и предпочтения. Личные продажи, при грамотной реализации также позволят привлечь внимание потребителя, так как людям намного интереснее получать информацию от таких же людей.      

Таким образом, экскурсионные услуги на данный момент являются популярным направлением в туристской индустрии, но плохо продвигаются. Следует уделять время не только для разработки уникального маршрута, но и рекламной кампании в совокупности с личными продажами, которые позволят привлечь не только приезжее население, но и местное.       

Расскажите о нас своим друзьям: