Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №5 (11) Май 2019

УДК 332.1

Дата публикации 31.05.2019

Направления развития оптовой торговли Ростовской области

Максименко Александр Николаевич
кандидат эконом.наук,доцент кафедры «Экономика», Донской государственный технический университет, РФ г.Ростов-на-Дону, manzel@ya.ru
Турбин Дмитрий Витальевич
магистр направления Торговое дело, Донской государственный технический университет, РФ г.Ростов-на-Дону, turbindimon@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается концепция развития оптовой торговли Ростовской области, ориентированная на формирование комплексной системы многоканальных поставок с учетом преимуществ региона с целью преодоления ключевых проблем долгосрочного развития округа.
Ключевые слова: оптовая торговля, потребительский рынок, концепция развития торговли, диверсификация, логистизация

Directions of development of wholesale trade in the Rostov region

Maksimenko Alexander Nikolaevich
Candidate in Economics, Associate Professor, Department of Economics, Don State Technical University, Russia Rostov-on-Don
Dmitry Turbin Vital'evich
Master of Trading Business, Don State Technical University, Russia Rostov-on-Don

Abstract: The article discusses the concept of development of wholesale trade in the Rostov region, focused on the formation of an integrated system of multi-channel supplies, taking into account the advantages of the region in order to overcome the key problems of the long-term development of the district.
Keywords: wholesale trade, consumer market, trade development concept, diversification, logistics

Одним из факторов внешней среды, влияющим на деятельность предприятий является политика государства и местных органов власти, поэтому успешное развитие оптового предприятия не возможно без эффективного функционирования системы оптовой торговли в целом в стране и в отдельном регионе, в частности.

Обладая уникальной транспортной инфраструктурой, Ростовская область является звеном ведущих евроазиатских международных транспортных коридоров. Вместе с портами Краснодарского края порты Ростовской области формируют один из двух, наравне с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, основных экспортно-импортных регионов Российской Федерации. Суммарная мощность портов Азово-Черноморского бассейна Российской Федерации составляет более 150 млн. тонн в год [1].

Сеть автомобильных дорог Ростовской области представлена федеральными и территориальными автодорогами общего пользования, а также ведомственными (сельскими) дорогами.

Имея столь выгодное географическое положение и транспортную инфраструктуру, Ростовская область фактически находится в центре двух крупнейших постсоветских рынков, что наравне с удобной логистикой обеспечивает доступ боле чем к 170 млн потенциальных потребителей.

Таким образом, рынок потребительских товаров региона – один из крупнейших на юге страны. По величине розничного товарооборота регион входит в первую десятку субъектов РФ. Обеспеченность торговыми площадями в Ростовской области – 711,1 кв.м в расчете на 1000 жителей (в среднем российский норматив составляет 643 кв. м на 1000 человек, в Германии и во Франции — порядка 1,5 тыс. кв. м.) [1].

Потребительский рынок Ростовской области характеризуется высокой инвестиционной привлекательностью, о чем свидетельствует постоянный рост количества торговых предприятий. Вместе с тем инвестиционная активность в Ростовской области связана с территориальной концентрацией спроса на потребительские товары и услуги и близостью транспортно-складской инфраструктуры и распределяется избирательно. Данные условия имеются не только в пределах Ростовской агломерации, но и в крупных городских округах.

Однако, несмотря на столь благоприятные условия, ключевыми проблемами долгосрочного развития потребительского рынка Ростовской области являются

  • невысокая доля обеспеченности населения объектами инфраструктуры потребительского рынка;
  • низкий уровень развития услуг торговли и логистической инфраструктуры.
  • неразвитые хозяйственные связи между региональными производителями и торговыми предприятиями;
  • дифференциация территорий по уровню развития потребительского рынка, что проявляется, в частности, в дискриминации потребностей сельского населения;
  • недостаточный уровень конкуренции между организациями потребительского рынка;
  • низкий уровень развития кооперации (горизонтальной и вертикальной);
  • избыточное число числа каналов товародвижения;
  • барьеры для входа на рынок, вызванные экспансией крупных сетевых компаний.

Все вышеуказанные проблемы сдерживают развитие потребительского рынка региона, тем самым не только потребности населения удовлетворяются не в полной мере, а предприятия недополучают часть выручки, но и нарушаются внутрирегиональные, межрегиональные и международные связи.

С целью преодоления вышеуказанных недостатков Постановлением Правительства Ростовской области от 29.12.2012 № 1143 была утверждена Концепция развития потребительского рынка Ростовской области на период до 2020 года [2].

Однако в рамках Концепции в качестве основных мероприятий развития торговли Ростовской области выделяются комплексное развитие инфраструктуры розничной торговли, оптимизация торговой деятельности и повышение уровня квалификации кадров. Таким образом, в качестве первоочередной задачи выступает развитие розничной торговли, не рассматривая сферу оптовой торговли. Однако развитие розничной торговли невозможно без налаженного и эффективного функционирования оптовых предприятий.

А трансформация отношений, происходящая на потребительском рынке, обусловленная сменой форматов оптовой и розничной торговли и интенсивным развитием сетевого ритейла определяет актуальность развития несетевого формата оптовой торговли.

Таким образом, концепция развития торговли Ростовской области должна рассматривать не только сферу розничной, но и сферу оптовой торговли, базируясь на использовании сильных сторон региона с целью решения вышеобозначенных проблем.

Основываясь на опыте развития оптовой торговли других регионов, рассмотрим концепцию развития оптовой торговли Ростовской области, одним из направлений развития которой должны стать формирование современных форматов оптовой торговли и логистических площадок, которые будут обеспечивать эффективный процесс товародвижения, а также предоставлять информационные и маркетинговые услуги, в частности услуги по исследованию рынка, поиску потенциальных покупателей, продвижению товара, стимулированию сбыта и прочие [4].

Помимо развития новых форматов оптовой торговли, должна быть проведена реконструкция существующих объектов инфраструктуры оптовой торговли. В частности, устаревшие объекты складской инфраструктуры необходимо заменить современными оптово-распределительными центрами и крупными мультимодальными логистическими центрами с современным оборудованием и эффективной складской логистикой.

Концепция развития оптовой торговли должна быть ориентирована на формирование комплексной системы многоканальных поставок, как внутри региона, так и на межрегиональном и международном уровне. Кроме того она должна предусматривать разнообразие форм оптово-коммерческого посредничества, современных логистических площадок и оптовых терминалов, стимулирование развития местного производства, продвижение бренда «Сделано на Дону».

Концепция развития оптовой торговли Ростовской области должна строиться на принципах системности взаимодействия субъектов товародвижения, логистизации методов и организационных форм товародвижения, рациональной дифференциации оптовых посредников, интеграции торговых структур.

 

Всю совокупность мероприятий по совершенствованию оптовой деятельности региона можно представить следующим образом (рисунок 1.)

Рисунок 1. Мероприятия по совершенствованию оптовой деятельности Ростовской области

Развитие инфраструктуры оптово-коммерческого посредничества предусматривает создание логистических и маркетинговых центров для оказания комплексных услуг [5].

Данное направление перекликается со следующим шагом, таким как диверсификация оптово-посреднической деятельности, которое предусматривает деятельность по движению товара от места производства к месту использования, но и оказание информационных и консультативных услуг.

Развитие оптовой торговли должно базироваться на системности взаимодействия субъектов товародвижения на территории и  предусматривает трансформацию структуры каналов товародвижения за счет роста интеграционных структур и активизации сетевого взаимодействия.

 

Как уже отмечалось выше, разработка современных форматов оптовой торговли предусматривает создание мультимодальных логистических центров, оказывающих диверсифицированные услуги.

 

Одним из важных направлений оптовой торговли является формирование системы информационного обеспечения оптовых посредников, которое является определяющим в конкурентной борьбе.

 

Одним из основных направлений развития оптовой торговли должно стать формирование вертикальных маркетинговых систем, объединяющих оптовые и розничные предприятия с целью максимизации прибыли канала распределения.

Таким образом, исходя из основных направлений развития оптовой торговли региона, все оптово-посреднические структуры могут быть разделены на автономные и интегрированные.

Автономные посредники представляют собой независимые оптовые предприятия, осуществляющие свою деятельность и максимизирующие прибыль независимо от других участников канала товародвижения.

Интегрированные структуры представлены торговыми сетями, закупочными объединениями, союзами, оптово-розничныи объединениями и прочими, действующими в зависимости от интересов каждого субъекта с целью максимизации совокупной прибыли.

Интегрированные оптовые структуры будут усиливать свое влияние в оптовом обороте по мере экспансии торговых сетей. Автономные же займут нишу логистических и посреднических операций.

 

Таким образом, система оптово-посреднических предприятий Ростовской области будет представлена следующими видами организаций:

  • крупные оптовые структуры, являющиеся флагманами в внедрении передовых логистических решений в хозяйственную практику;
  • узкоспециализированные оптовые посредники, представленные функциональными посредниками и выполняющие отдельные логистические операции, не обладающие правами собственности на товар;
  • традиционные посреднические оптовые структуры, реализующие товар за чужой счет от своего или чужого имени без перехода к ним права собственности на товар (брокеры, дилеры, торговые агенты и др.);
  • организаторы оптового оборота (оптовые рынки, ярмарки, выставки и др.).

Список литературы

1. Официальный портал Правительства Ростовской области.– Режим доступа: https://www.donland.ru/
2. Постановление Правительства Ростовской области от 29.12.2012 № 1143 Об утверждении Концепции развития потребительского рынка Ростовской области на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.donland.ru/.
3. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года – Москва, 2010. – 127 с. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ ministry/strategic/sectoral/9/Stra tegiya_torgovli_29.11.10.doc.
4. Шнорр, Ж.П. Современные тенденции и проблемы развития оптовой торговли на потребительском рынке Забайкальского края / Ж.П. Шнорр // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2012. – № 4 (84) – С. 65 – 69.
5. Шнорр, Ж.П. Форматы торговли: понятие, виды и параметры, их характеризующие / Ж.П. Шнорр // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. – 2013. – № 2 (3). – С. 71 – 77.4
6. Диянова С.Н., Денисова Н.И. Оптовая торговля. Организация и управление коммерческой деятельностью Учебное пособие / С.Н. Диянова, Н.И. Денисова. – М.:Магистр – 2015. – 384 с.

Расскажите о нас своим друзьям: